Файл: otvety_na_voprosy_k_zachetu_mgyua_2010_icp_1_kurs_gvd.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2020

Просмотров: 640

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следователь обязан принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявить как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства.

Полномочия следователей как должностных лиц соответствующих ведомств, назначенных в установленном законом порядке, определены УПК РФ.

Следователи прокуратуры расследуют дела о наиболее тяжких преступлениях: убийствах, изнасилованиях, бандитизме, организации преступных сообществ, о массовых беспорядках, преступлениях против конституционных прав и свобод граждан, взяточничестве и о других опасных преступлениях, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, должностными лицами ОВД, таможенных органов, и о преступных посягательствах на упомянутых лиц в связи с их служебной деятельностью.

Следователи военной прокуратуры расследуют все дела о преступлениях военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований, а также рядового, сержантского и офицерского составов ФСБ и Службы внешней разведки.

Следователи ОВД расследуют все дела о преступлениях несовершеннолетних, а также самое большое число дел об общеуголовных преступлениях. К их компетенции относится расследование дел против жизни и здоровья, собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, о незаконном обороте наркотиков и т. д.

Следователи ФСБ расследуют дела о терроризме, захвате заложников, незаконных вооруженных формированиях, об угоне самолетов, о государственной измене, шпионаже и диверсиях, а также о некоторых должностных преступлениях, если они связаны с рассмотрением дел, отнесенных к их компетенции.

Полномочия следователя едины независимо от ведомства, к которому он относится. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Закон предоставляет право следователю не согласиться с указаниями прокурора: об избрании меры пресечения, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных следственных действий, об отводе следователя или о его отстранении от ведения дела и т. д.

Полномочия следователя включают также его право давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий, которые обязательны для исполнения.

Постановления следователя, вынесенные согласно закону, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.



64. Органы дознания. Их задачи, система и полномочия.

Дознание – это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирание доказательств такого факта. Дознание может иметь место по отношению ко всякого рода делам, подлежащим судебному рассмотрению, гражданским, административным и уголовным, и при всяком положении дела.

Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели (следователи) органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, дознаватели органов Госнаркоконтроля России, Службы судебных приставов, таможенных органов, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, дознаватели органов Государственной противопожарной службы.

По уголовным делам о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц (занимающими государственные должности, прокурорами, следователями, адвокатами), дознание производится следователями прокуратуры.

И государственные органы, и должностные лица, уполномоченные законом производить дознание и имеющие другие процессуальные полномочия, именуются органами дознания.

Ввиду исключительности обстоятельств уголовно-процессуальный закон возлагает возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий на капитанов морских и речных судов, руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

Задачами органов дознания являются:

– быстрое и полное раскрытие преступлений;

– изобличение виновных;

– обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий:

– дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора;

– производство неотложных следственных действий (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры:

– руководитель (начальник органа дознания) – это должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное Уголовно-процессуальным кодексом отдельными процессуальными полномочиями для обеспечения процессуального контроля за производством дознания;


– дознаватель – это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности.

Органы внутренних дел – основной универсальный орган дознания, так как их компетенция не ограничивается определенными категориями уголовных дел, как это сделано в отношении остальных органов дознания.

Надзор за точным и неуклонным исполнением закона органами дознания осуществляет прокуратура.


65. Оперативно-розыскная деятельность (ОРД). Понятие, задачи, органы ее осуществляющие.

Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно уполномоченным законом на то оперативными подразделениями гос.органов, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты прав и законных интересов личности, общества и государство от преступных посягательств.

Задачи ОРД по ФЗ:

выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений;

выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление;

добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших.

На территории РФ ОРД осуществляют оперативные подразделения органов внутренних дел, органов ФСБ России, федеральных органов гос.охраны, таможенных органов, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, органов наркоконтроля, Минобороны РФ.


66. Прокуратура РФ: понятие, задачи, функции. Законодательство, регулирующее организацию и деятельность прокуратуры РФ.

Прокуратура РФ является одним из старейших и важнейших правоохранительных органов государства. Современная российская прокуратура – это единая централизованная система федеральных органов, уполномоченных осуществлять от имени государства надзор за соблюдением и исполнением законов в РФ, уголовное преследование, а так же ряд иных функций в соответствии с законодательном РФ.

Общие цели деятельности современной прокуратуры Российской Федерации указаны в п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», где определено, что прокуратура осуществ­ляет свою деятельность в целях обеспечения: 1) верховенства закона; 2) единства и укрепления законности; 3) защиты прав и свобод чело­века и гражданина; 4) охраняемых законом интересов общества и го­сударства.

Задачи деятельности прокуратуры определяются ее государствен­но-правовым назначением и местом в правоохранительной системе РФ. Как орган, призванный обеспечить единство и ук­репление законности в Российской Федерации, прокуратура призвана обеспечить: 1) своевременное выявление нарушений закона; 2) свое­временное устранение нарушений закона; 3) предупреждение нару­шений закона.


К числу функций современной прокуратуры Российской Федерации следует отнести:

  • функцию надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации;

  • функцию уголовного преследования;

  • функцию координации деятельности правоохранительных орга­нов по борьбе с преступностью;

  • функцию участия прокурора в рассмотрении дел судами;

  • функцию участия в правотворческой деятельности;

  • функцию международного сотрудничества прокуратуры РФ с соответствующими органами других государств и международными организациями.

Основная функция прокуратуры состоит в надзоре за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов (ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Правовые основы организации и деятельности прокуратуры в РФ закреплены в Конституции РФ, Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», других федеральных зако­нах, международных договорах Российской Федерации.

В Конституции РФ прокуратуре посвящена ст. 129, помещенная в гл. 7 «Судебная власть». В ней закреплено, что прокуратура РФ со­ставляет единую централизованную систему с подчинением нижесто­ящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Помимо ст. 129, в Конституции РФ содержится ряд статей, имею­щих значение для характеристики правового статуса прокуратуры: ст. 71 (п. «о»), согласно которой вопросы прокуратуры отнесены к предмету ведения Российской Федерации, ст. 83 (п. «е») и ст. 102 (п. «з» ч. 1), которыми определен порядок назначения и освобожде­ния от должности Генерального прокурора РФ. Определенное отношение к правовому регулированию деятельнос­ти прокуратур субъектов Федерации имеют конституции (уставы) субъектов РФ. Речь идет о содержащихся в основных законах субъек­тов РФ нормах, основанных на положениях Конституции РФ и феде­ральных законов, а также о правоустанавливающих нормах, принятие которых прямо не исключается федеральным законодательством.

Основным элементом правового обеспечения деятельности проку­ратуры, безусловно, остается Закон РФ «О про­куратуре Российской Федерации».

Уголовно-процессуальный, Гражданский, Арбитражный процессу­альные кодексы также занимают существенное место в правовом регу­лировании организации и порядка деятельности прокуратуры РФ. Ими определяются основания участия прокурора в рассмотрении дел судами, право обращения прокурора в суд с заявлением и порядок его вступления в дело, полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел.



67. Понятие прокурорского надзора, отличие от других видов контроля и надзора, отрасли прокурорского надзора.

Прокурорский надзор — это вид официальной, установленной го­сударством властной, публичной деятельности, осуществляемой в зако­нодательно определенных формах и пределах, отличающейся от других видов государственной деятельности прежде всего своей направленнос­тью на обеспечение точного, безусловного и единообразного исполнения законов, относящейся к исключительным полномочиям прокуратуры


Основные при­знаки прокурорского надзора:

  • прокурорский надзор осуществляется от имени государства;

  • прокурорский надзор осуществляется только прокурорами;

  • прокурорский надзор осуществляется независимо от любых орга­нов, организаций, учреждений и их представителей.

Отрасли прокурорского надзора:

1. Надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и законностью правовых актов.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими опе­ративно-розыскную деятельность, дознание и предварительное след­ствие.

4. Надзор за исполнением законов судебными приставами.

5. Надзор за исполнением законов администрациями органов и уч­реждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных: и заключенных под стражу.


68. Принципы организации и деятельности прокуратуры.

Принципы организации и деятель­ности органов и учреждений прокуратуры — это основополагающие начала, Определяющие сущность и предназначение прокурорской сис­темы, закрепленные в Конституции РФ, Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» и других законах.

Система принципов организации и деятельности прокуратуры включает две основные группы. Первую образуют конституционные принципы - это принципы законности, единства, централизации, гласности.

Вторую группу представляют принципы, установленные Феде­ральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». К принципам этой группы относятся: принципы независимости прокуроров; принципы внепартийности деятельности органов прокуратуры.

Принцип законности – каждое действие прокурора, каждый его акт реагирования должны быть основаны на законе, совершаться в формах, установленных законом.

Принцип единства определяется ст. 129 Конституции РФ, в которой сказано, что прокуратура — это единая федеральная система, основанная на подчи­нении нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному про­курору РФ.

Принцип централизации определяет строгую подчиненность ни­жестоящих прокуроров вышестоящим.

Принцип независимости организации и деятельности прокуратуры. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Рос­сийской Федерации» органы прокуратуры осуществляют свои полно­мочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов мест­ного самоуправления, политических партий, иных общественных объ­единений.

Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для населения, средств массовой информа­ции. Посредством реализации этого принципа общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры.