Файл: otvety_na_voprosy_k_zachetu_mgyua_2010_icp_1_kurs_gvd.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2020

Просмотров: 646

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, Федеральными конституционными законами и федеральными законами к подсудности ВС РФ могут быть отнесены и другие дела, например, ч.2 ст.26 ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ» наделяет ВС РФ в лице Судейской коллегии по гражданским делам полномочиями по рассмотрению жалоб на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ о приостановлении либо прекращении полномочий судьи, привлечении его к дисциплинарной ответственности, об отставке судьи и о ее приостановлении, а также об отказе в рекомендации на должность судьи.

Решения и приговоры судебных коллегий могут быть обжалованы сторонами в кассационном порядке в Кассационную коллегию, в надзорном – в Президиум ВС РФ.

В кассационном порядке судебные коллегии ВС РФ проверяют законность и обоснованность решений, вынесенных судебными коллегиями верховных судов субъектов РФ, окружных (флотских) военных судов. В надзорном – решения всех нижестоящих судов общей юрисдикции. Коллегии также пересматривают свои решения по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Судебные коллегии ВС РФ подразделяются на судебные составы по 6-8 судей ВС РФ. Один из судей ВС, входящий в судебный состав является председателем состава, который чаще других судей председательствует в судебных заседаниях, обеспечивает подготовку рассмотрения дел в кассационном порядке и в порядке надзора. В каждом судебном составе рассматриваются дела, поступающие из закрепленных за данным судебном составом субъектов РФ. Такая организация работы коллегии по рассмотрению дел способствует эффективному осуществлению ими полномочий по изучению и обобщению судебной пактики, анализу судебной статистики.


47. Председатель ВС РФ, его полномочия. Заместители председателя Суда. Председатели Судебных коллегий.

Работой ВС РФ руководит Председатель ВС РФ. Основные полномочия Председателя ВС РФ: 1) приносит в пределах и порядке, установленном законом, представления на судебные решения; 2) вправе приостановить исполнение судебных решений; 3) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; 4) вносит представления в гос.органы, общественные организации и должностным лицам об установлении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений, вносит материалы на рассмотрение Пленума; 5) созывает Пленум ВС РФ и председательствует на его заседаниях; 6) созывает Президиум ВС РФ и вносит на рассмотрение Президиума вопросы, требующие его решения, председательствует на заседаниях Президиума, может председательствовать в судебных заседаниях коллегий ВС РФ при рассмотрении любого дела; 7) распределяет обязанность между заместителями Председателя ВС РФ; 10) руководит организацией работы Кассационной коллегии и судебных коллегий, руководит работой аппарата ВС РФ; 11) ведет личным прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; 12) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.


Прочие обязанности Председателя ВС РФ: 1) обладает правом представлять кандидатуры на должность судей федеральных судов общей юрисдикции Президенту РФ (ст.13 Закона «О судебной системе РФ»); 2) обладает правом обращения в квалификационные коллегии по вопросам о прекращении и приостановлении полномочий судей ВС РФ, руководителей судов, а также правом обращаться в Высшую квалификационную коллегию судей с представлением о пересмотре решений квалификационных судей, отказавших в прекращении полномочий судьи (ст.22 Закона «Об органах судейского сообщества», ст.4 Положения о квалификационных коллегиях судей).

Председатель ВС РФ назначается на должность Советом Федерации Фед.Собрания РФ сроком на 6 лет по представлению Президента РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ (ч.2 ст.6.1 Закона «О статусе судей в РФ»).

Заместители Председателя ВС РФ в соответствии со ст.66 Закона «О судоустройстве РСФСР»: 1) могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий ВС РФ; 2) приносят представления судебных решений; 3) вправе приостановить исполнение судебных решений; 4) осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и структурных подразделений аппарата ВС РФ; 5) ведут личный прием граждан; 6) и др. полномочия.

В случае отсутствия Председателя ВС РФ его права и обязанности осуществляет первый заместитель, а при отсутствии первого заместителя – заместитель Председателя ВС РФ по поручению последнего. Заместитель Председателя ВС РФ назначается на должность Советом Федерации Фед.Собрания РФ сроком на 6 лет по представлению Президента РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ (ч.3 ст.6.1 Закона «О статусе судей в РФ»).

Функции председателей Кассационной и судебных коллегий ВС РФ (ст.67 Закона «О судоустройстве РСФСР»): 1) председательствуют в судебных заседаниях руководимых или коллегий и назначают для этого членов суда; 2) образуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий; 3) осуществляют руководство работой соответствующих коллегий; 4) представляют Пленуму ВС РФ о деятельности коллегий; 5) вправе истребовать судебные дела для изучения и обобщения судебной практики; 6) организуют работу по повышению квалификации членов суда соответствующей судебной коллегии; 7) и др. полномочия.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, кроме того: 1) вносит в Военную коллегию Верховного Суда РФ протесты на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения военных судов, флотов и постановления судей этих судов; 2) вправе в предусмотренном законом порядке приостанавливать исполнение решения, приговора, определения и постановления военного суда, на которые в соответствии с Законом он может принести протест; 3) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, а также по осуществлению контроля за выполнением военными судами разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации; 4) в случае необходимости решает вопрос о передаче дела из окружного (флотского) военного суда в другой окружной (флотский) военный суд.



48. Мировые судьи. Понятие, порядок назначения (избрания) и полномочия.

Цель института мировых судей – обеспечение доступности правосудия, приближения суда к населению, упрощение и ускорение процедуры рассмотрения несложных дел, создание необходимых условий для реального и свободного использования каждым заинтересованным лицом конституционного права на судебную защиту.

Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ. Компетенция мировых судей, рассматривающих единолично по первой инстанции гражданские, административные и уголовные дел, определена ФЗ «О мировых судьях»: уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы; дела о выдаче судебного приказа; дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; дела о разделе межу супругами совместно нажитого имущества при цене иска не более 100 000 руб.; иные возникающие из семейно- правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении ребенка; дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска не более 100 000 руб.; дела об определении порядка пользования имуществом; дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП РФ и законами субъекта РФ.

Мировой судья также рассматривает гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу. Вышестоящей (апелляционной) инстанцией по отношению к мировым судьям является районный (городской) суд, на территории которого находится участок мирового судьи.

ФЗ «О мировых судьях» устанавливает требования, предъявляемые к мировому судье. Им может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершавший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

ФЗ «О мировых судьях» предоставил субъектам РФ право определять порядок вступления мирового судьи в должность. Три способа: назначение мирового судьи законодательным (представительным) органом субъекта РФ (большинство субъектов РФ); избрание мирового судьи этим же органом (некоторые субъекты РФ); избрание мирового судьи населением соответствующего судебного участка (ни один субъект РФ).


Принцип несменяемости федеральных судей имеет определенные изъятия, касающиеся мировых судей, вытекающие из специфики их правового статуса. В соответствии со ст.7 ФЗ «О мировых судьях», мировой судья назначается на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на 5 лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи вправе выдвинуть свою кандидатуру для назначения на данную должность. При повторном и последующих назначениях мировой судья назначается на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на 5 лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности мирового судьи – 70 лет, он назначается на должность на срок до достижении указанного возраста.

Приостановление или прекращение полномочий мировых судей регламентируется требованиями ст.13 и 14 ФЗ «О статусе судей в РФ».


49. Арбитражные суды. Понятие, задачи полномочия.

Арбитражные суды в РФ обладают особым статусом, поскольку, с одной стороны, являются органом государственной власти, с другой - регулятором общественных отношений между различными категориями субъектов. На особенности правового положения арбитражных судов указывают и источники нормативного регулирования их деятельности. Так, правовой статус арбитражных судов устанавливается федеральным конституционным законом, который имеет приоритет над действующим федеральным законодательством. Комментируемый Закон обладает высшей, после Конституции РФ, юридической силой и устанавливает порядок осуществления одной из "ветвей" государственной власти.

Арбитражные суды являются не только судами по разрешению экономических споров, возникающих из гражданских правоотношений, они фактически стали административными судами, поскольку разрешают значительное количество дел, возникающих из административных правоотношений. Им приходится разрешать острые споры между налоговыми органами и банками, между органами управления (таможенными, антимонопольными, органами валютного контроля и др.) и предпринимателями. Арбитражные суды находятся на острие экономических проблем, что обусловливает необходимость постоянного совершенствования и развития законодательства, регулирующего их деятельность. Надо сказать, что за десять с небольшим лет оно неоднократно менялось, решая задачи обеспечения доступности правосудия и эффективности защиты прав и интересов предпринимателей, в том числе и зарубежных, с участием которых арбитражные суды рассматривают экономические споры.

Арбитражные суды относятся к федеральным органам государственной власти, т.е. создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными актами Российской Федерации. Субъекты РФ, равно как и муниципальные образования, а также органы местного самоуправления не вправе регламентировать деятельность арбитражных судов. Федеральное подчинение рассматриваемых органов предполагает и специальный исключительный источник финансирования их деятельности - федеральный бюджет. Финансирование арбитражных судов из иных источников не допустимо и противоречит действующему законодательству.



50. Система арбитражных судов РФ. Суд по интеллектуальным правам.

Система арбитражных судов в РФ указывает весь перечень органов, осуществляющих правосудие в данной сфере. Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Рассмотрение дела иным органом, не включенным в данный перечень, недопустимо и является нарушением основной конституционной концепции формирования органов власти.

Арбитражные суды - это специализированные суды по разрешению:

- имущественных, коммерческих споров между предприятиями;

- исков предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы;

- налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений;

- споры с участием иностранных предпринимателей

Поскольку по общему правилу суд в России является независимым, арбитражные суда не имеют прямого подчинения органам законодательной и исполнительной власти. Однако рассматривая данный вопрос в системе "сдержек и противовесов", можно говорить об опосредованном взаимном влиянии указанных органов. Например, органы законодательной власти оказывают непосредственное влияние на деятельность арбитражных судов посредством разработки и принятия законодательных актов по вопросам их деятельности, что в соответствии с Конституцией РФ является их основным предназначением. С момента приобретения юридической силы закон становится обязательным для всех субъектов, и арбитражных судов в том числе, которые обязаны подчиняться его предписаниям и руководствоваться ими в своей деятельности. В свою очередь, принятое арбитражным судом и вступившее в законную силу решение становится обязательным для всех органов государственной власти, включая высших должностных лиц государства.

Арбитражные суды первой инстанции создаются в рамках субъекта РФ и могут именоваться как судами первой инстанции, так и арбитражными судами субъекта РФ. Данное положение также является одним из отличий арбитражных судов от судов общей юрисдикции, которые предусматривают более мелкую градацию и создание в их системе районных (городских) судов, которые выступают судами первой инстанции.

Арбитражный суд субъекта РФ является первым "кирпичиком" рассматриваемой системы, его основное предназначение - разрешение дела по существу, т.е. исследование и изучение всех обстоятельств дела и вынесении на их основе в соответствии с требованиями законодательства обоснованного и мотивированного судебного решения, суть которого в определении правового положения участников спора.

В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды:

- республик;

- краев;

- областей;

- городов федерального значения;

- автономной области;

- автономных округов.