Файл: bessarabov_v_g_prokurorskii_nadzor_za_ispolneniem_zakonov_ob.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2020

Просмотров: 542

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

16

соответствуют  закону  и  те  положения  учредительных  документов  общест-
венных  объединений,  которые  предусматривают  более  продолжительный  срок 
для уведомления регистрирующего органа об изменении этих сведений. 

Зачастую  общественные  объединения  идут  на  представление  в 

регистрирующий  орган  фиктивных  документов  о  месте  своего  нахождения,  их 
фальсификацию и иные  ухищрения, связанные с письменным подтверждением 
ложных 

сведений 

псевдособственниками 

либо 

псевдоарендаторами 

недвижимости. 

В 

качестве 

нарушений 

допускается 

самовольное 

использование 

муниципальных  нежилых  помещений  лицами,  фактически  осуществляющими 
предпринимательскую  деятельность,  в  то  время  как  изначально  данные 
помещения 

формально 

по 

договору 

безвозмездного 

пользования 

муниципальным 

имуществом 

якобы 

передавались 

общественным 

объединениям.  Другая  разновидность  нарушений  закона  -  незаконное 
пользование  общественными  объединениями  данной  категорией  помещений,  в 
том числе в связи с нарушениями порядка передачи - без распоряжения и (или) 
постановления  главы  муниципального  образования  и  акта  приема-передачи  с 
приложением технических документов. 

Допускаемые  общественными  объединениями  нарушения  также  связаны 

с  несоблюдением  норм  собственных  уставов  и  иных  учредительных 
документов, призванных задать в числе прочего отличительные корпоративные 
правила  поведения  этих  субъектов  в  рамках  единого  правового  поля  страны. 
Согласно  заявленным  целям  и  задачам  деятельности  нередко  общественные 
объединения  необоснованно  претендуют  на  выполнение  несвойственных  им 
функций  либо  общегосударственных  задач,  декларируют  преследование 
взаимоисключающих 

целей. 

Допускаются 

случаи 

превышения 

представителями  общественных  объединений  при  проведении  общественного 
контроля  пределов  полномочий,  предоставленных  им  в  соответствии  с 
федеральным законодательством Российской Федерации. 

Прокурорами нередко выявляются факты нарушений порядка управления 

(относительно состава и процедуры формирования руководящих органов, срока 
полномочий  их  членов,  порядка  и  условий  их  созыва  и  функционирования), 
порядка 

приема 

членов 

общественной 

и 

религиозных 

организаций, 

закрепленных уставами общественных и религиозных организаций. 

На  местах  распространены  случаи  осуществления  религиозными 

объединениями  деятельности,  противоречащей  уставным  целям  и  в  силу 
требований п.1 ст. 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных 
объединениях» являющейся незаконной. 

Большую  группу  в  рассматриваемой  сфере  составляют  выявляемые 

прокурорами  нарушения,  сопряженные  с  трудовыми  отношениями.  Среди  них 
имеют  место  неисполнение  работодателем  обязанности  по  передаче 
действующим  в  организациях  профсоюзам  в  бесплатное  пользовании 
необходимых  для  их  деятельности  оборудования,  помещений,  транспортных 
средств  и  средств  связи,  невозможность  пользоваться  ими  (ввиду  непри-
годности,  малого  размера  выделенного  помещения  и  др.),  а  также 


background image

 

17

непредоставление профсоюзам возможности размещения информации в местах, 
доступных 

для 

всех 

работников; 

нарушения 

права 

профсоюзных 

представителей  беспрепятственно  посещать  организации  и  рабочие  места,  где 
работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации установленных 
задач и предоставленных профсоюзам прав и некоторые другие. 

Нередко  общественными  объединениями  допускаются  нарушения 

федерального  законодательства  при  проведении  публичных  мероприятий,  в 
частности,  не  соблюдаются  нормы,  регламентирующие  уведомительный 
порядок  проведения  таких  мероприятий.  На  поверку  именно  невыполнение 
этих,  весьма  скромных  условий  кратно  продуцирует  при  своевольном  прове-
дении 

массового 

мероприятия 

нарушения 

гарантированных 

законами 

Российской  Федерации  прав  граждан,  санитарных  и  экологических  норм  и 
правил, правил пожарной безопасности, правил благоустройства, правопорядка, 
общественной безопасности. 

Помимо  несоблюдения  условий  организации  публичных  мероприятий, 

нередко  в  ходе  их  проведения  также  допускаются  отступления  от  закона, 
связанные  с  нарушением  принципа  добровольности  участия  в  публичном 
мероприятии,  выражающихся  в  отсутствии  у  организатора  и  уполномоченных 
организатором пикетирования лиц отличительных знаков, в передвижении уча-
стников  пикета,  а  также  в  участии  в  нем  без  уведомления  органа  местного 
самоуправления 

представителей 

незарегистрированных 

общественных 

организаций,  бездействии  организаторов  в  требовании  от  участников 
публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента его 
проведения, игнорирование и недоведение до сведения участников публичного 
мероприятия  требований  уполномоченного  представителя  органа  местного  са-
моуправления о прекращении данного мероприятия. 

По  оценкам  экспертов,  что  подтверждается  также  надзорной  практикой 

органов прокуратуры, иногда под предлогом выражения активной гражданской 
позиции  на  митингах  и  демонстрациях,  организуемых  общественными 
объединениями, 

отдельными 

субъектами 

преследуются 

собственные, 

откровенно экстремистские цели, чуждые по своей природе основной массе лю-
дей,  участвующих  в  подобных  мероприятиях.  Тем  самым,  под  видом  мирного 
собрания 

граждан, 

общественных 

объединений 

ведется 

эскалация 

противоправной  деятельности,  что  дискредитирует  как  сам  институт 
общественного  объединения,  так  и  соответствующую  форму  выражения 
общественного  мнения,  трансформирует  ее  роль  и  значение  в  негативную 
сторону. 

Особую  значимость  имеют  нарушения  экстремистской  направленности, 

требующие незамедлительного прокурорского реагирования, направленного на 
упреждение экстремистской деятельности. 

В  последнее  время  в  некоторых  регионах  отмечались  случаи 

использования 

электорального 

ресурса 

экстремистски 

настроенных 

организаций  со  стороны  ряда  легально  действующих  политических  партий. 
Причем  наблюдается  стремление  со  стороны  политических  партий  получить 
политические дивиденды от использования в своей предвыборной деятельности 


background image

 

18

существующие  в  обществе  ультрарадикальные  настроения,  обусловленные 
проблемами  в  области  миграции,  межнациональных  и  межконфессиональных 
отношений.  В  целях  привлечения  новых  членов  некоторые  политические 
партии предоставляют таким объединениям карт-бланш и возможность участия 
в  организуемых  ими  публичных  мероприятиях,  прибегают  к  их  помощи  для 
срыва  и  дезорганизации  действий  своих  идеологических  противников  и 
конкурентов. 

Значимой  при  таком  настрое  общественных  объединений  является  и 

борьба  с  распространением  их  представителями  материалов  экстремистского 
толка  -  предназначенных  для  обнародования  документов  либо  информации  на 
иных носителях, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности 
либо  обосновывающих  или  оправдывающих  необходимость  осуществления 
такой  деятельности,  а  также  материалов,  содержащих  лингвистические 
признаки религиозной вражды. 

Многочисленные 

нарушения 

допускаются 

общественными 

объединениями  в  сфере  осуществления  благотворительной  деятельности. 
Выступая организационной основой аккумулирования значительных денежных 
средств и материальных ценностей, благотворительная деятельность сегодня, к 
сожалению,  становится  привлекательной  и  для  лиц,  ориентированных  на 
противоправное извлечение выгоды от занятия ею. 

Как  отмечается  Союзом  благотворительных  организаций  России, 

благодаря 

особенностям 

ныне 

действующего 

законодательства 

благотворительной  деятельностью  занимаются  не  только  организации, 
зарегистрированные 

как 

благотворительные, 

но 

и 

многочисленные 

коммерческие  и  некоммерческие  организации  иной  направленности  - 
правозащитные организации, религиозные объединения, учреждения культуры, 
финансовые структуры, политические партии и др.

В  ходе  проверок  ряда  реабилитационных  центров,  созданных  при 

благотворительных  фондах,  прокурорами  выявлялись  случаи  проживания  там 
без  регистрации  лиц,  проходящих  курсы  реабилитации  от  алкогольной  и 
наркотической  зависимости.  Практика  показывает,  что  в  ходе  таких  проверок 
следует  также  обращать  внимание  на  исполнение  законодательства  в  области 
обеспечения  санитарно-эпидемиологического  благополучия  населения  и 
пожарной безопасности. 

В  деятельности  общественных  объединений  встречаются  нарушения 

законодательства 

об 

использовании 

государственной 

символики 

(Государственного  герба  Российской  Федерации  и  Государственного  флага 
Российской  Федерации),  изображения  которой  до  степени  сличения 
воспроизводится,  как  правило,  на  печатях  и  штампах;  допускается 
использование  в  названии  общественных  объединений  наименования  органа 
государственной  власти,  а  также  неуказания  в  названии  территориальной 
сферы его деятельности. 

Несколько схожая симптоматика нарушений наблюдается, как правило, у 

                                            

1

 См.: 

Благотворительность 

в России: Концепция трансформации в эффективный инструмент социальной политики. М., 2001. С. 14. 


background image

 

19

тех общественных объединений, которые провозглашая в своих учредительных 
документах  такие  общественно  значимые  цели,  как  борьба  с  нарушениями 
закона,  коррупцией,  охрана  правопорядка,  и  иные  ценности,  традиционно 
опекаемые  государственной  правоохранительной  системой,  также  стремятся 
использовать  схожую  символику,  материализовать  собственные  стереотипы  и 
зачастую  извращенное  представление  о  деятельности  соответствующих 
государственных структур. 

Существенные  нарушения  были  выявлены  Генеральной  прокуратурой 

Российской  Федерации  в  Общероссийской  общественной  организации 
«Академия  проблем  безопасности,  обороны  и  правопорядка»,  активно 
позиционировавшей  себя  как  государственную  структуру,  наделенную 
соответствующими  полномочиями.  В  числе  прочего  Академией  были 
утверждены  идентичные  государственным  ордена,  медали,  нагрудные  знаки, 
ученые  степени,  форма  одежды  и  воинские  звания,  при  этом  возможности 
награжденных лиц (видных российских и зарубежных политических, военных и 
общественных  деятелей)  использовались  для  расширения  влияния  Академии, 
лоббирования интересов коммерческих  структур. Отдельным лицам  указанные 
«награды»  вручались  за  денежное  вознаграждение,  что  влекло  их  использо-
вание в личных целях, в том числе для совершения преступлений. 

Отмеченные  обстоятельства  послужили  основанием  для  направления 

заявления  о  ликвидации  Академии  в  Верховный  Суд  Российской  Федерации  и 
были  доведены  до  сведения  прокуроров  субъектов  Российской  Федерации  в 
информационном  письме  первого  заместителя  Генерального  прокурора 
Российской Федерации от 14.10.2008 № 72/3-58-08. 

Согласно  п.  1.6  приказа  Генерального  прокурора  Российской  Федерации 

от  26.06.1997  №  34  (ред.  от  16.10.2000)  «Об  организации  работы  органов 
прокуратуры по борьбе с преступностью» прокурорам надлежит поддерживать 
возрождение  и  создание  не  противоречащих  законодательству  общественных 
объединений  по  охране  правопорядка  и  новые  формы  профилактики 
антиобщественного, 

преступного 

поведения: 

внедрение 

религиозных 

нравственных  постулатов,  привлечение  к  мероприятиям  негосударственных 
охранных структур и предприятий безопасности и другие. 

Однако  практика  показывает,  что  при  оказании  государственной 

материальной  поддержки  общественным  объединениям  правоохранительной 
направленности  зачастую  присутствуют  серьезные  нарушения.  Данными 
общественными 

структурами 

финансовые 

отчеты 

об 

использовании 

бюджетных  средств  не  представляются,  внутриорганизационная  документация 
(список  членов,  планы  работ  и  графики  выхода  на  работу)  не  ведется.  Тем 
самым  нарушается  не  только  финансовая  дисциплина,  но  и  становится  под 
сомнение выполнение работ по осуществлению правоохранительных функций. 

Типичное  нарушение  -  создание  различного  рода  общественных  фондов 

для 

оказания 

вопреки 

требованиям 

действующего 

законодательства 

безвозмездной финансовой помощи и финансирования расходов на содержание 
правоохранительных  и  контролирующих  органов  за  счет  внебюджетных 
источников. 

В 

соответствии 

с 

интересами 

правоохранительных 

и 


background image

 

20

контролирующих  структур  деятельность  этих  фондов  ориентирована  на 
решение  различного  рода  «социальных»  вопросов  -  финансирование  орга-
низации  и  проведения  праздничных  мероприятий,  премирования  сотрудников, 
строительство всевозможных культурных и памятных объектов и др. 

Анализ причин и условий, способствующих совершению общественными 

объединениями  нарушений  закона  в  рассмотренных  сферах  правоотношений, 
показывает,  что  в  целом  ситуация  усугубляется  бездействием  полномочных 
государственных органов, отсутствием надлежащего контроля за соответствием 
деятельности  общественных  организаций  требованиям  законодательства, 
уставным целям и задачам. 

Материалы  прокурорских  проверок  свидетельствуют  о  том,  что 

нарушения  законов,  регламентирующих  право  граждан  на  объединение, 
допускаются со стороны органов власти и их должностных лиц повсеместно. 

Имеют место нарушения, связанные с изданием региональными органами 

представительной  (законодательной)  и  исполнительной  власти  нормативных 
правовых  актов,  содержащих  нормы,  ограничивающие  право  граждан  на 
объединение, свободу митингов и собраний и пр. 

Прокурорами  установлены  многочисленные  факты  ненадлежащего 

исполнения  специально  уполномоченными  контролирующими  органами 
обязанностей,  по  регистрации  общественных  объединений.  Так,  выявлены 
случаи небрежного отношения к формированию установленной ст. 21 Закона об 
общественных  объединениях  номенклатуры  документов,  необходимых  для  го-
сударственной регистрации указанных формирований; регистрации изначально 
недостоверных  сведений  о  юридическом  адресе  общественного  объединения 
или признание таковым адреса жилого помещения вопреки требованиям ст. 288 
ГК 

РФ; 

нарушения 

месячного 

срока 

при 

рассмотрении 

заявления 

общественного  объединения  о  его  государственной  регистрации,  немотивиро-
ванные  отказы  в  государственной  регистрации,  предъявления  «порционных»  и 
растянутых  во  времени  замечаний  на  представляемые  для  регистрации 
документы,  а  также  неинформирования  заинтересованной  стороны  о 
результатах рассмотрения, в  том числе  несоблюдение обязательно письменной 
формы информирования об отказе в государственной регистрации. 

Материалы  органов  прокуратуры  также  свидетельствуют,  что  при 

государственной  регистрации  национальных  культурных  автономий  (далее  - 
НКА) и религиозных объединений допускаются следующие нарушения закона: 
вопреки  требованиям  ст.  6  Федерального  закона  «О  национально-культурной 
автономии»  и ст. 14 Закона об общественных объединениях нередко  на терри-
тории  муниципального  образования  учреждены  и  действуют  несколько  НКА 
одной 

этнической 

общности; 

встречаются 

неправомерные 

отказы 

в 

государственной  регистрации  по  причине  нецелесообразности  создания 
общественного  объединения  или  незаконное  оставление  заявлений  о 
регистрации  без  рассмотрения;  без  надлежащей  проверки  и  оценки 
представляемых 

документов, 

а 

также 

несмотря 

на 

непредставление 

необходимых документов либо их несоответствие установленным требованиям, 
регистрирующим  органом  принимались  решения  о  государственной  реги-