ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2020
Просмотров: 938
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
В дополнение к перечисленным в ведомственном приказе назовем и иные источники получения информации о государственной и муниципальной правотворческой политике: ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, программы социально-экономи-ческого развития Российской Федерации, тематические программы и планы организационно-технических мероприятий органов исполнительной власти, планы правотворческой деятельности муниципальных органов.
Эффективности правотворческой работы прокуратуры будет способствовать и изучение различных аналитических материалов о тенденциях развития законодательства, подготовленных органами власти:
информационно-аналитические материалы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (доклады Совета Федерации о состоянии и развитии законодательства, аналитические доклады и аналитические вестники Совета Федерации);
информационно-аналитические материалы Государственной Думы Российской Федерации (информационно-аналитические бюллетени, аналитические вестники, аналитические записки и обзоры, мониторинг средств массовой информации);
информационно-аналитические материалы законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации (доклады о состоянии и развитии законодательства, результаты проводимого органами власти правового мониторинга в отдельных областях правового регулирования, информационно-аналитические вестники, мониторинг средств массовой информации);
информационно-аналитические материалы Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов (результаты проведенных мониторингов законодательства, обзоров законодательства и пр.);
информационно-аналитические материалы представительных органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1.5 приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления» от 24 ноября 2008 г. № 243 в ходе подготовки заключений по рассматриваемым в прокуратуре субъекта Российской Федерации проектам законов необходимо полнее использовать информацию о правоприменительной практике, свидетельствующую о целесообразности или нецелесообразности изменения или дополнения действующего законодательства.
Однако информация о правоприменительной практике может не только использоваться при подготовке заключений на проекты нормативных правовых актов, но и показать необходимость изменения, дополнения, отмены или принятия законов и иных нормативных правовых актов, а также инициативных проектов нормативных правовых актов.
Мониторинг правоприменительной практики предполагает анализ и оценку проблем правоприменительной практики, возникающих в ходе реализации нормативных правовых актов, получение информации от представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам применения нормативных правовых актов, выездное изучение практики применения нормативных правовых актов, проведение «круглых столов», совещаний с государственными и муниципальными служащими, определение соответствия полученной по запросам информации фактическому положению дел.
Кроме того, целям мониторинга правоприменительной практики служит изучение:
функциональных информационно-аналитических материалов органов прокуратуры — доклад Генерального прокурора Российской Федерации палатам Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в России и о проделанной работе по их укреплению, аналитический доклад о состоянии законности, НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
функциональных информационно-аналитических материалов высших органов судебной власти — Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации;
сведений о результатах обжалования нормативно-правовых актов (размещенных на сайтах высших органов судебной власти, сайтах судов общей юрисдикции и арбитражных судов других уровней судебной системы);
информации, поступающей от граждан, общественных объединений, средств массовой информации о проблемах правоприменения, информации о результатах рассмотрения обращений граждан органами государственной власти, органами местного самоуправления;
рекомендаций научных учреждений.
Под формой участия прокурора в правотворческой деятельности следует понимать внешнее выражение повторяющихся действий, содержанием которых является осуществление прокурорами своих полномочий по совершенствованию нормативной правовой базы Российской Федерации1.
К формам участия прокурора в правотворческой деятельности необходимо отнести:
внесение в правотворческие органы предложений в план нормотворческой деятельности;
внесение законодательным органам и органам, обладающим правом законодательной инициативы, предложений об изменении, дополнении, об отмене или о принятии нормативных правовых актов;
внесение правотворческим органам предложений о принятии нормативных правовых актов в порядке законодательной (правотворческой) инициативы (при наличии у соответствующего прокурора такого полномочия);
направление правотворческим органам заключений на проекты нормативных правовых актов;
участие в рабочих группах правотворческих органов по подготовке нормативных правовых актов;
создание рабочих групп по инициативной разработке нормативных правовых актов;
участие в заседаниях законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления;
рабочие встречи с разработчиками нормативных правовых актов;
консультирование по правовым вопросам депутатов, сотрудников юридических служб, представителей правотворческих органов;
участие в обсуждении проектов нормативных правовых актов в депутатских группах, в работе комитетов и комиссий законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………….…... |
3 |
1. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ И ЗАКОННОСТЬЮ ПРАВОВЫХ АКТОВ …………………………………………. |
5 |
2. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ ..….. |
19 |
3. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ …….. |
37 |
4. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ И НАЗНАЧАЕМЫЕ СУДОМ МЕРЫ ПРИНУДИТЕЛЬ-НОГО ХАРАКТЕРА, АДМИНИСТРАЦИЯМИ МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ………………………………………………….. |
53 |
5. КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВО-ОХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ ......................................................................... |
68 |
6. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ СУДАМИ ……………………………… |
75 |
7. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ ГРАЖДАНСКИХ И АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ СУДАМИ … |
97 |
8. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………………….. |
116 |
Учебное издание
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебное пособие
Научный редактор
Н. П. Дудин
Редакторы Н. В. Бибикова, О. Е. Тимощук
Компьютерная верстка Т. И. Павловой
Подписано в печать
09.11.2011 г. Бум. тип. №
1.
Гарнитура
“Times New Roman Cyr”. Ризография.
Печ. л. 8,25.
Уч.-изд. л. 8,25. Тираж 500 экз. (1-й завод 1—170). Заказ 2026.
Редакционно-издательская лаборатория
Санкт-Петербургского юридического института (филиала)
Академии Генеральной прокуратуры РФ
Отпечатано в Санкт-Петербургском юридическом институте (филиале)
Академии Генеральной прокуратуры РФ
191104, Санкт-Петербург, Литейный пр., 44
1 Прокурорский надзор : учебник для вузов / под ред. А. Я. Сухарева : 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 172.
1 Казарина А. Х. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов (сфера предпринимательской и иной экономической деятельности). М., 2005.
2 Прокурорский надзор : учебник для вузов / под ред. А. Я. Сухарева. М., 2008. С. 180.
1 Пункт 3 приказа Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 7 декабря 2007 г. № 195.
1 Казарина А. Х. Указ. соч.
2 Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина : приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007г. № 195.
1 Гладких В. И. Прокурорский надзор : курс лекций. М., 2011.
1 Часть 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
1 Пункт 3 приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» от 15 февр. 2011 г. № 33.
2 Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне : утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 6 февр. 2010 г. № 63.
1 Пункт 4 приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» от 15 февраля 2011 г. № 33.
1 См. постановления Европейского суда по правам человека : от 7 июня 2007 г. по жалобе № 34000/02 «Игорь Иванов против Российской Федерации», от 14 февр. 2008 г. по жалобе № 66802/1 «Дорохов против Российской Федерации», от 15 мая 2008 г. по жалобе № 67542/01 «Гусев против Российской Федерации» и др.
1 Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. 14-е изд., стереотипное. М., 1983. С. 261.
1 Об усилении прокурорского надзора в свете реализации национальной стратегии противодействия коррупции : приказ Генерального прокурора Рос. Федерации от 15 мая 2010 г. № 209.
1 Об участии прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства : приказ Генерального прокурора Рос. Федерации от 20 окт. 2007 г. № 185.
1 Пункт 12.2 приказа Генерального прокурора Рос. Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» от 26 ноября 2007 г. № 188.
1 Об участии прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства : приказ Генерального прокурора Рос. Федерации от 20 окт. 2007 г. № 185.
1 См.: О судебной системе Российской Федерации : федер. конституционный закон Рос. Федерации от 31 дек. 1996 г. № 1-ФКЗ.
1 Об арбитражных судах в Российской Федерации: федер. конституционный закон Рос. Федерации от 28 апр. 1995 г. № 1-ФКЗ с изм. и доп. Ст. 3.
1 Бабаев В. К., Баранов В. М., Гойман В. И. Словарь категорий и понятий общей теории права / Нижегородская высшая школа МВД России. Н. Новгород, 1992. С. 31.
2 Тихомиров Ю. А. Котелевская И. В. Правовые акты : учеб.-практ. и справ. пособие. М., 1999. С. 33.
3 Соколова И. А. Конституционные основы правотворчества в Российской Федерации : метод. материалы к семинару / Ин-т повышения квалификации рук. кадров Генеральной прокуратуры Рос. Федерации. М., 2005. С. 10.
1 Соколова И. А., Мыцыкова О. И., Карпов Н. Н. Участие прокурора в правотворческой деятельности : пособие для прокуроров / Ин-т повышения квалификации рук. кадров Генеральной прокуратуры Рос. Федерации. М., 2007. С. 11.
2 Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права : учебник. М., 2002. С. 302—303; Бессарабов В. Г., Хуторецкий Р. Б. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности. М., 2006. С. 23.
1 Российская газета. 2007. 8 дек. № 276.
2 Абузова Г. А., Казарина А. Х., Соколова И. А. Прокурорский надзор за законностью правовых актов субъектов Российской Федерации : учеб. пособие для прокуроров. М., 2003. С. 44.