Файл: bessarabov_v_g_prokurorskii_nadzor_za_ispolneniem_zakonov_ob.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2020

Просмотров: 527

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

общих  целей,  указанных  в  уставе  общественного  объединения»  (ст.  5). 
Уставные  цели  общественных  объединений  не  должны  противоречить 
конституционным правам и законным интересам объединившихся лиц. 

Законом  об  общественных  объединениях  детально  урегулирован 

правовой статус  указанных формирований; раскрыто понятие его учредителей, 
участников,  членов;  определены  принципы  создания  и  деятельности,  а  также 
перечень 

возможных 

организационно-правовых 

форм 

общественных 

объединений  и  их  основные  признаки.  Так,  общественные  объединения  могут 
создаваться  в  одной  из  следующих  форм:  общественная  организация,  об-
щественное  движение,  общественный  фонд,  общественное  учреждение,  орган 
общественной 

самодеятельности, 

политическая 

партия. 

Каждая 

из 

вышеназванных  форм  общественных  объединений  имеет  свои  особенности,  в 
том  числе  в  положении  их  членов,  порядке  формирования  и  управления 
имуществом. 

В соответствии с Законом об общественных объединениях 

общественной 

организацией 

признается  основанное  на  членстве  общественное  объединение, 

созданное  на  основе  совместной  деятельности  для  защиты  общих  интересов  и 
достижения  уставных  целей  объединившихся  граждан  (ст.  8); 

общественным 

движением 

-  состоящее  из  участников  и  не  имеющее  членства  массовое 

общественное  объединение,  преследующее  социальные,  политические  и  иные 
общественно  полезные  цели,  поддерживаемые  участниками  общественного 
движения  (ст.  9); 

общественным  фондом  - 

один  из  видов  некоммерческих 

фондов,  представляющий  собой  не  имеющее  членства  общественное 
объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе 
добровольных  взносов,  иных  не  запрещенных  законом  поступлений  и 
использовании  данного  имущества  на  общественно  полезные  цели  (ст.  10); 

общественным  учреждением 

не  имеющее  членства  общественное 

объединение,  ставящее  своей  целью  оказание  конкретного  вида  услуг, 
отвечающих  интересам  участников  и  соответствующих  уставным  целям 
данного  объединения  (ст.  11); 

органом  общественной  самодеятельности 

-  не 

имеющее  членства  общественное  объединение,  целью  которого  является 
совместное  решение  различных  социальных  проблем,  возникающих  у  граждан 
по  месту  жительства,  работы  или  учебы,  направленное  на  удовлетворение 
потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением 
уставных 

целей 

и 

реализацией 

программ 

органа 

общественной 

самодеятельности по месту его создания (ст. 12). 

Кроме того, в силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ 

«О  политических  партиях» 

политическая  партия 

-  это  общественное 

объединение,  созданное  в  целях  участия  граждан  Российской  Федерации  в 
политической  жизни  общества  посредством  формирования  и  выражения  их 
политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах 
и  референдумах,  а  также  в  целях  представления  интересов  граждан  в  органах 
государственной власти и органах местного самоуправления. 

Дифференциация  общественных  объединений  видоизменяется  также  по 

целям,  задачам,  по  содержанию  и  ареалу  деятельности  (международные, 


background image

 

общероссийские,  межрегиональные,  региональные,  местные,  иностранные),  а 
также  ряду  других  признаков.  Российской  Федерации  существует  целый  ряд 
квазиобщественных  институтов,  занимающих  промежуточное  положение, 
частично  переплетающихся  с  государственными  структурами,  а  частично  -  с 
гражданским  обществом.  К  примеру,  схожую  организационно-правовую 
природу  имеют  образуемые  в  соответствии  с  Указом  Президента  Российской 
Федерации от 04.08.2006 № 842 «О порядке образования общественных советов 
при  федеральных  министерствах,  федеральных  службах  и  федеральных 
агентствах,  руководство  деятельностью  которых  осуществляет  Президент 
Российской  Федерации,  при  федеральных  службах  и  федеральных  агентствах, 
подведомственных  этим  федеральным  министерствам»  руководителями 
одноименных  федеральных  органов  исполнительной  власти  по  предложению 
совета Общественной палаты Российской Федераций соответствующие общест-
венные  советы.  Не  могут  быть  признаны  общественными  объединениями  и 
такие,  как  общероссийское  объединение  муниципальных  образований,  казачьи 
общества, 

адвокатские 

и 

нотариальные 

палаты, 

профессиональные 

медицинские  и  фармацевтические  ассоциации,  организации  творческих 
работников,  объединения  фермерских  хозяйств,  создаваемые  коммерческими 
организациями  некоммерческие  союзы  (ассоциации),  торгово-промышленные 
палаты,  а  также  иные  всевозможные  саморегулируемые  организации 
профессионального сообщества. 

Согласно  ст.  4  Закона  об  общественных  объединениях  особенности, 

связанные  с  созданием,  деятельностью,  реорганизацией  и  (или)  ликвидацией 
отдельных 

видов 

общественных 

объединений 

могут 

регулироваться 

принимаемыми в соответствии с ним (религиозные организации в силу ст. 2 не 
входят  в  сферу  действия  Закона)  специальными  законами.  В  настоящее  время 
содержание  права  граждан  на  объединение,  основные  государственные 
гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, 
деятельности,  реорганизации  и  (или)  ликвидации,  помимо  указанного  Закона, 
также регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК 
РФ)  и  другими  законами  об  отдельных  видах  общественных  объединений,  в 
том  числе  о 

профсоюзах 

(Трудовой  кодекс  Российской  Федерации, 

Федеральный  закон  от  12.01.1996  №  10-ФЗ  «О  профессиональных  союзах,  их 
правах  и  гарантиях  деятельности»), 

религиозных  объединениях 

(Федеральный 

закон  от  26.09.1997  №  125-ФЗ  «О  свободе  совести  и  о  религиозных 
объединениях»), 

благотворительных  организациях 

(Федеральный  закон  от 

11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных 
организациях»), 

молодежных  и 

детских  общественных  объединениях 

(Федеральный  закон  от  28.06.1995  №  98-ФЗ  «О  государственной  поддержке 
молодежных и детских общественных объединений»), 

спортивных федерациях 

(Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте 
в  Российской  Федерации»), 

политических  партиях 

(Федеральный  закон  «О 

политических  партиях»), 

национально-культурных  автономиях 

(Федеральный 

закон  от  17.06.1996  №  74-ФЗ  «О  национально-культурной  автономии»), 

общественных  объединениях,  созданных  и  действующих  в  защиту  отдельных 


background image

 

социальных  групп  населения 

(федеральные  законы  от  12.01.1995  №  5-ФЗ  «О 

ветеранах»,  от  24.11.1995  №  181-ФЗ  «О  социальной  защите  инвалидов  в  Рос-
сийской  Федерации»,  Закон  Российской  Федерации  от  19.02.1993  №4530-1  «О 
вынужденных  переселенцах»)  и 

иных  видах  некоммерческих  организаций 

(Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»); 
регулирующих  вопросы  участия  в  отдельных  сферах  правоотношений 
общественных  объединений  и  осуществления  ими  некоторых  видов  дея-
тельности,  в  том  числе 

в  публичных  мероприятиях 

(федеральные  законы  от 

19.06.2004  №  54-ФЗ  «О  собраниях,  митингах,  демонстрациях,  шествиях  и 
пикетированиях», от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской 
деятельности»), 

обжаловании  действий  и  решений,  нарушающих  права  и 

свободы  граждан 

(Закон  Российской  Федерации  от  27.04.1993  №  4866-1  «Об 

обжаловании  в  суд  действий  и  решений,  нарушающих  права  и  свободы 
граждан»), 

выборах 

(федеральные законы от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных 

гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан 
Российской  Федерации»,  от  10.01.2003  №  19-ФЗ  «О  выборах  Президента 
Российской  Федерации»,  от  18.05.2005  №51-ФЗ  «О  выборах  депутатов 
Государственной  Думы  Федерального  Собрания  Российской  Федерации»), 

в 

области  охраны  окружающей  среды  и  атмосферного  воздуха,  радиационной 
безопасности  населения  и  использования  атомной  энергии,  в  области 
экологической экспертизы, общественной экологической экспертизы, а также 
при осуществлении общественного контроля в сфере производства и оборота 
этилового 

спирта, 

алкогольной 

и 

спиртосодержащей 

продукции, 

в 

исправительных  учреждениях,  защите  прав  потребителей,  участников 
дорожного движения. 

Одновременно  правовое  регулирование  отношений  в  данной  сфере 

осуществляется  и  на  подзаконном  уровне  нормативными  правовыми  актами 
Президента  Российской  Федерации  и  Правительства  Российской  Федерации. 
Однако  при  этом  следует  отметить  комплексный  характер  рассматриваемых 
вопросов,  в  связи  с  чем  большинство  законов  и  иных  нормативных  правовых 
актов  не выделяют их в  качестве основного предмета регулирования, но сфера 
их  действия  наряду  с  иными  объектами  охватывает  и  деятельность 
общественных объединений. 

 

§ 2. Система и полномочия органов, осуществляющих государственный 

контроль в сфере деятельности общественных объединений 

 

В 

Российской 

Федерации 

созданы 

и 

действуют 

специально 

уполномоченные  органы  власти,  призванные  осуществлять  контроль  и  надзор 
за исполнением законов об общественных объединениях, за соблюдением права 
граждан на объединение. 

Указом  Президента  Российской  Федерации  от  12.05.2008  №  724  (ред.  от 

14.10.2008) 

«Вопросы 

системы 

и 

структуры 

федеральных 

органов 

исполнительной  власти»  функции  Федеральной  регистрационной  службы 
(далее  -  Росрегистрация)  по  регистрации  некоммерческих  организаций,  в  том 


background image

 

числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих 
неправительственных  организаций,  общественных  объединений  и  поли-
тических  партий,  были  переданы  Министерству  юстиции  Российской 
Федерации  (далее  -  Минюст  России),  которое  в  настоящее  время  является 
ведущим  федеральным  органом  исполнительной  власти,  осуществляющим 
контрольные функции в установленной сфере деятельности. 

В  соответствии  с  Положением,  утвержденным  Указом  Президента 

Российской  Федерации  от  13.10.2004  №1313  (ред.  от  05.05.2010),  основными 
задачами  Минюста  России  в  сфере  деятельности  общественных  объединений 
являются: разработка и реализация общей стратегии государственной политики 
и  нормативно-правовое  регулирование,  обеспечение  в  пределах  своих 
полномочий  защиты  прав  и  свобод  человека  и  гражданина,  организация 
деятельности  по  государственной  регистрации  некоммерческих  организаций,  а 
также контроль и надзор в данной сфере. 

Согласно  поставленным  задачам  в  рассматриваемой  сфере  определены 

следующие основные направления деятельности Минюста России. 

1.  Государственная регистрация общественных объединений: 
утверждает  форму  свидетельства  о  государственной  регистрации 

некоммерческой  организации,  форму  уведомления  о  создании  на  территории 
Российской  Федерации  филиала  или  представительства  международной 
организации,  иностранной  некоммерческой  неправительственной  организации, 
форму  уведомления  об  изменении  сведений,  содержащихся  в  уведомлении  о 
создании  на  территории  страны  филиала  или  представительства  ме-
ждународной организации, иностранной некоммерческой неправительственной 
организации или в прилагаемых к нему документах, форму выписки из реестра 
филиалов  и  представительств  международных  организаций  и  иностранных 
некоммерческих неправительственных организаций; 

по  согласованию  с  Министерством  финансов  Российской  Федерации 

(далее  -  Минфин  России)  утверждает  формы  документов,  используемых  при 
государственной  регистрации  некоммерческих  организаций,  утверждение 
которых  не  отнесено  федеральными  законами  к  компетенции  Правительства 
Российской Федерации; 

принимает  в  порядке,  установленном  законодательством,  решения  о 

государственной  регистрации  некоммерческих  организаций,  в  том  числе 
отделений  международных  организаций  и  иностранных  некоммерческих 
неправительственных  организаций,  общественных  объединений,  политических 
партий,  торгово-промышленных  палат,  религиозных  организаций,  иных 
юридических  лиц,  о  внесении  казачьих  обществ  в  государственный  реестр 
казачьих  обществ  в  Российской  Федерации,  а  также  о  регистрации 
представительств иностранных религиозных организаций, внесении сведений о 
филиалах  и  представительствах  международных  организаций,  иностранных 
некоммерческих  неправительственных  организаций  в  реестр  филиалов  и 
представительств международных организаций и иностранных некоммерческих 
неправительственных организаций; 

выдает  зарегистрированной  некоммерческой  организации  свидетельство 


background image

 

10

о  внесении  записи  в  единый  государственный  реестр  юридических  лиц, 
полученное  от  федерального  органа  исполнительной  власти,  уполномоченного 
осуществлять  государственную  регистрацию  юридических  лиц,  а  также 
свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации; 

выдает  в  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации 

разрешения  на  открытие  представительств  иностранных  юридических 
организаций. 

2 .Осуществление контроля: 
организует  проведение  проверок  (или  определяет  порядок  проверок) 

соответствия  деятельности  некоммерческой  организации,  в  том  числе  по 
расходованию  денежных  средств  и  использованию  иного  имущества,  целям, 
предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям); 

составляет протоколы об административных правонарушениях в порядке, 

установленном законодательством Российской Федерации. 

3.

 

 Направление  своих  представителей  для  участия  в  проводимых 

общественными объединениями мероприятиях. 

4.

 

Ведение  реестра  зарегистрированных  некоммерческих  организаций  (в 

том 

числе 

отделений 

международных 

организаций 

и 

иностранных 

некоммерческих 

неправительственных 

организаций, 

общественных 

объединений,  политических  партий  и  религиозных  организаций;  национально-
культурных  автономий;  филиалов  и  представительств  международных 
организаций  и  иностранных  некоммерческих  неправительственных  организа-
ций;  представительств  иностранных  религиозных  организаций,  открытых  в 
Российской Федерации). 

5.

 

Ведение 

и 

публикация 

федерального 

списка 

экстремистских 

материалов,  перечня  общественных  объединений  и  религиозных  организаций, 
иных  некоммерческих  организаций,  в  отношении  которых  судом  принято 
вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, 
а  также  перечня  общественных  объединений  и  религиозных  организаций,  дея-
тельность  которых  приостановлена  в  связи  с  осуществлением  ими 
экстремистской деятельности. 

В целях реализации своих полномочий Минюст России вправе: 
1)

 

запрашивать  и  получать  от  федеральных  органов  государственной 

власти,  органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации, 
органов  местного  самоуправления,  а  также  от  организаций,  независимо  от  их 
организационно-правовой 

формы, 

в 

том 

числе 

от 

регистрируемых 

общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, 
документы,  справочные  и  иные  материалы,  необходимые  для  принятия 
решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности; 

2)

 

привлекать  в  необходимых  случаях  в  установленном  порядке  для 

выработки  решений  по  вопросам,  относящимся  к  компетенции  Минюста 
России 

и 

подведомственных 

ему 

федеральных 

служб, 

федеральные 

государственные учреждения Минюста России, а также ученых, специалистов и 
работников  федеральных  органов  исполнительной  власти  и  органов 
исполнительной власти субъектов Российской Федерации;