Файл: Медушевский А.Н. - История русской социологии.(1993).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 2791
Скачиваний: 14
Культура, по Сорокину,— это, следовательно, понятия, ценности и нормы, создаваемые людьми в процессе взаимного общения, объективирующиеся в различных материальных носителях с целью реального воплощения различных идеальных представлений — продуктов человеческого ума. Всякий материальный объект предстает в данной теории как возможный посредник при передаче определенной смысловой нагрузки.
Таким образом, эмпирическим основанием социокультурного феномена являются, по Сорокину, три компонента, значения — ценности
-
нормы; биофизические носители (посредники), объективирующие их; мыслящие индивиды и группы, создающие и использующие их в процессе своих сознательных взаимодействий. Эти компоненты определяют всю идеологическую, поведенческую и материальную культуру индивидов и групп, а следовательно, общества в целом. Важно отметить, что само понятие «культура» Сорокин использует во множественном числе — «культуры», подчеркивая возможность его разделения, расщепления на составляющие элементы. Нетрудно обнаружить в такой постановке проблемы культуры дальнейшее развитие тех идей, которые были высказаны еще в «Системе социологии» применительно к анализу социальных отношений и структур. Нам представляется, что это определило как сильные, так и слабые стороны рассматриваемой концепции: с одной стороны, отказ от умозрительных метафизических схем прошлого, переосмысление культурного феномена на основе позитивной науки, сознание нового понятийного аппарата и методики такого исследования, с другой — полное отрицание диалектики в какой-либо форме, механистичность и эмпиризм новой культурологической доктрины. Если для метафизиков культура — это духовный экстракт человеческой цивилизации, то для Сорокина — это механизм, состоящий из деталей, винтиков и приводных ремней. На эту сторону дела обратил внимание
А. Тойнби, критиковавший понимание культуры как процесса интеграции и дезинтеграции ряда стабильных и неизменных элементов, объединяемых в «системы» и «единства» на основании весьма формальных критериев51. Тойнби, как и ряд американских ученых, поставил под сомнение самую возможность количественного измерения качественных явлений, критикуя особенно таблицы, призванные, по мысли Сорокина, отразить динамику ряда важнейших отраслей человеческой культуры, составлявшиеся для его главного труда по различным энциклопедическим изданиям . В этой связи оправданным представляется и упрек Сорокину в отрицании диалектики. Свое негативное отношение к гегелевской философии Сорокин сформулировал уже в ’ ранних трудах, однако диалектический метод не становился предметом специального его рассмотрения и анализа. Сведения по этому вопросу мы можем получить косвенным путем, обращаясь к полемике Сорокина с французским философом Ж. Гурвичем, стремившимся 1 синтезировать диалектику и современный социологический метод. Не считая такой подход правильным, Сорокин склонялся к пониманию диалектики не как объективного процесса развития мироздания, а как логики познания, неприменимой к анализу социальных явлений . Исходя из этого, главным в культурологии Сорокина становится понятие интеграции — способа сочетания элементов культуры в определенной комбинации.
Различные объекты, подчас не имеющие друг с другом ничего общего, считает Сорокин, образуют, однако, особый социокультурный феномен благодаря наличию между ними особого рода каузальных взаимосвязей, которые могут иметь как непосредственный, так и опосредованный характер, подчиняясь не столько внешней необходимости, сколько внутренней логике человеческих отношений, представлений и ценностей.
Различные комбинации объектов внутри социокультурного феномена образуют основные системы культуры, к числу которых относятся язык, наука, философия, религия, изящные искусства, этика, право, технология, экономика и политика. Из них, в свою очередь, складываются суперсистемы, которых Сорокин называет три — чувственная, идеальная и интегральная, каждая из которых представляет собой наиболее высокий уровень синтеза всех проявлений соответствующего типа культуры. Основным критерием их подразделения является господствующий способ познания мира, выражающийся в ответе на фундаментальный вопрос «что есть истина?». Чувственная, идеальная или интегральная суперсистемы мировой цивилизации, дающие свой ответ на этот вопрос, существуют вечно (до тех пор, пока человечество не утратило своих созидательных способностей) и имеют неограниченное число конкретных проявлений во времени и пространстве, придавая им соответствующую окраску.
Изучение колебаний («флуктуаций») в истории человеческого общества и культуры указанных общих начал, которые сменяют друг друга, непрерывно возрождаясь под новым обличьем, и составляет, по мнению Сорокина, содержание человеческой культуры. Иначе говоря, Сорокин, критикуя приверженцев органической теории, сам не избежал сходного с ними вывода о цикличности процесса развития общества. Отличие воззрений Сорокина состоит главным образом в том, что его циклы представляют собой не повторение одного типа цивилизации или прохождения различными цивилизациями одинаковых фаз эволюции (как у Тойнби и других сторонников органической теории), но постоянную циркуляцию в истории человечества ряда
общих начал, воспроизведение которых зависит от многих факторов. Подобно тому, как определенный (и ограниченный) набор элементов таблицы Менделеева дает возможность конструирования любых химических соединений, вплоть до самых сложных, открытие первичных элементов социальной и культурной среды позволяет, по мысли Сорокина, решить проблему развития человеческой цивилизации. От социальных диад и триад путь этот ведет к сложным социальным системам, как мировые империи, войны и революции. Такое поливариантное изучение человеческой цивилизации — отношений и корреляций между различными переменными социума (экономика и религия; семья и мораль; право и экономика; мобильность и политика и т. д.) Сорокин считал перспективным для всех наук об обществе, и прежде всего культурологии" \ Логика рас- суждений Сорокина при этом такова. Вся социокультурная вселенная человечества с этой точки зрения предстает как космос бесконечного множества различных понятий (ценностей, норм), соединенных в бесчисленные сочетания и смысловые системы, начиная с самых небольших и заканчивая самыми большими — суперсистемами (чувственной, идеальной и интегральной), которые, однако, проявились «в чистом виде» лишь в нескольких великих (наиболее целостных) культурах, в то время как все прочие достигали лишь менее выразительных форм интеграции. Проблема отношения общества и культуры в рамках единого социокультурного феномена выступает здесь на первый план.
Общество в целом и отдельные социальные группы, считает Сорокин, являются культурными феноменами, и, наоборот, любой культурный феномен представляет собой явление социальное. Проблема соотношения общества и культуры становится практическим вопросом сопоставления карты культурных систем человечества с картой его социальных систем с целью установления степени их соответствия (или несоответствия) друг другу, что может быть определено в ходе эмпирического исследования. Соответствие социальной организации и господствующей системы ценностей — важнейшее условие консенсуса между ними; его утрата ведет к кризису всего социокультурного феномена, дезинтеграции как общества, так и культуры данного типа.
Мы рассмотрели становление и развитие социологии в России по следующим основным направлениям: эволюция философских основ русской социологии; становление предмета и метода социологии как особой дисциплины среди других общественных наук; взаимодействие социологии и политического процесса. Каждое из этих направлений представлено в книге разделами об основных научных школах и их лидерах, наиболее четко выразивших те или иные характерные черты русской социологической мысли.
Движение России по пути модернизации ставило перед общественной мыслью проблемы определения места страны в мировой системе отношений, выбора перспективных путей ускоренного догоняющего развития. Модернизация порождает существенные изменения в социальной стратификации традиционного общества, что приводит к ряду важных следствий. Во-первых, растет взаимное несоответствие различных элементов традиционной социальной организации, и на этой основе возникают противоречия в их статусе, престиже и благосостоянии. Во-вторых, усиливается несовпадение традиционных социальных слоев и институтов и тех новых функций, которые им приходится выполнять, чтобы соответствовать изменившимся условиям. В-третьих, изменяются роль и целевая ориентация различных групп в обществе, которые активно ищут более прочных позиций в формирующейся социальной иерархии. В результате возникает пестрая гамма противоречий — порожденный модернизацией социальный конфликт, внешним проявлением которого становится рост отчуждения общества от политической власти . Стремительный ход преобразований обнажил структуры и механизмы их действия, которые в обычные, спокойные эпохи скрыты от наблюдения и привлекают меньшее внимание. Все это создавало особые условия накопления фактических данных и потребность в их научном обобщении. Осмысление социального конфликта в целом и в отдельных его проявлениях
потребовало от гуманитарных наук нового подхода. Ясно, какие проблемы должны были стать и действительно стали предметом внимания. Для модернизирующейся страны необходимо было сопоставить себя с другими, прежде всего передовыми европейскими, странами. Эта задача реализовалась учеными путем соотнесения политических, правовых и экономических институтов России и Запада, обусловливая появление сравнительного метода. Для перестройки общества в желаемом направлении важно было, далее, представить себе механизм; его функционирования как единой целостной системы. Эта задача,, предполагала преимущественное внимание к проблемам взаимоотно-я шения общества и государства, которое являлось главным инструмент том проведения модернизации. Наконец, для осуществления стоящи^ перед обществом целей предстояло решить вопрос о наиболее эф-ц фективных средствах их достижения. Эта последняя задача решалась»* как теоретически (путем анализа реформационной или революционной перспективы), так и практически — средствами политической борьбы.^ На этом пересечении научных и политических интересов общества и* родилась русская социология. Данная концепция русской социологии^ позволяет объяснить ее главные специфические черты, которые были^ раскрыты в книге. К их числу относится прежде всего тесная связь социологических взглядов с общим философским мировоззрением, стремление к целостному восприятию социальной действительности; особый интерес к проблеме социального конфликта и способам его разрешения; обращение к социологии прежде всего оппозиционных сил общества, объективно заинтересованных в изменении или даже разрушении старого порядка, понимании с этой точки зрения принципов,- его функционирования. Социальные корни русской социологии прост^ леживаются поэтому главным образом в среде демократической^ интеллигенции, отстаивавшей идеи гражданского общества, правового^ государства и прав личности. О
Цельная философская и социологическая концепция русской^ исторического процесса была дана уже юридической школой^ (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, А. Д. Градовский). Ее вклад состоялт в постановке проблемы соотношения общества и государства, создании теоретических основ русского конституционализма. В рамках данного направления социология (в труде Б. Н. Чичерина) предстала как часть курса государственной науки, дисциплина, специально изучающая общество. Социология в более специальном смысле слова фомируется на основе позитивизма. В юридической мысли это нашло выражение в новой концепции социологической школы права (В. И. Сергеевич, С. А. Муромцев, Н. М. Коркунов). Качественно новый этап в развитии социологии, оформление ее в специальную научную дисциплину, обладающую своим предметом и методом, связан с творчеством М. М. Ковалевского. Положив в основу изучения общества идею О. Конта о социальной статике и динамике, Ковалевский видел
смысл социологии в открытии закономерностей развития общества. Одним из первых в отечественной науке он стал широко применять для этого сравнительно-исторический метод. Большое влияние на последующее развитие социологических исследований в России оказала теория факторов Ковалевского, его учение о солидарности, прогрессе, стадиях экономического роста.
Особенно большое значение приобрел социологический метод в исторических исследованиях. Н. И. Кареев дал философское обоснование его применению в этой области. Н. П. Павлов-Сильванский использовал сравнительный метод для установления общих закономерностей русского и западноевропейского исторического процесса.
В. О. Ключевский применял социологический подход к объяснению русской истории, в частности при анализе эволюции сословного строя и политических институтов.
Как было показано в книге, по мере развития революционного процесса в России усиливается связь социологии с политикой, в центре внимания оказываются проблемы политической социологии. Важно подчеркнуть, что русские социологи этого времени рассматривали как раз те проблемы, которые стали наиболее актуальными для всей политической науки XX столетия. К их числу принадлежат вопросы
о соотношении нравственности и политики (Л. И. Петражицкий), реформы и революции в историческом процессе (П. Н. Милюков) и особенно социология политических партий и учение об элите (М. Я. Острогорский).
Проведенное исследование показало, что русская социология предреволюционного периода не только находилась на уровне мировой науки в целом, но и в некоторых отношениях опережала ее. Это относится прежде всего к политической социологии, основателем которой в современных исследованиях справедливо признается М. Я. Острогорский. Не случайно именно в этой стране сразу после революции создается одна из первых в XX в. целостная система социологии. Действительно, восприняв от М. М. Ковалевского лучшие традиции русской социологической мысли, обогащенной политическим опытом русских революций, П. А. Сорокин стал одним из основателей современной социологической теории.
Таким образом, проведенное исследование истории русской социологии позволило, во-первых, наглядно представить тот уровень, которого достигла русская социологическая мысль в период своего наивысшего расцвета, к началу XX в.; во-вторых, дало возможность лучше понять современные социологические теории; в-третьих, показало необходимость широкого изучения и преподавания истории русской социологии в высшей школе.
ПРИМЕЧАНИЯ
)
Введение
-
Некоторые существенные направления истории социологии в Западной Европе и в России представлены в новейших обобщающих трудах: Социологическая мысль в России. Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX—начала XX в. Л., 1978; Веуте К. von. Politische Soziologie im zaristischen Russland. Wiesbaden, 1965; Vucinich A. Social thought in tsarist Russia: The quest for a general science of society. 1861—1917. Chicago, 1976; Geschichte der Soziologie. Studien zur kognitiven, socialen und historischen identity einer Disziplin. Frankfurt am Main, 1981; Walicki A. Legal Philosophies of Russian Liberalism. Oxford, 1987; Nowikow N. Die Soziologie in Russland. Ihre institutionelle Entwicklung von den Anfangen bis zur Oktober — revolution. 1917. Wiesbaden, 1988.