Файл: Sudoustr_i_pravookhran_organy.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2020

Просмотров: 2364

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

41

Ответ обоснуйте ссылками на положения Конституции РФ, Феде-

рального конституционного закона «О судебной системе РФ», Феде-
рального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ», Фе-
дерального закона «Об арбитражных заседателях арбитражных судов 
субъектов РФ», ст. 19 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Пример творческого задания:

Выберите какое-либо лицо (например, себя, своего знакомого, 

персонаж литературного произведения) и укажите, отвечает ли данное 
лицо требованиям, предъявляемым к присяжным или арбитражным за-
седателям.

Ответ обоснуйте ссылками на нормы Федерального закона «Об ар-

битражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ», Федераль-
ного закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрис-
дикции в РФ».

Примеры тестовых заданий:

1.  Граждане РФ имеют право участвовать в осуществлении пра-

восудия:

а)  в качестве присяжных заседателей;
б)  в качестве народных заседателей;
в)  в качестве арбитражных заседателей;
г) 

в качестве общественных обвинителей и общественных защит-

ников.

2.  Неприкосновенность Президента РФ, членов Совета Федера-

ции, депутатов Государственной Думы, судей является исключением из 
принципа:

а)  состязательности и равноправия сторон при осуществлении 

судопроизводства;

б)  равенства всех перед законом;
в)  равенства всех перед судом;
г) 

обеспечения подозреваемому, обвиняемому права на защиту.

Принципы правосудия (окончание) 

(2 часа)

Содержание (план) практического занятия:

1.  Право на судебную защиту. Обеспечение доступа к правосу-

дию. Право на компенсацию за нарушение права на судопроизводство в 
разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

2.  Обеспечение права на получение квалифицированной юриди-

ческой помощи при осуществлении правосудия.

3.  Осуществление правосудия на основе состязательности и рав-

ноправия сторон. 


background image

42

4. Презумпция 

невиновности. 

5.  Открытое разбирательство дел во всех судах (гласность в дея-

тельности судов). 

6.  Язык судопроизводства и делопроизводства в судах. Гарантии 

права участников судопроизводства на пользование родным языком.

Задания для подготовки к практическому занятию:

Примеры задач (казусов):
1.

  Малахович обратилась в суд с жалобой на решение приходско-

го собрания православной религиозной организации об отлучении ее от 
церкви. Заявитель просила признать акт отлучения от церкви незакон-
ным, поскольку им нарушено ее конституционное право на свободу со-
вести и вероисповедания, созданы препятствия для участия в богослу-
жениях и других религиозных обрядах и церемониях.

Суд отказал в принятии жалобы к производству в связи с ее не-

подведомственностью суду, указав, что отлучение Малахович от церк-
ви было основано на внутрицерковной деятельности религиозного 
объединения, а согласно ст. 14 Конституции РФ, Российская Феде-
рация — светское государство. Никакая религия не может устанавли-
ваться в качестве государственной или обязательной. Религиозные 
объединения отделены от государства и равны перед законом. Реше-
ние суда было основано также на положении п. 9 раздела 1 Устава Рус-
ской православной церкви, согласно которому «должностные лица и 
сотрудники канонических подразделений, а также клирики и миряне 
не могут обращаться в органы государственной власти и в граждан-
ский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, вклю-
чая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную 
и пастырскую деятельность». 

Было ли нарушено право Малахович на судебную защиту? При от-

вете проанализируйте ст. 46 Конституции РФ.

2.

  В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 24 июля 

2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в РФ»

3

 «если стороны не догово-

рились об ином, то состав третейского суда рассматривает дело в за-
крытом заседании».

Как вы полагаете, не нарушает ли данное положение конститу-

ционную норму об открытом разбирательстве дел во всех судах?

Примеры творческих заданий:
1.

  Определите, о каких принципах правосудия упоминается в сти-

хотворении Ивана Пнина «Ода на правосудие» (1805)

4

:

3

  СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3019.

4

  Русские поэты. Антология русской поэзии. В 6 т. М., 1989. Т. 1. С. 318.


background image

43

ОДА НА ПРАВОСУДИЕ

5

(извлечение)

Правосудие есть основание

всех общественных добродетелей.

Гольбах

Блаженство смертных, царств подпора,
Злодеев страх, невинных щит,
Ты, коего трепещет взора
Порок, хоть он венцом покрыт;
Ты, кое лиц не разбираешь,
Равно щадишь, равно караешь
Рабов, вельможей и царей;
Ты, без кого б и боги сами
Не почитались бы богами
И не имели алтарей.

Где ты — там царствуют законы,
Там человек всегда почтен.
Там тверды в основаньях троны
И к правде путь не загражден.
Там истина без страха ходит,
Ко всем без робости подходит
И чистою своей рукой
Личину зависти срывает,
Коварство, мщенье обнажает
И кажет умысел их злой.

Где ты — там равными правами
Граждане пользуются все.
Там над породой и чинами
Заслуги верх берут одне.
Там гнусна лесть у всех в презреньи.
Наружный блеск не в уваженьи.
Не чтут достоинством его.
Богатый с подлою душою
Ничто пред честной нищетою,
Добро превыше там всего.

Где нет тебя — там нет невинных,
Там гибнут все своей чредой;
Тот ныне жертвою был сильных,
А завтра сильных жребий злой
Ведет на эшафот кровавый.
Там совесть и рассудок здравый
Не сильны произнесть свой глас.

5

  И. Пнин придавал огромное значение правосудию. В своем главном пуб-

лицистическом сочинении «Опыт о просвещении относительно России» (1804) он 
писал: «Правосудие есть основание общественного и частного благоденствия, 
люди потому только порочны и несчастны, что они несправедливы, все нравствен-
ные добродетели основаны на правосудии» (Русские поэты. Антология русской 
поэзии. В 6 т. М., 1989. Т. 1. С. 642).


background image

44

2.

  Найдите в периодических изданиях одно-два кратких сообще-

ния о совершенных преступлениях. Вырежьте и вклейте их в рабочую 
тет радь. 

Проанализируйте, соответствует ли описание преступных дейст-

вий требованиям принципа презумпции невиновности.

Примеры тестовых заданий:

1.  Содержание принципа состязательности и равноправия сто-

рон можно выразить латинским изречением:

а)  никогда нельзя осуждать на основании одного лишь подо-

зрения;

б)  кто принимает решение, не выслушав противную сторону, по-

ступает несправедливо, хотя бы решение это и было справедливо;

в)  хороший судья ничего не должен делать по собственному ус-

мотрению или по велению своего желания, но должен выносить решение 
согласно закону и справедливости;

г)  при разделении мнений судей поровну обвиняемый считается 

оправданным.

2.  Принцип презумпции невиновности включает следующие по-

ложения:

а)  неустранимые сомнения в виновности обвиняемого толкуются 

в его пользу;

б)  бремя доказывания алиби обвиняемого возлагается на сторо-

ну защиты;

в)  обвиняемый считается невиновным до момента вынесения в 

отношении него обвинительного приговора суда;

г) 

обвинительный приговор не может быть основан на предполо-

жениях.

3.  Принцип презумпции невиновности действует:
а)  в конституционном судопроизводстве;
б)  в гражданском судопроизводстве;
в)  при производстве по делам об административных правонару-

шениях;

г) 

в уголовном судопроизводстве.

4.  Судопроизводство и делопроизводство в военных судах осу-

ществляется всегда:

а)  на государственном языке республики в составе РФ, на терри-

тории которого находится суд;

б)  на русском языке;
в)  на языке большинства населения данной местности;
г) 

на языке по усмотрению председательствующего.


background image

45

Судебная система РФ: общая характеристика 

(2 часа)

Содержание (план) практического занятия:

1.  Понятие и признаки судебной системы РФ.
2.  Суды, составляющие судебную систему РФ (общая характери-

стика): суды общей юрисдикции; арбитражные суды; Конституционный 
Суд РФ; конституционные (уставные) суды субъектов РФ; Дисциплинар-
ное судебное присутствие.

3.  Федеральные суды и суды субъектов РФ, их соотношение.
4.  Понятие судебной инстанции. Суды первой, апелляционной, 

кассационной, надзорной инстанций. 

5.  Соотношение понятий «звено судебной системы» и «судебные 

инстанции».

6.  Составы суда при рассмотрении дел в первой, апелляционной, 

кассационной и надзорной инстанциях.

Модельные задания для подготовки к практическому занятию:

Примеры творческих заданий:
1.

  Составьте схему судебной системы РФ. 

2. 

Используя схему, укажите, какие подсистемы (ветви) можно ус-

ловно выделить в судебной системе РФ. Дайте общую характеристику 
каждой из них, указав, какие суды в нее входят и как они связаны отноше-
ниями инстанционности, какие категории дел подведомственны данным 
судам (суду), какими нормативными актами регулируется организация и 
деятельность данной группы судов (суда). 

3.

  Каковы признаки чрезвычайных судов? В чем отличие чрезвы-

чайных судов от специализированных? Являются ли суды ad hoc чрез-
вычайными судами? Допускается ли создание чрезвычайных судов на 
территориях, на которых введено чрезвычайное положение? Допускает-
ся ли создание чрезвычайных судов на территориях, на которых введено 
военное положение?

4.

  Определите, какие суды относятся к федеральным, а какие — к 

судам субъектов РФ, по каким критериям осуществляется деление су-
дов, образующих судебную систему РФ, на федеральные и суды субъек-
тов РФ; заполните таблицу:

Федеральные

 

суды

Суды

 

субъектов

 

РФ

Порядок

 

создания

и

 

упразднения

 

судов

Финансирование

 

судов