ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2020
Просмотров: 943
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
Академии ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебное пособие
Санкт-Петербург
2011
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Академии ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебное пособие
Научный редактор
Н. П. Дудин
Санкт-Петербург
2011
УДК 34(07)
ББК 67.72я73
О75
Авторы
Е. А. БУРМИСТРОВА — разд. 1; Г. В. ДЫТЧЕНКО — разд. 2 (в соавторстве с О. Н. Коршуновой), разд. 3, 4 (в соавторстве с Е. Л. Никитиным); Н. П. ДУДИН, канд. юрид. наук, доцент — предисловие, разд. 5; И. А. ЗАХАРОВА — разд. 8; О. Н. КОРШУНОВА, д-р юрид. наук, профессор — разд. 2 (в соавторстве с Г. В. Дытченко), разд. 6 (в соавторстве с Н. В. Куликом); Н. В. КУЛИК, канд. юрид. наук, доцент — разд. 6 (в соавторстве с О. Н. Коршуновой); Е. Л. НИКИТИН, канд. юрид. наук, доцент — разд. 3, 4 (в соавторстве с Г. В. Дытченко); А. Е. СКАЧКОВА, канд. юрид. наук, доцент — разд. 7.
Рецензенты
Е. В. СИДОРЕНКО, начальник Управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Прокуратуры Санкт-Петербурга, кандидат юридических наук.
Н. И. ПИШИКИНА, доцент Санкт-Петербургского инженерно-эко-номического университета, кандидат юридических наук.
О
О75
сновные
направления прокурорской деятельности
: учеб. Пособие /
[Е
А. Бурмистрова, Г. В. Дытченко, Н. П. Дудин,
И. А. Захарова, О. Н. Коршунова, Н. В. Кулик,
Е. Л. Никитин,
А.
Е. Скачкова];
науч. ред. Н. П.
Дудин.
—
СПб. : Санкт-Петербургский
юридический институт
(филиал)
Академии Генеральной
прокуратуры Российской
Федерации, 2011.
— 132 с.
Учебное пособие посвящено актуальным вопросам осуществления основных направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации. Авторы раскрывают наиболее значимые аспекты прокурорского надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации; исполнением законов и законностью правовых актов; исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, органами, осуществляющими оперативно-розыск-ную деятельность, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, а также таких направлений деятельности прокуратуры, как координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел, гражданских и арбитражных дел, участие прокурора в правотворческой деятельности.
Предназначено для использования в учебном процессе при подготовке и повышении квалификации прокурорских кадров.
УДК 34.(07)
ББК 67.72я73
Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры
Российской Федерации, 2011
ПРЕДИСЛОВИЕ
Прокуратура в Российской Федерации на современном этапе является тем государственным органом, который обеспечивает соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов всеми органами, организациями, учреждениями, их должностными лицами, создавая тем самым прочный правовой фундамент для существования общества и государства, для формирования, развития и совершенствования механизмов соблюдения прав человека и гражданина.
В предлагаемом учебном пособии освещаются актуальные вопросы осуществления основных направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации.
Цель данного пособия — оказать помощь обучающимся в юридических высших учебных заведениях, а также на юридических (правовых) факультетах в освоении учебной дисциплины «Прокурорский надзор». Авторы, имея опыт практической прокурорской деятельности, сделали акцент на наиболее значимых аспектах прокурорского надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов и законностью правовых актов, за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, а также таких направлений деятельности прокуратуры, как координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел, гражданских и арбитражных дел, участие прокурора в правотворческой деятельности, которые позволяют получить правильное и полное представление о роли и месте российской прокуратуры в системе правоохранительных органов страны, в ее правовой системе.
Применительно к указанным направлениям деятельности раскрыты понятие каждой отрасли и каждого направления прокурорского надзора, определяются предмет и пределы надзора, объекты надзора, полномочия прокуроров, особенности организации и осуществления надзора, виды и значение актов прокурорского реагирования на нарушения законности.
Определяя задачи и предмет прокурорского надзора, полномочия прокурора, основы организации и методики надзора по различным направлениям и отраслям прокурорской деятельности, авторы исходили из декларируемого единства и централизации прокурорской системы, при этом особое внимание обращали на взаимодействие направлений и отраслей надзорной работы как составных частей единого прокурорского надзора. Центральное место в работе занимает анализ правоохранительной и правозащитной роли прокурорского надзора как идеологической основы прокурорской деятельности российской прокуратуры.
Авторский коллектив рассчитывает, что настоящее пособие поможет обучающимся освоить материал учебной дисциплины «Прокурорский надзор».
Н. П. ДУДИН
1. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ
И ЗАКОННОСТЬЮ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Понятие, сущность, пределы, цели, задачи и предмет надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов и законностью правовых актов. Полномочия прокурора при осуществлении надзора. Акты прокурорского реагирования. Организация прокурорского надзора за исполнением законов. Организация работы прокурора по надзору за соответствием законам правовых актов.
Понятие и сущность прокурорского надзора
Надзор за исполнением законов представляет собой наиболее эффективную и последовательную форму контроля государства в одной из наиболее важных для нее сфер — обеспечения законности1.
Направление деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов в юридической литературе иногда именуется «общий надзор». Такое наименование рассматриваемой отрасли прокурорского надзора для практикующих юристов является традиционным. В надзоре за исполнением законов и законностью правовых актов особенно показательно проявляется общая сущность прокурорского надзора, которая выражается в обеспечении верховенства закона.
Надзор за исполнением законов оказывает наиболее заметное воздействие на общее состояние законности в стране. В общем надзоре заключена основная часть профилактического потенциала прокуратуры. Он направлен на противодействие правонарушениям, которые, по существу, служат основой для других правонарушений, в первую очередь преступного характера. Своевременное выявление и пресечение такого рода нарушений законов способны позитивно влиять на укрепление социальной базы обеспечения законности, изменение криминогенной ситуации в стране. Общий надзор обоснованно принято считать эффективным средством раннего предупреждения преступлений.
Предмет и пределы прокурорского надзора
Прокурорский надзор за исполнением законов является самостоятельным направлением деятельности органов прокуратуры, которому посвящена гл. 1 разд. 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». В статье 21 данного Закона предмет прокурорского надзора за исполнением законов определен следующим образом:
соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;