ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2020
Просмотров: 4619
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
§ 2. Необходимость, возможности и пределы государственного и муниципального управления
§ 4. Государственное и муниципальное управление как отрасль знания и учебная дисциплина
Глава 2 - ГОСУДАРСТВО КАК УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА
§ 2. Государственная власть и государственное управление
§ 3. Государственный аппарат и государственная служба
§ 4. Регулятивные нормы в государственном управлении
§ 5. Институты непосредственной демократии в управлении государством
Глава 3 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК, КОЛЛЕКТИВ, ОБЩЕСТВО
§ 1. Государственное управление и человек
§ 2. Государственное управление и коллектив
§ 3. Государственное управление и общество
Глава 4 - ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ УРОВНИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
§ 2. Общегосударственное управление
§ 3. Государственное управление субъекта федерации
§ 4. Государственное управление и территориальная автономия
§ 5. Государственное управление, административно-территориальные единицы и муниципальные образования
Глава 5 - ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
§ 2. Государственное управление в сфере экономики
§ 3. Государственное управление в сфере социальных отношений
§ 4. Государственное управление в административно-политической сфере
§ 5. Государственное управление в сфере культуры и идеологии
§ 6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
§ 7. Межотраслевое государственное управление
Глава б - ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
§ 1. Роль Президента РФ в государственном управлении
§ 2. Полномочия и деятельность Президента РФ
§ 3. Досрочное освобождение Президента РФ от должности и его ответственность
Глава 7 - ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
§ 1. Роль законодательной власти в государственном управлении
§ 2. Структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента
§ 4. Формы парламентского контроля
Глава 8 - ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
§ 1. Роль органов исполнительной власти в государственном управлении
§ 2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства РФ
§ 3. Полномочия Правительства РФ и его деятельность
§ 4. Ответственность Правительства РФ
Глава 9 - СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
§ 1. Роль судебной власти в государственном управлении
§ 2. Судебная система в России
§ 3. Конституционные принципы правосудия
Глава 10 ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
§ 1. Место и роль прокуратуры в государственном управлении
Глава 11 - МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
§ 1. Понятие местного самоуправления
§ 2. Основы местного самоуправления
Глава 12 - ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
§ 2. Полномочия и компетенция органов местного самоуправления
Глава 13 - ИНСТИТУТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
§ 4. Общие собрания (сходы) граждан
§ 5. Народная правотворческая инициатива
§ 7. Территориальное общественное самоуправление
Глава 14 - ОРГАНЫ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
§ 1. Роль органов и должностных лиц местного самоуправления в обществе
§ 2. Представительные органы местного самоуправления
§ 3. Выборные должностные лица местного самоуправления
§ 4. Исполнительные органы местного самоуправления
Глава 15 - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ
Наряду с должностью главы муниципального образования уставами может быть предусмотрена должность главы местной администрации. В некоторых случаях имеется и то, и другое должностное лицо, но в большинстве муниципальных образований эти должности соединены. Многие уставы муниципальных образований прямо предусматривают соединение этих должностей (Астрахань, Саранск, Ярославль и др.), глава муниципального образования одновременно является главой местной администрации. В этом случае глава муниципального образования руководит исполнительно-распорядительной деятельностью по вопросам местного значения, и ему предоставляются дополнительные полномочия. Он определяет структуру, порядок формирования и штатную численность муниципальной администрации, разрабатывает схемы управления отраслями местного хозяйства и социальной сферы, назначает на должности и освобождает от должности руководителей структурных подразделений администрации (начальников, заведующих отделами, управлениями, службами администрации); заключает трудовые контракты с муниципальными служащими; распоряжается кредитами местной администрации и др.
На главу местной администрации распространяются социальные гарантии и гарантии неприкосновенности, аналогичные гарантиям депутатов местного представительного органа. Глава муниципального образования может быть досрочно освобожден от должности в случае отставки, отзыва избирателями (если это предусмотрено уставом муниципального образования), смещения его с должности местным представительным органом (в некоторых случаях это возможно путем квалифицированного большинства голосов), вступления в силу обвинительного приговора суда и др. Он прекращает исполнение своих обязанностей также по естественным причинам (смерть и т.д.), в том числе в некоторых муниципальных образованиях по достижении определенного возраста (обычно 65 лет).
Кроме главы муниципального образования их уставы могут предусматривать и другие выборные должности. В их числе — заместитель (заместители) главы администрации, руководители наиболее важных подразделений администрации (например, жилищно-коммунального хозяйства или здравоохранения), муниципальные ревизоры. В России, однако, выборы таких должностных лиц практически не проводятся, эти должности замещают назначенные (по контракту, а иногда после конкурса) государственные служащие. Не проводятся также выборы главы местной администрации в тех редких случаях, где эта должность замещается отдельно. Главой местной администрации является назначенное {после заключения контракта) должностное лицо.
Выборные должностные лица (депутаты, глава муниципального образования и др.) обязаны периодически в установленное время вести прием населения. Дни и часы приема должны быть доведены до всеобщего сведения.
§ 4. Исполнительные органы местного самоуправления
Кроме представительного органа (Совета и др.) и выборных должностных лиц (мэра и др.) в муниципальном образовании могут быть другие, невыборные органы и должностные лица. Такие органы и должностные лица бывают в муниципальных образованиях в зарубежных странах (совещательные советы при назначенном сверху чиновнике, наемные менеджеры и администраторы), они могут быть и в России. Это допускает Федеральный закон об общих принципах местного самоуправления, не определяя, правда, их характер и название. Среди них могут быть совещательные органы и советники при главе муниципального образования, но могут быть и другие органы и должностные лица.
Конкретная структура, компетенция, сроки полномочий таких органов и должностных лиц определяются муниципальными образованиями на основе законов субъектов Федерации о местном самоуправлении. Среди них могут быть исполнительно-распорядительные органы и должностные лица, занимающиеся общим администрированием. Их не выбирают, а «нанимают» как управленцев, работающих по контракту (трудовому соглашению). Это не просто рядовые муниципальные чиновники, а должностные лица, обладающие в сфере своей деятельности дискреционными полномочиями (о характере таких полномочий говорилось ранее).
Исполнительные органы, число и номенклатура должностных лиц, содержание их деятельности различаются в зависимости от уровня муниципального образования, численности жителей, развития инфраструктуры, экономического положения, разнообразия функций, требующих диверсификации управления, и др. Названия их тоже неодинаковы. Обычно такие органы называются местными администрациями, а их руководитель — главой администрации. Как говорилось, на практике, как правило, эту должность занимает сам глава муниципального образования (в таком случае глава администрации (он же — глава муниципального образования) оказывается выборным должностным лицом). Если же устав муниципального образования предусматривает отдельные должности главы муниципального образования и главы администрации, то последний назначается либо главой муниципального образования, либо представительным органом муниципального образования. В последнем случае он может возглавлять группу чиновников — начальников отделав по различным отраслям управления (местной промышленности, сельского хозяйства и т.д.), которые могут составлять под его председательством коллегиальный исполнительно-распорядительный орган, своего рода муниципальное правительство. Разумеется, это бывает только в крупных муниципальных образованиях с развитыми экономическими, социальными и культурными функциями.
Глава местной администрации может иметь своих заместителей, которых может назначить самостоятельно (если это разрешает устав муниципального образования), либо по согласованию с представительным органом или главой муниципального образования (в соответствии с уставом). На практике, однако, такие назначения всегда делаются после предварительных обсуждений с главой муниципального образования или совещания в представительном органе, после беседы с его председателем, другими членами. Обычно руководитель администрации (независимо от того, занимает или нет эту должность глава муниципального образования) имеет заместителей по финансово-экономической деятельности, коммунально-бытовому обслуживанию, социальной поддержке населения и др.
Структура, штатное расписание и численность местной администрации определяется главой местной администрации и утверждается главой муниципального образования, а иногда — и представительным органом муниципального образования. В структуру администрации входят различные отделы, секторы, комитеты и другие структурные подразделения. Как правило, в их числе.— подразделения по управлению муниципальной собственностью, местными финансами, жилищно-коммунальным хозяйством, в городах — муниципальными землями и градостроительной политикой и т.д. В крупных муниципальных образованиях есть отделы здравоохранения, транспорта и связи и др. Местная администрация имеет свой вспомогательный, обслуживающий аппарат. Это — управление делами, бухгалтерия, отдел кадров, юридическая служба (юрист) и т.д. Состав каждого структурного подразделения исполнительного органа местного самоуправления возглавляет единоличный руководитель (начальник управления, заведующий отделом и т.д.).
Муниципальная администрация занимается подготовкой проектов решений, их обоснованием и текущей работой по управлению. Она разрабатывает и после согласования с главой муниципального образования вносит в представительный орган проекты планов и программ социально-экономического развития муниципального образования как в целом, так и по различным сферам (строительство, транспорт, бюджет и т.д.); организует выполнение решений представительного органа и главы муниципальнрго образования; управляет муниципальной собственностью на основах, установленных представительным органом; выступает заказчиком для выполнения разного рода работ и услуг, необходимых для населения муниципального образования (например, строительство школы, открытие нового транспортного маршрута); заключает договоры с другими организациями о сотрудничестве по вопросам экономического и социального развития муниципального образования; осуществляет контроль за правильностью цен, тарифов на товары, расчеты, услуги, осуществляемые в пределах муниципального образования; обеспечивает санитарию и гигиену на своей территории; контролирует соблюдение правил торговли, рынки, ярмарки; содержит учреждения образования, здравоохранения, культуры и другие, находящиеся в муниципальной собственности, и заботится об их развитии; выдает разрешения на строительство; принимает меры по улучшению жилищных и бытовых условий нуждающихся граждан; разрабатывает и реализует программы по повышению занятости населения и организации общественных работ (строительство дорог, благоустройство и т.д.); в соответствии с законом принимает меры, связанные с проведением публичных манифестаций, спортивных, зрелищных мероприятий (например, установление маршрутов демонстраций, соблюдение порядка на спортивных состязаниях и др.); обеспечивает охрану общественного порядка и противопожарную без-опасность. Администрация муниципального образования осуществляет также иные полномочия, возложенные на нее в пределах закона представительным органом муниципального образования или его главой.
Осуществляя свои полномочия, исполнительные органы местного самоуправления издают различные правовые акты. Эти акты, а также решения, принятые должностными лицами в пределах их полномочий (например, о правилах пользования муниципальным транспортом, о местах хранения отходов производства), обязательны для исполнения всеми находящимися на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их формы собственности, а также общественными объединениями и гражданами. Названия и формы правовых актов муниципальных исполнительных органов определяются ими самостоятельно или указаны в уставах муниципальных образований. Глава муниципального образования и глава администрации (если такая должность предусмотрена отдельно) обычно издают постановления (нормативные акты) и распоряжения (акты ненормативного характера), хотя эти различия далеко не всегда соблюдаются. Заместители главы администрации издают инструкции (акт общего характера) и распоряжения. Руководители структурных подразделений исполнительного органа (администрации) издают приказы, инструкции.
§ 5. Муниципальная служба
Все работники муниципальных органов (кроме отдельных лиц обслуживающего, технического персонала) занимают какую-либо должность. Однако не все лица, занимающие должности, являются муниципальными служащими. Муниципальные должности делятся на две группы: 1) выборные муниципальные должности, замещаемые в результате выборов (депутаты представительного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, прежде всего глава муниципального образования); 2) муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора. Вторая категория должностей относится к муниципальной службе.
Муниципальная служба — это профессиональная деятельность лица, занимающего должность на невыборной основе. Депутат представительного органа, выборное должностное лицо местного самоуправления занимают должность, но муниципальными служащими не являются. Не являются муниципальными служащими также лица, не замещающие муниципальные должности, не имеющие полномочий по участию в управлении, а занимающиеся обслуживанием, техническим обеспечением деятельности органов местного самоуправления (например, шоферы, разнорабочие, стенографистки).
В разных странах существуют свои классификации муниципальных должностей по категориям, классам (в некоторых странах бывает до 10 классов), рангам и т.д. В России порядок установления муниципальных должностей, прохождения муниципальной службы, права и обязанности муниципальных служащих определяются федеральными законами об общих принципах организации местного самоуправления 1995 г. и «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» 1998 г. (в редакции 1999 г.). Эти федеральные законы содержат общие положения, а более детально муниципальная служба регулируется законами субъектов Федерации о местном самоуправлении и их законами о муниципальной службе (в некоторых субъектах РФ, например в Воронежской, Орловской областях, приняты отдельные законы о муниципальной службе). Законами субъектов РФ утверждается Реестр муниципальных должностей. Исходя из его положений, каждое муниципальное образование правовыми актами представительного органа, главы муниципального образования устанавливает для себя муниципальные должности. Согласно Реестру муниципальных должностей устанавливаются муниципальные должности трех категорий: «А», «Б» и «В». К категории «А» относятся: глава муниципального образования; председатель, заместитель и депутаты представительного органа при условии, что они работают на постоянной основе. Депутаты, работающие на общественных началах, должность не занимают (и не оплачиваются за их работу), но в остальном их правовое положение приравнивается к «депутатам на должности». Лица, занимающие должности по категории «А», муниципальными служащими не являются. Муниципальные служащие — это лица категорий «Б» и «В».
Муниципальные должности категорий «Б» и «В» подразделяются на высшие, главные, ведущие, старшие и младшие муниципальные должности. К высшим муниципальным должностям обычно относятся: глава администрации (если эту должность по совместительству занимает глава муниципального образования, последний все же не становится муниципальным служащим, так как остается выборным должностным лицом); заместители главы администрации. Главные муниципальные должности категории «Б»: руководители основных структурных подразделений местной администрации, ведущие должности — руководители мелких структурных подразделений, помощники главы администрации, старшие должности — помощники заместителей главы администрации, помощники руководителей комитетов и
комиссий муниципального представительного органа, младшие должности — различные специалисты (юристы, экономисты и др.).
Муниципальные должности категории «В» также подразделяются на 5 групп (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие). К высшим должностям обычно относятся руководители структурных подразделений местной администрации во внутригородских районах (если такие районы — муниципальные образования), к главным — их заместители, к ведущим — главные специалисты, к старшим — ведущие специалисты, к младшим — специалисты 2-й категории. Внутри каждой группы могут быть свои квалификационные разряды (первый, второй и т.д. класс), которые присваиваются по результатам квалификационного экзамена или аттестации. Есть и другие должности и их иные классификации, но они должны устанавливаться муниципальным об1 разованием в рамках Реестра, предусмотренного законом субъекта Федерации.
В связи с особыми условиями деятельности (прием граждан в нерабочее время, частые выезды на места, установленные запреты, например, заниматься предпринимательской деятельностью или участвовать в забастовках и др.) муниципальным служащим предоставляются определенные трудовые и социальные гарантии. К ним, в частности, относятся: медицинское обслуживание (в том числе после выхода на пенсию), пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи в случае смерти муниципального служащего, наступившей в связи с исполнением служебных обязанностей; обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением муниципальным служащим должностных обязанностей; обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения муниципальной службы или после ее прекращения, если эти вредные последствия наступили в связи с исполнением должностных обязанностей; дополнительные выплаты за квалификационные разряды (достигают 40% от оклада), ежемесячные надбавки за выслугу лет (обычно до 5 лет — 10%, при стаже свыше 15 лет достигают 40%). При уходе в отпуск оказывается материальная помощь (обычно два оклада денежного содержания). Существуют надбавки за почетные звания Российской Федерации и т.д. В законах различных субъектов Федерации говорится и о других гарантиях. Чаще других называются: предоставление жилья, обеспечение транспортом (или денежная компенсация транспортных расходов), повышение квалификации с отрывом от работы, но с сохранением денежного содержания и др. Однако вопреки существующему мнению при всех надбавках доход руководителя отдела (управления и т.д.) даже в крупном муниципальном образовании не выше доходов секретарши в процветающей коммерческой фирме. Правда, многие чиновники используют право своей подписи для взяточничества. Такие факты периодически публикуются в печати.