Файл: Медушевский А.Н. - История русской социологии.(1993).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 2796
Скачиваний: 14
Теоретические взгляды Сорокина на первом этапе их развития становятся более ясны при рассмотрении их в перспективе социологической доктрины народничества. Отметим в связи с этим большое влияние на Сорокина таких народнических мыслителей, как Н. К. Михайловский, П. Л. Лавров, В. М. Чернов, а также П. А. Кропоткин. Это влияние прослеживается в несколько механистическом (в духе времени) взгляде на общество, стремлении объяснить его механизм с помощью теории факторов, взаимодействия этих факторов, особом внимании к биологическому фактору, роли личности в истории. «У народничества,— писал в этой связи Сорокин,— как известно, была своя «теория факторов», глубоко отличная от теории марксизма. Данная в основных чертах в ряде работ П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, эта теория получила отчетливое и систематическое выражение в работах В. М. Чернова... По существу, она признавала и признает множественность факторов. Каждое общественное явление для нее представляет равнодействующую многих сил и условий, совокупности которых оно и обязано своим возникновением» . Он пришел к выводу, что «эволюция как общей социологии, так и отдельных наук в вопросе
о факторах общественной жизни целиком подтверждает ту постановку этой проблемы, которая дана была в трудах теоретиков народничества и решительно расходится с монистической постановкой теории факторов...» . При анализе социологической концепции П. JI. Лаврова, которой он посвятил особую работу, Сорокин выделил такие компоненты его воззрений, как представление о соотношении сущего и должного (соотношение научной истины и субъективного идеала), многофакторном объяснении социальных явлений, соотношении повторяющихся и неповторяющихся явлений в историческом процессе21. Определенное влияние на Сорокина оказали также идеи Л. Н. Толстого, П. Л. Лаврова и П. А. Кропоткина о нравственном начале организации человеческого общества, солидарности и взаимодействии как факторе социального развития. Сорокин принимал «закон взаимной помощи» Кропоткина, суть которого состояла в перенесении на общество существующего в природе явления взаимной помощи . Таким образом, Сорокин испытал влияние целого спектра идей своего времени, которые нашли дальнейшее развитие и практическое применение в период создания им обобщающих трудов по социологии.
g 2. Большой материал для размышлений социолога давала непосредственная социальная деятельность П. А. Сорокина. В период трех русских революций и первой мировой войны, выступая в качестве публициста, он пытался осмыслить самые животрепещущие вопросы современности. К их числу принадлежали война, революция, голод, демократические преобразования. В ряде конкретных статей по этим проблемам он применяет теорию факторов при анализе таких «сложных социальных явлений», как, например, война, нация, революция. Так, при объяснении причин войны Сорокин исходит из того, что они не могут быть сведены к одному (например, лишь экономическому) фактору, а представляют собой результат взаимодействия многих факторов, каждый из которых нуждается в самостоятельном изучении . В соответствии с этим идеал Канта о «вечном мире» видится Сорокину в создании условий, регулирующих действие каждого из факторов, потенциально создающих возможность новой войны. «Необходимым условием сохранения мира между государствами является,— писал Сорокин,— создание надгосударственного союза, в состав которого отдельные государства входили бы лишь в качестве отдельных членов, иначе — объединение существующих государств в одно сверхгосударство» . Исходя из того, что в современных условиях «война экономически невыгодна для победителя при самом победоносном исходе», он развивает идею о сокращении постоянных армий и вооружений во всех государствах, расширении социального контроля демократических сил при решении вопросов войны и мира.
Сходный плюралистический подход можно констатировать у Сорокина и при рассмотрении им национального вопроса. Исходя из того, что «национальности как единого социального элемента нет, как нет и специально национальной связи», он стремится разложить это «сложное понятие» на ряд составляющих его простейших социальных элементов. В конечном счете национальное неравенство рассматривается им как частная форма или специфическое выражение общего социального неравенства . Борьба за национальное равенство является для него поэтому синонимом борьбы за полное правовое равенство личности. Единственно приемлемым решением национального вопроса Сорокину представляется «равноправие и автономия национальностей», обеспечивающие единство и прочность государства.
В условиях революции большое внимание Сорокина привлекали вопросы организации государства и управления, формы правления, механизм социального контроля. В этой связи представляет интерес его обращение к проблеме социального равенства и прав личности как важнейшего принципа при переходе общества к социализму . Отвергая упрощенное толкование социального равенства как тождества индивидов по всем параметрам, он отстаивает понимание равенства как принципа пропорциональности распределения социальных благ — «каждому по степени его личного социально полезного труда». Большое внимание при этом он уделял образованию широких народных масс как необходимому условию социализма, равномерному распределению знания и образования во всех слоях общества. В связи с этим заслуживает упоминания проект реформы народного просвещения, предложенный Сорокиным, цель которого состояла в ускорении процесса обучения населения. Предлагалось введение «новой социальной педагогики», основанной на принципе самоопределения учащихся и отмене традиционных систем кар и наград27. Анализ выступлений Сорокина по социально-политическим вопросам позволяет констатировать, что гарантию демократического строя он видел в республиканской форме правления, опирающейся на принцип выборности должностных лиц, парламентаризме и конституционализме . В ходе революции мировоззрение Сорокина, однако, испытало настолько существенные изменения, что впоследствии он оценивает этот период как кризис, заставивший его отказаться от иллюзий предшествующего времени, переосмыслить свои социологические взгляды .
Попытка создания единой социологической теории, синтеза предшествующих исследований общества была предпринята в послереволюционный период. К этому времени относится ряд обобщающих работ по социологии, которые представляют собой новый важный шаг в развитии I социологической концепции П. А. Сорокина и заслуживают специального рассмотрения.
В основу социологической концепции Сорокина, как она сложилась в рассматриваемый период, были положены принципы многофакторной природы общества, взаимодействия между этими факторами, поиск простейшего элемента социальной структуры. В одном из ранних определений социологии Сорокин указал тот главный момент, который представлялся ему решающим при анализе механизма действия общества как системы: «Социология есть наука, изучающая наиболее общие свойства психического взаимодействия тех или иных единиц в их структурной организации и в их временной эволюции»30. Решающим является, таким образом, взаимодействие индивидов, выражающееся в определенном поведении, в свою очередь, обусловленном воздействием ряда объективных (биологических, психических и иных) факторов или их сочетаний. «Все бесконечное море человеческого общения составляется из процессов взаимодействия: односторонних и двусторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, идейных, чувственно-эмоциональных и волевых»31. Все население распадается, согласно Сорокину, на ряд более тесных групп, образующихся из взаимодействия одного индивида с одним, одного со многими и одной группы с другой: «Какую бы социальную группу мы ни взяли — будет ли ею семья, или класс, или партия — все это представляет или взаимодействие двух, или одного со многими или многих людей со многими». Система этих взаимодействий и создает единую картину общества: «Всякая совокупность совместно живущих людей, которые влияют друг на друга или взаимодействующих друг с другом, называется социальной группой или обществом». Особенности такого подхода выражаются в очень характерных терминах, как, например, «механика человеческого поведения» или даже «социальная химия». Социальные явления «в их пестроте и разнообразии» Сорокин уподобляет химическим элементам, а задачу социологии — поиску формулы, объясняющей закономерности их взаимодействия32.
Исходя из того, что поведение людей определяется различного рода объективными условиями-факторами, Сорокин в то же время отказывается от поиска единого, определяющего фактора. С этих позиций он неоднократно критиковал те социологические теории, которые стремились к выявлению такого детерминирующего фактора. Он критикует как тех социологов, которые считали таким фактором экономику, состояние производительных сил, так и тех, которые на первое место выдвигали знание (Конт и де Роберти), подражание (Тард), разделение труда (Дюркгейм, Зиммель), расу (Гумплович), характер географических условий (JIe-Плэ, Ратцель, Мечников и др.), рост населения (Кост). Сам Сорокин является сторонником плюралистической доктрины, в рамках которой все указанные выше факторы сосуществуют наравне друг с другом, находятся в процессе взаимодействия и в различных конкретно-исторических условиях образуют разные сочетания. Указанный подход определил отношение Сорокина и к истории социологической мысли, рассмотрение направлений которой проводилось в соответствии с тем фактором или группой факторов, которые данная школа считала важнейшими для понимания социальных явлений в их развитии . Делая основной акцент на множественности факторов и сложном характере их взаимодействий, создающих реальную канву истории, Сорокин формулирует свою позицию в отношении вопроса о закономерностях в истории. Он исходит из того, что наличие повторяемости явлений создает принципиальную «возможность открытия функциональных отношений в области поведения людей и социальной жизни и формулировки их в виде номографических теорем в социологии («законов»), если, конечно, сам фактический анализ явлений проведен точно и правильно»34. Отметим при этом наличие субъективизма в трактовке понятия «закон», согласно которой он представляет собой «не что иное, как связь предметов, подмечаемую человеком благодаря многократному однообразному повторению этой связи» .
Главный труд этого времени — «Система социологии» позволяет более полно охарактеризовать социологические воззрения Сорокина и его представления о социологии как науке. Констатируя быстрое развитие социологии «за последние десятилетия», Сорокин отмечал, что она продолжает оставаться в состоянии становления, т. е. не успела застыть в определенных шаблонных формах — «разно понимаются ее предмет и задачи, разно очерчиваются и контуры всего социологического здания». В этом отношении, замечает исследователь, социология делит участь других социальных обобщающих дисциплин: подобно тому как правоведы ищут определения права, политико-эко- номы продолжают искать определения экономики и хозяйства, психологи — понятие психики и сознания, так и социологи не вполне еще определили предмет социологии и основные проблемы ее изучения. Констатируя неоднозначность и спорность многих определений социологии как науки, Сорокин формулирует свое понимание общих начал или руководящих принципов, положенных в основу его концепции. Сорокин считал, что, во-первых, социология как наука может и должна строиться по типу естественных наук. При различии объектов изучения этих дисциплин методы их изучения представляются ему весьма сходными, причем ни о каком противопоставлении наук о природе и наук о культуре не может быть и речи. Социология, во- вторых, может и должна быть наукой теоретической, изучающей мир людей таким, каков он есть. В-третьих, социология должна быть «объективной дисциплиной» не только в смысле отсутствия оценочных суждений, но и в более специальном смысле. Речь идет о том, что социология должна превратиться в строгую научную дисциплину, изучающую явления, доступные наблюдению, а также проверке и измерению. При этом проводится характерная параллель с развитием психологии, которая из науки о неуловимых «состояниях сознания» все более превращается в «объективную науку о поведении человека, или в рефлексологию, или в физиологию нервной системы». В определении гносеологических основ новой науки присутствует чисто позитивистский тезис, выражающий приоритет непосредственного наблюдения перед философским осмыслением явлений. «Побольше наблюдения и тщательного анализа фактов» — таков очередной лозунг социологии. Хорошо проверенная статистическая диаграмма стоит любого социально-философского трактата. Указанный подход подкрепляется тезисом о необходимости отказа социологии от принципа монизма в объяснении социальных явлений и замены его «последовательным социологическим плюрализмом». Методологические основы социологии Сорокина существенным образом повлияли на его понимание предмета этой науки. «Социология,— считает он,— изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возника-
и V ЗО
ющие из этого процесса взаимодеиствия,— с другой» .
Как видим, проблема взаимодействия индивидов и групп является центральной в социологической концепции Сорокина рассматриваемого периода. «Явление взаимодействия людей,— разъясняет он,— суть явления sui generis, отличные от других видов взаимодействия». Он подчеркивает при этом специфический характер этого явления, не сводимого к чисто психологическим, биологическим или психофизическим явлениям. В связи с этим отметим, что к тому времени, когда Сорокин формулировал теоретические основы своего понимания социологии, в немарксистской науке существовали три основные трактовки предмета социологии. Первая из них, в лице раннего Дюркгейма и его школы, исходила из понимания социологии как простой суммы всех общественных наук; другая (Зиммель, Буглэ, Гум- плович) понимала под социологией науку, имеющую в качестве своего объекта какой-либо определенный вид социального бытия, не изучаемый другими науками; наконец, третья отстаивала взгляд, признающий социологию самостоятельной наукой, которая изучает наиболее общие родовые свойства явлений человеческого взаимодействия. Эта последняя точка зрения, обосновывавшаяся в работах М. М. Ковалевского, Е. В. де Роберти, Н. И. Кареева, позднего Дюркгейма, а также ряда других ученых, была воспринята Сорокиным и получила развитие в его трудах.
Структура, или «архитектоника», социологии представлена Сорокиным в следующем виде: она подразделяется на теоретическую социологию, изучающую реальные социальные феномены и практическую социологию, задача которой состоит в том, чтобы, опираясь на сформулированные теоретические положения, создавать возможность управления социальными силами, давать практические рекомендации по организации и рациональному устройству общественных отношений и социальной политики. Теоретическая социология в зависимости от характера изучаемых явлений распадается на три основных отдела — социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику. Предметом социальной аналитики является изучение строения (структуры) социального явления и его основных форм. Как анатомия растений и животных открывается анатомией клетки, пояснял Сорокин, а затем уже переходит к анатомии более сложных организмов, так и социальная аналитика начинается с изучения простейших форм социальных явлений, рассматриваемых статически, не с точки зрения их функционирования, но их строения. Предметом социальной механики (или социальной физиологии), далее, является уже не строение, а процессы взаимодействия людей, иными словами — поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. В свою очередь, социальная генетика (или генетическая социология) имеет своим предметом формулировку исторических тенденций, линий развития социальной жизни. В отличие от истории ее задача состоит в определении наиболее общих, родовых тенденций развития, данных во времени.
Поставив взаимодействие индивидов в качестве отправной точки и главного объекта изучения, Сорокин считает, что оно является простейшей ячейкой, «клеточкой» социальной структуры и в то же время позволяет моделировать социальные явления различной степени сложности. В результате, «комбинируя различные процессы взаимодействия, мы можем получить любой, сложнейший из сложнейших общественный процесс, любое социальное явление, начиная от увлечения танго и футуризмом и кончая мировой войной и революциями... Процессы взаимодействия — индивидуальные и массовые, длительные и мгновенные, односторонние и двусторонние, солидаристические и антагонистические и т. д. являются теми нитями, из совокупности которых создается ткань человеческой истории». В свою очередь, сам процесс взаимодействия предполагает существование и функционирование ряда элементов: наличие двух или большего числа индивидов, обусловливающих переживания и поведение друг друга; наличие актов, посредством которых они обусловливают взаимные переживания и поступки; наличие проводников, передающих действие или раздражение актов от одного индивида к другому. Под «проводниками» при этом понимаются средства, обеспечивающие передачу «раздражений» (в том смысле, как понимала этот термин школа И. П. Павлова, в тесном контакте с которым именно в это время работал Сорокин) от одного индивида к другому. При этом выделяются такие, например, типы проводников, как звуковые, световые, механические, тепловые, двигательные, химические, электрические, ве- щественно-предметные, а люди выступают как «контактные звенья» цепи проводников. Проводники как необходимый материальный инструмент взаимодействия в своей совокупности образуют, по Сорокину, то, что носит название материальной культуры.
Из простейших отношений взаимодействия формируются, далее, социальные явления более сложных уровней — элементарные или простые коллективные единства; кумулятивные социальные группы; и, наконец, сложные социальные агрегаты. Под простым коллективным единством понимается реальная совокупность лиц, объединенных в одно взаимодействующее целое каким-либо одним признаком, доста- , точно ясным и определенным, не сводимым к другим признакам (например, лица одной веры, пола, профессии, объединенные в рамках одного государства, языковой группы и т. д.). Под кумулятивной социальной группой понимается совокупность взаимодействующих лиц, связанных в одно взаимодействующее целое не одним, а двумя, тремя или ряддм сходных элементарных признаков (например, когда одна группа имеет ряд общих признаков — профессию, государство, церковь). Сложный социальный агрегат представляет собой объединение индивидов, заключающее в себе два или большее число различных элементарных, кумулятивных или тех и других вместе — коллективных единств . В зависимости от их характера (способа взаимодействия групп) общество приобретает характер закрытого, открытого или промежуточного, а отношения — антагонистические, солидаристические или типичные и т. д. В соответствии с этой схемой любое общество (народонаселение) рассматривается как «сложный агрегат», мозаичная картина, которая к тому же не остается постоянной в истории. Именно такой детальный анализ общественных отношений всех уровней или «создание карты общественных отношений» и составляет в понимании Сорокина задачу социологии: «социология, чтобы достичь общих истин (законов), должна перейти от масс к молекулам».