ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2020
Просмотров: 156
Скачиваний: 1
4.1. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
№№ п/п |
Наименование раздела дисциплины и тем, его составляющих |
Планируемый результат обучения |
1. |
Модуль 1: |
|
|
Тема 1. Предмет, задачи и система курса «Конституционные основы государственного управления Тема 2. Конституционная основа регламентации исполнительно-распорядительных полномочий Президента Российской Федерации. Тема 3. Конституционные основы деятельности Правительства РФ. Тема 4. Конституционные предпосылки взаимоотношений Правительства РФ и Государственной Думы. |
Знать: – конституционные предписания о статусе Президента РФ и Правительства РФ в сфере исполнительной власти; – федеральные конституционные законы по темам модуля; – содержание взаимоотношений Президента РФ и Правительства РФ с Государственной Думой. Уметь: – анализировать нормы конституционного и административного законодательства по темам модуля. Владеть: – навыками проведения аналитических исследований; – надлежащим объемом знаний, необходимым для научной и правоприменительной деятельности. |
|
||
2. |
Модуль 2: Тема 5. Конституционные основы нормотворческой деятельности в сфере исполнительной власти. Тема 6. Конституционные основы организации системы публичной власти. Тема 7. Конституционные предпосылки разграничения публично-правовых полномочий. Тема 8. Конституционные основы делегирования публичных полномочий. |
Знать: – конституционное и административное законодательство о статусе органов исполнительной власти; – политико-правовые предпосылки разграничения и делегирования публичных полномочий. Уметь: – анализировать предписания Конституции РФ и федеральных конституционных законов о статусе федеральных министерств, ведомств и их территориальных органов. Владеть: – навыками проведения теоретических и прикладных исследований; – юридической терминологией, употребляемой в законодательстве и правоприменительной деятельности. |
3. |
Модуль 3: Тема 9. Конституционные основы реализации частноправовых и публичных полномочий. Тема 10. Конституционные основы обеспечения частноправовых интересов в сфере коллизионного регулирования. Тема 11. Конституционные основы административного судопроизводства. Тема 12. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в производстве по делам об административных правонарушениях. |
Знать: – конституционные предписания и административное законодательство о праве граждан на судебное и административное обжалование; – нормы законодательства, отражающего предназначение и цели административного судопроизводства. Уметь: – анализировать конституционное и административное законодательство о статусе арбитражных судов и судов общей юрисдикции в системе административного судопроизводства; – разграничивать предписания административного и конституционного законодательства по темам модуля. Владеть: – юридической терминологией; – надлежащими навыками проведения теоретических исследований; – практическими навыками обеспечения прав и свобод человека и гражданина в производстве по делам об административных правонарушениях. |
4.2. СОДЕРЖАНИЕ (ПРОГРАММА) ДИСЦИПЛИНЫ
МОДУЛЬ 1:
Тема 1. Предмет, задачи и система курса «Конституционные основы государственного управления»
1.1. Предназначение учебного курса «Конституционные основы государственного управления», его соотношение с базисным учебным курсом административного права.
1.2. Общие и специальные источники учебного курса. Цель и предназначение источников конституционного законодательства, их соотношение с источниками административного законодательства.
1.3. Общая характеристика конституционного и административного законодательства о статусе субъектов публичной власти в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.
Тема 2. Конституционная регламентация исполнительно-распорядительных полномочий Президента Российской Федерации
2.1. Президент РФ как субъект властной деятельности в сфере исполнительной власти (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ). Доминирующее положение Президента РФ во взаимоотношениях с иными субъектами властной исполнительно-распорядительной деятельности.
2.2. Конституционные основы организационных полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти (п. «б» ст. 83, п. «б» ч. 1 ст. 103, ч. 1 ст. 112).
2.3. Распорядительные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти (п. «а» ст. 86, ч. 1 ст. 87, ст. 88).
2.4. Коллизионные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти (ч. 1, 2 ст. 85, ч. 3 ст. 115).
Тема 3. Конституционные основы деятельности Правительства Российской Федерации
3.1. Правительство как коллегиальный орган исполнительной власти (ч. 1 ст. 110).
3.2. Конституционная регламентация полномочий Правительства РФ в сферах экономики, промышленности, социальной политики и культуры (ч. 1 ст. 114).
Тема 4. Конституционные предпосылки взаимоотношений Правительства РФ и Государственной Думы
4.1. Содержание контрольных полномочий Государственной Думы.
4.2. Ординарные отчетные обязанности Правительства РФ (п. «в» ч. 1 ст. 103).
4.3. Содержание специальных отчетных обязанностей Правительства РФ в части расходования средств федерального бюджета (п. «а» ч. 1 ст. 114).
МОДУЛЬ 2:
Тема 5. Конституционные основы нормотворческой деятельности в сфере исполнительной власти
5.1. Президент и Правительство как субъекты, осуществляющие исполнительную власть (ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 110).
5.2. Предназначение правовых актов Президента РФ и федерального Правительства в сфере обеспечения руководства органами исполнительной власти и иными публичными органами (ч. 1 ст. 90, ч. 1 ст. 115).
5.3. Виды правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, их юридическая сила (ч. 2, 3 ст. 90, ч. 2 ст. 115).
Тема 6. Конституционные основы организации системы публичной власти
6.1. Понятие системы органов государственной власти субъектов Федерации (ч. 1 ст. 77).
6.2. Системный принцип организации исполнительной власти в РФ. Понятие единой системы исполнительной власти в РФ (ч. 2 ст. 77).
6.3. Конституционные основы статуса территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (ч.1 ст. 78).
6.4. Основы конституционного статуса специальных публичных органов. Виды специальных публичных органов и их предназначение.
6.5. Статус Центрального банка РФ как органа государственной власти, осуществляющего публичную денежно-кредитную политику РФ и обеспечивающего руководство банковской системой (ч. 1, 2 ст. 75).
6.6. Статус Счетной палаты РФ как постоянно действующего органа бюджетного контроля (п. «и» ч. 1 ст. 102, п. «д» ч. 1 ст. 103).
Тема 7. Конституционные предпосылки разграничения публично-правовых полномочий
7.1. Понятие публично-правового полномочия, его виды.
7.2. Виды федеральных публичных полномочий, отнесенных к ведению органов исполнительной власти РФ (ст. 71, ч. 1 ст. 76).
7.3. Виды публичных полномочий совместного ведения, административно-правовая специфика их реализации (ч. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76).
7.4. Публичные полномочия, отнесенные к ведению региональных органов исполнительной власти, особенности их осуществления (ст. 73, ч. 4–6 ст. 76).
7.5. Конституционно-правовая регламентация муниципальных полномочий, их виды и особенности реализации (ст. 130–133).
Тема 8. Конституционные основы делегирования публичных полномочий
8.1. Делегирование публичных полномочий в пределах единой системы исполнительной власти. Делегирование федеральных полномочий органам исполнительной власти субъектов РФ (ч. 2, 3 ст. 78).
8.2. Делегирование федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации государственно-властных полномочий органам местного самоуправления, финансово-правовая основа делегирования (ч. 2 ст. 132).
8.3. Административно-правовые последствия делегирования публичных полномочий муниципальным органам (ч. 2 ст. 132).
8.4. Конституционные предпосылки делегирования федеральных полномочий межгосударственным объединениям. Административно-правовые предпосылки делегирования (ст. 79).
МОДУЛЬ 3:
Тема 9. Конституционные основы реализации частноправовых и публичных полномочий
9.1. Конституционные предпосылки регламентации экономической деятельности. Организационно-правовые формы государственного регулирования в сфере экономики (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 74).
9.2. Конституционно-правовые основы регламентации публичной финансовой деятельности (ст. 57, 75, ч. 3 ст. 104, ст. 106, п. «а», «б» ч. 1 ст. 114).
9.3. Конституционные предпосылки регулирования в сфере имущественных отношений (ч. 2 ст. 35, ч. 2 ст. 36).
9.4. Конституционно-правовые основы реализации государственной политики в сферах социального строительства и культуры (ч. 1 ст. 7, ст. 39, 41, 43, 44).
9.5. Конституционные основы регламентации государственной политики в сфере информационных отношений (ч. 1, 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29, ч. 3 ст. 41, 42).
9.6. Конституционные основы государственного регулирования в сфере административно-политической деятельности, правоограничения, обусловленные обеспечением публично-правовых потребностей (ч. 3 ст. 55, ч. 1, 2 ст. 56, 59).
Тема 10. Конституционные основы обеспечения частноправовых интересов в сфере коллизионного регулирования
10.1. Конституционные предпосылки обеспечения прав граждан на административное и судебное обжалование (ст. 46).
10.2. Обеспечение частноправовых интересов в сфере публичных деликтных отношений (ст. 52, 53).
Тема 11. Конституционные основы административного судопроизводства
11.1. Административное судопроизводство как форма осуществления судебной власти, понятие и предназначение (ч. 2 ст. 118).
11.2. Статус Верховного Суда РФ как высшей судебной инстанции при рассмотрении административных дел, подсудных судам общей юрисдикции (ст. 126).
11.3. Статус судов общей юрисдикции и арбитражных судов в системе административного судопроизводства (ст. 127).
11.4. Основы конституционного статуса административного и административно-процессуального законодательства (п. «к» ч. 1 ст. 72).
Тема 12. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в производстве по делам об административных правонарушениях
12.1. Соотношение административного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях.
12.2. Обеспечение в производстве по делам об административных правонарушениях конституционных принципов:
– равенства (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ);
– защиты достоинства личности (ч. 1, 2 ст. 21 Конституции РФ);
– личной неприкосновенности (ч. 1, 2 ст. 22 Конституции РФ);
– неприкосновенности частной жизни (ч. 1, 2 ст. 23 Конституции РФ);
– защиты персональных данных (ч. 1, 2 ст. 24 Конституции РФ);
– неприкосновенности жилища (ст. 25 Конституции РФ);
– свободы совести (ст. 28 Конституции РФ).
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В рамках образовательного процесса предусматриваются активные и интерактивные формы проведения занятий.
1. Лекция – это форма организации учебного процесса, в условиях которой преподаватель системно и последовательно, преимущественно монологически излагает и объясняет учебный материал, а обучающиеся его усваивают и задают вопросы.
2. Практическое занятие – форма организации обучения, при которой на этапе его подготовки доминирует самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами, а в процессе практического занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
3. Поощряются интерактивные формы проведения занятий (деловые игры, модельные процессы, разбор конкретных ситуаций и др.).
Дидактическая игра – форма организации практического занятия, включающая в себя обучение, воспитание и развитие личности, осуществляемая преподавателем на основе целенаправленной организованной, изначально мотивированной деятельности студентов по специально разработанным правилам. В основе дидактической игры самоорганизация обучающихся, воссоздание или моделирование опыта человеческой деятельности и общения.
Коллоквиум – это вид практических занятий, представляющих собой обсуждение под руководством преподавателя насущных учебных проблем, соответствующего раздела учебного курса. Одновременно это и форма контроля, разновидность коллективного опроса, позволяющая в короткий срок выяснить уровень знаний студентов. Коллоквиум обычно проходит в форме дискуссии и требует обязательного активного участия всех присутствующих. Студентам дается возможность высказать свое мнение и точку зрения. При высказывании требуется аргументированность и обоснованность собственных оценок. Форма коллоквиума определяется преподавателем по согласованию со студентами.