ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2020
Просмотров: 136
Скачиваний: 1
ББК Хя43 Ю70
Юридические записки Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова / Под ред. В.Н. Карташова, Л.Л. Кругликова, В.В. Бут-нева; Яросл. гос. ун-т. - Ярославль, 2004. Вып. 8. - 232 с.
"Юридические записки" продолжают традицию периодических научных изданий Ярославского Демидовского юридического лицея. В сборнике опубликованы труды преподавателей и аспирантов юридического факультета.
Сборник предназначен для научных работников, юристов-практиков и студентов юридических факультетов.
Редакционная коллегия: В.Н. Карташов, Л.Л. Кругликов, В.В. Бутнев (отв. редакторы), Н.Н. Тарусина, М.В. Лушникова (отв. секретарь)
Рецензенты: Президиум Коллегии адвокатов Ярославской области; В.М. Баранов, д-р юрид. наук, проф., засл. деятель науки РФ
© Ярославский государственный университет, юридический факультет, 2004
Е.В. Благов
О квалификации малозначительного деяния
В русском языке слово «квалифицировать» означает, в частности, «оценить (-ивать), определить (-лять) каким-н. образом»1. Причем такое толкование восходит к латинскому термину qualifi-catio (от qualis - какой, какого качества и facere - делать), рассматриваемому как оценка, определение, характеристика чего-либо (с точки зрения качества, степени достоинства), отнесение к какой-либо группе, категории2. Понятно, что при любой оценке должны быть в наличии как объект, на который она направлена, так и эталон, по которому она происходит.
В науке уголовного права термин «квалификация» обычно относится к установленному квалификатором поведению людей. И в этом смысле применение данного термина в отношении деяния, в силу малозначительности не представляющего общественной опасности, сомнений вызывать не может. В ч. 2 ст. 14 УК РФ (далее- УК) сказано, что соответствующее действие (бездействие) «не является преступлением», хотя формально и содержит признаки какого-либо деяния, предусмотренного Особенной частью уголовного законодательства. Отсюда именно установленное поведение человека и является объектом оценки.
Сложнее обстоит дело с эталоном оценки. Квалификация деяния, в силу малозначительности не представляющего общественной опасности, как будто должна происходить в соответствии с ч. 2 ст. 14 УК. Вместе с тем при этом возникает существенная неувязка.
Согласно широко распространенному мнению, деяние, в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, может быть двух видов: а) не являющимся общественно опасным и б) обладающим небольшой степенью общественной опасности • Причем иногда в литературе отмечается, что формулировкой уголовного закона «по существу охватывается только первый вид ДеЯ' ния», а второму «дана недостаточно точная оценка»4. В то же время первый вид деяния в теории нередко вообще не замечается •
168
Раздел III. Проблемы уголовного права и процесса
На самом же деле точная оценка не дана в ч. 2 ст. 14 УК ни одному виду деяний. В ней слова «не представляющее общественной опасности» и «малозначительность» характеризуют не одно и то же деяние. Первые отражают то деяние, у которого общественная опасность отсутствует. Указание же на малозначительность, наоборот, относится к деянию, у которого общественная опасность имеется (она лишь мала для преступления).
Выходит, что законодатель в одну формулировку ввел исключающие друг друга характеристики деяния. Тем самым логически законоположение «действие (бездействие), ... в силу малозначительности не представляющее общественной опасности», не может быть распространено ни на какую категорию деяний. Действий (бездействия), одновременно и не имеющих общественной опасности, и имеющих ее, не бывает. Значит, какая-либо квалификация деяний по ч. 2 ст. 14 УК теоретически исключена.
Однако практическая необходимость квалификации по ч. 2 ст. 14 УК все-таки возникает. Она нужна в двух случаях: 1)для разграничения соответствующих преступлений и иных нарушений и 2) для разграничения соответствующих преступлений и правомерных поступков.
В первом случае квалификация деяния, в силу малозначительности не представляющего общественной опасности, происходит по признакам составов соответствующих административных, дисциплинарных или аморальных нарушений. Причем она существенно различается в зависимости от того, имеются или не имеются четкие нормативные предписания об отграничении названных нарушений от преступлений.
При наличии четких нормативных предписаний об отграничении от преступлений административных, дисциплинарных или аморальных нарушений названная квалификация похожа на квалификацию преступлений. Отличается она лишь тем, что основывается на другом (не уголовном) отраслевом законодательстве или нормах нравственности.
Особый интерес в настоящее время приобрела квалификация Мелкого хищения чужого имущества как деяния, в силу малозначительности не представляющего общественной опасности. Дело в том, что новая редакция ст. 7.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусматривает ответствен-
Юридические записки. Выпуск 8 169
ность за такое хищение путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ч. 2 - 4 ст. 158 - 160 УК РФ. Получается, что при квалифицирующих признаках указанные хищения нельзя оценивать по ст. 7.27 КоАП, а следует квалифицировать как преступление, даже если ущерб был ниже одного минимального размера оплаты труда.
Необходимо отметить, что иногда практика и ранее шла по пути, отраженному сейчас в административном законодательстве. Так, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ по делу Путинцева и Калиниченко посчитала недостаточным аргументом для признания отсутствия уголовно наказуемого хищения того, что по каждому эпизоду хищение совершалось на сумму, меньшую минимального размера оплаты труда. Причем было бы понятно, если бы мотивировалось это единством умысла виновных. Вместе с тем в качестве обоснования позиции последовала ссылка, в частности, на неоднократность краж, совершение их с проникновением в хранилище и по предварительному сговору6.
Однако странная рисуется картина. С одной стороны, учитывая административно-правовое регулирование, квалифицирующие признаки трех хищений, «строго говоря, уже нельзя считать квалифицирующими», ибо «они уже приобретают значение признаков основного состава соответствующих преступлений» , ибо «теперь отражают более высокий уровень опасности содеянного не в сравнении с основным составом преступления, а в сравнении с административным проступком»8. С другой же стороны, в рамках действующей редакции ст. 158 - 160 УК для основного состава преступления они все равно остаются квалифицирующими признаками. Отсюда законодатель по существу "затемнил" вопрос. Все остается по-прежнему: «если хищение признается по размеру мелким, никакие обстоятельства, имеющие согласно уголовному закону квалифицирующее или особо квалифицирующее значение (незаконное проникновение в помещение, жилище или иное хранилище, организованная группа... и др.), не способны превратить это деяние в преступление» .
При отсутствии четких нормативных предписаний об отграничении административных, дисциплинарных или аморальных нарушений от преступлений10 задача перед квалификацией деяния, в силу малозначительности не представляющего общественно^
170
Раздел III. Проблемы уголовного права и процесса
опасности, стоит нетипичная. Она заключается в определении, имеется ли общественная опасность, присущая преступлениям, хотя специально выявлять общественную опасность деяния в отличие от его запрещенности уголовным законом в принципе нет необходимости. Иное означало бы «ревизию положений законодателя»", криминализовавшего соответствующее поведение человека по установлении его общественной опасности. Дело в том, что упомянутая задача стоит только перед законодателем. Лишь он в соответствии с ч. 2 ст. 2 УК «определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями». Все остальные деяния следует считать иными нарушениями.
Разрешение фактически все-таки возникающей задачи об определении, имеется ли общественная опасность, присущая преступлениям, почти полностью отдано на усмотрение правоприменительных органов. Критерий определения общественной опасности один (причем внелогический) - правосознание12. Суд, прокурор, следователь и дознаватель могут правильно квалифицировать при таких условиях деяние, в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, только сознавая, что уголовная ответственность - самый суровый вид ответственности, следующий за общественно опасные деяния. Признание того или иного деяния ма-лозначительным даже названо вопросом не права, а факта .
Во втором случае квалификация деяния, в силу малозначительности не представляющего общественной опасности, происходит по признакам составов определенных правомерных поступков, не предусмотренных в уголовном законодательстве. Задача здесь стоит в выявлении, имеется ли вообще общественная опасность. Понятно, что разрешение и данной задачи базируется в настоящее время полностью вне уголовного законодательства. Скажем, в ч. 4 ст. ] 6 Закона от 5 июля 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что «при защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда право-охраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выпол-
Юридические записки. Выпуск 8
171