Файл: bessarabov_v_g_prokurorskii_nadzor_za_ispolneniem_zakonov_ob.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2020

Просмотров: 529

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

11

3)

 

заключать  с  федеральными  органами  государственной  власти, 

общественными 

объединениями 

и 

организациями 

соглашения 

о 

взаимодействии; 

4)

 

заключать  в  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации 

международные 

договоры 

Российской 

Федерации 

межведомственного 

характера по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности; 

5)

 

издавать  в  пределах  своей  компетенции  нормативные  правовые  акты 

(приказы,  распоряжения  и  другие  акты),  обязательные  для  исполнения 
государственными 

и 

муниципальными 

органами, 

организациями, 

должностными лицами и гражданами; 

6)

 

учреждать  в  установленном  порядке  печатные  средства  массовой 

информации для опубликования нормативных правовых актов Минюста России 
и  подведомственных  ему  федеральных  служб,  официальных  объявлений, 
размещения  других  материалов  по  вопросам,  относящимся  к  компетенции 
Минюста России и подведомственных ему федеральных служб; 

7) 

направлять  в  порядке,  установленном  Правительством  Российской 

Федерации,  федеральным  органам  исполнительной  власти  и  иным  органам 
представление об отмене или изменении принятых ими нормативных правовых 
актов, 

противоречащих 

Конституции 

и 

законодательству 

Российской 

Федерации; 

8)  в  случае  выявления  несоответствия  Конституции  России  и 

законодательству 

Российской 

Федерации 

действующего 

нормативного 

правового  акта  либо  акта,  содержащего  правовые  нормы  и  не  прошедшего 
государственную  регистрацию,  представлять  в  Правительство  Российской 
Федерации  предложение  об  отмене  или  о  приостановлении  действия  такого 
акта  вместе  с  обоснованием  и  проектом  соответствующего  распоряжения 
Правительства Российской Федерации и др. 

Государственный  контроль  в  сфере  деятельности  общественных 

объединений 

осуществляется 

и 

иными 

федеральными 

органами 

исполнительной  власти.  Так,  соответствие  расходования  общественными 
объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным 
целям  устанавливают  федеральные  органы  государственного  финансового 
контроля,  федеральный  орган  исполнительной  власти,  уполномоченный  по 
контролю  и  надзору  в  области  налогов  и  сборов,  федеральный  орган  ис-
полнительной  власти,  уполномоченный  на  осуществление  функции  по 
противодействию  легализации  (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным 
путем, и финансированию терроризма. 

Общественные  объединения  подлежат  контролю  со  стороны  налоговых 

органов  за  источниками  и  размерами  получаемых  ими  доходов  и  уплатой 
налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах. 
Причем, 

учитывая, 

что 

по 

смыслу 

действующего 

законодательства 

общественным  объединениям  (только  юридическим  лицам)  дана  возможность 
ведения  предпринимательской  деятельности,  налоговыми  органами  может 
осуществляться  контроль  и  надзор  не  только  за  их  финансово-хозяйственной 
деятельностью  вплоть  до  установления  правомерности  ведения  самой 


background image

 

12

предпринимательской  деятельности  (ее  осуществления  лишь  для  достижения 
уставных  целей,  ради  которых  создано  общественное  объединение,  и 
соответствующую 

этим 

целям), 

но 

и 

за 

соблюдением 

валютного 

законодательства Российской Федерации, за применением контрольно-кассовой 
техники при осуществлении денежных расчетов с населением и пр. 

К  примеру,  в  соответствии  со  ст.  19.  Федерального  закона  «О 

благотворительной 

деятельности 

и 

благотворительных 

организациях» 

ежегодный  отчет  представляется  благотворительной  организацией  в  орган, 
принявший  решение  о  ее  государственной  регистрации,  в  тот  же  срок,  что  и 
годовой  отчет  о  финансово-хозяйственной  деятельности,  представляемый  в 
налоговые  органы;  обеспечивается  открытый  к  этим  отчетам  доступ,  включая 
доступ средств массовой информации, так как сведения о размерах и структуре 
доходов  благотворительной  организации,  а  также  сведения  о  размерах  ее 
имущества,  ее  расходах,  численности  работников,  об  оплате  их  труда  и  о 
привлечении  добровольцев  не  могут  составлять  коммерческую  тайну.  Более 
того, в ежегодно направляемом в орган, принявший решение о государственной 
регистрации  общественного  объединения,  отчете  обязательно  отражаются 
нарушения требований данного Федерального закона, выявленные в результате 
проверок налоговых органов и принятых мерах по их устранению. 

Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным 

законодательством  Российской  Федерации  разграничением  функций  и 
полномочий  также  возлагается  на  Счетную  палату  Российской  Федерации, 
Центральный  банк  Российской  Федерации,  Минфин  России,  Федеральную 
налоговую  службу  (далее  -  ФНС  России),  Федеральную  службу  страхового 
надзора,  Федеральную  службу  по  финансовому  мониторингу,  Федеральную 
службу 

финансово-бюджетного 

надзора, 

Федеральное 

казначейство, 

Федеральную  таможенную  службу,  Федеральную  службу  по  финансовым 
рынкам,  контрольно-ревизионные  органы  федеральных  органов  исполни-
тельной  власти,  а  также  иные  органы,  осуществляющие  контроль  за 
поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных 
внебюджетных фондов. 

Сфера  контрольной  деятельности  указанных  структур  охватывает  все 

финансовые  потоки  общественных  объединений,  затрагивает  вопросы 
надлежащего и эффективного использования государственных преференций. 

В  соответствии  с  п.  1.1  ст.38  Федерального  закона  «О  политических 

партиях»  контроль  за  источниками  и  размерами  имущества,  получаемого 
политическими  партиями,  их  региональными  отделениями  и  иными 
зарегистрированными структурными подразделениями, в виде вступительных и 
членских  взносов,  а  также  пожертвований  граждан  и  юридических  лиц 
осуществляют  Центральная  избирательная  комиссия  Российской  Федерации, 
соответствующие избирательные комиссии субъектов Российской Федерации. 

К  числу  основных  задач  Министерства  внутренних  дел  Российской 

Федерации в сфере действия законодательства об общественных объединениях 
отнесено  обеспечение  в  пределах  собственных  полномочий  организации 
защиты  прав  и  свобод  человека  и  гражданина,  предупреждения,  выявления, 


background image

 

13

пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения 
и пресечения административных правонарушений. 

Кроме  того,  с  общественными  объединениями  по  роду  своей 

деятельности  соприкасаются  и  иные  федеральные  органы  исполнительной 
власти 

(Федеральная 

служба 

безопасности 

Российской 

Федерации; 

Федеральная служба исполнения наказаний,- Федеральная служба по надзору в 
сфере  защиты  прав  потребителей  и  благополучия  человека;  Федеральная 
служба по труду и занятости; Федеральная служба по надзору за соблюдением 
законодательства в области охраны культурного наследия; федеральная служба 
по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральная служба 
по 

надзору 

в 

сфере 

природопользования; 

Федеральная 

служба 

по 

экологическому,  технологическому  и  атомному  надзору;  Федеральная  служба 
по  надзору  в  сфере  связи,  информационных  технологий  и  массовых 
коммуникаций;  Министерство  спорта,  туризма  и  молодежной  политики 
Российской Федерации и др.), которые хотя и не имеют по отношению к таким 
объединениям  прямых  контрольных  полномочий,  однако  являются  каждый 
уполномоченным  органом  исполнительной  власти  в  соответствующей  сфере. 
Отсюда  вопросы  о  соблюдении  общественными  объединениями  прав  и  свобод 
человека  и  гражданина,  Конституции  и  законодательства  Российской 
Федерации, 

а 

также 

о 

непротиворечии 

деятельности 

общественных 

объединений 

их 

уставным 

целям 

самостоятельно 

фиксируются 

уполномоченным  в  каждой  конкретной  сфере  контроля  федеральным  органом 
власти в рамках своего правового статуса. 

Средствами,  указанными  в  Федеральном  конституционном  законе  от 

26.02.1997  №  1-ФКЗ,  Уполномоченный  по  правам  человека  в  Российской 
Федерации 

способствует 

восстановлению 

нарушенных 

прав, 

совершенствованию  отечественного  законодательства  о  правах  человека  и 
гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами 
и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в 
области  прав  человека,  правовому  просвещению  по  вопросам  прав  и  свобод 
человека,  форм  и  методов  их  защиты,  в  том  числе  в  сфере  реализации  права 
граждан на объединение. 

Помимо  федеральных  органов  исполнительной  власти  реализации  права 

граждан  на  объединение  содействуют  органы  государственной  власти 
субъектов 

Российской 

Федерации, 

органы 

местного 

самоуправления 

(обеспечивают  участие  своих  представителей  для  контроля  в  публичных 
мероприятиях,  организуемых  общественными  объединениями;  осуществляют 
решение  вопросов  предоставления  помещений  в  пользование  общественным 
объединениям; оказывают социальную  защиту населения, а также финансовую 
поддержку  общественно  значимых  и  совместно  организуемых  мероприятий 
общественных 

объединений 

проведение 

культурно-массовых 

и 

патриотических  мероприятий;  организуют  совместный  досуг  отдельных 
категорий  граждан  (дети-сироты,  малолетние  правонарушители  и  пр.); 
проводят  информационное  обеспечение,  в  том  числе  популяризацию 
общественно полезных видов деятельности общественных объединений и др.). 


background image

 

14

Таким  образом,  проведенный  анализ  позволяет  заключить,  что  в 

Российской  Федерации  сегодня  создан  целостный  правовой  механизм 
реализации  и  защиты  права  граждан  на  объединение,  сформировалась  система 
государственных органов, осуществляющих контроль в данной сфере. 

 

§ 3. Состояние законности и типичные нарушения в сфере деятельности 

общественных объединений 

 

Результаты  обобщения  практики  прокурорского  надзора  за  исполнением 

законов  в  сфере  реализации  права  граждан  на  объединение  свидетельствуют  о 
том,  что  органами  государственного  контроля  и  правоохраны  выявляется 
значительный массив нарушений закона. 

Так,  в  2007  г.  органами  Росрегистрации  по  фактам  многочисленных 

выявленных  нарушений  законов  было  вынесено  20  847  письменных 
предупреждений  общественным  объединениям,  в  том  числе  1  -  о 
недопустимости осуществления экстремистской деятельности; направлено 1686 
письменных  представлений;  о  приостановлении  деятельности  общественных 
объединений  принято  297  решений  (в  48  случаях  деятельность  после  устране-
ния  нарушений  была  возобновлена),  в  суд  направлено  7056  заявлений  о 
прекращении  деятельности  и  297  -  о  ликвидации  общественных  объединений, 
по  которым  вынесено  5390  судебных  решений  о  прекращении  деятельности  и 
952 решения судов о ликвидации вступили в законную силу. 

Данные  показатели  свидетельствуют  о  негативной  оценке  состояния 

законности в данной сфере, так как они отражают общий фон и основную часть 
нарушений закона, допускаемых общественными объединениями. 

По  своему  характеру,  направленности  и  содержанию  нарушения  законов 

об общественных объединениях неоднородны и могут быть классифицированы 
по предметно-объектному основанию по следующим группам. 

1. Нарушения законов в деятельности общественных объединений: 
неинформирование 

или 

несвоевременное 

информирование 

общественными  объединениями  об  использовании  своего  имущества,  о 
продолжении  деятельности  с  указанием  действительного  места  нахождения 
постоянно  действующего  руководящего  органа,  его  названия  и  данных  о 
руководителях  общественного  объединения  в  объеме  сведений,  включаемых  в 
единый  государственный  реестр  юридических  лиц,  а  также  об  изменении 
указанных сведений; 

непредставление  по  запросу  органа,  принимающего  решения  о 

государственной 

регистрации 

общественных 

объединений, 

решений 

руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также 
годовых  и  квартальных  отчетов  о  своей  деятельности  в  объеме  сведений, 
представляемых в налоговые органы; 

незаконное использование муниципальных нежилых помещений; 
несоблюдение  норм  собственных  уставов  и  иных  учредительных 

документов; 

нарушения, сопряженные с трудовыми отношениями; 


background image

 

15

нарушения при проведении общественными объединениями публичных 

мероприятий 

нарушения, допускаемые в связи с совершением действий 

экстремистской направленности; 

нарушения в сфере благотворительной деятельности; 
нарушения,  допускаемые  в  связи  с  использованием  государственной 

символики; 

нарушения, допускаемые при получении государственной поддержки; 
незаконное  создание  общественных  фондов  для  оказания  безвозмездной 

финансовой 

помощи 

и 

финансирования 

расходов 

на 

содержание 

правоохранительных  и  контролирующих  органов  за  счет  внебюджетных 
источников. 

2.  Нарушения  законов,  допускаемые  государственными  органами  в 

отношении общественных объединений: 

принятие  региональными  органами  законодательной  (представительной) 

и  исполнительный  власти,  органами  местного  самоуправления  нормативных 
правовых  актов,  содержащих  нормы,  ограничивающие  право  граждан  на 
объединение,  свободу  деятельности  общественных  объединений  -  митингов  и 
собраний и пр. 

несоблюдение требований законодательства при осуществлении функций 

по  контролю  и  надзору  в  сфере  действия  законов  об  общественных 
объединениях,  в  том  числе  нарушения  при  рассмотрении  материалов  о 
привлечении 

граждан 

и 

юридических 

лиц 

к 

административной 

ответственности;  ненадлежащее  исполнение  обязанностей  по  регистрации 
общественных объединений и осуществлению иных возложенных контрольных 
функций. 

Анализ 

надзорной 

практики 

прокуроров 

субъектов 

Российской 

Федерации  показывает,  что  наиболее  распространенным  основанием  для 
прокурорского 

вмешательства 

служат 

нарушения 

общественными 

объединениями  положений  ст.  29  Закона  об  общественных  объединениях,  в 
соответствии с которой данные образования обязаны ежегодно информировать 
о  продолжении  своей  деятельности,  представлять  по  запросу  органа, 
принимающего  решение  об  их  государственной  регистрации,  решения  руково-
дящих  органов  и  должностных  лиц  общественного  объединения,  а  также 
годовые  и  квартальные  отчеты  о  своей  деятельности  в  объеме  сведений, 
подаваемых 

в 

налоговые 

органы. 

Выражается 

это 

как 

в 

полном 

неинформировании 

(неежегодном 

информировании) 

общественными 

объединениями  регистрирующего  органа,  так  и  в  ненадлежащем  его 
информировании  (представление  неполных  данных  либо  с  несоблюдением 
установленных сроков). 

Имеют место факты неисполнения или несвоевременного (в течение трех 

дней) 

исполнения 

общественными 

объединениями 

обязанности 

по 

информированию  регистрирующего  органа  об  изменении  сведений,  указанных 
в  п.  1  ст.  5  Федерального  закона  от  08.08.2001  №  129-ФЗ  «О  государственной 
регистрации  юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей».  Не