ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2020
Просмотров: 297
Скачиваний: 1
Понятие процессуальных гарантий, сущность, значение.
Понятие «гарантия» в одном из значений определяется как - «обеспечение». Применительно к уголовному судопроизводству это все то, что помогает обеспечить достижение целей судопроизводства, (ст.6 УПК - это защита прав и законных интересов лиц и организаций, защита личности от незаконного и необоснованного обвинения), эффективность данной деятельности.
Уголовно-процессуальные гарантии - установленные законом средства и способы, содействующие успешному осуществлению правосудия, защите прав и законных интересов личности (система средств обеспечения).
В связи с этим условно можно выделить процессуальные гарантии прав отдельных субъектов и правосудия в целом. Между ними существует соотношение части и целого. Так, ст.11 УПК обязывает суд, прокурора, органы предварительного расследования не только разъяснить участникам их права, но и обеспечить осуществление этих прав в процессе.
Процессуальные гарантии широки по объему и действенны по существу. По сути, они содержатся в принципах процесса, нормах уголовно-процессуального закона, регламентирующих права участников, порядок производства. Процессуальная форма и есть основная гарантия законности производства.
В науке уголовного процесса можно выделить три позиции в понимании существа процессуальных гарантий:
1) весь уголовно-процессуальный закон, вся совокупность норм и есть процессуальные гарантии;
2) процессуальные гарантии лишь совокупность отдельных норм (растворенных в уголовно-процессуальном законодательстве);
3) гарантии должны быть закреплены в отдельных специальных нормах уголовно-процессуального законодательства.
На усиление процессуальных гарантий направлен целый ряд норм Конституции РФ (ст.ст.18-26, 45-55 и др.). Причем некоторые конституционные нормы действуют напрямую, и в связи с приведением УПК в соответствие с основным законом нашли в нем отражение.
К числу процессуальных гарантий можно отнести следующие:
Процессуальные нормы, закрепленные в них права и обязанности участников процесса, принципы уголовного судопроизводства, процессуальные институты, уголовно-процессуальная форма, деятельность участников уголовного судопроизводства, процессуальное принуждение, процессуальные санкции (Алексеев Н.С., Даев В.Г., Кокорев Л.Д.).
4. Уголовный процесс как наука и учебная дисциплина.
Наука уголовного процесса - это отрасль юридической науки, изучающая общественные отношения, возникающие в связи уголовным судопроизводством. Это - совокупность идей, взглядов, точек зрения, концепций по вопросам уголовного судопроизводства.
Как и любая другая наука, уголовный процесс имеет свой предмет и метод.
От предмета науки уголовного процесса следует отличать содержание, под которым понимаются следующие направления:
-
уголовно-процессуальное право как отрасль права (вопросы совершенствования и развития, уголовно-процессуальное законодательство, история развития, отечественный и зарубежный опыт).
-
практическая деятельность по применению данной отрасли права (вопросы совершенствования, повышения эффективности, внесение предложений законодателю)
-
уголовно-процессуальные отношения
Уголовно-процессуальная наука в своем арсенале располагает следующими методами, их можно классифицировать как общенаучные, частно-научные, специальные. (привести соответствующие примеры – анализ, синтез, формально-логический, диалектический и др.).
Современные задачи науки уголовного процесса:
- разработка законопроектов (после первых месяцев практики нового УПК в этом уже возникла необходимость; также приведение в соответствие всей системы уголовно-процессуальных источников).
-подготовка научно-практических комментариев.
-разработки по совершенствованию уголовно-процессуальной деятельности.
(практические рекомендации в целях повышения эффективности), глубокое изучение и обобщение практики деятельности судей, прокуроров, следователей, дознавателей.
-освещение в научной литературе наиболее актуальных вопросов теории и практики уголовного процесса.
Данные задачи реализуются благодаря существованию известных школ ученых-процессуалистов юридических учебных заведений системы МВД РФ и других юридических ВУЗов.
Результаты науки уголовного процесса находят свое отражение в следующих формах: научные публикации; монографии, учебники учебно-методические пособия, подготовка диссертационных исследований; практические рекомендации; подготовка и рецензирование законопроектов и в иных формах.
Тенденции развития уголовно-процессуального законодательства и науки уголовного процесса.
1) Дифференциация уголовно-процессуального законодательства.
2) Определение достоинств и недостатков апелляционного производства.
3) Усиление судебного контроля за законностью и обоснованностью производства на начальных стадиях уголовного процесса.
4) Поднятие стандартов доказывания (на основании положения ч.2 ст. 50 Конституции РФ, в ст. 75 УПК РФ появилось "правило об исключении" или "санкция ничтожности" (название, употребляемое в теории).
5) Развитие и преобразование состязательных начал на всех стадиях уголовного судопроизводства.
6) Усиление гарантий прав личности.
(Данные положения были закреплены в Концепции судебной реформы 1991г.).
Первым приоритетом судебной реформы являлось принятие нового Уголовно-процессуального кодекса РФ и реализация всех положений указанных выше, что привело к концептуальной смене законодательства: отказ от смешанного уголовного процесса континентального типа, и переход к состязательному уголовному процессу англо-саксонского типа. В теории уголовного процесса различают розыскную (следственную или инквизиционную), состязательную и смешанную формы (типы, модели) уголовного судопроизводства. Необходимо отметить, что в настоящее время уголовный процесс всех государств не содержит в чистом виде розыскной или состязательной его форм.
Историческая форма уголовного судопроизводства - организация процессуального механизма, которая предопределяет источник поступательного движения производства по уголовным делам и основы процессуального статуса (положения) его участников
Итак, УПК РФ приняли, он действует, но остались как теоретические, так и правоприменительные проблемы (они, безусловно, окажут влияние, как на развитие законодательства, так и на развитие науки).
Это проблемы:
1). Назначения и принципов уголовного судопроизводства (особый акцент можно сделать на принципах состязательности и обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту);
2). Новой роли суда (вопросы судебного контроля за досудебным производством, активности суда при разрешении уголовного дела);
3). Процессуального статуса органов уголовного преследования;
4). Доказательств и процесса доказывания (необходимо выделить вопросы, связанные с допустимостью доказательств, является ли истина целью доказывания, а также возможность использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании).
5). Дифференциации форм уголовного судопроизводства (вопросы использования определенной формы расследования), и др.
Тенденции развития уголовно-процессуального законодательства могут быть и должны быть направлены на достижение целей и обеспечение эффективности уголовного судопроизводства.
Заключение
В данной лекции были подвергнуты рассмотрению наиболее общие вопросы о понятии и назначении уголовного судопроизводства (уголовного процесса), а также об уголовно-процессуальных отношениях, гарантиях и функциях, об уголовно-процессуальной форме и стадиях уголовного процесса. В последующих темах курса «Уголовный процесс» многие из указанных проблем найдут более подробное освещение, в том числе и с позиций реализации их в практической деятельности органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора и суда.