Файл: otvety_na_voprosy_k_zachetu_mgyua_2010_icp_1_kurs_gvd.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2020

Просмотров: 641

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип «внепартийности» (политической независимости) про­курорских работников сформулирован в п. 4 ст. 4 Федерального зако­на «О прокуратуре Российской Федерации». Он состоит в том, что прокурорские работники не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.

Закрепленные в Конституции РФ и Федеральном законе «О про­куратуре Российской Федерации» принципы организации и деятель­ности прокуратуры тесно связаны и взаимообусловлены. Они неотде­лимы друг от друга и только в совокупности могут обеспечить деятельность прокуратуры.


69. Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор). Предмет надзора и полномочия прокурора.

В ходе осуще­ствления надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и законностью правовых актов наиболее ярко проявляются суть и назна­чение прокурорского надзора в Российской Федерации, находит пря­мое проявление деятельность органов прокуратуры по обеспечению верховенства закона, охране прав и свобод личности, общества и госу­дарства.

Задачи надзора: выявление нарушений закона; установление при­чин и условий, способствующих нарушениям закона; принятие мер к устранению нарушений закона; принятие мер по предупреждению нарушений закона; принятие мер к устранению причин и условий, способствующих нарушениям законов; установление лиц, допустив­ших нарушения законов; принятие мер по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения законов.

Предмет надзора включает: соблюдение Конституции РФ и испол­нение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного уп­равления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерче­ских организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами.

Прокурор полномочен осуществлять надзор только за соблюдени­ем Конституции РФ и исполнением законов. Следовательно, надзор за исполнением иных нормативных актов не входит в его компетен­цию, находится за пределами его полномочий. Прокурор не вправе принимать меры по прямому устранению нарушений закона. Выявив нарушения закона, их причины и условия, прокурор ставит вопрос об их устранении перед тем органом или должностным лицом, в компе­тенцию которых входит осуществление соответствующих мер.

Полномочия прокурора по осуществлению возложенных на него функций по надзору за исполнением законов условно подразделяются на две группы: а) полномочия по выявлению нарушений закона и б) полномочия по устранению и предупреждению обнаруженных правонарушений.


Средства реагирования прокурора при выявлении нарушений закона реализуются посредством письменных или устных актов про­курорского реагирования, которыми в соответствии с Законом о про­куратуре считаются протест, представление, постановление и предо­стережение. Выбор вида реагирования осуществляется по усмотрению прокурора и зависит от характера нарушений законов, их причин, рас­пространенности нарушений, последствий, вызванных нарушением законов, степени вины правонарушителей.


70. Акты реагирования прокурора на нарушения закона при осуществлении общего надзора.

Средства реагирования прокурора при выявлении нарушений закона реализуются посредством письменных или устных актов про­курорского реагирования, которыми в соответствии с Законом о про­куратуре считаются протест, представление, постановление и предо­стережение.

Протест - акт прокурорского реагирования на противоречащий закону правовой акт. Прокурорский протест направляется в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Прокурорский протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления; в случае принесения прокурорского протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. Результаты рассмотрения незамедлительно сообщаются прокурору в письменной форме.

Представление - акт прокурорского надзора. В соответствии с ФЗ РФ "О Прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурорам или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Постановление - акт прокурорского надзора. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. П.п. о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.


Предостережение - акт прокурорского реагирования на возможное нарушение закона. Оформляется подписываемым прокурором или его заместителем специальным документом в целях предупреждения правонарушений или при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. При неисполнении требований, изложенных в П. п., должностное лицо, которому оно объявлено, может быть привлечено к установленной законом ответственности.

Выбор вида реагирования осуществляется по усмотрению прокурора и зависит от характера нарушений законов, их причин, рас­пространенности нарушений, последствий, вызванных нарушением законов, степени вины правонарушителей.


71. Надзор за соблюдением прав человека и гражданина. Предмет надзора и полномочия прокурора.

В предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина входят права и свободы, принадлежащие каждому человеку и гражданину, единые для всех, зафиксированные в Конститу­ции РФ и других законах. Согласно общепринятым принципам и нормам международного права традиционно конституционные права делятся на три группы: личные, политические и социально-экономические.

Данная отрасль прокурорского надзора имеет свои специфические задачи. При осуществлении возложенных на него полномочий, проку­рор рассматривает и проверяет жалобы и иные сообщения о наруше­нии прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупрежде­нию и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмеще­нию причиненного ущерба.

В случае когда имеются основания, позволяющие полагать, что на­рушение прав и свобод человека и гражданина есть преступление, про­курор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с действую­щим законодательством.

Если нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет харак­тер административного правонарушения, прокурор возбуждает произ­водство об административном правонарушении или направляет сооб­щение о правонарушении и передает материалы проверки в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дела об админи­стративных правонарушениях.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защи­щаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадав­ший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права, когда нару­шены права и свободы значительного числа граждан либо когда в си­лу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитраж­ном суде иск в интересах пострадавших.

К полномочиям прокурора при осуществле­нии надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина от­носится право принесения протеста или внесения представления.



72. Полномочия прокурора по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности, предварительного следствия и дознания.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

  • проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

  • выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания;

  • отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;

  • участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения;

  • отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;

  • изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю;

  • утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

  • утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

  • осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК РФ.


73. Полномочия прокурора по надзору в местах лишения свободы, местах содержания задержанных и заключенных под стражу.

При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:

  • посещать в любое время места лишения свободы, места содержания задержанных и заключенных под стражу;

  • опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

  • знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

  • требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и мест содержании я задержанных, предварительного заключения и т.д., требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

  • отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.


Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.


74. Участие прокурора в рассмотрении дел судами.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами. Процессуальная де­ятельность прокурора в уголовном судопроизводстве заключается в поддержании государственного обвинения в суде, т. е. в доказыва­нии виновности лица, привлекаемого к уголовной ответственности.

Правовую основу участия прокурора в рассмотрении судами уго­ловных дел составляют: Конституция РФ, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», УПК РФ, другие законы, международные договоры Российской Федерации, приказы Генераль­ного прокурора РФ.

Участвуя в судебном рассмотрении уголовных дел, прокурор решает следующие задачи: обеспечение верховенства закона при осуществле­нии уголовного судопроизводства; вынесение законного и обоснован­ного приговора, постановления, определения по каждому уголовному делу; гарантирование прав и законных интересов участников судебно­го разбирательства.

Введение в действие нового ГПК РФ существенным образом изме­нило роль и значение прокурора в гражданском процессе. Общие по­ложения об участии прокурора в гражданском судопроизводстве за­креплены в ст. 45 ГПК РФ и приказах Генерального прокурора РФ.

Статья 45 ГПК РФ устанавливает две формы реализации прокуро­рами полномочий в гражданском процессе в судах общей юрисдикции: 1) обращение в суд общей юрисдикции в защиту прав, свобод и за­конных интересов других лиц; 2) вступление в процесс для дачи заключения.

Участие прокурора в арбитражном процессе реализуется в соответст­вии с требованиями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», АПК РФ, КоАП РФ, приказов Генерального прокурора РФ, отдельных положений решений Пленума Высшего Арбитражно­го Суда РФ.

В ст. 52 АПК РФ перечислены категории дел, по которым проку­рор вправе обратиться в арбитражный суд с иском. Данный перечень дел носит исчерпывающий характер. Часть 2 ст. 198 АПК РФ предус­матривает право прокурора обратиться в арбитражный суд с заявлени­ем о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных ор­ганов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (в том числе судебных приставов-исполнителей), если он полага­ет, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и дейст­вие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, орга­низаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономичес­кой деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязаннос­ти, создают иные препятствия для предпринимательской и иной экономической деятельности.