ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2020
Просмотров: 1173
Скачиваний: 7
конфиденциальная информация разглашается только посреднику, чтобы у третейского
судьи не сформировалось предвзятое отношение к какой-либо стороне спора.
Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь, Верховным Судом
Республики Беларусь, Национальным Центром законодательства и правовых
исследований Республики Беларусь во исполнение пункта 17 плана подготовки
законопроектов, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 06.01.2011 №
10 «Об утверждении плана подготовки законопроектов на 2011 год» подготовлен проект
Закона Республики Беларусь «О медиации».
Принятие этого закона позволит:
-создать правовую и практическую основы для развития в Республике Беларусь
внесудебной медиации как эффективного средства разрешения конфликтов.
-закрепить в общественном сознании понимание значения медиации как
эффективного способа урегулирования правовых и иных конфликтов;
-начать формирование корпуса национальных профессиональных медиаторов.
Примирительные процедуры, в том числе с участием посредника
(медиатора)
Под примирительными процедурами обычно понимаются такие формы АРС,
которые направлены на
взаимоприемлемое урегулирование и разрешение возникшего
спора на основе добровольного волеизъявления Сторон.
Основные черты примирительных процедур.
Примирительные процедуры
направлены на мирное (добровольное) урегулирование спора, когда стороны и иные
участвующие лица осуществляют действия по поиску взаимоприемлемых решений.
Урегулирование спора при использовании примирительных процедур достигается, как
правило, путем взаимных уступок (в том числе в форме мирового соглашения);
Примирительные
процедуры
возможны
только
при
добровольном
волеизъявлении сторон. При использовании примирительной процедуры никто кроме
сторон не может санкционировать окончание разрешения спора.
Применение методов примирения, в том числе и медиации, не ограничивается
судом. Более того, анализ текущей ситуации показал, что развитием медиации занимаются
некоммерческие организации и иные институты гражданского общества, а не суды или
судьи, в то время как судьи очень осторожно подходят к использованию примирительной
процедуры в ходе судебного разбирательства. Такое положение вещей довольно
естественно, поскольку на текущем этапе судебной реформы основное внимание
уделяется обеспечению высокого качества и скорости отправления правосудия,
укреплению доверия общественности к
суду и реализации конституционных принципов,
гарантирующих доступ к правосудию. Другими словами, в настоящее время
первоочередным приоритетом для судей является повышение качества судопроизводства.
В сложившейся ситуации основные усилия по продвижению АРС следует сосредоточить
на поддержке уже имеющихся инициатив. Участие судов и судей в мероприятиях,
организуемых Другими организациями, может содействовать расширению применения
методов примирения в судах и стимулировать более широкое применение методов АРС на
практике.
Медиация,
направленная на решение
проблем (ориентированная на
урегулирование конфликта) - это концепция, которая преобладает в настоящее время во
всех странах, активно использующих этот метод разрешения споров. Она нацелена на
незамедлительную выработку взаимоприемлемого решения для урегулирования спора и
рассматривает конфликт как краткосрочную ситуацию, для разрешения которой
требуются совместные усилия, чтобы обе стороны получили максимальную выгоду от
принятого соглашения. Используемый подход в большой степени опирается на указания
медиаторов. Медиаторы рассматриваются как ведущие эксперты, которые контролируют
не только процесс (разработку этапов, установление сроков, правил), но и суть дискуссии.
Они формулируют проблемы для их
обсуждения сторонами дела и сосредотачивают
внимание на тех
вопросах, по которым впоследствии можно будет вести переговоры,
избегая при этом спорных вопросов, негативных эмоциональных заявлений и обсуждения
прошлых отношений. Таким образом, медиатор зачастую оказывает влияние на условия
соглашения, разрабатывая варианты решения, требуя от сторон соблюдения
установленных сроков и перехода к следующим процедурным этапам. В силу этого
действия медиатора могут иногда напоминать действия третейского судьи.
Еще одна спорная проблема - законная сила соглашения, достигнутого обеими
сторонами. Некоторые полагают, что законная сила может быть обеспечена только
судьей, который утвердил бы соглашение соответствующим постановлением. Другие
отдают предпочтение идее о том, что законная сила зависит исключительно от моральных
качеств посредника и «джентльменского поведения», иными словами, отстаивают
принцип добровольности исполнения соглашения, достигнутого в результате
посредничества. Наконец, некоторые выдвигают идею о том, что нотариусы могут
регистрировать соглашение, достигнутое обеими сторонами, чтобы предоставить ему
законную силу.
«Мягкое право»
. Еще одно направление касается инструментов и практик,
обычно называющихся «мягким правом» (кодексы поведения или этики» инструменты
мониторинга дискриминации и т.д.). Строго говоря, это не относится к разрешению
споров, однако в западных странах такие механизмы играют все большую роль в сфере
исполнения законов, изменения мышления и поведения, и таким образом нацелены на
предотвращение споров.
В контексте развития альтернативного разрешения споров механизмы «мягкого
права» могут быть заимствованы не только в качестве внутренних регуляторов поведения
различных групп, но и в качестве действенного механизма регулирования и контроля
качества услуг, предоставляемых организациями, обеспечивающими проведение
примирительных процедур.
Тема 8. Основы международного спортивного права.
Вопросы:
1. Понятие и предмет международного спортивного права. Общая характеристика
основных международных правовых актов в области физической культуры и спорта.
2. Правовое регулирование международного спортивного движения. Правовой
статус субъектов международного спортивного движения. Правовой статус субъектов
международного спортивного права.
3. Рассмотрение спортивных споров в международных судебных инстанциях.
4. Международно-правовые акты Республики Беларусь в области спорта.
Модельные Законы СНГ в сфере физической культуры и спорта. Соглашение о
сотрудничестве в области физической культуры и спорта государств-участников СНГ.
1. Понятие и предмет международного спортивного права. Общая
характеристика основных международных правовых актов в области физической
культуры и спорта.
Для того чтобы рассматривать международное спортивное право как
сформировавшуюся отрасль международного публичного права, необходимо установить
его предмет и методы регулирования, что является наиболее существенным основанием
для деления системы права на отрасли.
Предметом правового регулирования в международном праве являются
общественные отношения международно-правового характера, которые можно разделить
на межгосударственные (отношения между государствами; между государствами и
нациями, борющимися за независимость) и немежгосударственные (между государствами
и международными организациями, а также государствоподобными образованиями;
между международными организациями; между государствами, международными
организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой;
между физическими и юридическими лицами). О возникновении такого рода отношений
мы можем утверждать в связи с зарождением в конце XIX века и дальнейшим развитием
Международного спортивного движения (МСД),
целью которого является развитие
спорта как одного из средств достижения физического и духовного совершенства
человека, укрепление международного спортивного сотрудничества. МСД сегодня
является неотъемлемой частью современной общественной жизни и межгосударственных
отношений. В этой связи мы можем говорить о выделении довольно обособленного
предмета правового регулирования, который образовался за годы становления МСД.
Международная спортивная деятельность сегодня включает в себя следующие основные
направления:
участие международных организаций общей компетенции, например
Организации Объединенных Наций, Совета Европы и др.;
организация и деятельность специальных международных спортивных
организаций, включая их взаимодействие с национальными спортивными структурами;
деятельность
государств,
национальных
спортивных
организаций,
спортсменов и других внутренних субъектов в международных спортивных отношениях;
организация и проведение международных спортивных соревнований и
иных спортивно-зрелищных мероприятий;
международные трудовые отношения в сфере спорта;
международные налоговые отношения;
спортивное страхование и медицина; международное сотрудничество в
борьбе с преступностью в спорте;
всеобъемлющая антидопинговая политика;
коммерческая деятельность в области международной спортивной
промышленности;
охрана интеллектуальной собственности, связанной с международными
телетрансляциями,
олимпийской символикой и т.п.;
урегулирование международных спортивных споров.
Этот перечень, безусловно, не является исчерпывающим. Но и по перечисленным
направлениям можно судить об их однородности и обособленности, поскольку четко
вырисовывается предмет регулирования международного спортивного права.
Под методом международно-правового регулирования понимают совокупность
принципов, способов, средств, характерных для реализации международно-правовых
норм.
Методы правового регулирования подразделяются на императивные и
диспозитивные. Следует отметить, что в международном спортивном праве используются
ответвления обоих методов, так как в предмет его регулирования входят и
горизонтальные отношения (отношения равенства), и вертикальные отношения
(отношения типа управление - подчинение). Например, метод запрета и обязывания
применяется в сфере противодействия допингу, а метод дозволения виден при решении
вопросов международных трансфертов. Помимо этого, учитывая международную
специфику предмета регулирования, используются способы регулирования посредством
международного договора и обычая, как и в международном праве в целом.
Каждая отрасль права имеет и свой специфический метод правового
регулирования, который определяется особенностью общественных отношений и
характеризуется
следующими
чертами:
характером
положения
участников
правоотношения; особенностью содержания правоотношений; особенностью состава
юридических фактов; спецификой ответственности.
Так, в международном спортивном праве можно выделить следующие
специфические методы: учреждение международных спортивных организаций;
разграничение и передача компетенции от государств и национальных спортивных
организаций международным спортивным организациям; воздействие на достижение
обоюдных интересов в результате действия субъектов международной спортивной сферы;
процессуально-правовое регулирование разрешения международных спортивных
коллизий
посредством
международного
спортивного
арбитража;
обеспечение
материальной поддержки и социальной защиты спортсменов; обеспечение здоровой
конкуренции в международном спорте, спортивной промышленности. И это, несомненно,
неполный список всех методов правового регулирования, призванных обеспечивать
эффективное функционирование МСД.
Международное право представляет собой довольно сложное юридическое
образование, состоящее из различных элементов. «Конституцию» международного права
образуют его основные принципы - это основополагающие международно-правовые
нормы, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой.
Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений
и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации
Объединенных Наций 1970 г., прямо указывает, что «принципы Устава, содержащиеся в
настоящей Декларации, представляют собой основные принципы международного права».
В МСП из общепризнанных принципов в наибольшей мере применимы следующие:
принцип уважения прав и основных свобод человека;
принцип сотрудничества между государствами;
принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
В МСП, безусловно, есть свои специальные принципы. Принципы, связанные с
правом любого человека на занятия спортом, физической культурой и охрану здоровья,
например принцип равных возможностей, независимо от расы, пола, религии,
политических или иных убеждений, заниматься спортом и физкультурой как фактор
улучшения качества жизни в национальном и международном плане. Принципы,
относящиеся к развитию международного спортивного движения, а именно: всемерное
совершенствование всех направлений спортивного движения, поощрение развития спорта
высших достижений, а также массового спорта в мире; высокая роль государственных
органов в поддержке спортивного движения, тесная координация с международными и
национальными неправительственными спортивными организациями, включая создание
структур по развитию и координации в области спорта. Принципы, регулирующие
международные отношения в области тренировочной и соревновательной деятельности,
среди них общеизвестный принцип «fairplay» - уважение и соблюдение правил
справедливой игры. И это, конечно же, далеко не весь список принципов международного
спортивного права.
Появление международного спортивного права можно соотнести с зарождением
МСД в общем и Международного олимпийского комитета в частности, который был
основан 23 июня в 1894 года в Париже бароном Пьером де Кубертеном и Деметриусом
Викеласом, и является одним из субъектов международного спортивного права. В это же
время начинают формироваться первые спортивные федерации. Данные субъекты МСП
явились первыми творцами источников спортивного права – это Олимпийская Хартия
(как один из основных), уставы федераций. Говоря о субъектах МПС, помимо
международных организаций специального характера следует отметить, конечно же,
международные организации общей компетенции, такие как Организация Объединенных
Наций, Совет Европы, Всемирная организация здравоохранения, Организация
Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Работа
этих организаций дала МСП такие важные источники, как, например, Международная
хартия физического воспитания и спорта (1978 г.), Конвенция против применения допинга
(1989 г.), Спортивная хартия Европы и Кодекс спортивной этики (1992), Нью-Йоркская
конвенция «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных
решений» (1958 г.)], Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского
поведения во время проведения спортивных мероприятий (1985 г.).
Государства как основные субъекты международного права сыграли большую
роль в развитии МСП с целью оптимизировать общественные отношения
международного спортивного движения. Внутригосударственное законодательство играет
существенную роль в формировании норм МСП, отражая цели и интересы различных
слоев гражданского общества данного государства. В Конституциях и федеральных
законах многих стран имеются нормы, разъясняющие права населения в области спорта и
регулирующие спортивные правоотношения.
В истории МСП нельзя не отметить такую дату, как 30 июня 1984 года – день
вступления в силу учредительных документов Спортивного арбитражного суда (САС),
созданного по инициативе МОК в Лозанне, позднее, в 1994 году, утвердившегося в своей
независимости путем образования Международного арбитражного совета в области
спорта, который обеспечивает соблюдение равенства прав сторон перед САС. Решения
Международного спортивного арбитража являются также значимыми источниками МСП.
На сегодняшний день МСП призвано регулировать гигантскую спортивную
индустрию. Так как спорт становится во многих странах одним из приоритетных
направлений социальной политики ввиду роста коммерческого интереса в области спорта,
привлечения все больших инвестиций, стремления к международному объединению
усилий в этих направлениях, конечно же, МСП предстоит немало нововведений, и
перспективы развития международного спортивного права как отрасли права, как области
научного правоведения, как учебной дисциплины рассматриваются в долгосрочной
стратегии.
Международное сотрудничество в области физической культуры и спорта
осуществляется в соответствии с международными договорами государства и
законодательством государства.