ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2020
Просмотров: 1879
Скачиваний: 3
106
такого обсуждения ведущие сделали доклад о содержании примеров из
практики перед всей аудиторией.
Вариант II
Используемая образовательная технология — направляемая дискус-
сия с участием всей группы.
Содержание занятия.
В ходе занятия преподаватель ставит на
обсуждение какой-либо спорный вопрос для инициирования полемики.
Вопросы выбираются преподавателем самостоятельно. Для более про-
дуктивной работы, демонстрации значимости обсуждения преподаватель
может прибегнуть к журнальным, газетным статьям, интервью, в которых
затрагивается поставленный перед группой вопрос. К примеру, Феде-
ральным законом от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ создан Следственный
комитет Российской Федерации — самостоятельный и независимый от
прокуратуры РФ федеральный государственный орган. Между тем, по
замыслу Концепции судебной реформы 1991 г., следствие должно было
быть реформировано иначе — путем создания единого следственного
аппарата. Реализация этого плана предполагает упразднение следствен-
ных функций МВД, ФСБ, ФСКН и прокуратуры. В чем, по мнению группы,
положительная и отрицательная сторона этих реформ? Какой из назван-
ных вариантов, по мнению студентов, более привлекателен?
На обсуждение могут быть поставлены вопросы, не имеющие одно-
значного ответа. К примеру, возможность приобретения лицом статуса
адвоката после того, как статус адвоката прекращен по порочащему осно-
ванию. Допустимо ли устанавливать в законодательстве запрет, который
блокировал бы таким лицам возможность приобретать статус адвоката
повторно? Для более интенсивного обсуждения преподаватель может
рекомендовать студентам провести сравнение с законодательством о ста-
тусе судей при прекращении у лица статуса судьи по порочащему основа-
нию и с законодательством о прокуратуре в случае увольнения прокурора
по порочащему основанию.
5.4. Задания для контроля самостоятельной работы
студентов по отдельным разделам дисциплины
1.
Изучить и обобщить решения Конституционного Суда Россий-
ской Федерации
за определенный год (или несколько лет): конституци-
онность каких правовых норм, регулирующих организацию и деятельность
судов и правоохранительных органов, вызывала сомнение у заявителей;
какую позицию выразил Конституционный Суд РФ по этим вопросам. При
изучении каждой темы данное задание должно быть конкретизировано:
107
следует указать закон (законы), конституционность которого (которых)
проверялась Конституционным Судом РФ.
Студенты (индивидуально или в составе малых группы) изучают
судебную практику, готовят письменное обобщение и анализ
.
2.
Проанализировать
правовые позиции Европейского суда по
правам человека
: При изучении каждой темы данное задание должно
быть конкретизировано применительно к вопросам темы.
Пример задания на анализ правовой позиции Европейского
суда по правам человека:
Подготовьте обобщение практики Европейского суда по принципу
открытого разбирательства дел во всех судах (гласности судебного раз-
бирательства). Рекомендуется изучить следующие решения Европейского
суда по правам человека:
— «Ахсен против ФРГ» от 08.12.1983 г.;
— «Мозер против Австрии» от 21.09.2006;
— «Претто и другие против Италии» от 08.12.1983 г.;
— «Хумматов против Азербайджана» от 29.11.2007 г.;
— «Волков против России» от 04.12.2007 г.;
— «Белашев против России» от 08.12.2008 г.
Студенты (индивидуально или по группам из двух-трех человек) изу-
чают судебную практику Европейского суда, готовят письменный обоб-
щеннный анализ.
3.
Кроме того, для контроля самостоятельной работы студента могут
быть использованы задания, приведенные в разделе 3.4 данной про-
граммы для подготовки к практическим занятиям по отдельным разделам
дисциплины.
108
6.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
№
п
/
п
Наименование
раздела
(
темы
)
учебной
дисциплины
Коды
формируемых
компетенций
Планируемый
результат
обучения
(
зна
-
ния
,
умения
,
владение
компетенциями
)
1
Понятия
судебной
власти
,
правосудия
,
судопроизводства
.
Суд
как
орган
государственной
власти
.
Принципы
правосудия
ОК
-1 —
ОК
-9,
ОК
-11,
ОК
-13,
ОК
-16,
ПК
-5,
ПК
-8,
ПК
-9
Знать
:
—
определение
судебной
власти
как
ветви
государственной
власти
,
отличия
судеб
-
ной
власти
от
законодательной
и
исполни
-
тельной
власти
;
—
признаки
судебной
власти
,
различия
между
ними
;
—
понятия
«
судоустройство
»
и
«
правоох
-
ранительные
органы
»;
—
понятие
суда
как
государственного
ор
-
гана
,
различные
интерпретации
этого
по
-
нятия
;
—
понятие
«
правосудие
»,
его
признаки
;
—
понятие
судопроизводства
,
разграни
-
чение
конституционного
,
гражданского
,
административного
и
уголовного
судо
-
производства
;
—
понятие
принципов
правосудия
и
их
признаки
;
—
содержание
законности
как
принципа
правосудия
;
—
содержание
охраны
прав
и
свобод
че
-
ловека
и
гражданина
при
осуществлении
правосудия
;
—
содержание
принципа
осуществ
ления
правосудия
только
судом
;
—
содержание
независимости
судей
и
подчинения
их
только
Конституции
Рос
-
сийской
Федерации
и
федеральному
зако
-
ну
,
гарантии
обеспечения
независимости
судей
;
—
содержание
принципа
участия
граждан
в
отправлении
правосудия
;
—
содержание
принципа
осуществления
правосудия
на
началах
равенства
всех
перед
законом
и
судом
;
—
содержание
принципа
обеспечения
до
-
ступа
к
правосудию
;
109
—
содержание
права
на
получение
квали
-
фицированной
юридической
помощи
при
осуществлении
правосудия
;
—
содержание
принципа
осуществления
правосудия
на
основе
состязательности
и
равноправия
сторон
;
—
содержание
принципа
презумпции
не
-
виновности
;
—
содержание
принципа
открытого
раз
-
бирательства
дел
во
всех
судах
(
гласности
в
деятельности
судов
);
—
содержание
принципа
языка
судопро
-
изводства
и
делопроизводства
в
судах
.
Уметь
:
—
сопоставить
судебную
власть
с
иными
ветвями
государственной
власти
на
при
-
мере
анализа
конкретного
действия
госу
-
дарственно
органа
;
—
изобразить
при
помощи
кругов
Эйлера
соотношение
понятий
: «
власть
» (
круг
А
),
«
государственная
власть
» (
круг
Б
)
и
«
су
-
дебная
власть
» (
круг
С
);
—
изобразить
при
помощи
кругов
Эйле
-
ра
соотношение
понятий
: «
правосудие
»
(
круг
А
), «
судопроизводство
» (
круг
Б
)
и
«
судебная
власть
» (
круг
С
);
—
сравнить
виды
судопроизводства
;
—
привести
конкретные
примеры
дейст
-
вия
принципов
правосудия
на
практике
;
—
дать
надлежащую
оценку
соблюдению
принципов
правосудия
на
примере
кон
-
кретной
ситуации
(
задачи
);
—
дать
квалифицированное
юридическое
заключение
или
консультацию
по
вопро
-
сам
реализации
принципов
правосудия
(
на
примере
конкретной
ситуации
).
Владеть
навыками
:
—
анализа
практики
осуществления
су
-
дебной
власти
применительно
к
выявле
-
нию
ее
признаков
;
—
анализа
практики
на
предмет
осущест
-
вления
(
нарушения
)
принципов
правосу
-
дия
;
—
разрешения
правовых
коллизий
,
воз
-
никающих
при
реализации
принципов
правосудия
110
2
Судебная
систе
-
ма
РФ
:
общая
ха
-
рактеристика
ОК
-1,
ОК
-5,
ОК
-6,
ОК
-9,
ОК
-11,
ОК
-13,
ОК
-16,
ПК
-5,
ПК
-8,
ПК
-9
Знать
:
—
понятие
и
признаки
судебной
системы
Российской
Федерации
;
—
различие
понятий
федерального
суда
и
суда
субъекта
РФ
;
—
понятия
«
звено
судебной
системы
»
и
«
вышестоящий
суд
»;
признаки
судов
ос
-
новного
,
среднего
и
высшего
звена
судеб
-
ной
системы
;
—
понятие
«
судебная
инстанция
»,
осо
-
бенности
первой
,
апелляционной
,
касса
-
ционной
,
надзорной
инстанций
;
—
составы
суда
при
рассмотрении
дел
в
первой
,
апелляционной
,
кассационной
и
надзорной
инстанциях
;
—
понятие
«
ветви
судебной
системы
».
Уметь
:
—
составить
схему
судебной
системы
Российской
Федерации
;
—
используя
схему
,
указать
,
какие
подси
-
стемы
(
ветви
)
можно
условно
выделить
в
судебной
системе
Российской
Федерации
;
—
дать
общую
характеристику
каждой
из
них
,
указав
,
какие
суды
в
нее
входят
и
как
они
связаны
отношениями
инстанционно
-
сти
,
какие
категории
дел
подведомствен
-
ны
данным
судам
(
суду
),
какими
норма
-
тивными
актами
регулируется
организа
-
ция
и
деятельность
данной
группы
судов
(
суда
);
—
сравнить
порядок
создания
и
упразд
-
нения
федеральных
судов
и
судов
субъек
-
тов
РФ
;
—
сравнить
полномочия
судов
различных
инстанций
;
—
составить
графическую
схему
движе
-
ния
дела
(
гражданского
или
уголовного
)
по
звеньям
и
судебным
инстанциям
;
—
разъяснить
по
результатам
изучения
конкретного
судебного
решения
,
какие
звенья
судебной
системы
и
инстанции
прошло
это
дело
;
—
определить
,
судом
какой
инстанции
вынесено
конкретное
судебное
решение
;
—
дать
надлежащую
оценку
соблюдению
законодательства
о
судебной
системе
на
примере
конкретной
ситуации
(
задачи
);
—
выявить
нарушения
законодательства
о
судебной
системе
по
результатам
из
-