ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2020

Просмотров: 156

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4.1. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


№№

п/п

Наименование раздела дисциплины и тем, его составляющих

Планируемый результат обучения

1.

Модуль 1:



Тема 1.

Предмет, задачи и система курса «Конституционные основы государственного управления

Тема 2.

Конституционная основа регламентации исполнительно-распорядительных полномочий Президента Российской Федерации.

Тема 3.

Конституционные основы деятельности Правительства РФ.

Тема 4.

Конституционные предпосылки взаимоотношений Правительства РФ и Государственной Думы.

Знать:

конституционные предписания о статусе Президента РФ и Правительства РФ в сфере исполнительной власти;

федеральные конституционные законы по темам модуля;

содержание взаимоотношений Президента РФ и Правительства РФ с Государственной Думой.

Уметь:

анализировать нормы конституционного и административного законодательства по темам модуля.

Владеть:

навыками проведения аналитических исследований;

надлежащим объемом знаний, необходимым для научной и правоприменительной деятельности.


2.

Модуль 2:

Тема 5.

Конституционные основы нормотворческой деятельности в сфере исполнительной власти.

Тема 6.

Конституционные основы организации системы публичной власти.

Тема 7.

Конституционные предпосылки разграничения публично-правовых полномочий.

Тема 8.

Конституционные основы делегирования публичных полномочий.

Знать:

конституционное и административное законодательство о статусе органов исполнительной власти;

политико-правовые предпосылки разграничения и делегирования публичных полномочий.

Уметь:

анализировать предписания Конституции РФ и федеральных конституционных законов о статусе федеральных министерств, ведомств и их территориальных органов.

Владеть:

навыками проведения теоретических и прикладных исследований;

юридической терминологией, употребляемой в законодательстве и правоприменительной деятельности.

3.

Модуль 3:

Тема 9.

Конституционные основы реализации частноправовых и публичных полномочий.

Тема 10.

Конституционные основы обеспечения частноправовых интересов в сфере коллизионного регулирования.

Тема 11.

Конституционные основы административного судопроизводства.

Тема 12.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в производстве по делам об административных правонарушениях.

Знать:

конституционные предписания и административное законодательство о праве граждан на судебное и административное обжалование;

нормы законодательства, отражающего предназначение и цели административного судопроизводства.

Уметь:

анализировать конституционное и административное законодательство о статусе арбитражных судов и судов общей юрисдикции в системе административного судопроизводства;

разграничивать предписания административного и конституционного законодательства по темам модуля.

Владеть:

юридической терминологией;

надлежащими навыками проведения теоретических исследований;

практическими навыками обеспечения прав и свобод человека и гражданина в производстве по делам об административных правонарушениях.



4.2. СОДЕРЖАНИЕ (ПРОГРАММА) ДИСЦИПЛИНЫ

МОДУЛЬ 1:

Тема 1. Предмет, задачи и система курса «Конституционные основы государственного управления»

1.1. Предназначение учебного курса «Конституционные основы государственного управления», его соотношение с базисным учебным курсом административного права.

1.2. Общие и специальные источники учебного курса. Цель и предназначение источников конституционного законодательства, их соотношение с источниками административного законодательства.

1.3. Общая характеристика конституционного и административного законодательства о статусе субъектов публичной власти в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

Тема 2. Конституционная регламентация исполнительно-распорядительных полномочий Президента Российской Федерации

2.1. Президент РФ как субъект властной деятельности в сфере исполнительной власти (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ). Доминирующее положение Президента РФ во взаимоотношениях с иными субъектами властной исполнительно-распорядительной деятельности.

2.2. Конституционные основы организационных полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти (п. «б» ст. 83, п. «б» ч. 1 ст. 103, ч. 1 ст. 112).

2.3. Распорядительные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти (п. «а» ст. 86, ч. 1 ст. 87, ст. 88).

2.4. Коллизионные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти (ч. 1, 2 ст. 85, ч. 3 ст. 115).

Тема 3. Конституционные основы деятельности Правительства Российской Федерации

3.1. Правительство как коллегиальный орган исполнительной власти (ч. 1 ст. 110).

3.2. Конституционная регламентация полномочий Правительства РФ в сферах экономики, промышленности, социальной политики и культуры (ч. 1 ст. 114).

Тема 4. Конституционные предпосылки взаимоотношений Правительства РФ и Государственной Думы

4.1. Содержание контрольных полномочий Государственной Думы.

4.2. Ординарные отчетные обязанности Правительства РФ (п. «в» ч. 1 ст. 103).

4.3. Содержание специальных отчетных обязанностей Правительства РФ в части расходования средств федерального бюджета (п. «а» ч. 1 ст. 114).

МОДУЛЬ 2:

Тема 5. Конституционные основы нормотворческой деятельности в сфере исполнительной власти

5.1. Президент и Правительство как субъекты, осуществляющие исполнительную власть (ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 110).

5.2. Предназначение правовых актов Президента РФ и федерального Правительства в сфере обеспечения руководства органами исполнительной власти и иными публичными органами (ч. 1 ст. 90, ч. 1 ст. 115).

5.3. Виды правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, их юридическая сила (ч. 2, 3 ст. 90, ч. 2 ст. 115).

Тема 6. Конституционные основы организации системы публичной власти

6.1. Понятие системы органов государственной власти субъектов Федерации (ч. 1 ст. 77).

6.2. Системный принцип организации исполнительной власти в РФ. Понятие единой системы исполнительной власти в РФ (ч. 2 ст. 77).


6.3. Конституционные основы статуса территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (ч.1 ст. 78).

6.4. Основы конституционного статуса специальных публичных органов. Виды специальных публичных органов и их предназначение.

6.5. Статус Центрального банка РФ как органа государственной власти, осуществляющего публичную денежно-кредитную политику РФ и обеспечивающего руководство банковской системой (ч. 1, 2 ст. 75).

6.6. Статус Счетной палаты РФ как постоянно действующего органа бюджетного контроля (п. «и» ч. 1 ст. 102, п. «д» ч. 1 ст. 103).

Тема 7. Конституционные предпосылки разграничения публично-правовых полномочий

7.1. Понятие публично-правового полномочия, его виды.

7.2. Виды федеральных публичных полномочий, отнесенных к ведению органов исполнительной власти РФ (ст. 71, ч. 1 ст. 76).

7.3. Виды публичных полномочий совместного ведения, административно-правовая специфика их реализации (ч. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76).

7.4. Публичные полномочия, отнесенные к ведению региональных органов исполнительной власти, особенности их осуществления (ст. 73, ч. 4–6 ст. 76).

7.5. Конституционно-правовая регламентация муниципальных полномочий, их виды и особенности реализации (ст. 130–133).

Тема 8. Конституционные основы делегирования публичных полномочий

8.1. Делегирование публичных полномочий в пределах единой системы исполнительной власти. Делегирование федеральных полномочий органам исполнительной власти субъектов РФ (ч. 2, 3 ст. 78).

8.2. Делегирование федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации государственно-властных полномочий органам местного самоуправления, финансово-правовая основа делегирования (ч. 2 ст. 132).

8.3. Административно-правовые последствия делегирования публичных полномочий муниципальным органам (ч. 2 ст. 132).

8.4. Конституционные предпосылки делегирования федеральных полномочий межгосударственным объединениям. Административно-правовые предпосылки делегирования (ст. 79).


МОДУЛЬ 3:

Тема 9. Конституционные основы реализации частноправовых и публичных полномочий

9.1. Конституционные предпосылки регламентации экономической деятельности. Организационно-правовые формы государственного регулирования в сфере экономики (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 74).

9.2. Конституционно-правовые основы регламентации публичной финансовой деятельности (ст. 57, 75, ч. 3 ст. 104, ст. 106, п. «а», «б» ч. 1 ст. 114).

9.3. Конституционные предпосылки регулирования в сфере имущественных отношений (ч. 2 ст. 35, ч. 2 ст. 36).

9.4. Конституционно-правовые основы реализации государственной политики в сферах социального строительства и культуры (ч. 1 ст. 7, ст. 39, 41, 43, 44).

9.5. Конституционные основы регламентации государственной политики в сфере информационных отношений (ч. 1, 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29, ч. 3 ст. 41, 42).

9.6. Конституционные основы государственного регулирования в сфере административно-политической деятельности, правоограничения, обусловленные обеспечением публично-правовых потребностей (ч. 3 ст. 55, ч. 1, 2 ст. 56, 59).

Тема 10. Конституционные основы обеспечения частноправовых интересов в сфере коллизионного регулирования

10.1. Конституционные предпосылки обеспечения прав граждан на административное и судебное обжалование (ст. 46).

10.2. Обеспечение частноправовых интересов в сфере публичных деликтных отношений (ст. 52, 53).


Тема 11. Конституционные основы административного судопроизводства

11.1. Административное судопроизводство как форма осуществления судебной власти, понятие и предназначение (ч. 2 ст. 118).

11.2. Статус Верховного Суда РФ как высшей судебной инстанции при рассмотрении административных дел, подсудных судам общей юрисдикции (ст. 126).

11.3. Статус судов общей юрисдикции и арбитражных судов в системе административного судопроизводства (ст. 127).

11.4. Основы конституционного статуса административного и административно-процессуального законодательства (п. «к» ч. 1 ст. 72).

Тема 12. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в производстве по делам об административных правонарушениях

12.1. Соотношение административного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях.

12.2. Обеспечение в производстве по делам об административных правонарушениях конституционных принципов:

равенства (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ);

защиты достоинства личности (ч. 1, 2 ст. 21 Конституции РФ);

личной неприкосновенности (ч. 1, 2 ст. 22 Конституции РФ);

неприкосновенности частной жизни (ч. 1, 2 ст. 23 Конституции РФ);

защиты персональных данных (ч. 1, 2 ст. 24 Конституции РФ);

неприкосновенности жилища (ст. 25 Конституции РФ);

свободы совести (ст. 28 Конституции РФ).

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В рамках образовательного процесса предусматриваются активные и интерактивные формы проведения занятий.

1. Лекция – это форма организации учебного процесса, в условиях которой преподаватель системно и последовательно, преимущественно монологически излагает и объясняет учебный материал, а обучающиеся его усваивают и задают вопросы.

2. Практическое занятие – форма организации обучения, при которой на этапе его подготовки доминирует самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами, а в процессе практического занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.

3. Поощряются интерактивные формы проведения занятий (деловые игры, модельные процессы, разбор конкретных ситуаций и др.).

Дидактическая игра – форма организации практического занятия, включающая в себя обучение, воспитание и развитие личности, осуществляемая преподавателем на основе целенаправленной организованной, изначально мотивированной деятельности студентов по специально разработанным правилам. В основе дидактической игры самоорганизация обучающихся, воссоздание или моделирование опыта человеческой деятельности и общения.

Коллоквиум – это вид практических занятий, представляющих собой обсуждение под руководством преподавателя насущных учебных проблем, соответствующего раздела учебного курса. Одновременно это и форма контроля, разновидность коллективного опроса, позволяющая в короткий срок выяснить уровень знаний студентов. Коллоквиум обычно проходит в форме дискуссии и требует обязательного активного участия всех присутствующих. Студентам дается возможность высказать свое мнение и точку зрения. При высказывании требуется аргументированность и обоснованность собственных оценок. Форма коллоквиума определяется преподавателем по согласованию со студентами.