Файл: Медушевский А.Н. - История русской социологии.(1993).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 2796

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теоретические взгляды Сорокина на первом этапе их развития ста­новятся более ясны при рассмотрении их в перспективе социологиче­ской доктрины народничества. Отметим в связи с этим большое влияние на Сорокина таких народнических мыслителей, как Н. К. Михайловский, П. Л. Лавров, В. М. Чернов, а также П. А. Кро­поткин. Это влияние прослеживается в несколько механистическом (в духе времени) взгляде на общество, стремлении объяснить его ме­ханизм с помощью теории факторов, взаимодействия этих факторов, особом внимании к биологическому фактору, роли личности в истории. «У народничества,— писал в этой связи Сорокин,— как известно, была своя «теория факторов», глубоко отличная от теории марксизма. Дан­ная в основных чертах в ряде работ П. Л. Лаврова, Н. К. Михайлов­ского, эта теория получила отчетливое и систематическое выражение в работах В. М. Чернова... По существу, она признавала и признает множественность факторов. Каждое общественное явление для нее представляет равнодействующую многих сил и условий, совокупности которых оно и обязано своим возникновением» . Он пришел к выводу, что «эволюция как общей социологии, так и отдельных наук в вопросе

о факторах общественной жизни целиком подтверждает ту постановку этой проблемы, которая дана была в трудах теоретиков народничества и решительно расходится с монистической постановкой теории фак­торов...» . При анализе социологической концепции П. JI. Лаврова, которой он посвятил особую работу, Сорокин выделил такие компо­ненты его воззрений, как представление о соотношении сущего и дол­жного (соотношение научной истины и субъективного идеала), многофакторном объяснении социальных явлений, соотношении пов­торяющихся и неповторяющихся явлений в историческом процессе21. Определенное влияние на Сорокина оказали также идеи Л. Н. Толсто­го, П. Л. Лаврова и П. А. Кропоткина о нравственном начале организации человеческого общества, солидарности и взаимодействии как факторе социального развития. Сорокин принимал «закон взаимной помощи» Кропоткина, суть которого состояла в перенесении на общество существующего в природе явления взаимной помощи . Таким образом, Сорокин испытал влияние целого спектра идей своего времени, которые нашли дальнейшее развитие и практическое приме­нение в период создания им обобщающих трудов по социологии.

g 2. Большой материал для размышлений социолога давала не­посредственная социальная деятельность П. А. Сорокина. В период трех русских революций и первой мировой войны, выступая в качестве публициста, он пытался осмыслить самые животрепещущие вопросы современности. К их числу принадлежали война, революция, голод, демократические преобразования. В ряде конкретных статей по этим проблемам он применяет теорию факторов при анализе таких «слож­ных социальных явлений», как, например, война, нация, революция. Так, при объяснении причин войны Сорокин исходит из того, что они не могут быть сведены к одному (например, лишь экономическому) фактору, а представляют собой результат взаимодействия многих фак­торов, каждый из которых нуждается в самостоятельном изучении . В соответствии с этим идеал Канта о «вечном мире» видится Сорокину в создании условий, регулирующих действие каждого из факторов, потенциально создающих возможность новой войны. «Необходимым условием сохранения мира между государствами является,— писал Со­рокин,— создание надгосударственного союза, в состав которого отдельные государства входили бы лишь в качестве отдельных членов, иначе объединение существующих государств в одно сверхгосудар­ство» . Исходя из того, что в современных условиях «война эко­номически невыгодна для победителя при самом победоносном исходе», он развивает идею о сокращении постоянных армий и вооружений во всех государствах, расширении социального контроля демократических сил при решении вопросов войны и мира.


Сходный плюралистический подход можно констатировать у Со­рокина и при рассмотрении им национального вопроса. Исходя из того, что «национальности как единого социального элемента нет, как нет и специально национальной связи», он стремится разложить это «слож­ное понятие» на ряд составляющих его простейших социальных эле­ментов. В конечном счете национальное неравенство рассматривается им как частная форма или специфическое выражение общего социаль­ного неравенства . Борьба за национальное равенство является для него поэтому синонимом борьбы за полное правовое равенство личности. Единственно приемлемым решением национального вопроса Сорокину представляется «равноправие и автономия национально­стей», обеспечивающие единство и прочность государства.

В условиях революции большое внимание Сорокина привлекали вопросы организации государства и управления, формы правления, ме­ханизм социального контроля. В этой связи представляет интерес его обращение к проблеме социального равенства и прав личности как важнейшего принципа при переходе общества к социализму . Отвер­гая упрощенное толкование социального равенства как тождества индивидов по всем параметрам, он отстаивает понимание равенства как принципа пропорциональности распределения социальных благ «каждому по степени его личного социально полезного труда». Боль­шое внимание при этом он уделял образованию широких народных масс как необходимому условию социализма, равномерному распре­делению знания и образования во всех слоях общества. В связи с этим заслуживает упоминания проект реформы народного просвещения, предложенный Сорокиным, цель которого состояла в ускорении про­цесса обучения населения. Предлагалось введение «новой социальной педагогики», основанной на принципе самоопределения учащихся и отмене традиционных систем кар и наград27. Анализ выступлений Со­рокина по социально-политическим вопросам позволяет кон­статировать, что гарантию демократического строя он видел в республиканской форме правления, опирающейся на принцип выбор­ности должностных лиц, парламентаризме и конституционализме . В ходе революции мировоззрение Сорокина, однако, испытало настолько существенные изменения, что впоследствии он оценивает этот период как кризис, заставивший его отказаться от иллюзий предшествующего времени, переосмыслить свои социологические взгляды .

Попытка создания единой социологической теории, синтеза пред­шествующих исследований общества была предпринята в послерево­люционный период. К этому времени относится ряд обобщающих работ по социологии, которые представляют собой новый важный шаг в развитии I социологической концепции П. А. Сорокина и заслуживают специального рассмотрения.

В основу социологической концепции Сорокина, как она сложилась в рассматриваемый период, были положены принципы многофакторной природы общества, взаимодействия между этими факторами, поиск простейшего элемента социальной структуры. В одном из ранних опре­делений социологии Сорокин указал тот главный момент, который представлялся ему решающим при анализе механизма действия обще­ства как системы: «Социология есть наука, изучающая наиболее общие свойства психического взаимодействия тех или иных единиц в их структурной организации и в их временной эволюции»30. Решающим является, таким образом, взаимодействие индивидов, выражающееся в определенном поведении, в свою очередь, обусловленном воз­действием ряда объективных (биологических, психических и иных) факторов или их сочетаний. «Все бесконечное море человеческого общения составляется из процессов взаимодействия: односторонних и двусторонних, временных и длительных, организованных и неор­ганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бес­сознательных, идейных, чувственно-эмоциональных и волевых»31. Все население распадается, согласно Сорокину, на ряд более тесных групп, образующихся из взаимодействия одного индивида с одним, одного со многими и одной группы с другой: «Какую бы социальную группу мы ни взяли будет ли ею семья, или класс, или партия все это пред­ставляет или взаимодействие двух, или одного со многими или многих людей со многими». Система этих взаимодействий и создает единую картину общества: «Всякая совокупность совместно живущих людей, которые влияют друг на друга или взаимодействующих друг с другом, называется социальной группой или обществом». Особенности такого подхода выражаются в очень характерных терминах, как, например, «механика человеческого поведения» или даже «социальная химия». Социальные явления «в их пестроте и разнообразии» Сорокин упо­добляет химическим элементам, а задачу социологии поиску фор­мулы, объясняющей закономерности их взаимодействия32.


Исходя из того, что поведение людей определяется различного рода объективными условиями-факторами, Сорокин в то же время отка­зывается от поиска единого, определяющего фактора. С этих позиций он неоднократно критиковал те социологические теории, которые стремились к выявлению такого детерминирующего фактора. Он критикует как тех социологов, которые считали таким фактором эко­номику, состояние производительных сил, так и тех, которые на первое место выдвигали знание (Конт и де Роберти), подражание (Тард), раз­деление труда (Дюркгейм, Зиммель), расу (Гумплович), характер гео­графических условий (JIe-Плэ, Ратцель, Мечников и др.), рост населения (Кост). Сам Сорокин является сторонником плюралистиче­ской доктрины, в рамках которой все указанные выше факторы со­существуют наравне друг с другом, находятся в процессе взаимодействия и в различных конкретно-исторических условиях обра­зуют разные сочетания. Указанный подход определил отношение Со­рокина и к истории социологической мысли, рассмотрение направ­лений которой проводилось в соответствии с тем фактором или группой факторов, которые данная школа считала важнейшими для понимания социальных явлений в их развитии . Делая основной акцент на мно­жественности факторов и сложном характере их взаимодействий, соз­дающих реальную канву истории, Сорокин формулирует свою позицию в отношении вопроса о закономерностях в истории. Он исходит из того, что наличие повторяемости явлений создает принципиальную «возможность открытия функциональных отношений в области поведения людей и социальной жизни и формулировки их в виде номографических теорем в социологии («законов»), если, ко­нечно, сам фактический анализ явлений проведен точно и правильно»34. Отметим при этом наличие субъективизма в трактовке понятия «закон», согласно которой он представляет собой «не что иное, как связь предметов, подмечаемую человеком благодаря многократ­ному однообразному повторению этой связи» .

Главный труд этого времени «Система социологии» позволяет более полно охарактеризовать социологические воззрения Сорокина и его представления о социологии как науке. Констатируя быстрое развитие социологии «за последние десятилетия», Сорокин отмечал, что она продолжает оставаться в состоянии становления, т. е. не ус­пела застыть в определенных шаблонных формах «разно понима­ются ее предмет и задачи, разно очерчиваются и контуры всего социологического здания». В этом отношении, замечает исследователь, социология делит участь других социальных обобщающих дисциплин: подобно тому как правоведы ищут определения права, политико-эко- номы продолжают искать определения экономики и хозяйства, психо­логи понятие психики и сознания, так и социологи не вполне еще определили предмет социологии и основные проблемы ее изучения. Констатируя неоднозначность и спорность многих определений социологии как науки, Сорокин формулирует свое понимание общих начал или руководящих принципов, положенных в основу его кон­цепции. Сорокин считал, что, во-первых, социология как наука может и должна строиться по типу естественных наук. При различии объек­тов изучения этих дисциплин методы их изучения представляются ему весьма сходными, причем ни о каком противопоставлении наук о природе и наук о культуре не может быть и речи. Социология, во- вторых, может и должна быть наукой теоретической, изучающей мир людей таким, каков он есть. В-третьих, социология должна быть «объективной дисциплиной» не только в смысле отсутствия оценочных суждений, но и в более специальном смысле. Речь идет о том, что социология должна превратиться в строгую научную дисциплину, изу­чающую явления, доступные наблюдению, а также проверке и изме­рению. При этом проводится характерная параллель с развитием психологии, которая из науки о неуловимых «состояниях сознания» все более превращается в «объективную науку о поведении человека, или в рефлексологию, или в физиологию нервной системы». В опре­делении гносеологических основ новой науки присутствует чисто позитивистский тезис, выражающий приоритет непосредственного на­блюдения перед философским осмыслением явлений. «Побольше на­блюдения и тщательного анализа фактов» таков очередной лозунг социологии. Хорошо проверенная статистическая диаграмма стоит лю­бого социально-философского трактата. Указанный подход подкрепля­ется тезисом о необходимости отказа социологии от принципа монизма в объяснении социальных явлений и замены его «последовательным социологическим плюрализмом». Методологические основы социологии Сорокина существенным образом повлияли на его понимание предмета этой науки. «Социология,— считает он,— изучает явления взаимо­действия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возника-


и V ЗО

ющие из этого процесса взаимодеиствия,— с другой» .

Как видим, проблема взаимодействия индивидов и групп является центральной в социологической концепции Сорокина рассматриваемо­го периода. «Явление взаимодействия людей,— разъясняет он,— суть явления sui generis, отличные от других видов взаимодействия». Он подчеркивает при этом специфический характер этого явления, не сводимого к чисто психологическим, биологическим или психофизическим явлениям. В связи с этим отметим, что к тому вре­мени, когда Сорокин формулировал теоретические основы своего понимания социологии, в немарксистской науке существовали три основные трактовки предмета социологии. Первая из них, в лице ран­него Дюркгейма и его школы, исходила из понимания социологии как простой суммы всех общественных наук; другая (Зиммель, Буглэ, Гум- плович) понимала под социологией науку, имеющую в качестве своего объекта какой-либо определенный вид социального бытия, не изуча­емый другими науками; наконец, третья отстаивала взгляд, призна­ющий социологию самостоятельной наукой, которая изучает наиболее общие родовые свойства явлений человеческого взаимодействия. Эта последняя точка зрения, обосновывавшаяся в работах М. М. Ковалев­ского, Е. В. де Роберти, Н. И. Кареева, позднего Дюркгейма, а также ряда других ученых, была воспринята Сорокиным и получила развитие в его трудах.

Структура, или «архитектоника», социологии представлена Со­рокиным в следующем виде: она подразделяется на теоретическую социологию, изучающую реальные социальные феномены и практиче­скую социологию, задача которой состоит в том, чтобы, опираясь на сформулированные теоретические положения, создавать возможность управления социальными силами, давать практические рекомендации по организации и рациональному устройству общественных отношений и социальной политики. Теоретическая социология в зависимости от характера изучаемых явлений распадается на три основных отдела социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику. Предметом социальной аналитики является изучение строения (струк­туры) социального явления и его основных форм. Как анатомия рас­тений и животных открывается анатомией клетки, пояснял Сорокин, а затем уже переходит к анатомии более сложных организмов, так и социальная аналитика начинается с изучения простейших форм социальных явлений, рассматриваемых статически, не с точки зрения их функционирования, но их строения. Предметом социальной ме­ханики (или социальной физиологии), далее, является уже не стро­ение, а процессы взаимодействия людей, иными словами поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. В свою очередь, социальная генетика (или генетическая социология) имеет своим предметом формулировку исторических тенденций, линий развития социальной жизни. В отличие от истории ее задача состоит в определении наиболее общих, родовых тенденций развития, данных во времени.


Поставив взаимодействие индивидов в качестве отправной точки и главного объекта изучения, Сорокин считает, что оно является про­стейшей ячейкой, «клеточкой» социальной структуры и в то же время позволяет моделировать социальные явления различной степени слож­ности. В результате, «комбинируя различные процессы взаимо­действия, мы можем получить любой, сложнейший из сложнейших общественный процесс, любое социальное явление, начиная от увле­чения танго и футуризмом и кончая мировой войной и революциями... Процессы взаимодействия — индивидуальные и массовые, длительные и мгновенные, односторонние и двусторонние, солидаристические и ан­тагонистические и т. д. являются теми нитями, из совокупности ко­торых создается ткань человеческой истории». В свою очередь, сам процесс взаимодействия предполагает существование и функционирование ряда элементов: наличие двух или большего числа индивидов, обусловливающих переживания и поведение друг друга; наличие актов, посредством которых они обусловливают взаимные переживания и поступки; наличие проводников, передающих действие или раздражение актов от одного индивида к другому. Под «про­водниками» при этом понимаются средства, обеспечивающие передачу «раздражений» (в том смысле, как понимала этот термин школа И. П. Павлова, в тесном контакте с которым именно в это время рабо­тал Сорокин) от одного индивида к другому. При этом выделяются такие, например, типы проводников, как звуковые, световые, ме­ханические, тепловые, двигательные, химические, электрические, ве- щественно-предметные, а люди выступают как «контактные звенья» цепи проводников. Проводники как необходимый материальный инструмент взаимодействия в своей совокупности образуют, по Со­рокину, то, что носит название материальной культуры.

Из простейших отношений взаимодействия формируются, далее, социальные явления более сложных уровней элементарные или про­стые коллективные единства; кумулятивные социальные группы; и, наконец, сложные социальные агрегаты. Под простым коллективным единством понимается реальная совокупность лиц, объединенных в одно взаимодействующее целое каким-либо одним признаком, доста- , точно ясным и определенным, не сводимым к другим признакам (например, лица одной веры, пола, профессии, объединенные в рамках одного государства, языковой группы и т. д.). Под кумулятивной социальной группой понимается совокупность взаимодействующих лиц, связанных в одно взаимодействующее целое не одним, а двумя, тремя или ряддм сходных элементарных признаков (например, когда одна группа имеет ряд общих признаков профессию, государство, церковь). Сложный социальный агрегат представляет собой объединение индивидов, заключающее в себе два или большее число различных элементарных, кумулятивных или тех и других вместе коллективных единств . В зависимости от их характера (способа взаимодействия групп) общество приобретает характер закрытого, открытого или промежуточного, а отношения антагонистические, солидаристические или типичные и т. д. В соответствии с этой схемой любое общество (народонаселение) рассматривается как «сложный аг­регат», мозаичная картина, которая к тому же не остается постоянной в истории. Именно такой детальный анализ общественных отношений всех уровней или «создание карты общественных отношений» и со­ставляет в понимании Сорокина задачу социологии: «социология, что­бы достичь общих истин (законов), должна перейти от масс к молекулам».