ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2020

Просмотров: 1879

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

106

такого обсуждения ведущие сделали доклад о содержании примеров из 
практики перед всей аудиторией.

Вариант II

Используемая образовательная технология — направляемая дискус-

сия с участием всей группы.

Содержание занятия.

 

В ходе занятия преподаватель ставит на 

обсуждение какой-либо спорный вопрос для инициирования полемики. 
Вопросы выбираются преподавателем самостоятельно. Для более про-
дуктивной работы, демонстрации значимости обсуждения преподаватель 
может прибегнуть к журнальным, газетным статьям, интервью, в которых 
затрагивается поставленный перед группой вопрос. К примеру, Феде-
ральным законом от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ создан Следственный 
комитет Российской Федерации — самостоятельный и независимый от 
прокуратуры РФ федеральный государственный орган. Между тем, по 
замыслу Концепции судебной реформы 1991 г., следствие должно было 
быть реформировано иначе — путем создания единого следственного 
аппарата. Реализация этого плана предполагает упразднение следствен-
ных функций МВД, ФСБ, ФСКН и прокуратуры. В чем, по мнению группы, 
положительная и отрицательная сторона этих реформ? Какой из назван-
ных вариантов, по мнению студентов, более привлекателен?

На обсуждение могут быть поставлены вопросы, не имеющие одно-

значного ответа. К примеру, возможность приобретения лицом статуса 
адвоката после того, как статус адвоката прекращен по порочащему осно-
ванию. Допустимо ли устанавливать в законодательстве запрет, который 
блокировал бы таким лицам возможность приобретать статус адвоката 
повторно? Для более интенсивного обсуждения преподаватель может 
рекомендовать студентам провести сравнение с законодательством о ста-
тусе судей при прекращении у лица статуса судьи по порочащему основа-
нию и с законодательством о прокуратуре в случае увольнения прокурора 
по порочащему основанию.

5.4. Задания для контроля самостоятельной работы
 

студентов по отдельным разделам дисциплины

1.

 Изучить и обобщить решения Конституционного Суда Россий-

ской Федерации

 за определенный год (или несколько лет): конституци-

онность каких правовых норм, регулирующих организацию и деятельность 
судов и правоохранительных органов, вызывала сомнение у заявителей; 
какую позицию выразил Конституционный Суд РФ по этим вопросам. При 
изучении каждой темы данное задание должно быть конкретизировано: 


background image

107

следует указать закон (законы), конституционность которого (которых) 
проверялась Конституционным Судом РФ.

Студенты (индивидуально или в составе малых группы) изучают 

судебную практику, готовят письменное обобщение и анализ

.

2.

 Проанализировать

 

правовые позиции Европейского суда по 

правам человека

: При изучении каждой темы данное задание должно 

быть конкретизировано применительно к вопросам темы. 

Пример задания на анализ правовой позиции Европейского 

суда по правам человека:

Подготовьте обобщение практики Европейского суда по принципу 

открытого разбирательства дел во всех судах (гласности судебного раз-
бирательства). Рекомендуется изучить следующие решения Европейского 
суда по правам человека:

—  «Ахсен против ФРГ» от 08.12.1983 г.;
—  «Мозер против Австрии» от 21.09.2006;
—  «Претто и другие против Италии» от 08.12.1983 г.; 
—  «Хумматов против Азербайджана» от 29.11.2007 г.;
—  «Волков против России» от 04.12.2007 г.;
—  «Белашев против России» от 08.12.2008 г.
Студенты (индивидуально или по группам из двух-трех человек) изу-

чают судебную практику Европейского суда, готовят письменный обоб-
щеннный анализ.

3.

 

Кроме того, для контроля самостоятельной работы студента могут 

быть использованы задания, приведенные в разделе 3.4 данной про-
граммы для подготовки к практическим занятиям по отдельным разделам 
дисциплины.


background image

108

6. 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

п

/

п

Наименование

 

раздела

 (

темы

учебной

 

дисциплины

Коды

 

формируемых

компетенций

Планируемый

 

результат

 

обучения

 (

зна

-

ния

умения

владение

 

компетенциями

)

1

Понятия

 

судебной

 

власти

правосудия

судопроизводства

Суд

 

как

 

орган

 

государственной

 

власти

Принципы

 

правосудия

 

ОК

-1 — 

ОК

-9,

ОК

-11, 

ОК

-13,

ОК

-16, 

ПК

-5,

ПК

-8, 

ПК

-9

Знать

:

— 

определение

 

судебной

 

власти

 

как

 

ветви

 

государственной

 

власти

отличия

 

судеб

-

ной

 

власти

 

от

 

законодательной

 

и

 

исполни

-

тельной

 

власти

;

— 

признаки

 

судебной

 

власти

различия

 

между

 

ними

;

— 

понятия

 «

судоустройство

» 

и

 «

правоох

-

ранительные

 

органы

»;

— 

понятие

 

суда

 

как

 

государственного

 

ор

-

гана

различные

 

интерпретации

 

этого

 

по

-

нятия

;

— 

понятие

 «

правосудие

», 

его

 

признаки

;

— 

понятие

 

судопроизводства

разграни

-

чение

 

конституционного

гражданского

административного

 

и

 

уголовного

 

судо

-

производства

;

— 

понятие

 

принципов

 

правосудия

 

и

 

их

 

признаки

;

— 

содержание

 

законности

 

как

 

принципа

 

правосудия

;

— 

содержание

 

охраны

 

прав

 

и

 

свобод

 

че

-

ловека

 

и

 

гражданина

 

при

 

осуществлении

 

правосудия

;

— 

содержание

 

принципа

 

осуществ

 

ления

 

правосудия

 

только

 

судом

;

— 

содержание

 

независимости

 

судей

 

и

 

подчинения

 

их

 

только

 

Конституции

 

Рос

-

сийской

 

Федерации

 

и

 

федеральному

 

зако

-

ну

гарантии

 

обеспечения

 

независимости

 

судей

;

— 

содержание

 

принципа

 

участия

 

граждан

 

в

 

отправлении

 

правосудия

;

— 

содержание

 

принципа

 

осуществления

 

правосудия

 

на

 

началах

 

равенства

 

всех

 

перед

 

законом

 

и

 

судом

;

— 

содержание

 

принципа

 

обеспечения

 

до

-

ступа

 

к

 

правосудию

;


background image

109

— 

содержание

 

права

 

на

 

получение

 

квали

-

фицированной

 

юридической

 

помощи

 

при

 

осуществлении

 

правосудия

;

— 

содержание

 

принципа

 

осуществления

 

правосудия

 

на

 

основе

 

состязательности

 

и

 

равноправия

 

сторон

;

— 

содержание

 

принципа

 

презумпции

 

не

-

виновности

;

— 

содержание

 

принципа

 

открытого

 

раз

-

бирательства

 

дел

 

во

 

всех

 

судах

 (

гласности

 

в

 

деятельности

 

судов

);

— 

содержание

 

принципа

 

языка

 

судопро

-

изводства

 

и

 

делопроизводства

 

в

 

судах

.

Уметь

:

— 

сопоставить

 

судебную

 

власть

 

с

 

иными

 

ветвями

 

государственной

 

власти

 

на

 

при

-

мере

 

анализа

 

конкретного

 

действия

 

госу

-

дарственно

 

органа

;

— 

изобразить

 

при

 

помощи

 

кругов

 

Эйлера

 

соотношение

 

понятий

: «

власть

» (

круг

 

А

), 

«

государственная

 

власть

» (

круг

 

Б

и

 «

су

-

дебная

 

власть

» (

круг

 

С

);

— 

изобразить

 

при

 

помощи

 

кругов

 

Эйле

-

ра

 

соотношение

 

понятий

: «

правосудие

» 

(

круг

 

А

), «

судопроизводство

» (

круг

 

Б

и

 

«

судебная

 

власть

» (

круг

 

С

);

— 

сравнить

 

виды

 

судопроизводства

;

— 

привести

 

конкретные

 

примеры

 

дейст

-

вия

 

принципов

 

правосудия

 

на

 

практике

;

 

дать

 

надлежащую

 

оценку

 

соблюдению

 

принципов

 

правосудия

   

на

 

примере

 

кон

-

кретной

 

ситуации

 (

задачи

);

— 

дать

 

квалифицированное

 

юридическое

 

заключение

 

или

 

консультацию

 

по

 

вопро

-

сам

 

реализации

 

принципов

 

правосудия

 

(

на

 

примере

 

конкретной

 

ситуации

).

Владеть

 

навыками

:

— 

анализа

 

практики

 

осуществления

 

су

-

дебной

 

власти

 

применительно

 

к

 

выявле

-

нию

 

ее

 

признаков

;

— 

анализа

 

практики

 

на

 

предмет

 

осущест

-

вления

  (

нарушения

принципов

 

правосу

-

дия

;

— 

разрешения

 

правовых

 

коллизий

воз

-

никающих

 

при

 

реализации

 

принципов

 

правосудия


background image

110

2

Судебная

 

систе

-

ма

 

РФ

общая

 

ха

-

рактеристика

ОК

-1, 

ОК

-5,

ОК

-6, 

ОК

-9,

ОК

-11, 

ОК

-13,

ОК

-16, 

ПК

-5,

ПК

-8, 

ПК

-9

Знать

:

— 

понятие

 

и

 

признаки

 

судебной

 

системы

 

Российской

 

Федерации

;

— 

различие

 

понятий

 

федерального

 

суда

 

и

 

суда

 

субъекта

 

РФ

;

— 

понятия

  «

звено

 

судебной

 

системы

» 

и

 

«

вышестоящий

 

суд

»; 

признаки

 

судов

 

ос

-

новного

среднего

 

и

 

высшего

 

звена

 

судеб

-

ной

 

системы

;

— 

понятие

  «

судебная

 

инстанция

», 

осо

-

бенности

 

первой

апелляционной

касса

-

ционной

надзорной

 

инстанций

;

— 

составы

 

суда

 

при

 

рассмотрении

 

дел

 

в

 

первой

апелляционной

кассационной

 

и

 

надзорной

 

инстанциях

;

— 

понятие

 «

ветви

 

судебной

 

системы

».

Уметь

:

— 

составить

 

схему

 

судебной

 

системы

 

Российской

 

Федерации

;

— 

используя

 

схему

указать

какие

 

подси

-

стемы

 (

ветви

можно

 

условно

 

выделить

 

в

 

судебной

 

системе

 

Российской

 

Федерации

;

— 

дать

 

общую

 

характеристику

 

каждой

 

из

 

них

указав

какие

 

суды

 

в

 

нее

 

входят

 

и

 

как

 

они

 

связаны

 

отношениями

 

инстанционно

-

сти

какие

 

категории

 

дел

 

подведомствен

-

ны

 

данным

 

судам

  (

суду

), 

какими

 

норма

-

тивными

 

актами

 

регулируется

 

организа

-

ция

 

и

 

деятельность

 

данной

 

группы

 

судов

 

(

суда

);

 

сравнить

 

порядок

 

создания

 

и

 

упразд

-

нения

 

федеральных

 

судов

 

и

 

судов

 

субъек

-

тов

 

РФ

;

— 

сравнить

 

полномочия

 

судов

 

различных

 

инстанций

;

— 

составить

 

графическую

 

схему

 

движе

-

ния

 

дела

  (

гражданского

 

или

 

уголовного

)  

по

 

звеньям

 

и

 

судебным

 

инстанциям

;

— 

разъяснить

 

по

 

результатам

 

изучения

 

конкретного

 

судебного

 

решения

какие

 

звенья

 

судебной

 

системы

 

и

 

инстанции

 

прошло

 

это

 

дело

;

— 

определить

судом

 

какой

 

инстанции

 

вынесено

 

конкретное

 

судебное

 

решение

;

 

дать

 

надлежащую

 

оценку

 

соблюдению

 

законодательства

 

о

 

судебной

 

системе

 

на

  

примере

 

конкретной

 

ситуации

 (

задачи

);

— 

выявить

 

нарушения

 

законодательства

 

о

 

судебной

 

системе

 

по

 

результатам

 

из

-