Файл: bessarabov_v_g_prokurorskii_nadzor_za_ispolneniem_zakonov_ob.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2020

Просмотров: 543

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

26

коррупции, 

достижение 

которых 

небезосновательно 

связывается 

с 

осуществлением 

общественного 

контроля 

и 

активным 

привлечением 

возможностей общественных формирований. 

В  соответствии  с  приказом  Генерального  прокурора  Российской 

Федерации  от  15.05.2010  №  208  «Об  усилении  прокурорского  надзора  в  свете 
реализации  Национальной стратегии противодействия коррупции» прокурорам 
субъектов  Российской  Федерации,  прокурорам  городов  и  районов,  другим 
территориальным,  военным  и  иным  прокурорам  специализированных  проку-
ратур  предстоит  наладить  и  поддерживать  деловое  сотрудничество  с 
общественными  организациями  с  целью  получения  данных  о  коррупционных 
проявлениях. 

Следует 

отметить, 

что 

разъяснение 

законодательства, 

как 

самостоятельное  направление  деятельности  органов  прокуратуры,  является 
неотъемлемой  частью  системы  профилактики  правонарушений,  особенно  в 
молодежной 

среде, 

противодействия 

экстремизму, 

ксенофобии, 

коррупционным  проявлениям.  Задача  в  этой  связи  прокуратуры  -  при 
взаимодействии  с  различными  общественными  институтами  вести  правовое 
просвещение населения, что не подменяет рассмотрение и разрешение жалоб и 
обращений граждан. 

В целях совершенствования работы прокуроров по повышению правовой 

культуры  населения приказом Генерального прокурора  Российской Федерации 
от  10.09.2008  №  182  «Об  организации  работы  по  взаимодействию  с 
общественностью,  разъяснению  законодательства  и  правовому  просвещению» 
предусмотрено  проведение  ряда  организационных  мер,  а  также  указано 
прокурорам  активно  взаимодействовать  с  общественными  объединениями 
путем  оказания  им  содействия  в  защите  прав  граждан,  обращая  при  этом 
внимание  на  правовую  основу  для  разрешения  наиболее  значимых  проблем, 
разъясняя  социальную  сущность  и  конкретное  содержание  нормативных 
предписаний.  Наряду  с  этим  прокурорам  предложено  с  зарекомендовавшими 
себя  формами  пропаганды  права  внедрять  новые  организационные  формы 
правового просвещения, в том числе используя современные информационные 
технологии. 

 

§ 2. Информационно-аналитическое обеспечение прокурорского надзора за 

исполнением законов об общественных объединениях 

Процесс  осуществления  прокурорского  надзора  за  соблюдением 

конституционных  прав  граждан  на  объединение,  свободы  деятельности 
общественных объединений требует надлежащей организации информационно-
аналитической  работы  как  непременного  условия  эффективной  деятельности 
прокуратуры.  В  связи  с  этим  в  приказе  Генерального  прокурора  Российской 
Федерации  от  07.12.2007  №  195  «Об  организации  прокурорского  надзора  за 
исполнением  законов,  соблюдением  прав  и  свобод  человека  и  гражданина» 
подчеркивается,  что  проверки  исполнения  законов  проводятся  на  основании 
поступившей в органы прокуратуры информации, а также других материалов о 
допущенных  нарушениях  законов,  требующих  использования  прокурорских 


background image

 

27

полномочий. 

Прокурорская  практика  показывает,  что  в  настоящее  время  сведения  о 

нарушениях  права  граждан  на  объединение,  несоблюдении  законов  самими 
общественными  формированиями  (их  руководителями)  могут  быть  получены 
прежде  всего  из  писем,  заявлений,  поступающих  в  органы  прокуратуры  от 
граждан,  государственных  и  общественных  организаций  по  почте  или  выска-
занных  (заявленных)  на  личном  приеме  прокурорам.  Жалобы  и  заявления 
являются  одним  из  важнейших  источников  информации  для  выявления 
нарушений прав граждан и их объединений. 

Не  менее  значимы  сведения  органов  юстиции,  которые  уполномочены 

производить  регистрацию  общественных  объединений,  ведут  их  реестр  с 
указанием даты создания и регистрации, юридического адреса, наименования и 
целей  организации.  Здесь  же  имеются  копии  их  уставов  и  других 
учредительных  документов,  а  также  материалы  об  отказе  в  государственной 
регистрации, сведения по обжалованию подобных решений  и о результатах их 
рассмотрения в судах. 

Кроме  того,  в  соответствии  со  ст.  38  Закона  об  общественных 

объединениях 

органы 

юстиции, 

зарегистрировавшие 

общественное 

объединение,  осуществляет  контроль  за  соответствием  его  деятельности 
уставным  целям.  Данному  положению  корреспондируют  установленные  в  ст. 
29 данного Закона обязанности общественных объединений: 

ежегодно  информировать  регистрирующий  орган  о  продолжении  своей 

деятельности  с  указанием  действительного  места  нахождения  постоянно 
действующего  руководящего  органа,  его  названия  и  данных  о  руководителях 
общественного  объединения  в  объеме  сведений,  включаемых  в  единый 
государственный реестр юридических лиц; 

представлять по запросу регистрирующего органа решения руководящих 

органов  и  должностных  лиц  общественного  объединения,  а  также  годовые  и 
квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в 
налоговые органы; 

допускать  представителей  регистрирующего  органа  на  проводимые 

общественным объединением мероприятия; 

оказывать  содействие  представителям  регистрирующего  органа  в 

ознакомлении  с  деятельностью  общественного  объединения  в  связи  с 
достижением  уставных  целей  и  соблюдением  законодательства  Российской 
Федерации; 

информировать 

регистрирующий 

орган 

об 

объеме 

получаемых 

общественным  объединением  от  международных  и  иностранных  организаций, 
иностранных  граждан  и  лиц  без  гражданства  денежных  средств  и  иного 
имущества,  о  целях  их  расходования  или  использования  и  об  их  фактическом 
расходовании 

или 

использовании 

по 

форме 

и 

в 

сроки, 

которые 

устанавливаются  уполномоченным  федеральным  органом  исполнительной 
власти; 

информировать  регистрирующий  орган  об  изменении  сведений, 

указанных  в  п.  1  ст.  5  Федерального  закона  «О  государственной  регистрации 


background image

 

28

юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей»,  за  исключением 
сведений  о  полученных  лицензиях,  в  течение  трех  дней  с  момента  таких 
изменений. 

Тем  самым  органы  юстиции  располагают  сведениями  не  только  по  всем 

изложенным  позициям,  но  и  материалами  проверок,  инициированных  как  по 
причине несоблюдения данных требований, так и иным нарушениям законов, а 
также информацией о принятых по результатам проверок мерах. 

Помимо 

органов 

юстиции, 

зарегистрировавших 

общественные 

объединения, при необходимости информацию можно получить от финансовых 
органов,  осуществляющих  контроль  за  источниками  доходов  общественных 
объединений  (в  том  числе  и  незарегистрированных),  размерами  получаемых 
ими  средств  и  уплатой  налогов,  а  также  от  экологических,  пожарных,  эпиде-
миологических 

и 

иных 

государственных 

органов, 

контролирующих 

выполнение  общественными  объединениями  соответствующих  норм  и 
стандартов. 

Информация  об  общественных  объединениях  содержится  также  в  их 

заявках  (сообщениях)  в  соответствующие  органы  власти  о  проведении 
собраний,  митингов,  уличных  шествий  и  демонстраций;  в  материалах  о 
запрещении  таких  мероприятий,  решениях  территориальных  органов  власти, 
милиции и ФСБ России, касающихся деятельности общественных организаций. 

Поскольку  общественные  объединения  (избирательные  объединения  и 

блоки)  принимают  активное  участие  в  выборах  различных  органов  власти, 
органов местного самоуправления, сведения о нарушениях прав общественных 
формирований,  о  нарушении  законов  самими  общественными  объединениями 
могут содержаться в материалах избирательных комиссий. 

Еще  одним  источникам  информации,  которым  обязательно  должен 

располагать прокурор, являются материалы судебной практики по гражданским 
делам об отказе органами юстиции в регистрации общественных объединений; 
материалы 

следственной 

и 

судебной 

практики 

по 

уголовным 

и 

административным  делам,  свидетельствующие  о  нарушении  законов  об 
общественных объединениях, о митингах и демонстрациях, а также иных зако-
нов, направленных на защиту конституционных основ власти и правопорядка. 

Следует  отметить,  что  Уголовным  кодексом  Российской  Федерации 

установлена  уголовная  ответственность  за  создание  религиозного  или 
общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над 
гражданами  или  иным  причинением  вреда  их  здоровью  либо  с  побуждением 
граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей  или  к совершению 
иных  противоправных  деяний,  а  равно  руководство  таким  объединением. 
Сведения о данного вида преступлениях могут быть получены как в судах, так 
и в правоохранительных органах. 

Необходимые  прокурору  сведения  о  нарушениях  права  каждого  на 

объединение,  свободы  деятельности  общественных  объединений  могут 
содержаться  также  в  материалах  администрации  Уполномоченного  по  правам 
человека  в  Российской  Федерации  (в  аппарате  уполномоченных  по  правам 
человека  в  субъектах  Российской  Федерации),  в  частности,  в  ежегодных 


background image

 

29

докладах  Уполномоченного  Президенту  Российской  Федерации,  в  Совет 
Федерации  и  Государственную  Думу,  Правительство  Российской  Федерации, 
Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший 

Арбитражный Суд и Генеральному прокурору России, в его специальных 

докладах в Государственную Думу по отдельным вопросам. 

Важная информация может содержаться в публикациях газет и журналов, 

сообщениях  других  средств  массовой  информации,  в  том  числе  когда  по 
изложенным  в  них  фактам  уже  приняты  соответствующие  меры.  В  последнем 
случае  проверке  подлежит  законность  принятых  мер  при  одновременном 
выяснении вопроса о полноте устранения причин и условий, способствовавших 
нарушениям закона. 

В  качестве  источников  информации  могут  быть  использованы  и 

результаты  социологических  исследований,  проводимых  по  названной 
проблеме. 

Анализ  полученной  сводной  информации  о  совершенных  нарушениях  в 

сфере  действия  законов  об  общественных  объединениях  является  основанием 
для  правильного  выбора  объекта  проверки  и  составления  конкретного  плана 
проведения надзорных мероприятий на этом объекте. 

Как  показало  проведенное  исследование,  в  прокуратурах  субъектов 

Российской Федерации, городов и районов конкретные мероприятия по надзору 
за  исполнением  законов  об  общественных  объединениях,  как  правило, 
предусматриваются в полугодовых планах работы. 

 

§ 3. Проверки исполнения законов об общественных объединениях и средства 

прокурорского реагирования на выявленные нарушения 

 

Проверка  является  одним  из  важнейших  и  эффективных  полномочий 

прокурора по выявлению нарушений законов об общественных объединениях. 

Согласно  п.  2  ст.  21  Закона  о  прокуратуре  основанием  для  проведения 

прокурорами проверок могут служить только информация о фактах нарушения 
законов,  предусматривающих  право  каждого  на  объединение,  свободу 
деятельности  общественных  объединений,  основные  гарантии  их  обеспечения, 
а также несоблюдения норм международного права, международных договоров 
Российской  Федерации  (в  рассматриваемой  области),  которые  в  соответствии 
со  ст.  15  Конституции  Российской  Федерации  являются  составной  частью  ее 
правовой системы. При осуществлении надзора прокуроры не подменяют иные 
государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль 
за  соблюдением  права  каждого  на  объединение,  свободы  деятельности 
общественных  формирований,  не  вмешиваются  в  оперативно-хозяйственную, 
внутриуставную деятельность организаций. 

Из  материалов  прокурорского  надзора  видно,  что  проверки  исполнения 

законов  об  общественных  объединениях  в  большинстве  случаев  производятся 
прокурорами  в  связи  с  конкретными  сигналами  о  нарушениях  закона  либо 
несоблюдении  персонифицированных  прав  граждан.  Прокурорами  также 
организуются  проверки  в  соответствии  с  планами  своей  работы  на  основании 


background image

 

30

результатов  анализа  сводных  информационных  материалов  о  состоянии 
законности в данной сфере и с учетом заданий, поступающих из вышестоящих 
прокуратур. 

Структурно  всякая  прокурорская  проверка  охватывает  ряд  стадий, 

соотносительно к которым меняется характер надзорных действий прокуроров, 
их цели и задачи. 

При  подготовке  к  проведению  проверки 

исполнения  поднадзорными 

объектами  законов  об  общественных  объединениях  прокурор  должен 
аккумулировать весь имеющийся в его распоряжении информационный ресурс: 
исследовать  его  содержание,  определить  необходимый  и  недостающий  объем 
материалов,  а  также  средств  их  получения,  провести  анализ  и  оценку 
имеющихся данных, в том числе путем сопоставления их между собой. В связи 
с  этим  должно  быть  организовано  постоянное  накопление  и  обработка 
материала,  налажен  оперативный  обмен  сведениями  по  наиболее  важным 
информационным 

каналам 

прежде 

всего 

с 

территориальными 

подразделениями Минюста России. 

Прокурором  также  определяется  состав  участников  предстоящей 

проверки,  силами  которых  планируется  обеспечить  ее  производство.  Как 
правило,  о  целях,  задачах,  сроках  предстоящей  проверки  могут  быть 
проинформированы  руководители  соответствующих  поднадзорных  объектов, 
что  позволяет  последним  подготовиться  к  ее  проведению.  Требование 
внезапности  прокурорской  проверки  должно  соблюдаться  в  случае,  если 
объектом  предстоящей  проверки  являются  органы  государственного  контроля 
либо  общественные  объединения,  а  ее  основание  -  конкретные  сигналы  о 
нарушениях 

закона. 

Объясняется 

это 

тем, 

что 

следы 

совершения 

правонарушения  либо  документы,  имеющие  к  нему  отношение,  могут  быть 
уничтожены, сфальсифицированы заинтересованными лицами. 

Приступая  к  собственно  проверке, 

прокурор  должен  быть  ориентирован 

на  выявление  нарушений  законов  об  общественных  объединениях  и 
реализовывать  для  этого  в  полной  мере  закрепленные  в  ст.  22  Закона  о 
прокуратуре полномочия. 

С  этой  целью  прокурор  вправе  истребовать  в  прокуратуру  или 

ознакомиться на объекте с документами, статистическими данными и со всеми 
иными 

необходимыми 

материалами. 

В 

ходе 

проводимой 

проверки 

деятельности  общественных  объединений  прокурор  изучает  учредительные  и 
программные  документы,  переписку  с  органами  государственной  власти, 
отчеты  о  проделанной  работе,  документы  внутреннего  учета  и  регистрации  и 
иные необходимые материалы на предмет выявления нарушений прав и свобод 
человека  и  гражданина,  а  также  нарушений  законов  либо  осуществления 
деятельности,  противоречащей  уставным  целям  общественного  объединения. 
Во  всех  случаях  целесообразно  начинать  изучение  с  тех  документов,  в  том 
числе  материалов  первичного  учета,  а  также  корреспондирующих  к  ним, 
которые могут дать наибольшие сведения по интересующим вопросам, 

Задачи  данного  этапа  решаются  также  посредством  получения 

объяснений  от  должностных  лиц  и  граждан,  обследования  материальных