Файл: bessarabov_v_g_prokurorskii_nadzor_za_ispolneniem_zakonov_ob.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2020

Просмотров: 528

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

36

квартирам  и  против  воли  хозяев  пытаются  войти  в  жилище  для  навязывания 
разговора о религии, стремятся посеять среди населения идею о плохой жизни в 
стране  и  превосходство  лиц,  вступивших  в  представляемую  ими  религиозную 
группу.  Отмечены  факты  разрушения  семей,  члены  которых  состоят  в  какой-
нибудь религиозной группе. 

Такие  действия  не  должны  оставаться  без  внимания  прокуроров  и  их 

следует 

тщательно 

проверять, 

привлекая 

соответствующие 

правоохранительные органы и общественные организации. 

Следует отметить, что практическая деятельность прокуратуры и органов 

государственного  контроля  в  сфере  действия  законов  об  общественных 
объединениях  предлагает  также  широкий  выбор  специфичных  форм  их 
взаимодействия. 

К  примеру,  в  соответствии  с  Соглашением  Генеральной  прокуратуры 

Российской  Федерации  и  Минюста  России  от  25.03.1998  №  18  «О  формах 
взаимодействия 

Генеральной 

прокуратуры 

Российской 

Федерации 

и 

Министерства  юстиции  Российской  Федерации  в  сфере  надзора  и  контроля  за 
ведомственным  нормотворчеством,  правовыми  актами  субъектов  Российской 
Федерации,  а  также  за  созданием  и  деятельностью  общественных  и 
религиозных  объединений»  и  принятом  для  организации  исполнения  данного 
Соглашения распоряжением Генерального прокурора Российской Федерации от 
30.07.1998  №49/7р  можно  назвать  следующие  формы  взаимодействия 
прокуратуры с Минюстом России: 

совместная деятельность по подготовке проектов нормативных правовых 

актов,  разработке,  принятию  и  выполнению  комплексных  программ  и 
определению приоритетов по борьбе с правонарушениями и преступлениями; 

взаимный  обмен  информацией  по  вопросам  выявления  и  устранения 

нарушений законодательства; 

автоматизированный  учет  сведений  о  неправомерных  действиях 

общественных и религиозных объединений и принятых мерах реагирования на 
основании 

информации 

соответствующих 

подразделений 

Генеральной 

прокуратуры; 

осуществление  согласованных  мероприятий  по  предупреждению  и 

пресечению 

незаконной 

деятельности 

общественных 

и 

религиозных 

объединений, 

направленной 

на 

насильственное 

изменение 

основ 

конституционного  строя  и  нарушение  целостности  Российской  Федерации, 
подрыв  безопасности  государства,  создание  вооруженных  формирований, 
разжигание социальной, расовой, национальной  и религиозной розни, для чего 
Генеральная  прокуратура  каждое  полугодие  информирует  Минюст  России 
омерах  реагирования  по  поступившим  из  министерства  материалам  о 
незаконных  правовых  актах  и  действиях  общественных  и  религиозных 
объединений; 

систематическое  обсуждение  на  совместных  заседаниях  коллегий 

результатов совместной деятельности; 

разработка 

согласованных 

предложений 

по 

совершенствованию 

законодательства о государственном надзоре и контроле за нормотворческой и 


background image

 

37

правоприменительной  практикой  федеральных  министерств  и  ведомств, 
субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных объединений; 

организация 

совместных 

семинаров, 

иных 

учебно-методических 

мероприятий  по  вопросам  исполнения  законодательства  об  общественных 
объединениях. 

Понятно,  что  осуществление  совместной  деятельности  во  всех  случаях 

недопустимо смешивать с подменой  ведомственных функций и правомочий ее 
участников.  Поэтому  взаимодействие  органов  прокуратуры  с  органами 
государственного контроля должно учитывать организационно-правовой статус 
этих структур. 

Практика  показывает,  что  взаимодействие  прокуроров  с  органами 

контроля 

необходимое 

средство 

повышения 

эффективности 

функционирования  и  устранения  дублирования  в  работе  последних, 
соотнесения  применяемых  средств,  обладает  при  этом  обоюдно  значимым 
действием и придает завершенный вид системе государственной защиты права 
граждан на объединение. 

Высокий  уровень  требований,  предъявляемых  сегодня  к  деятельности 

органов прокуратуры, подчеркивает важное значение 

вопроса о выборе средств 

прокурорского  реагирования  на  нарушения  законов  об  общественных 
объединениях. 

Средства  прокурорского  реагирования  на  нарушения  законов  об 

общественных  объединениях  определены  пп.  2  и  3  ст.  22,  ст.  23  -  2 5 2 7   и  28 
Закона о прокуратуре, а также Законом об общественных объединениях (гл. V), 
федеральными  законами  «О  свободе  совести  и  о  религиозных  объединениях» 
(ст. 14), «О противодействии экстремистской деятельности» (ст. 6, 7, 9, 10), «О 
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 10, 29-31), 
«О  национально-культурной  автономии»  (ст.  6),  «О  государственной 
поддержке  молодежных  и  детских  общественных  объединений»  (ст.  15  -  17), 
«О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ст. 10, 13, 14), «О 
некоммерческих  организациях»  (ст.  18  -  21),  установивших  основания  и 
порядок 

приостановления 

и 

ликвидации 

общественных 

объединений 

соответствующих организационно-правовых форм и видов. 

В  организационном  плане  прокурору  важно  сделать  правильную 

правовую  оценку  итогов  проверки,  определить  средства  реагирования, 
адекватные 

характеру 

выявленных 

нарушений. 

Правовые 

средства 

прокурорского  реагирования  в  каждом  конкретном  случае  избираются  в 
зависимости  от  характера  допущенных  нарушений  законов,  степени  их 
распространенности и тяжести наступивших последствий

4

В соответствии со ст. 23 Закона о прокуратуре на противоречащий закону 

правовой  акт  (на  акт,  нарушающий  права  человека  и  гражданина)  приносится 

протест, 

который  формулирует  юридически  обоснованное  требование  об 

устранении  имеющихся  противоречий,  отмене  либо  приведении  акта  в 

                                            

4

 Общие методические рекомендации прокурорам по реагированию на устанавливаемые правонарушения изложены в работе И.С. 

Викторова «Полномочия прокурора по выявлению нарушений закона и применению правовых средств реагирования на выявленные 
правонарушения» 2004 года. 


background image

 

38

соответствие с действующим законодательством. 

В  соответствии  с  абз.  2  п.  2.2  приказа  Генерального  прокурора 

Российской  Федерации  от  02.10.2007  №  155  (в  ред.  23.12.2009)  «Об 
организации  прокурорского  надзора  за  законностью  нормативных  правовых 
актов  органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и 
местного самоуправления» прокурорам  предписано обращаться с заявлением в 
суд  при  условии  отклонения  адресатом  ранее  принесенного  протеста  либо 
затягивания вопроса приведения нормативного правового акта в соответствие с 
законодательством. 

Следует  отметить,  что  Федеральным  законом  от  17.07.2009  №  171-ФЗ 

внесены  изменения  и  дополнения  в  Закон  о  прокуратуре,  в  том  числе  введена 
новая  статья  9.1,  в  соответствии  с  которой  при  выявлении  в  нормативном 
правовом  акте,  в  том  числе  принятом  в  сфере  деятельности  общественных 
объединений,  коррупциогенных  факторов  прокурор  вносит  в  орган,  организа-
цию  или  должностному  лицу,  которые  издали  этот  акт, 

требование  об 

изменении  нормативного  правового  акта 

с  предложением  способа  устранения 

выявленных  коррупциогенных  факторов  либо  обращается  в  суд  в  порядке, 
предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. 

На  необходимость  активизации  деятельности  органов  управления  и 

должностных лиц по борьбе с нарушениями в рассматриваемой сфере, а также 
на  привлечение  виновных  к  установленной  законом  ответственности  может 
быть  обращено  внимание  в 

представлении 

прокурора 

об  устранении 

нарушений закона.

 

В  соответствии  с  ч.  1  ст.  24  Закона  о  прокуратуре  представление 

прокурора  вносится  в  орган  или  должностному  лицу,  которые  полномочны 
устранить  допущенные  нарушения  закона,  и  подлежит  безотлагательному 
рассмотрению.  При  этом  представление  может  быть  принесено  как 
непосредственно допустившим нарушение органу или должностному лицу, так 
и  иным  органам  и  должностным  лицам,  имеющим  право  вмешаться  в 
деятельность  подчиненных  им  субъектов-нарушителей.  Вне  зависимости  от 
этого  в  месячный  срок  со  дня  внесения  представления  должны  быть  приняты 
конкретные меры по  устранению допущенных нарушений закона, их причин  и 
условий,  им  способствующих,  а  о  результатах  принятых  мер  сообщено 
прокурору в письменной форме. 

Особо  следует  отметить,  что  полномочия  прокурора  о  мерах 

реагирования на нарушения в рассматриваемой сфере регулируются и другими 
законами.  Так,  согласно  ст.  42  Закона  об  общественных  объединениях 
Генеральный  прокурор  Российской  Федерации  или  подчиненный  ему 
соответствующий прокурор при  неустранении общественными объединениями 
нарушений  Конституции  Российской  Федерации  и  законодательства,  а  также 
при  продолжении  ими  действий,  противоречащих  уставным  целям,  вправе 

приостановить  деятельность  общественного  объединения 

на  срок  до  шести 

месяцев. 

Деятельность 

общественного 

объединения 

может 

быть 

также 

приостановлена  прокурором  в  порядке  и  по  основаниям,  предусмотренным  ст. 


background image

 

39

10  Федерального  закона  «О  противодействии  экстремистской  деятельности»,  - 
с  момента  обращения  в  суд  с  заявлением  о  ликвидации  либо  запрете 
деятельности общественного объединения, носящей экстремистский характер и 
повлекшей нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда 
личности,  здоровью  граждан,  окружающей  среде,  общественному  порядку, 
общественной 

безопасности, 

собственности, 

законным 

экономическим 

интересам  физических  и  (или)  юридических  лиц,  обществу  и  государству  или 
создающей  реальную  угрозу  причинения  такого  вреда.  Важно  отметить,  что 
данное  решение  ориентировано  на  обеспечение  интересов  потерпевшей 
стороны,  потому  сохраняет  силу  до  рассмотрения  судом  соответствующего 
заявления  о  ликвидации  общественного  объединения  либо  запрете  его 
деятельности. 

В настоящее время вопрос о субъектах, правомочных принимать решение 

о 

приостановлении 

деятельности 

общественных 

объединений, 

в 

законодательстве 

решен 

неоднозначно: 

решение 

о 

приостановлении 

деятельности  политической  партии  согласно  ст.  39  Закона  «О  политических 
партиях»  может  быть  принято  исключительно  судом  по  заявлению 
уполномоченных органов. 

Приостановление  деятельности  общественного  объединения  фактически 

означает,  что  приостанавливается  его  деятельность  как  учредителя  средств 
массовой информации, ему запрещается организовывать и проводить собрания, 
митинги, демонстрации и другие массовые публичные мероприятия, принимать 
участие  в  выборах  всех  звеньев  органов  власти,  использовать  банковские 
вклады,  за  исключением  расчетов  по  хозяйственной  деятельности  и  трудовым 
договорам,  возмещению  убытков,  причиненных  его  действиями,  и  уплате 
штрафов.  В  то  же  время  общественное  объединение  по-прежнему  вправе 
свободно  распространять  информацию  о  своей  деятельности;  участвовать  в 
выработке  решений  органов  государственной  власти  и  органов  местного 
самоуправления;  представлять  и  защищать  свои  права,  законные  интересы 
своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной 
власти,  органах  местного  самоуправления;  выступать  с  инициативами  по 
различным  вопросам  общественной  жизни;  вносить  предложения  в  органы 
государственной  власти;  осуществлять  в  соответствии  с  положениями  своего 
устава предпринимательскую (хозяйственную) деятельность и т.д. 

Кроме 

вышеназванного, 

неоднократные 

или 

грубые 

нарушения 

общественным 

объединением 

Конституции 

Российской 

Федерации, 

федеральных  конституционных  законов,  федеральных  законов  или  иных 
нормативных 

правовых 

актов 

либо 

систематическое 

осуществление 

общественным  объединением  деятельности,  противоречащей  его  уставным 
целям,  в  силу  требований  ст.  44  Закона  об  общественных  объединениях 
является  основанием  для  ликвидации  общественного  объединения  или  запрета 
его деятельности по заявлению прокурора через суд. 

Ликвидация  общественного  объединения  по  решению  суда  означает 

запрет  на  его  деятельность  независимо  от  факта  его  государственной 
регистрации,  влечет  прекращение  его  деятельности  без  перехода  прав  и 


background image

 

40

обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. 

Федеральным  законом  от  10.01.2006  №  18-ФЗ  «О  внесении  изменений  в 

некоторые  законодательные  акты  Российской  Федерации»  в  ст.  44  Закона  об 
общественных объединениях введено положение, согласно которому заявление 
в  суд  о  ликвидации  международного  или  общероссийского  общественного 
объединения  вносится  Генеральным  прокурором  Российской  Федерации,  а  за-
явление  в  суд  о  ликвидации  межрегионального,  регионального  или  местного 
общественного  объединения  -  прокурором  соответствующего  субъекта 
Российской Федерации  в порядке, предусмотренном Федеральным законом  «О 
прокуратуре Российской Федерации», или соответствующим  территориальным 
органом федерального органа государственной регистрации. 

В  случае  выявления  фактов,  свидетельствующих  о  наличии  в 

деятельности 

общественного 

объединения 

признаков 

экстремизма, 

в 

соответствии 

со 

ст. 

Федерального 

закона 

«О 

противодействии 

экстремистской 

деятельности» 

Генеральным 

прокурором 

Российской 

Федерации  или  подчиненным  ему  соответствующим  прокурором  выносится 

предупреждение 

в  письменной  форме  о  недопустимости  такой  деятельности. 

Если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в преду-
преждении устанавливается не менее чем 2-месячный срок для их устранения. 

В  последующем  по  заявлению  прокурора  общественное  объединение 

может  быть  ликвидировано  в  случае,  если  внесенное  предупреждение  не  было 
обжаловано  в  суд  в  установленном  порядке  или  не  признано  судом 
незаконным,  а  также  если  в  установленный  в  предупреждении  срок 
соответствующими общественным  или  религиозным объединением, либо инбй 
организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением 
не  устранены  допущенные  нарушения,  послужившие  основанием  для 
вынесения  предупреждения,  либо  если  в  течение  двенадцати  месяцев  со  дня 
вынесения  предупреждения  выявлены  новые  факты,  свидетельствующие  о 
наличии  признаков  экстремизма  в  их  деятельности  (ч.  4  ст.  7),  либо  в  случае 
осуществления  общественным  или  религиозным  объединением,  либо  иной 
организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением 
экстремистской  деятельности,  повлекшей  за  собой  нарушение  прав  и  свобод 
человека  и  гражданина,  причинение  вреда  личности,  здоровью  граждан, 
окружающей  среде,  общественному  порядку,  общественной  безопасности, 
собственности,  законным  экономическим  интересам  физических  и  (или) 
юридических  лиц,  обществу  и  государству  или  создающей  реальную  угрозу 
причинения такого вреда (ч. 2 ст. 9). 

Интересна  позиция  Судебной  коллегии  по  гражданским  делам  Вер-

ховного Суда Российской Федерации, выраженная в определении от 30.05.2006 
по  делу  №  79-Г06-11  по  заявлению  заместителя  прокурора  Усть-Ордынского 
Бурятского  автономного  округа  о  ликвидации  региональной  общественной 
организации  Усть-Ордынской  окружной  оборонной  спортивно-технической 
организации. 

В частности, подтверждая позицию прокурора и признавая решение суда 

первой  инстанции  законным  и  обоснованным,  Судебная  коллегия  среди