ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2020

Просмотров: 1837

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

101

91.  Назначение прокуроров на должность, их подотчетность. Осно-

вания освобождения прокуроров от должности.

92. Генеральный прокурор Российской Федерации, порядок его 

назначения, полномочия.

93. Следственный Комитет Российской Федерации. Структура и 

полномочия. Система судебно-экспертных учреждений Следственного 

Комитета РФ.

94.  Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности.

95. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре 

в РФ.

96.  Права и обязанности адвоката.

97. Статус адвоката (приобретение, приостановление, прекраще-

ние).

98.  Приостановление и прекращение статуса адвоката. Основания, 

порядок.

99.  Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами. Оказание 

адвокатами юридической помощи бесплатно.

100.  Формы адвокатских образований.

101. Органы адвокатского самоуправления. Адвокатская палата 

субъекта Федерации, ее органы.

102. Всероссийский съезд адвокатов. Собрания (конференции) 

адвокатов.

103.  Федеральная палата адвокатов РФ, ее органы.

104.  Министерство юстиции Российской Федерации и его органы на 

местах. Функции и полномочия Минюста России. Система судебно-экс-

пертных учреждений Минюста России.

105.  Нотариат, функции, полномочия. Система органов нотариата.

5.3. Задания для проведения текущего контроля 
 

и промежуточной аттестации по итогам 

 освоения 

дисциплины

Задания могут быть использованы как для проверки качества тео-

ретических знаний, степени сформированности практических навыков и 

умений студентов по соответствующим разделам дисциплины «Правоох-

ранительные органы», так и для проведения рубежного контроля по дис-

циплинарным модулям при использовании балльно-рейтинговой системы 

измерения и оценки образовательной деятельности студентов.


background image

102

5.3.1.  Задание для проведения текущего контроля

по теме «Принципы правосудия»

Вариант I

Используемые образовательные технологии — работа в малых груп-

пах, решение казусов.

Содержание занятия.

 

Аудитория студентов делится на малые 

группы по 4—6 человек. Каждой из малых групп дается задание (казусы), 
направленные на проверку теоретических знаний, степени сформирован-
ности практических навыков и умений по теме «Принципы правосудия». 
Задание (казусы) подбираются таким образом, чтобы преподаватель имел 
возможность проверить знания и сформированность навыков по разным 
принципам. 

Для решения казуса преподаватель распределяет роли студентов 

внутри каждой малой группы:

— один студент (ведущий) — слушает своих коллег, фиксирует их 

аргументацию, принимает решение о варианте разрешения того или иного 
казуса, готовится к докладу группы и докладывает для общей аудитории 
студентов вариант разрешения казуса. При этом в ходе обсуждения казуса 
ведущий не вправе предлагать свои собственные аргументы, а может 
лишь задавать вопросы другим студентам из своей малой группы для уточ-
нения позиции по казусу либо иные вопросы, направленные на проверку 
правильности разрешения казуса;

— два студента (или три студента, если группа разделена на 6 чело-

век) предлагают аргументацию и правовое обоснование для разрешения 
казуса. Эти студенты являются советниками ведущего;

— один студент (или два студента, если группа разделена на 6 чело-

век) не принимают непосредственного участия в обсуждении при разре-
шении казуса, а готовят дополнительные вопросы для ведущего из других 
малых групп, которые они обязаны задать при его выступлении в общей 
аудитории студентов. 

На разрешение одного казуса отводится от 3 до 10 минут в зависимо-

сти от его сложности. После его разрешения преподаватель меняет роли 
студентов в каждой малой группе.

Хронология проведения занятия

 

(рассчитана на аудиторию 30 

человек, то есть не более 5 малых групп).

1.  Проверка явки студентов на семинарское занятие — 5 минут.
2.  Распределение групп, организация рабочего пространства, 

детальное и подробное разъяснение содержания задания, распределе-
ние ролей в малых группах для разрешения каждого из задания (казуса), 
разъяснение общих принципов распределения баллов за дисциплинарный 
модуль — 15 минут.


background image

103

3.  Работа в малых группах — 20 минут для разрешения всех казусов 

(в зависимости от содержания задания преподаватель самостоятельно 
определяет время из расчета 20 минут для разрешения каждого из казу-
сов).

4.  Доклад ведущих о разрешении казуса и ответы на подготовлен-

ные вопросы студентов из других малых групп — 10 минут на одну малую 
группу.

5.  Подведение итогов — 10 минут.

Вариант II

Используемые образовательные технологии — творческое задание, 

презентация проекта.

Предварительное задание.

 

Студентам предлагается в режиме 

домашнего задания найти в журнале «Бюллетень Верховного Суда РФ» 
(либо в любой справочно-правовой системе «ГАРАНТ», «Консультант-
Плюс», «Кодекс» и др.) пример из судебной практики (выдержку из реше-
ния, приговора, определения или постановления суда), который отражает 
какой-либо принцип (принципы) правосудия. Студентам поручается четко 
выделить этот принцип (принципы), кратко раскрыть их содержание при-
менительно к найденному решению и подготовить письменную и устную 
презентацию своего материала.

Содержание занятия. 

В ходе занятия заслушиваются презентации 

студентов по поставленному перед ними предварительному заданию. На 
каждую презентацию отводится до 3—5 минут. По результатам презента-
ции студенту могут быть заданы вопросы. Те студенты, которые не успели 
выступить со своими презентациями, сдают их тексты преподавателю для 
последующей проверки.

Возможно также распределение студентов на малые группы, с тем 

чтобы они делали такие презентации в малых группах, а по итогам обсуж-
дения ведущие сделали доклад о содержании примеров из практики перед 
всей аудиторией.

5.3.2.  Задание для проведения текущего контроля

по теме «Судебная система 
Российской Федерации»

Вариант I

Используемая образовательная технология — составление сложной 

схемы с участием всех студентов группы.

Содержание занятия.

 

Перед студентами группы ставится зада-

ние составить схему судебной системы РФ. Для этого к доске по одному 
последовательно приглашаются студенты. Первый студент начинает чер-


background image

104

тить схему, указывая один суд (одно звено); каждый следующий студент 
дополняет схему еще одним судебным органом. Составление схемы про-
должается до полного ее завершения. Одновременно студентам предла-
гается дать краткие устные пояснения об основных нормативных актах, 
регулирующих организацию и деятельность того суда (судов), которым 
они дополнили схему, об основных полномочиях суда, о требованиях, 
предъявляемых к кандидатам на должность судьи данного звена. 

Затем по такой же методике составляется схема судов общей юрис-

дикции с указанием их структуры и схема арбитражных судов. 

Возможно также составление схемы органов судейского сообще-

ства, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федера-
ции и Федеральной службы судебных приставов.

Вариант II

Используемые образовательные технологии — творческое задание, 

работа в малых группах, презентация проекта.

Содержание занятия. 

Аудитория студентов делится на малые 

группы по 4—6 человек. Студентам каждой малой группы дается задание 
изучить предложенное преподавателем судебное решение, нарисовать 
схему судов общей юрисдикции либо арбитражных судов (в зависимости 
от характера решения) и отразить на ней движение дела по звеньям судеб-
ной системы и судебным инстанциям.

Судебные решения подбираются таким образом, чтобы преподава-

тель имел возможность проверить знания студентов сразу по нескольким 
вопросам темы: например, три-четыре решения по делам, рассмотрен-
ным судами общей юрисдикции (по разным категориям дел — уголовным, 
гражданским, административным), и одно-два решения по делам, рассмо-
тренным арбитражными судами.

Для выполнения задания преподаватель распределяет роли между 

студентами внутри каждой малой группы:

— один студент («художник») не участвует непосредственно в обсуж-

дении группой задания, а самостоятельно готовит на доске схему соот-
ветствующей подсистемы судов, с тем чтобы в последующем на ней было 
показано движение дела по звеньям и инстанциям;

— один студент (ведущий) — руководит обсуждением задания, фик-

сирует предложения и аргументы участников группы, принимает решение 
о варианте выполнения задания, отмечает стрелками на подготовленной 
«художником» схеме движение дела по звеньям и инстанциям, готовится к 
докладу группы и докладывает общей аудитории студентов вариант разре-
шения казуса. В ходе обсуждения ведущий не вправе предлагать свои соб-
ственные суждения, а может лишь задавать вопросы другим студентам из 


background image

105

своей малой группы для уточнения позиции либо иные вопросы, направ-
ленные на проверку правильности решения;

— остальные студенты группы (советники) предлагают решение 

задания, формулируют аргументацию и правовое обоснование решения. 

Кроме того, в каждой группе может быть один или два студента (кор-

респонденты), которым поручается подготовить дополнительные вопросы 
для ведущих из других малых групп. Эти вопросы задаются при выступле-
ниях ведущих в общей аудитории студентов.

На выполнение задания отводится от 10 до 15 минут в зависимости 

от его сложности. 

5.3.3. Задание для проведения текущего контроля 

по темам: «Организация выявления 
и расследования преступлений», «Прокурату-
ра РФ», «Адвокатура в РФ», «Нотариат в РФ»

Вариант I

Используемые образовательные технологии — творческое задание, 

работа в малых группах, презентация.

Предварительное задание.

 

Студентам предлагается в режиме 

домашнего задания найти в любой справочно-правовой системе 
(«ГАРАНТ», «КонсультантПлюс», «Кодекс» и др.):

— пример из судебной практики (выдержку из решения, приговора, 

определения или постановления суда), касающийся выполнения / невы-
полнения / ненадлежащего выполнения одним из вышеуказанных право-
охранительных органов (или его представителем) своих полномочий;

— ведомственный акт (приказ Генерального прокурора, Министер-

ства юстиции РФ, решение ФАП и т.д.), касающийся организации деятель-
ности либо реализации какого-либо полномочия одного из вышеуказан-
ных правоохранительных органов. 

Студентам поручается четко выделить полномочие (и его наруше-

ние) / структуру и кратко раскрыть его/ее содержание применительно к 
найденному решению, а также подготовить письменную и устную презен-
тацию своего материала.

Содержание занятия.

 

В ходе занятия заслушиваются презентации 

студентов по поставленному перед ними предварительному заданию. На 
каждую презентацию отводится до 3 минут. По результатам презентации 
студенту могут быть заданы вопросы. Те студенты, которые не успели 
выступить со своими презентациями, сдают их тексты преподавателю для 
последующей проверки.

Возможно также разделение студентов на малые группы, с тем чтобы 

они делали такие презентации в пространстве малых групп, а по итогам