ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2020

Просмотров: 906

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

соответствие законам правовых актов, издаваемых перечисленными органами и должностными лицами.

Таким образом, предметом рассматриваемого направления прокурорского надзора является соблюдение перечисленными в ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органами, их должностными лицами и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций Конституции РФ и законов, действующих на территории России, как федеральных, так и местных, а также соответствие правовых актов, издаваемых вышеперечисленными органами и их должностными лицами, требованиям действующего законодательства.

Пределы прокурорского надзора за соблюдением законодательства обусловлены ограничениями, установленными Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которому при осуществлении надзора за исполнением законов прокуратура не подменяет иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Исходя из полномочий, прокурор не вправе принимать какие-либо меры, направленные на прямое устранение нарушений закона. Обязанностью прокурора является выявление нарушений закона, их причин и способствующих им условий и понуждение соответствующего органа либо должностного лица к их устранению.

Органы прокуратуры не правомочны осуществлять надзор за исполнением законов палатами Федерального Собрания РФ, судебными органами, Правительством РФ и Президентом РФ.

В число объектов прокурорского надзора за исполнением законов не входят граждане РФ и иные физические лица. Исключением из этого правила являются физические лица — индивидуальные предприниматели, которые могут рассматриваться в качестве объекта надзора в контексте их предпринимательской деятельности и ответственности через призму прокурорского надзора за исполнением законов1.

Характер прокурорского надзора как особого, самостоятельного вида государственной деятельности указывает и на такой ограничитель, как отсутствие у прокурора административных полномочий2.

Проверки исполнения законов проводятся только на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушений законов, требующих принятия мер прокурором. Но из этого правила есть исключение. Так, в процессе реализации прокуратурой своих полномочий в сфере надзора за законностью правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля и их должностными лицами, прокурорские проверки осуществляются независимо от поступления информации о нарушениях законности1.


В связи с этим требуется организация непрерывного поступления в прокуратуру всех издаваемых указанными органами власти правовых актов.

Поводом для организации прокурором проверки могут служить материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской практики, а также иные материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.

В целях предупреждения возможного принятия законодательными (представительными) органами субъектов РФ законов и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, органам прокуратуры названным Приказом предписано наладить надлежащее взаимодействие с представительными органами, обеспечить необходимое участие прокуратуры в нормотворческом процессе (разработка законопроектов, имеющих принципиальное значение, подготовка заключений на законопроекты, выступления на заседаниях и др.).


Задачи прокурорского надзора. Основные направления

надзорной деятельности


Задачи прокурорского надзора за исполнением законов вытекают из содержания приказов Генерального прокурора РФ. В числе основных задач прокурорского надзора можно выделить:

своевременное реагирование органов прокуратуры на все нарушения законов, информация о которых поступила в органы прокуратуры в установленном порядке;

полное использование возможностей прокурорского надзора за исполнением законов в предупреждении всех видов правонарушений и особенно преступлений;

активная реализация деятельностью органов прокуратуры принципа неотвратимости ответственности за все виды нарушения законов.

В приказе Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав человека и гражданина» от 7 декабря 2007 г. № 195 определены основные направления надзорной деятельности за исполнением законов.

Так, в сфере экономики усилия органов прокуратуры должны быть сосредоточены на надзоре за исполнением законов о собственности, земле, предпринимательской деятельности, бюджетного, налогового, банковского, таможенного, антимонопольного законодательства. Необходимо обеспечить надлежащее взаимодействие с органами государственного контроля в целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений экономической направленности, в первую очередь, со Счетной палатой РФ, контрольно-счетными палатами субъектов РФ и муниципальных образований. Приоритетными направлениями надзорной деятельности также являются вопросы исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействия коррупции.

В ходе реализации прокурором полномочий по осуществлению надзора нельзя допускать необоснованного вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий и организаций и вовлечения органов прокуратуры в хозяйственные споры между субъектами предпринимательской деятельности. Необходимо принимать меры, направленные на исключение фактов приостановления деятельности предприятий и строительства по инициативе прокуроров, кроме случаев угрозы жизни и здоровью граждан, а также не допускать использования полномочий прокуроров для создания препятствий правомерной предпринимательской деятельности.


С учетом экологической обстановки в каждом регионе должен быть налажен эффективный надзор за исполнением законов об охране окружающей среды. По каждому факту правонарушения в сфере экологической безопасности должен быть принципиально поставлен вопрос об ответственности виновных лиц, а также рассмотрена возможность взыскания причиненного материального ущерба. Вместе с тем прокурор ни в коем случае не должен подменять контролирующие органы, на которые государством возложены обязанности по обеспечению контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов. Основанием для прокурорского вмешательства может служить информация о бездействии государственного органа при наличии данных о совершаемых правонарушениях.

В надзоре за исполнением законов контролирующими органами первостепенное значение должно придаваться выполнению ими обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений. Органы прокуратуры в необходимых случаях вправе требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.


Полномочия прокурора по надзору

за исполнением законов


Развернутый перечень полномочий прокурора по надзору за исполнением законов сформулирован в ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Прокурор правомочен:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

Право беспрепятственного входа заключает в себе возможность появления прокурора в нужное время в нужном месте у нужного лица. Лица, осуществляющие прокурорский надзор по своей должности, должны иметь свободный доступ во все помещения поднадзорных им учреждений. Право прокурора на беспрепятственный вход на поднадзорные ему объекты не может быть ограничено ведомственными и иными нормативными актами;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Уклонение от представления прокурору запрашиваемых документов под каким-либо предлогом недопустимо. В ряде случаев на практике можно столкнуться с отказом от предоставления необходимого прокурору документа под предлогом соблюдения государственной либо коммерческой тайны. Для оценки правомерности и обоснованности подобного отказа следует иметь в виду, что порядок допуска прокурора и правила работы с документами, содержащими государственную тайну, определены Законом РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1. В указанном законе содержится исчерпывающий перечень сведений, составляющих государственную тайну, и для получения доступа к ним прокурор должен иметь соответствующий допуск. В отношении коммерческой тайны законодателем установлен перечень сведений, которые ее не составляют. Таковыми являются: учредительные документы, выписки из государственных реестров о регистрации физического лица в качестве предпринимателя, сведения о составе имущества государственного либо муниципального предприятия (учреждения), отчеты об использовании ими бюджетных средств, о численности и структуре трудового коллектива, о системе оплаты труда и об имеющейся задолженности по выплате заработной платы, данные о выявленных фактах нарушений правил охраны окружающей среды, о правонарушениях и фактах привлечения к ответственности за их совершение и некоторые другие;


вызывать должностных лиц и граждан для объяснения по поводу нарушений законов.

Данное полномочие позволяют прокурору с большей полнотой, всесторонностью и объективностью подойти к оценке выявленных противоправных деяний.

В целях обеспечения безусловной реализации прокурором возложенных полномочий по осуществлению надзора законодателем предусмотрена административная ответственность виновного лица за невыполнение законных требований прокурора, закрепленная в ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Прокурор и его заместитель по основаниям, установленным законом, вправе возбуждать производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегать о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»:

освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

вносит представление об устранении нарушений закона.

Должностные лица органов, указанных в п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок или ревизий незамедлительно.

В соответствии со ст. 6 данного Закона требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Акты прокурорского реагирования


Полномочия прокурора по устранению нарушений закона представляют собой систему правовых средств, используемых прокурором для восстановления законности, устранения вызванных нарушениями закона негативных последствий.

К числу основных правовых средств прокурора Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» относит следующие акты прокурорского реагирования:

протест;

представление об устранении нарушений закона;

постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;

предостережение о недопустимости нарушения закона.

Протест прокурора представляет собой акт прокурорского реагирования на нормативный правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, содержащий подкрепленное фактическими данными требование об отмене данного акта или приведении его в соответствие с законом.

Согласно ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или вышестоящему должностному лицу либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.


Опротестование правовых актов производится прокурорами строго в соответствии с компетенцией. И если вышестоящий прокурор может опротестовать правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, поднадзорных нижестоящему прокурору, то нижестоящие прокуроры ни при каких обстоятельствах не могут реализовывать полномочия вышестоящего прокурора.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Представление прокурора об устранении нарушений закона — это акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействия) или принятия незаконных решений государственными органами или их должностными лицами.

На основании ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении выносится прокурором в том случае, если в ходе проведения прокурорской проверки были выявлены обстоятельства, указывающие на наличие признаков состава административного правонарушения.

Статья 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает, что постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо сведений о физическом или о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, то постановление выносится в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.