Файл: bessarabov_v_g_prokurorskii_nadzor_za_ispolneniem_zakonov_ob.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2020
Просмотров: 543
Скачиваний: 1
26
коррупции,
достижение
которых
небезосновательно
связывается
с
осуществлением
общественного
контроля
и
активным
привлечением
возможностей общественных формирований.
В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской
Федерации от 15.05.2010 № 208 «Об усилении прокурорского надзора в свете
реализации Национальной стратегии противодействия коррупции» прокурорам
субъектов Российской Федерации, прокурорам городов и районов, другим
территориальным, военным и иным прокурорам специализированных проку-
ратур предстоит наладить и поддерживать деловое сотрудничество с
общественными организациями с целью получения данных о коррупционных
проявлениях.
Следует
отметить,
что
разъяснение
законодательства,
как
самостоятельное направление деятельности органов прокуратуры, является
неотъемлемой частью системы профилактики правонарушений, особенно в
молодежной
среде,
противодействия
экстремизму,
ксенофобии,
коррупционным проявлениям. Задача в этой связи прокуратуры - при
взаимодействии с различными общественными институтами вести правовое
просвещение населения, что не подменяет рассмотрение и разрешение жалоб и
обращений граждан.
В целях совершенствования работы прокуроров по повышению правовой
культуры населения приказом Генерального прокурора Российской Федерации
от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с
общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению»
предусмотрено проведение ряда организационных мер, а также указано
прокурорам активно взаимодействовать с общественными объединениями
путем оказания им содействия в защите прав граждан, обращая при этом
внимание на правовую основу для разрешения наиболее значимых проблем,
разъясняя социальную сущность и конкретное содержание нормативных
предписаний. Наряду с этим прокурорам предложено с зарекомендовавшими
себя формами пропаганды права внедрять новые организационные формы
правового просвещения, в том числе используя современные информационные
технологии.
§ 2. Информационно-аналитическое обеспечение прокурорского надзора за
исполнением законов об общественных объединениях
Процесс осуществления прокурорского надзора за соблюдением
конституционных прав граждан на объединение, свободы деятельности
общественных объединений требует надлежащей организации информационно-
аналитической работы как непременного условия эффективной деятельности
прокуратуры. В связи с этим в приказе Генерального прокурора Российской
Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за
исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»
подчеркивается, что проверки исполнения законов проводятся на основании
поступившей в органы прокуратуры информации, а также других материалов о
допущенных нарушениях законов, требующих использования прокурорских
27
полномочий.
Прокурорская практика показывает, что в настоящее время сведения о
нарушениях права граждан на объединение, несоблюдении законов самими
общественными формированиями (их руководителями) могут быть получены
прежде всего из писем, заявлений, поступающих в органы прокуратуры от
граждан, государственных и общественных организаций по почте или выска-
занных (заявленных) на личном приеме прокурорам. Жалобы и заявления
являются одним из важнейших источников информации для выявления
нарушений прав граждан и их объединений.
Не менее значимы сведения органов юстиции, которые уполномочены
производить регистрацию общественных объединений, ведут их реестр с
указанием даты создания и регистрации, юридического адреса, наименования и
целей организации. Здесь же имеются копии их уставов и других
учредительных документов, а также материалы об отказе в государственной
регистрации, сведения по обжалованию подобных решений и о результатах их
рассмотрения в судах.
Кроме того, в соответствии со ст. 38 Закона об общественных
объединениях
органы
юстиции,
зарегистрировавшие
общественное
объединение, осуществляет контроль за соответствием его деятельности
уставным целям. Данному положению корреспондируют установленные в ст.
29 данного Закона обязанности общественных объединений:
ежегодно информировать регистрирующий орган о продолжении своей
деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно
действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях
общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый
государственный реестр юридических лиц;
представлять по запросу регистрирующего органа решения руководящих
органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и
квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в
налоговые органы;
допускать представителей регистрирующего органа на проводимые
общественным объединением мероприятия;
оказывать содействие представителям регистрирующего органа в
ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с
достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской
Федерации;
информировать
регистрирующий
орган
об
объеме
получаемых
общественным объединением от международных и иностранных организаций,
иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного
имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом
расходовании
или
использовании
по
форме
и
в
сроки,
которые
устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти;
информировать регистрирующий орган об изменении сведений,
указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации
28
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением
сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких
изменений.
Тем самым органы юстиции располагают сведениями не только по всем
изложенным позициям, но и материалами проверок, инициированных как по
причине несоблюдения данных требований, так и иным нарушениям законов, а
также информацией о принятых по результатам проверок мерах.
Помимо
органов
юстиции,
зарегистрировавших
общественные
объединения, при необходимости информацию можно получить от финансовых
органов, осуществляющих контроль за источниками доходов общественных
объединений (в том числе и незарегистрированных), размерами получаемых
ими средств и уплатой налогов, а также от экологических, пожарных, эпиде-
миологических
и
иных
государственных
органов,
контролирующих
выполнение общественными объединениями соответствующих норм и
стандартов.
Информация об общественных объединениях содержится также в их
заявках (сообщениях) в соответствующие органы власти о проведении
собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; в материалах о
запрещении таких мероприятий, решениях территориальных органов власти,
милиции и ФСБ России, касающихся деятельности общественных организаций.
Поскольку общественные объединения (избирательные объединения и
блоки) принимают активное участие в выборах различных органов власти,
органов местного самоуправления, сведения о нарушениях прав общественных
формирований, о нарушении законов самими общественными объединениями
могут содержаться в материалах избирательных комиссий.
Еще одним источникам информации, которым обязательно должен
располагать прокурор, являются материалы судебной практики по гражданским
делам об отказе органами юстиции в регистрации общественных объединений;
материалы
следственной
и
судебной
практики
по
уголовным
и
административным делам, свидетельствующие о нарушении законов об
общественных объединениях, о митингах и демонстрациях, а также иных зако-
нов, направленных на защиту конституционных основ власти и правопорядка.
Следует отметить, что Уголовным кодексом Российской Федерации
установлена уголовная ответственность за создание религиозного или
общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над
гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением
граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению
иных противоправных деяний, а равно руководство таким объединением.
Сведения о данного вида преступлениях могут быть получены как в судах, так
и в правоохранительных органах.
Необходимые прокурору сведения о нарушениях права каждого на
объединение, свободы деятельности общественных объединений могут
содержаться также в материалах администрации Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации (в аппарате уполномоченных по правам
человека в субъектах Российской Федерации), в частности, в ежегодных
29
докладах Уполномоченного Президенту Российской Федерации, в Совет
Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации,
Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший
Арбитражный Суд и Генеральному прокурору России, в его специальных
докладах в Государственную Думу по отдельным вопросам.
Важная информация может содержаться в публикациях газет и журналов,
сообщениях других средств массовой информации, в том числе когда по
изложенным в них фактам уже приняты соответствующие меры. В последнем
случае проверке подлежит законность принятых мер при одновременном
выяснении вопроса о полноте устранения причин и условий, способствовавших
нарушениям закона.
В качестве источников информации могут быть использованы и
результаты социологических исследований, проводимых по названной
проблеме.
Анализ полученной сводной информации о совершенных нарушениях в
сфере действия законов об общественных объединениях является основанием
для правильного выбора объекта проверки и составления конкретного плана
проведения надзорных мероприятий на этом объекте.
Как показало проведенное исследование, в прокуратурах субъектов
Российской Федерации, городов и районов конкретные мероприятия по надзору
за исполнением законов об общественных объединениях, как правило,
предусматриваются в полугодовых планах работы.
§ 3. Проверки исполнения законов об общественных объединениях и средства
прокурорского реагирования на выявленные нарушения
Проверка является одним из важнейших и эффективных полномочий
прокурора по выявлению нарушений законов об общественных объединениях.
Согласно п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре основанием для проведения
прокурорами проверок могут служить только информация о фактах нарушения
законов, предусматривающих право каждого на объединение, свободу
деятельности общественных объединений, основные гарантии их обеспечения,
а также несоблюдения норм международного права, международных договоров
Российской Федерации (в рассматриваемой области), которые в соответствии
со ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее
правовой системы. При осуществлении надзора прокуроры не подменяют иные
государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль
за соблюдением права каждого на объединение, свободы деятельности
общественных формирований, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную,
внутриуставную деятельность организаций.
Из материалов прокурорского надзора видно, что проверки исполнения
законов об общественных объединениях в большинстве случаев производятся
прокурорами в связи с конкретными сигналами о нарушениях закона либо
несоблюдении персонифицированных прав граждан. Прокурорами также
организуются проверки в соответствии с планами своей работы на основании
30
результатов анализа сводных информационных материалов о состоянии
законности в данной сфере и с учетом заданий, поступающих из вышестоящих
прокуратур.
Структурно всякая прокурорская проверка охватывает ряд стадий,
соотносительно к которым меняется характер надзорных действий прокуроров,
их цели и задачи.
При подготовке к проведению проверки
исполнения поднадзорными
объектами законов об общественных объединениях прокурор должен
аккумулировать весь имеющийся в его распоряжении информационный ресурс:
исследовать его содержание, определить необходимый и недостающий объем
материалов, а также средств их получения, провести анализ и оценку
имеющихся данных, в том числе путем сопоставления их между собой. В связи
с этим должно быть организовано постоянное накопление и обработка
материала, налажен оперативный обмен сведениями по наиболее важным
информационным
каналам
-
прежде
всего
с
территориальными
подразделениями Минюста России.
Прокурором также определяется состав участников предстоящей
проверки, силами которых планируется обеспечить ее производство. Как
правило, о целях, задачах, сроках предстоящей проверки могут быть
проинформированы руководители соответствующих поднадзорных объектов,
что позволяет последним подготовиться к ее проведению. Требование
внезапности прокурорской проверки должно соблюдаться в случае, если
объектом предстоящей проверки являются органы государственного контроля
либо общественные объединения, а ее основание - конкретные сигналы о
нарушениях
закона.
Объясняется
это
тем,
что
следы
совершения
правонарушения либо документы, имеющие к нему отношение, могут быть
уничтожены, сфальсифицированы заинтересованными лицами.
Приступая к собственно проверке,
прокурор должен быть ориентирован
на выявление нарушений законов об общественных объединениях и
реализовывать для этого в полной мере закрепленные в ст. 22 Закона о
прокуратуре полномочия.
С этой целью прокурор вправе истребовать в прокуратуру или
ознакомиться на объекте с документами, статистическими данными и со всеми
иными
необходимыми
материалами.
В
ходе
проводимой
проверки
деятельности общественных объединений прокурор изучает учредительные и
программные документы, переписку с органами государственной власти,
отчеты о проделанной работе, документы внутреннего учета и регистрации и
иные необходимые материалы на предмет выявления нарушений прав и свобод
человека и гражданина, а также нарушений законов либо осуществления
деятельности, противоречащей уставным целям общественного объединения.
Во всех случаях целесообразно начинать изучение с тех документов, в том
числе материалов первичного учета, а также корреспондирующих к ним,
которые могут дать наибольшие сведения по интересующим вопросам,
Задачи данного этапа решаются также посредством получения
объяснений от должностных лиц и граждан, обследования материальных