Файл: otvety_na_voprosy_k_zachetu_mgyua_2010_icp_1_kurs_gvd.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2020
Просмотров: 641
Скачиваний: 1
Принцип «внепартийности» (политической независимости) прокурорских работников сформулирован в п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Он состоит в том, что прокурорские работники не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.
Закрепленные в Конституции РФ и Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» принципы организации и деятельности прокуратуры тесно связаны и взаимообусловлены. Они неотделимы друг от друга и только в совокупности могут обеспечить деятельность прокуратуры.
69. Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор). Предмет надзора и полномочия прокурора.
В ходе осуществления надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и законностью правовых актов наиболее ярко проявляются суть и назначение прокурорского надзора в Российской Федерации, находит прямое проявление деятельность органов прокуратуры по обеспечению верховенства закона, охране прав и свобод личности, общества и государства.
Задачи надзора: выявление нарушений закона; установление причин и условий, способствующих нарушениям закона; принятие мер к устранению нарушений закона; принятие мер по предупреждению нарушений закона; принятие мер к устранению причин и условий, способствующих нарушениям законов; установление лиц, допустивших нарушения законов; принятие мер по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения законов.
Предмет надзора включает: соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами.
Прокурор полномочен осуществлять надзор только за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов. Следовательно, надзор за исполнением иных нормативных актов не входит в его компетенцию, находится за пределами его полномочий. Прокурор не вправе принимать меры по прямому устранению нарушений закона. Выявив нарушения закона, их причины и условия, прокурор ставит вопрос об их устранении перед тем органом или должностным лицом, в компетенцию которых входит осуществление соответствующих мер.
Полномочия прокурора по осуществлению возложенных на него функций по надзору за исполнением законов условно подразделяются на две группы: а) полномочия по выявлению нарушений закона и б) полномочия по устранению и предупреждению обнаруженных правонарушений.
Средства реагирования прокурора при выявлении нарушений закона реализуются посредством письменных или устных актов прокурорского реагирования, которыми в соответствии с Законом о прокуратуре считаются протест, представление, постановление и предостережение. Выбор вида реагирования осуществляется по усмотрению прокурора и зависит от характера нарушений законов, их причин, распространенности нарушений, последствий, вызванных нарушением законов, степени вины правонарушителей.
70. Акты реагирования прокурора на нарушения закона при осуществлении общего надзора.
Средства реагирования прокурора при выявлении нарушений закона реализуются посредством письменных или устных актов прокурорского реагирования, которыми в соответствии с Законом о прокуратуре считаются протест, представление, постановление и предостережение.
Протест - акт прокурорского реагирования на противоречащий закону правовой акт. Прокурорский протест направляется в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Прокурорский протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления; в случае принесения прокурорского протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. Результаты рассмотрения незамедлительно сообщаются прокурору в письменной форме.
Представление - акт прокурорского надзора. В соответствии с ФЗ РФ "О Прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурорам или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
Постановление - акт прокурорского надзора. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. П.п. о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
Предостережение - акт прокурорского реагирования на возможное нарушение закона. Оформляется подписываемым прокурором или его заместителем специальным документом в целях предупреждения правонарушений или при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. При неисполнении требований, изложенных в П. п., должностное лицо, которому оно объявлено, может быть привлечено к установленной законом ответственности.
Выбор вида реагирования осуществляется по усмотрению прокурора и зависит от характера нарушений законов, их причин, распространенности нарушений, последствий, вызванных нарушением законов, степени вины правонарушителей.
71. Надзор за соблюдением прав человека и гражданина. Предмет надзора и полномочия прокурора.
В предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина входят права и свободы, принадлежащие каждому человеку и гражданину, единые для всех, зафиксированные в Конституции РФ и других законах. Согласно общепринятым принципам и нормам международного права традиционно конституционные права делятся на три группы: личные, политические и социально-экономические.
Данная отрасль прокурорского надзора имеет свои специфические задачи. При осуществлении возложенных на него полномочий, прокурор рассматривает и проверяет жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.
В случае когда имеются основания, позволяющие полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина есть преступление, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с действующим законодательством.
Если нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или направляет сообщение о правонарушении и передает материалы проверки в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях.
В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо когда в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
К полномочиям прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина относится право принесения протеста или внесения представления.
72. Полномочия прокурора по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности, предварительного следствия и дознания.
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
-
проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
-
выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания;
-
отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;
-
участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения;
-
отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;
-
изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю;
-
утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
-
утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;
-
осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК РФ.
73. Полномочия прокурора по надзору в местах лишения свободы, местах содержания задержанных и заключенных под стражу.
При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:
-
посещать в любое время места лишения свободы, места содержания задержанных и заключенных под стражу;
-
опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
-
знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
-
требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и мест содержании я задержанных, предварительного заключения и т.д., требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;
-
отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.
74. Участие прокурора в рассмотрении дел судами.
Участие прокурора в рассмотрении дел судами. Процессуальная деятельность прокурора в уголовном судопроизводстве заключается в поддержании государственного обвинения в суде, т. е. в доказывании виновности лица, привлекаемого к уголовной ответственности.
Правовую основу участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел составляют: Конституция РФ, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», УПК РФ, другие законы, международные договоры Российской Федерации, приказы Генерального прокурора РФ.
Участвуя в судебном рассмотрении уголовных дел, прокурор решает следующие задачи: обеспечение верховенства закона при осуществлении уголовного судопроизводства; вынесение законного и обоснованного приговора, постановления, определения по каждому уголовному делу; гарантирование прав и законных интересов участников судебного разбирательства.
Введение в действие нового ГПК РФ существенным образом изменило роль и значение прокурора в гражданском процессе. Общие положения об участии прокурора в гражданском судопроизводстве закреплены в ст. 45 ГПК РФ и приказах Генерального прокурора РФ.
Статья 45 ГПК РФ устанавливает две формы реализации прокурорами полномочий в гражданском процессе в судах общей юрисдикции: 1) обращение в суд общей юрисдикции в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц; 2) вступление в процесс для дачи заключения.
Участие прокурора в арбитражном процессе реализуется в соответствии с требованиями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», АПК РФ, КоАП РФ, приказов Генерального прокурора РФ, отдельных положений решений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.
В ст. 52 АПК РФ перечислены категории дел, по которым прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском. Данный перечень дел носит исчерпывающий характер. Часть 2 ст. 198 АПК РФ предусматривает право прокурора обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (в том числе судебных приставов-исполнителей), если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для предпринимательской и иной экономической деятельности.