ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2020

Просмотров: 912

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поскольку прокурор в надзорном порядке не вправе истребовать гражданские дела, участвующим в суде первой инстанции прокурорам предписывается формировать наблюдательные производства, в которых помимо подробных заключений должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов (исковых заявлений, отзывов на иски, правоустанавливающих документов, протоколов судебных заседаний, апелляционных, кассационных и надзорных жалоб, представлений прокурора и отзывов на них и т. д.). Они должны использовать эти материалы при решении вопроса о внесении представления в суд надзорной инстанции и иных задач, стоящих перед органами прокуратуры.

На постановление суда о привлечении лица к административной ответственности прокурор приносит протест согласно требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Особенности участия прокурора

в арбитражном процессе


Организация участия прокурора в арбитражном процессе регулируется приказами Генерального прокурора Российской Федерации «О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве» от 5 июня 2003 г. № 20, «Об организации взаимодействия территориальных и транспортных прокуроров при реализации полномочий в гражданском и арбитражном процессе» от 12 октября 2007 г. № 167.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 52, ч. 2 ст. 198, ст.ст. 202, 207 АПК РФ и ст. 25.11 КоАП РФ прокурор обладает следующими полномочиями в арбитражном процессе.

1. Прокурор вправе возбудить арбитражное дело в суде по определенной категории споров:

об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1ст. 52 АПК РФ);

о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований (ч. 1ст. 52 АПК РФ);

о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований (ч. 1 ст. 52 АПК РФ);


о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 198 АПК РФ);

о привлечении к административной ответственности (ст. 202 АПК РФ, гл. 25 АПК РФ «Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности», ст.ст. 24.6, 25.11, 29.7, 30.8, 30.10, 30.12 и другие КоАП РФ).

Согласно ст. 1253 ГК РФ, если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, суд может в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ принять решение о ликвидации такого юридического лица по требованию прокурора. Если такие нарушения совершает гражданин, его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговору суда в установленном законом порядке.

2. Прокурор вправе вступить в процесс, начатый по инициативе иных лиц, как по первой инстанции, так и на любой последующей стадии гражданского процесса по определенной законом «прокурорской категории дел», перечисленных в ч. 1 ст. 52 АПК РФ.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ содержит указание об участии прокурора в рассмотрении арбитражных дел определенной категории. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела. Однако в п. 2 приказа Генерального прокурора России «О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве» от 5 июня 2003 г. № 20 предписано обеспечить участие прокурора по делам об оспаривании нормативных правовых актов.

3. Обращение в суд об оспаривании судебных актов допускается как по делам, в которых прокурор участвовал по первой инстанции, так и вне зависимости от участия по первой инстанции по категории дел, предусмотренных ч. 1 ст. 52 АПК РФ.

Правом обращения в арбитражный суд с исками и заявлениями согласно ст. 52, ч. 2 ст. 198 АПК РФ обладает прокурор (заместитель прокурора) субъекта Российской Федерации, Генеральный прокурор (заместитель Генерального прокурора), а с заявлением о привлечении к административной ответственности может обратиться также и прокурор (заместитель прокурора) города, района. Уточнение исковых требований, изменение, отказ от иска допускается только соответственно прокурором (заместителем прокурора) субъекта России, приравненной специализированной прокуратуры, Генеральный прокурор (заместитель Генерального прокурора).

Правом обращения по пересмотру судебных актов по вопросам законности привлечения лиц к административной ответственности обладает соответственно прокурор (заместитель прокурора) субъекта Российской Федерации, Генеральный прокурор (заместитель Генерального прокурора).

Прокурор, непосредственно участвующий в деле, вправе подписывать ходатайства в процессе рассмотрения дела судом; письменное объяснение лиц, участвующих в деле; отзыв на апелляционную, кассационную жалобу по делам, возбужденным по искам прокурора, если судебные акты обжалуются иными лицами.


Акт прокурорского реагирования на незаконный, необоснованный судебный акт арбитражного суда именуется соответственно апелляционная жалоба, кассационная жалоба, представление о пересмотре в порядке надзора; на постановление суда о привлечении лица к административной ответственности вносится соответственно апелляционная жалоба, кассационная жалоба, представление о пересмотре в порядке надзора.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации «О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве» от 5 июня 2003 г. № 20 предписано в необходимых случаях заявлять перед арбитражным судом кассационной инстанции ходатайство о приостановлении исполнения решения, постановления, принятых в первой и апелляционной инстанциях. При рассмотрении обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по делам, предусмотренным ст. 52 АПК РФ, прокуроры должны руководствоваться требованиями ст. 304, а также ч. 3 ст. 292 АПК РФ. Для решения вопроса о наличии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора они должны при необходимости изучать арбитражное дело в суде.

При наличии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора подчиненные прокуроры должны обращаться с соответствующим представлением к Генеральному прокурору Российской Федерации или его заместителю. В случае направления представления изучение арбитражного дела обязательно. Представление нужно составлять в соответствии с требованиями чч. 2, 3 ст. 294 АПК РФ. В подтверждение доводов, изложенных в представлении, необходимо прилагать к нему копии иных процессуальных документов. При отказе в таком обращении следует составлять мотивированное заключение, сообщать об этом заявителям. Подготовку и направление в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации исковых заявлений (заявлений) в соответствии с подсудностью дел, а также представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора должно осуществлять управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе, на которое возлагается обеспечение участия прокурора в рассмотрении дел для поддержания исков (заявлений) и надзорных представлений, рассматриваемых Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Следует принять во внимание, что в заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации участвует Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель.


8. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Правотворческая деятельность. Основы правовой регламентации участия прокурора в правотворческой деятельности. Функциональная самостоятельность, понятие, предмет и цели участия прокурора в правотворческой деятельности. Направления участия прокурора в правотворческой деятельности. Правовой мониторинг. Формы участия прокурора в правотворческой деятельности


Правотворческая деятельность


Под правотворческой деятельностью в юридической науке понимается:

особая форма управленческой деятельности государства, основанная на познании объективных общечеловеческих потребностей, интересов индивидов и их социальных образований и направленная на создание, изменение или отмену правовых норм1;

процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур2;

социальный процесс управленческого характера, выражающийся в выявлении потребностей общества в правовом регламенти­ровании общественных отношений, выработке оптимальных норм и их закреплении в нормативных актах уполномоченных государственных органов3.

Приведенные определения позволяют выделить в структуре правотворческой деятельности три этапа:

1) познание интересов индивидов, социальных групп и общества, выявление потребностей в правовом регулировании общественных отношений;

2) формирование правовых норм, создание нормативных правовых актов, совершенствование нормативных правовых актов;

3) принятие нормативных правовых актов специально уполномоченными на то субъектами в рамках установленных процедур.

Первые два из названных этапов правотворческой деятельности носят материально-творческий характер и осуществляются как правотворческими органами и должностными лицами, так и субъектами, не имеющими непосредственных полномочий по принятию нормативных правовых актов, например депутатами и депутатскими объединениями, юридическими службами правотворческих органов, Министерства юстиции Российской Федерации, экспертами, учеными, прокурорами.

Третий этап воплощает материальное содержание правотворческой деятельности и носит формально-процедурный характер, осуществляется специально уполномоченными на принятие нормативных правовых актов органами власти.

Именно третий этап правотворческой деятельности является правотворческим процессом в узком смысле слова — осуществляемой уполномоченными органами длящейся во времени и регламентированной правовыми нормами деятельностью по принятию нормативных правовых актов1.

При таком понимании правотворческий процесс включает четыре стадии2:

внесение проекта нормативного правового акта на рассмотрение правотворческого органа (законодательная или правотворческая инициатива);


рассмотрение, обсуждение проекта нормативного правового акта (закона) в комитетах (комиссиях) правотворческого органа;

принятие нормативного правового акта (закона);

опубликование нормативного правового акта (закона).

Право законодательной инициативы — это право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его — право законодателя.

Право правотворческой инициативы аналогично по своему содержанию и последствиям праву законодательной инициативы, но распространяется на проекты иных, кроме законов, нормативных правовых актов и предусматривает возможность их внесения в более широкий круг правотворческих органов.

На каждом уровне публичной власти — федеральном, субъекта Федерации, муниципальном — правом законодательной (правотворческой) инициативы наделен определенный круг субъектов.

Правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации в соответствии со ст. 104 Конституции Российской Федерации наделены Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления.

Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — представителям от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данного субъекта Российской Федерации, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.