Файл: Shashkova_I_M_Sportivnoe_pravo.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 1141

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

органы  для  разрешения  споров  в  области  профессионального  спорта  (комитеты,  палаты, 
комиссии) в досудебном порядке. 

В  третейский  спортивный  суд  может  по  соглашению  сторон  третейского 

разбирательства  передаваться  любой  спор  в  области  профессионального  спорта,  если 
стороной  такого  спора  выступает  профессиональный  спортсмен,  профессиональный 
тренер,  профессиональный  судья  или  иной  спортивный  работник,  а  также 
профессиональный спортивный клуб. 

Третейский  спортивный  суд  разрешает  споры  на  основании  норм  трудового, 

гражданского 

права 

и 

спортивного 

законодательства 

с 

учетом 

обычаев 

профессионального спорта, применяя нормы права, регулирующие сходные отношения, а 
при  отсутствии  таких  норм  разрешает  дело,  исходя  из  общих  начал  и  смысла 
законодательства. 

В  том  случае  если  споры  в  профессиональном  спорте  рассматриваются 

третейским  спортивным  судом,  то  его  решение  исполняется  участниками  спора 
добровольно,  в  порядке  и  в  сроки,  установленные  в  решении.  Оно  является 
окончательным и обжалованию не подлежит. 

Систему  специализированных  спортивных  третейских  судов  возглавляет 

Спортивный  арбитражный  суд  в  Швейцарии  (г.  Лозанна).  В  состав  этого  суда  входит 
около  300  арбитров  из  87  стран  мира.  Процессуальный  порядок  разрешения  споров  и 
вопросы  организации  деятельности  суда  регулируются  Спортивно-арбитражным 
кодексом. Выделяют три основные функции, осуществляемые судом: 

1)  разрешение  спортивных  споров  в  качестве  арбитражного  суда  первой  и 

последней  инстанции  в  области  профессионального  спорта  (споры  экономического, 
коммерческого  характера:  споры,  возникающие  из  договоров  по  спонсорству,  продаже 
прав  трансляции  в  СМИ,  организации  спортивных  соревнований,  трансферту  игроков  и 
иные  подобные  споры;  споры  дисциплинарного  характера:  споры  по  решениям 
дисциплинарных, контрольных или иных органов спортивных ассоциаций и федераций); 

2)  рассмотрение  апелляций  одной  стороны  спора  на  решение,  принятое 

руководящими  органами  международных  или  национальных  федераций  и  других 
спортивных организаций; 

3)  юридическое  консультирование  по  основным  проблемам  спортивной 

деятельности. 

С 

учетом  названных  выше  преимуществ  альтернативных  способов 

урегулирования  спортивных  споров  во  многих  иностранных  государствах  они  широко 
используются.  "Так,  в  странах  англосаксонской  правовой  системы  (Великобритания, 
США)  суды  вмешиваются  в  разрешение  спортивных  споров  только  в  исключительных 
случаях,  как  правило,  если  имело  место  нарушение  норм  естественного  права  при 
отправлении  правосудия.  В  странах  романо-германской  правовой  системы  суды  также 
поощряют  обращение  сторон  к  несудебным,  альтернативным  формам  разрешения 
спортивных  споров  и  откладывают  судебное  разбирательство  по  делу  в  случае,  если  в 
договоре  между  сторонами  содержится  условие  о  передаче  спора,  возникшего  или 
могущего  возникнуть  между  ними,  на  рассмотрение  арбитража  (арбитражная  оговорка) 
или  условие  о  разрешении  спора  с  использованием  альтернативных  форм  (например, 
посредничество,  примирение).  И  только  в  случае  невозможности  достигнуть  согласия 
между сторонами при рассмотрении споров с использованием альтернативных форм суд 
вправе  принять  дело  к  производству  и  разрешить  его  по  существу".  Такой  подход 
апробирован  веками  и  оправдал  себя.  Он,  безусловно,  соответствует  идеям  и  задачам 
современного  процессуального  права  и  спорта  -  дальнейшее  сохранение  между 
спорящими сторонами нормальных деловых, спортивных и экономических отношений за 
счет примирения. 

 


background image

4.  Международно-правовые  акты  Республики  Беларусь  в  области  спорта. 

Модельные  Законы  СНГ  в  сфере  физической  культуры  и  спорта.  Соглашение  о 
сотрудничестве  в  области  физической  культуры  и  спорта  государств-участников 
СНГ. 

Международное  сотрудничество  в  области  физической  культуры  и  спорта 

осуществляется  в  соответствии  с  международными  договорами  государства  и 
законодательством государства. 

Модельный  закон  о  национальных  видах  спорта

  принят  на  девятнадцатом 

пленарном  заседании  Межпарламентской  Ассамблеи  государств  -  участников  СНГ 
(постановление N 19-8 от 26 марта 2002 года

).

 Закон определяет правовые, социальные и 

экономические  основы  развития  национальных  видов  спорта  в  странах  Содружества, 
регламентирует 

участие  государственных  органов,  предприятий, 

учреждений, 

организаций независимо от форм собственности, а также должностных лиц в укреплении 
здоровья людей посредством их занятий национальными видами спорта. 

Цели и задачи: 
-  использование  национальных  видов  спорта  в  интересах  всестороннего  развития 

личности и общества; 

- приоритетное приобщение к национальным видам спорта, в первую очередь детей 

и учащейся молодежи; 

-  организация  занятий  национальными  видами  спорта  в  системе  воспитания  и 

образования; 

-  обеспечение  раздельного  финансирования  и  экономического  стимулирования 

деятельности в области национальных видов спорта; 

-  обеспечение  гарантий  социальной  и  правовой  защищенности  граждан,  занятых  в 

области развития национальных видов спорта. 

Конвенция  против  применения  допинга

  вступила  в  силу  для  Республики 

Беларусь  1  мая  2006  года.  Основная  цель  Конвенции  это  снижение  и  в  конечном  счете 
искоренение допинга в спорте. 

Модельный  Закон   о  детско-юношеском  спорте 

принят

 

на  семнадцатом 

пленарном  заседании

 

Межпарламентской  Ассамблеи

 

государств-участников  СНГ

 

(постановление  от  19  апреля  2001

 

года  N  17-7).  Закон  устанавливает  основы  для 

разработки  и  реализации  общегосударственной  политики  в  области  детско-юношеского 
спорта  и  призван  способствовать  созданию  в  государствах-участниках  Содружества 
Независимых  Государств  (далее  -  государства-участники)  эффективной  системы 
всестороннего  развития  физической  культуры  и  спорта  среди  девочек  и  мальчиков, 
девушек  и  юношей  как  средства  утверждения  здорового  образа  жизни,  эффективной 
системы непрерывного образования и развития личности. Физическое воспитание и спорт 
являются составной частью системы образования. 

Модельный  закон  о  паралимпийском  спорте 

принят  на  двадцать  девятом 

пленарном  заседании  Межпарламентской  Ассамблеи  государств-участников  СНГ 
постановление  от  25  ноября  2008  года  №31-13.  Закон  имеет  своей  целью  установление 
общих  правовых,  экономических  и  социальных  основ  деятельности  в  области 
паралимпийского  спорта,  а  также  определение  основных  принципов  законодательства  о 
паралимпийском  спорте,  осуществляемых  в  государствах-участниках  Содружества 
Независимых Государств (далее государства-участники). 

Закон  носит  рекомендательный  характер.  Сферой  его  действия  является 

регулирование  правовых  отношений,  возникающих  в  области  паралимпийского  спорта 
между  государством,  муниципальными  образованиями,  общественными  объединениями, 
физическими лицами и иными субъектами права. 

Модельный  закон  о  студенческом  спорте 

Принят  на  двадцать  первом 

пленарном  заседании   МПА  СНГ  (постановление  N  21-9  от  16  июня  2003  года).  Закон 
определяет  правовые,  организационные,  экономические  и  социальные  основы  развития 


background image

студенческого  спорта;  он  призван  обеспечить  охрану  здоровья,  осуществления 
профилактики заболеваний, поддержание высокой работоспособности студентов высших 
и  средних  специальных  учебных  заведений,  разработку  стратегии  развития  физической 
культуры  и  спорта,  организацию  пропаганды  здорового  образа  жизни,  эффективность 
системы  непрерывного  образования  и  развития  личности  в  государствах-участниках 
Содружества Независимых Государств. 

Модельный  закон  о  профессиональном  спорте

  (принят  в  г.  Санкт-Петербурге 

31.05.2007  постановлением  28-8  на  28-ом  пленарном  заседании  межпарламентской 
ассамблеи  государств-участников  СНГ)  (Постановление  N  28-8  от  31  мая  2007  года). 
Закон  устанавливает  правовые,  организационные  и  социальные  основы  регулирования 
общественных  отношений  в  области  профессионального  спорта,  а  также  определяет 
правовое  положение  профессиональных  спортсменов,  профессиональных  тренеров  и 
иных спортивных работников. 

Соглашение

 

о  сотрудничестве  в  области  физической  культуры  и  спорта 

государств –  участников  Содружества  Независимых  Государств

.  Основные  цели  и 

задачи  Соглашения: 

-  содействовать  развитию  сотрудничества  в  области  физической  культуры  и 

спорта  по  линии  государственных  органов,  национальных  олимпийских  комитетов, 
национальных  спортивных  федераций  (союзов,  ассоциаций),  международных, 
региональных  и  других  физкультурно-спортивных  организаций  и  объединений, 
поддерживают  их  инициативы,  направленные  на  эффективное  развитие  физической 
культуры, спорта и олимпийского движения. 

- в целях реализации Соглашения создать Совет по физической культуре и спорту 

участников  Соглашения  о  сотрудничестве  в  области  физической  культуры  и  спорта 
государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – Совет).  

- создать благоприятные условия для развития олимпийского движения, оказывая 

поддержку национальным олимпийским комитетам. 

-  содействовать  обмену  и  распространению  на  своих  территориях  информации, 

пропагандирующей здоровый образ жизни и достижения в спорте. 

-  принимать  согласованные  меры  для  развития  и  проведения  массовых 

физкультурно-оздоровительных  и  спортивных  мероприятий  среди  различных  слоев 
населения. 

-  на  основе  взаимности  оказывать  содействие  в  разработке  и  осуществлении 

национальных программ по оздоровлению населения средствами физической культуры и 
спорта. 

-  на  основе  взаимности  содействовать  созданию  научно-исследовательских  баз и 

совершенствованию  системы  научно-методического  и  медицинского  обеспечения 
деятельности в области физической культуры и спорта. 

-  на  основе  взаимности  участвовать  в  развитии  и  укреплении  материально-

спортивной  базы  в  целях  ее  совместного  использования  для  проведения  массовых 
физкультурно-оздоровительных  мероприятий,  подготовки  к  Олимпийским  играм, 
чемпионатам мира, другим крупнейшим спортивным соревнованиям. 

-  содействовать  поддержанию  и  развитию  партнерских  связей  в  области 

физической  культуры  и  спорта,  в  их  научном  и  медицинском  обеспечении,  подготовке 
специалистов,  обмене учащимися,  студентами,  аспирантами  и  стажерами  на  договорных 
условиях. 

проводить  совместные  научные  исследования,  осуществляют  обмен 

информацией и документацией в области физической культуры и спорта. 

-  осуществлять  систематические  консультации  по  вопросам  развития  массовой 

физической  культуры,  спорта  высших  достижений,  олимпийского  движения,  детского  и 
юношеского  спорта,  инвалидного  спорта,  научного,  медицинского,  информационного 
обеспечения,  подготовки  специалистов,  проводят  совместные  научно-практические 


background image

конференции  и  выставки,  семинары  и  симпозиумы,  используют  другие  формы  обмена 
опытом. 

- регулярно обмениваться информацией о реализации Соглашения. 
-  споры,  возникающие  из  толкования  и  применения  положений  Соглашения, 

разрешать путем консультаций и переговоров между Сторонами. 

Положения Соглашения не затрагивают прав и обязательств Сторон, вытекающих 

из других международных договоров, участниками которых являются Стороны. 

Соглашение  открыто  для  присоединения  любого  государства –  участника 

Содружества Независимых Государств и вступает в силу с даты получения депозитарием 
документа о присоединении. 

Общенациональные  физкультурно-спортивные  организации  в  отношениях  со 

спортивными  организациями  иностранных  государств  соблюдают  регламенты  и 
требования, 

утвержденные 

международными 

спортивными 

организациями, 

и 

международные договоры государства. 

На  территории  государства  могут  создаваться  международные  физкультурно-

спортивные  организации,  а  также  филиалы  и  представительства  международных 
физкультурно-спортивных 

организаций. 

Национальные 

физкультурно-спортивные 

организации  имеют  право  в  установленном  законодательством  порядке  привлекать  к 
осуществлению своей деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, а также 
самостоятельно распоряжаться полученными от иностранных государств, международных 
организаций,  иностранных  организаций,  иностранных  граждан  и  лиц  без  гражданства 
денежными средствами и иным имуществом. 

В  состав  органов  международных  физкультурно-спортивных  организаций  и  их 

структурных  подразделений,  осуществляющих  деятельность  на  территории  государства, 
могут  входить  лица,  замещающие  государственные  должности  или  муниципальные 
должности, должности государственной или муниципальной службы. 

Иностранные  граждане  и  лица  без  гражданства,  проживающие  на  территории 

государства, пользуются правами на занятия физической культурой и спортом в объеме, 
предусмотренном  законодательством  Республики  Беларусь,  за  исключением  права 
выступать  в  составе  спортивных  сборных  национальных  команд  на  международных 
спортивных соревнованиях.