ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2020

Просмотров: 510

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;законодательного закрепления единства статуса судей;финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета. Судебная система РФ состоит из трех звеньев — высшего, среднего и основного. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные однородными полномочиями. Выполнение определенных функций характеризует суд как инстанцию. Судебная инстанция — стадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией. В российском гражданском и уголовном процессе различают суды первой, второй (кассационной) и исключительной (надзорной) инстанции. В арбитражном процессе с 1995 г. введена также апелляционная инстанция. Суд первой инстанции — это суд, управомоченный на рассмотрение дела по существу (непосредственное исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесение по нему соответственно решения, приговора, определения). В качестве кассационной инстанции суд в целях проверки законности и обоснованности рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения судов первой инстанции до их вступления в законную силу. Апелляционная инстанция, так же как и кассационная, рассматривает не вступившие в силу решения суда первой инстанции. Однако, выступая в качестве апелляционной инстанции, суд проверяет существо решения нижестоящего суда, повторяя заново исследование имеющихся в деле и вновь представленных доказательств, после чего либо утверждает обжалованное решение, либо, отменив его, выносит новое, т. е. пересматривает решение суда первой инстанции не по отдельным вопросам, а по существу всего дела в целом. В качестве надзорной инстанции суд рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения, постановления судов первой, кассационной и нижестоящих надзорных инстанций, вступивших в законную силу.



21) Судебное звено и судебные инстанции.

Все суды, входящие в судебную систему, делятся на звенья.

Звеном судебной системы считают суды, наделенные однородными полномочиями.

Исходя из этого, гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев: основное звено — районные суды; среднее звено — верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов; высшее звено — Верховный суд РФ.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 23.06.1999 г. «О военных судах Российской Федерации» существуют военные суды: основное звено — гарнизонные военные суды; среднее звено — окружные флотские военные суды; высшее звено — Военная коллегия Верховного суда РФ. В связи с внесенными в Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» изменениями (Российская газета от 9.07.2003 г.) система арбитражных судов стала четырехзвенной (до этого она была трехзвенной): основное (первое) звено — арбитражные суды субъектов РФ; промежуточное (второе) звено — арбитражные апелляционные суды; промежуточное (третье) звено — федеральные арбитражные суды округов (кассационные суды); высшее звено (четвертое) — Высший Арбитражный суд РФ. Помимо разделения судов на звенья, суды разделяются по процессуальной компетенции на инстанции. Судебной инстанцией считается суд, выполняющий конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности, обоснованности и справедливости решения, вступившего или не вступившего в законную силу). Существуют следующие виды судебных инстанций. Суд первой инстанции — суд, рассматривающий дело по существу, т.е. уполномоченный принимать решение по основным вопросам для данного дела. По уголовным делам — это вопросы о виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления, а в случае признания виновным — о применении или неприменении уголовного наказания. По гражданским делам существо дела составляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении уголовных и гражданских дел судами первой инстанции могут быть все суды всех звеньев в пределах предоставленных им полномочий. Исключение составляют арбитражные кассационные суды и арбитражные апелляционные суды, так как им не дано право быть судами первой инстанции.Суд второй (апелляционной или кассационной) инстанции призван проверять законность, обоснованность и справедливость приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. В системе судов общей юрисдикции апелляционная инстанция — это районный суд, где судья единолично осуществляет контроль за законностью и обоснованностью не вступивших в законную силу приговоров и решений по гражданским делам, вынесенным мировыми судьями. Особенностью рассмотрения дел в апелляционной инстанции является то, что разбирательство представляет собой полное или частичное повторное рассмотрение дел с возможным непосредственным исследованием всех или части доказательств, которое может завершиться постановлением нового приговора либо решения по гражданским делам.Кассационными инстанциями судов общей юрисдикции являются судебные коллегии судов среднего звена, Кассационная и Судебные коллегии Верховного суда РФ, на которые возлагается проверка законности, обоснованности и справедливости не вступивших в законную силу всех приговоров по уголовным делам и решений по гражданским делам, выносимых по первой и апелляционной инстанциям.Производство в кассационной инстанции отличается от производства в апелляционной инстанции тем, что кассационная инстанция не может постановить новый приговор или вынести судебное решение по гражданским делам, а вправе только отменить или изменить приговор или иное судебное решение.Суд надзорной инстанции — суд, рассматривающий в порядке надзора приговоры и судебные решения, вступившие в законную силу. Судами надзорной инстанции являются президиумы судов среднего звена, судебные коллегии Верховного суда РФ, Президиум Верховного суда РФ, а в системе арбитражных судов — Президиум Высшего Арбитражного суда РФ.


Важно отметить, что для проверки вступивших в законную силу приговоров и иных решений установлено две процедуры: производство в порядке надзора и производство ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.


22) Статус судьи. Единство статуса судей.

Судья-должностное лицо неделенное в установленном законом порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющем сови обязанности на проф.основе.статус судьи-его правовое положение закрепленное в законе.Статус судьи включает в себя:1)требование по предьявлению к судьям2)требования предъявляемые к кандидату на должность судьи3)процедура наделения судьи полномочиями4)гарантии независимости судьий,меры соц.и мат.обеспечения.Требования предьявляемые ко всем судьям:1)обязан соблюдать КРФ и законы2)в своей служебной и не служебной д-ости судья обязан избегать всего того что могло бы умолить авторитет судебной власти или вызвать сомнение в справедливости и беспристрастности судьи.Судья не вправе принадлежать к полит.партиям,принимать участие в полит.действиях.судье не может замещать госуд.должности,быть третейным судьей или арбитром,публично выражать свое отнашение к полит.партиям и общ.объединениям.не вправе заниматься предпринимательской д-остью лично или через доверенных лиц.судья не может быть членом попечительского совета.Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" Статья 2. Единство статуса судей

1. Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации.

Особенности правового положения судей Конституционного Суда Российской Федерации определяются федеральным конституционным законом. 2. Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в Российской Федерации.

23) Обеспечение деятельности судов. Аппарат суда и его формирование.

обеспечение деятельности судов — это осуществление мероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Обязанность осуществления мер по обеспечению деятельности органов судебной власти прежде всего возложена на Правительство РФ. В этой связи из федерального бюджета производится финансирование судов и обеспечивается возможность полного и независимого осуществления правосудия; а также обеспечивается исполнение судебных решений Аппарат суда обеспечивает работу суда по осуществлению правосудия, изучению, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, систематизации законодательства и др. Аппарат суда подчиняется председателю соответствующего суда.Работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания, а в военных судах могут также присваиваться воинские звания.В состав организационного обеспечения входит осуществление следующих задач:1) разработка и внесение в соответствующие органы государ-ственной власти предложений по вопросам организации судов;2) разработка и внесение предложений по вопросам увеличения или сокращения штатной численности судей;3) подбор кандидатов в судьи и проверка их профессиональных, деловых и нравственных качеств;4) обеспечение деятельности экзаменационных комиссий, проверяющих уровень правовых знаний у кандидатов на судейские должности;5) дача заключений о пригодности или непригодности кандидатов в судьи;6) организация выборов (назначения) народных заседателей, составления и обновления списков присяжных заседателей, отбора арбитражных заседателей; контроль за законностью избрания, назначения или отбора таких заседателей; На Судебный департамент возложено организационное обеспечение деятельности большинства судов общей юрисдикции и соответствующих органов судейского сообщества. Из сферы его деятельности полностью исключен Верховный Суд РФ, который в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона о судебной системе сам обеспечивает свои организационные потребности. Из сферы его деятельности почти полностью выведены и создаваемые мировые суды, хотя они отнесены к судам общей юрисдикции (ч.1 ст. 1 Закона о мировых судьях). Местные органы Судебного департамента должны лишь обеспечивать покрытие расходов на заработную плату и социальные выплаты мировым судьям (ч.1 ст. Закона о мировых судьях). Остальное же материально-техническое обеспечение этих судов - дело местных органов юстиции или органов исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации


24) Цели, основные задачи и принципы деятельности Конституционного суда РФ, место в судебной системе.

Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.Место КС в суд.сист:с одной стороны КС является органом правосудия составной частью судебной власти с учетом своих полномочий применяющий и толкующий конституционные нормы,с другой стороны согл.ст 10 КРФ он явл.федеральным органом ветви гос.власти который в силу занимаемого им места может оказать воздействие на д-ость др.ветвей власти устанавливая их объем и полномочия. КРФ и фкз от 12 июля 1994 «О конституционном суде РФ». Конституционный суд РФ независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других органов. Финансирование конституционного суда РФ производится за счёт федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме.КСРФ самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.Цели КС РФ:защитеа основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина; обеспечении верховенства и прямого действия конституционной законности.К задачам Конституционного суда РФ относят: способствование утверждению законности; укрепление правопорядка; воспитание в должностных лицах и гражданах уважения к Основному закону РФ.

К основным функциям Конституционного суда РФ относят: конституционный контроль; толкование Конституции РФ; правотворчество.Конституционное производство осущ.на основе:1)принципа независимости(судьи КС РФ независимы и при осущ-ии своих полномочий руководствуются только КРФ и ФКЗ о КС РФ.в д-ости судь выступают в личном к-ве и не представляют гос.или общ.органов)2)Принципа коллегиальности(рассмотрение дел и вопросов и принятия решений по ним производятся КС РФ коллегиально.Решение принимается только теми судьями которые учавствовали в рассмотрении дела в суд.заседании)3)Принципа гласности(рассмотрение дел в заседаниях КС РФ открыто за искл.случает предусмотренных ФКЗ о КС РФ.решения провозглашаются публично)4)Принципа устности разбирательства(заслушиваются покозания)5)Принципа языка конституционного судопроизводства(производство ведется на русском языке,участникам не владеющим языком право давать показания на др.языке)6)Принципа неприрывности судебного заседания(заседания КС РФ происходит неприрывно за иск.времени отведенного для отдыха)7)принципа состязательности и равноправия сторон(стороны пользуются равными правами при отстаивании своей позиции)


25) Организация конституционного суда РФ. Его состав и компетенция.


В соответствии с ч. 1 ст. 125 и ч. 1 ст. 128 Конституции РФ Конституционный Суд РФ должен состоять из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое готовится и вносится с соблюдением установленного порядка. К.с. состоит из двух палат включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путём жеребьёвки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом конституционного суда. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Председатель и зам.пред. к.с. РФ не могут входить в состав одной и той же палаты. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в её заседаниях определяется на заседании палаты. В пленарных заседаниях участвуют все судьи к.с. РФ, в заседаниях палат судьи входящие в соотв. Палату.в пленрарных заседаниях рассматр.вопросы:-дела о соотв.КРФ ФЗ.-вопросы толкования К.-заключение о соблюдении уст.порядка выдвижения обвинения Президента РФ. К.с. РФ уполномочен: 1) разрешать дела о соответствии Конституции РФ – фед. Законов, н.а президента РФ \ совета федерации \ государственной думы \ правительства РФ, конституций республик, договоров между органами власти и т.д. 2) Решать споры о компетенции – между фед. Органами гос. власти, между фед. Органами гос. власти и органами гос. власти субъектов, между высшими гос. органами субъектов федерации. 3) по жалобам граждан и по запросам судов проверять конституционность закона применённого или подлежащего применению в конкретном деле. 4) давать толкование конституции РФ. 5) давать заключение в соблюдении порядка выдвижения обвинения президента РФ в гос. измене и в совершении иного тяжкого преступления. 6) выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. 7)давать толкование КС РФ.По вопросам совей внутренней д-ости КС РФ принимает регламент КС РФ.Д-ость КС РФ обеспечивает аппарат,состоящий из секретариата КС РФ и иных подразделений(осущ.организационное,научно-аналитическое обеспечение КС РФ)официальным изданием КС РФ является «вестник КС РФ»


26) Статус судей конституционного суда РФ. Председатель конституционного суда.

Судьей КС РФ может быть назначен гражданин РФ (возраст не менее 40 лет) с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Судья КС РФ назначается на должность сроком на 15 лет (назначение на второй срок не допускается), либо по достижении им 70 лет. Он считается вступившим в должность с момента принесения присяги. Судья КС РФ не может занимать государственные или общественные должности, заниматься предпринимательской деятельностью, не вправе осуществлять защиту в суде или иных органах, не может принадлежать к политическим партиям и движениям, вести политическую пропаганду и агитацию, не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в КС РФ, до принятия решения по этому вопросу. Статусу судьи к.с. РФ посвящена 2 глава фкз от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич – действующий председатель к.с. РФ. Председатель к.с. РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации. Его основные функции: 1) руководство подготовки пленарных заседаний к.с. РФ. 2) вносит на обсуждение к.с. РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседания палат. 3) представляет к.с. РФ в отношениях с гос. органами и организациями, общественными объединениями. 4) осуществляет общее руководство аппаратом к.с. РФ. 5) осуществляет иные полномочия в соответствии с фкз и регламентом к.с. РФ.









27) Порядок деятельности конституционного суда РФ. Аппарат конституционного суда РФ.

Порядок деятельности конституционного суда РФ регламентируется статьей 125 конституции РФ а так же главой 3 ФКЗ «О к.с. РФ». Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации (фкз от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации")Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивает аппарат, состоящий из Секретариата КС РФ и иных подразделений.Секретариат КС РФ осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение КС РФ, проводит прием посетителей; рассматривает обращения в адрес Конституционного Суда Российской Федерации в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями КС РФ; содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях; изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений КС РФ Иные подразделения аппарата осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение КС РФ.

КС РФ в пределах своей сметы расходов устанавливает структуру аппарата; утверждает Положение о Секретариате.Права, обязанности, ответственность сотрудников аппарата КС РФ, а также условия прохождения ими службы определяются законами и иными нормативными актами о федеральной государственной службе, нормативными актами о правовом положении работников судов, а также законодательством РФ о труде.Поводом для рассмотрения дела в КС являются заявления в форме запроса,ходатайства или жалобы.Основанием для рассмотрения дела явл.обнурежение неопределенности в вопросе о том соотв.ли конституц.законы или иные НА.




28) Решения, принимаемы конституционным судом РФ. Юридическая сила решений конституционного суда РФ.

Решения к.с. РФ регламентируются главой 8ой "О КС РФ". Могут выражаться в виде постановления(итоговое решение по существу вопросов касающихся проверки конституционности НА) заключения(итог.реш.по существу запроса в соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения президенту) определения(все иные решения КС). Решение принимается путём открытого голосования..Решение КС РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.Решение КС РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления КС РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими КРФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.