ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 505
Скачиваний: 5
11
3.2. Содержание разделов дисциплины (программа курса)
№
п/п
Наименование раздела
дисциплины
Содержание раздела
1.
НРАВСТВЕННОСТЬ КАК
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
ФУНДАМЕНТ ПРАВА.
Тема
1.
Проблема
соотношения
нравственности и права:
история и современность.
Тема 2. Происхождение и
сущность нравственности
и права: сравнительный
анализ.
Ключевой характер проблемы соотношения
нравственности и права применительно к праву в
целом и к каждой из его составляющих. Духовно-
нравственный кризис современной цивилизации и
завышенные претензии права (юридизм, правовой
«тоталитаризм»): поиски адекватных ответов на
новые вызовы времени.
Закон и мораль, власть и общество: из прошлого в
будущее. Дефицит человеческого в современном
человеке и отсутствие автономных механизмов
воспроизводства нравственности в праве. Свобода,
нравственность, право: возможно ли единство?
Особенности и взаимосвязь нравственности и
права. Концепции И. Канта (моральное
обоснование права), Г.В.Ф. Гегеля (правовое
обеспечение
морали)
и
В.С.
Соловьёва
(обоснование идеи о том, что право есть минимум
нравственности). Идеи Л.Н. Толстого, П.И.
Новгородцева, И.А. Ильина и др. как духовно-
теоретический и методологический материал для
нынешних поисков. Нравственно-философские
размышления
Ю.
Хабермаса:
возможности
применения в современной России. Актуальность
нравственно-философской экспертизы идей и
ценностей теории права, реальных правовых
отношений в современной России.
Конкретные образцы нравственного поведения,
этика, включая прикладную и профессиональную
её
части,
–
важные
факторы
духовно-
нравственного обеспечения и совершенствования
субъектов и институтов права.
Нравственность как исторически первая форма
общественного сознания и социальной регуляции.
Естественное
право
–
специфическая
разновидность
нравственности
в
условиях
социально-классовых конфликтов. Государство
как субъект права в собственном смысле слова.
Общественная природа морали и нравственности:
исторический
и
логический
аспекты.
От
принципов равенства и коллективизма к сословно-
корпоративной морали и индивидуализму. Золотое
правило нравственности: сущность и варианты
понимания.
Взаимопомощь
как
фактор
нравственного прогресса и развития общества в
целом.
Позиция
П.А.
Кропоткина
и
12
современность.
Личностное
измерение
нравственности.
Происхождение права и политико-государственная
сущность закона (в узком смысле слова). Право
как
минимум
нравственности
и
форма
преодоления неопределённости её требований и
санкций.
Основные проблемы и тенденции развития
нравственности и права в современной России.
2.
НРАВСТВЕННЫЕ
ПРИНЦИПЫ ПРАВА И
ПРАВОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
НРАВСТВЕННОСТИ.
Тема 3. От минимума к
максимуму
нравственности в праве.
Юридическое
измерение
актуальных
проблем
прикладной этики.
Поиски
новой
парадигмы
соотношения
нравственности и права.
Максимум нравственности в праве как стержневая
установка отечественной культуры и ответ на
современные вызовы эпохи.
Классические решения моральных дилемм и новые
морально-правовые конфликты.
Пути и возможности преодоления преступности и
социального зла (наркомания, потребительское
отношение к жизни, коррупция и т.п.).
Проблемы применения насилия и отношения к
нему: история и современность. Ненасилие как
цель и средство решения межчеловеческих и
социальных проблем: опыт применения и
трудности реализации. Эволюция взглядов на
смертную казнь и этические аргументы против
неё. Эвтаназия в контексте прав человека и прав
пациента. Правовое обеспечение гуманистических
принципов биоэтики. Экологическая проблема и
задачи по усилению ответственного поведения
людей по отношению к окружающей среде.
Усиление духовно-нравственной составляющей в
праве как существенный фактор снижения
излишней жёсткости правоохранительной системы
и минимизации преступности в целом. Задачи
правового обеспечения нравственного прогресса в
современном обществе.
3.3. Лекции
Нравственное измерение права: от минимума к максимуму
(2 часа).
1.
Предмет дисциплины «Нравственность и право».
2.
Актуальность проблемы соотношения нравственности и права в
современных условиях: Россия и Запад.
3.
Концепции И.Канта, Г.В.Ф. Гегеля, В.С. Соловьева и др.:
сравнительный анализ и осмысление в контексте современных
запросов.
4.
Идеи современных западных мыслителей (Э. Фромм, Ю. Хабермас,
Э. Нойманн и др.) как опыт нравственно-философской экспертизы
социальных и правовых проблем.
13
5.
Стратегия максимизации нравственности в праве и пути её
осуществления.
Задание для подготовки к лекции:
- изучить первоисточники, рекомендуемые к первому и второму
разделам курса;
- ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение
к теме в целом;
- продумать вопросы лектору, касающиеся предметной области
настоящей дисциплины в связи с профессией юриста.
3.4.
Практические занятия
3.4.1.
Практические занятия для очной формы обучения
Тема 1.
Происхождение и сущность нравственности и права:
сравнительный анализ (4 часа)
Коллоквиум:
1-е занятие
1. Предмет дисциплины «Нравственность и право».
2. Дефицит нравственности и юридизм как проблемы современной
цивилизации.
3. Проблема соотношения нравственности и права: варианты И. Канта,
Г.В.Ф. Гегеля и В.С. Соловьёва.
2-е занятие
4.
Происхождение и общественная природа нравственности: история и
современность.
5.
Мораль как способ социальной регуляции или оппозиция по
отношению к реалиям
социума?
6.
Происхождение права и политико-государственная основа закона
.
7.
Возможности
взаимодействия
нравственности
и
права
в
современной России.
Задания для подготовки к коллоквиуму
- продумать материал вводной лекции по проблеме;
- изучить рекомендованную учебную, монографическую литературу
и прокомментировать первоисточники: И. Кант «Основы метафизики
нравственности»; Г.В.Ф. Гегель «Философия права»; В.С. Соловьёв
«Право и нравственность»;
- продумать и прокомментировать в проблемном ключе следующие
высказывания.
1) «Благородный муж стремится к основе, а основа человеколюбия –
почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям»
(Конфуций).
2) «Любите врагов ваших» (Иисус Христос).
3) «Живи незаметно» (Эпикур).
4) «Нравственность – это разум сердца» (Г. Гейне).
5) «Нравственное – это повиновение свободе…» (Г.В.Ф. Гегель).
14
6) «Право оставляет умонастроению полную свободу. Мораль же касается
умонастроения и требует, чтобы поступок совершался из уважения к
долгу. Следовательно, и соответствующий праву образ действий морален,
если он определяется уважением к праву» (Г.В.Ф. Гегель).
7) «… Моральную силу невозможно создать параграфами закона…» (К.
Маркс).
8) «Отнимите свободу, и право становится своим противоположением, т.е.
насилием» (В.С. Соловьёв).
9) «Разумное и нравственное всегда совпадают» (Л.Н. Толстой).
Тема 2. От минимума – к максимуму нравственности в
праве.
Юридическое измерение актуальных проблем прикладной этики
(2 часа)
Практическое занятие – дискуссия:
1.
Практически-нравственная ориентация отечественной
культуры.
Максимум нравственности в праве как ответ на вызовы эпохи.
2. Моральные дилеммы и новые морально-правовые
конфликты. Прикладная этика и право.
3. Нравственно-правовой анализ проблем охраны окружающей
среды, наркомании, коррупции и т.п.
4. Насилие и ненасилие: этико-правовые оценки.
5. Смертная казнь: аргументы «за» и «против».
6. Эвтаназия и правовое обеспечение гуманистических
принципов биоэтики.
7. Основные задачи правового обеспечения нравственного
прогресса.
Задания для подготовки к практическому занятию - дискуссии
- продумать материал вводной лекции по проблеме;
- изучить рекомендованную учебную, монографическую литературу,
прокомментировать первоисточники (И. Кант «О мнимом праве
лгать из человеколюбия»; Л.Н. Толстой «Не убий никого»; И.А.
Ильин «О сопротивлении злу силой»; Э. Фромм «Бегство от
свободы»; Ю. Хабермас «Будущее человеческой природы» (VI
Моральные границы евгеники));
- продумать и прокомментировать в проблемном ключе следующие
высказывания классиков.
1) «Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеций).
2) «Проповедовать мораль легко, обосновывать её – трудно» (А.
Шопенгауэр).
3) «Справедливость не есть простое равенство, а равенство в исполнении
должного» (В.С. Соловьёв).
15
4) «Признание жизни каждого человека священной есть первое и
единственное основание всякой нравственности» (Л.Н. Толстой).
5) «Я – жизнь, которая хочет жить, я – жизнь среди жизни, которая хочет
жить» (А. Швейцер).
3.4.2.
Практические занятия для очно-заочной и заочной форм
обучения
Тема. От минимума – к максимуму нравственности в праве.
Юридическое измерение актуальных проблем прикладной этики
(2 часа)
Практическое занятие – дискуссия:
1.
Предмет дисциплины «Нравственность и право».
2.
Практически-нравственная ориентация отечественной культуры.
3.
Максимум нравственности в праве как ответ на вызовы эпохи.
4.
Прикладная этика и право. Насилие и ненасилие: этико-правовые
оценки.
5.
Смертная казнь: аргументы «за» и «против».
6.
Эвтаназия и правовое обеспечение гуманистических принципов
биоэтики.
7. Основные задачи правового обеспечения нравственного прогресса.
Задания для подготовки к практическому занятию - дискуссии
- продумать материал вводной лекции по проблеме;
-
изучить
рекомендованную
учебную,
монографическую
литературу, прокомментировать первоисточники (И. Кант «О
мнимом праве лгать из человеколюбия»; Л.Н. Толстой «Не убий
никого»; И.А. Ильин «О сопротивлении злу силой»; Э. Фромм
«Бегство от свободы»; Ю. Хабермас «Будущее человеческой
природы» (VI Моральные границы евгеники));
- продумать и прокомментировать в проблемном ключе следующие
высказывания классиков.
1) «Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеций).
2) «Проповедовать мораль легко, обосновывать её – трудно» (А.
Шопенгауэр).
3) «Справедливость не есть простое равенство, а равенство в
исполнении должного» (В.С. Соловьёв).
4) «Признание жизни каждого человека священной есть первое и
единственное основание всякой нравственности» (Л.Н. Толстой).
5) «Я – жизнь, которая хочет жить, я – жизнь среди жизни, которая
хочет жить» (А. Швейцер).
3.5.
Самостоятельная работа
Виды самостоятельной работы