ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 504
Скачиваний: 5
16
При изучении данной учебной дисциплины могут быть
предусмотрены
следующие
виды
самостоятельной
работы
магистрантов:
1)
чтение
и
составление
конспекта,
рекомендованного
первоисточника;
2) подготовка творческих работ, докладов, эссе для вынесения их на
обсуждение в ходе практического занятия;
3) подготовка к обсуждению доклада, эссе коллег;
4) подготовка и участие в дискуссии;
5) подготовка и участие в деловой игре;
6) анализ этического кодекса предприятия, юридической фирмы и т.п.;
7) анализ конкретных ситуаций, в том числе профессиональных,
связанных с применением нравственных норм и ценностей.
Модель (особенности) самостоятельной работы магистрантов по
отдельным разделам и темам курса.
Особенности первого раздела курса предполагают регулярную и
целенаправленную работу с первоисточниками нравственно-философского
содержания. Важно подготовиться к подробному их разбору на
практических занятиях и коллоквиумах. Это нужно для того, чтобы за
самобытностью различных этико-философских идей и концепций, в
конечном счёте, увидеть достаточно строгую совокупность этических
знаний и нормативных альтернатив.
Освоение материала второго раздела потребует привлечения и
осмысления различных материалов прикладного и профессионального
характера с ориентацией на последующее использования их в
практической деятельности. Важно подняться до современного уровня
понимания проблемы соотношения нравственности и права, а также таких,
к примеру, проблем, как насилие и ненасилие, смертная казнь, терроризм и
его последствия и т.п. При этом целесообразно прицельно выделять
собственно профессиональные, юридические аспекты этих проблем.
Модель (особенности) самостоятельной работы магистрантов
различных форм обучения.
Магистранты
очной
формы обучения должны быть готовы
участвовать подготовке ко всем видам занятий по полной программе
(лекция, три семинарских занятия (по двум темам подробно), зачёт).
Очно-заочная
форма
обучения
предполагает
ограничение
количества времени, отводимое на семинарские занятия: по два часа на
каждое занятие (по плану).
Магистрантам
заочной
формы обучения предстоит самостоятельно
распределить своё время на подготовку к итоговым занятиям, организовать
процесс освоения предмета так, чтобы чувствовать себя достаточно
уверенно. На одном семинарском занятии будут рассмотрены ключевые
вопросы двух тем.
17
Следует активно использовать еженедельные консультации
преподавателя кафедры философии, пользоваться услугами сайта
Университета имени О.Е. Кутафина, предназначенного для студентов
(магистрантов) – заочников. На кафедральном сайте также размещены
материалы, так или иначе касающиеся данной предметной области. К
примеру, - о работе философско-правового клуба «Нравственное
измерение права» под руководством д.ф.н., проф. В.М. Артемова.
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Для успешного освоения учащимися магистратуры данной
дисциплины целесообразно последовательно применять, прежде всего,
компетентностный подход. Его реализация предполагает использование в
учебном процессе интерактивных технологий проведения занятий (50%
аудиторных занятий). Это позволит формировать и развивать не только
профессиональные навыки, но и способность к адекватным нравственным
оценкам поступков (своих и чужих), тех или иных форм и результатов
юридической деятельности с точки зрения высоких нравственных
ценностей и всесторонних знаний предмета.
1.Семинары в диалоговом режиме.
2.Групповые дискуссии с подведением итогов.
3.Деловые и ролевые игры.
4.Разбор конкретных ситуаций с применением адаптированного Case
Study.
5.Технология обучения как исследования.
6.Коллективная мыследеятельность.
7.Творческие групповые и индивидуальные задания.
8.Подготовка эссе, рефератов и докладов (по желанию).
9.Анализ конкретных ситуаций, в том числе профессиональных,
связанных с
проблемой соотношения нравственности и права.
Вид занятия Используемые интерактивные образовательные
технологии
Количес
тво
часов
Лекция
Компьютерные стимуляции, разбор конкретных
ситуаций
1
Практически
е занятия
Деловые
и
ролевые
игры,
технология
коллективной
мыследеятельности,
разбор
конкретных ситуаций (сase study) и др.
2
Итого
3
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
УСПЕВАЕМОСТИ,
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ
ПО
18
ИТОГАМ
ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
И
УЧЕБНО-
МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ
ТЕМЫ ЭССЕ
1.
Могло ли право возникнуть раньше нравственности? Проблема
нравственных оснований права.
2.
Мораль как способ социальной регуляции или оппозиция по
отношению к реалиям социума?
3.
Можно ли рассчитывать на этизацию современного права и
общества в целом?
4.
Правомерно ли ставить вопрос о построении нравственного
государства?
5.
Всегда ли нравственное сознание и поведение ведут к счастью?
Феномен страдающего праведника.
6.
Всегда ли правовое сознание и поведение награждаются
обществом и государством должным образом?
7.
Имеются ли нравственные аргументы в защиту мести?
8.
Существуют ли примеры правового смягчения (но не запрета)
мести? Влияние нравственного сознания на изменения в праве.
9. Как могли бы проявить себя представители сократических школ,
если бы они оказались в ситуации объявления им смертного приговора?
10.
Оправдана ли «ложь во спасение»? Прокомментируйте позицию
И. Канта по данной проблеме.
11.
В чём суть «морального наказания» и достаточно ли его для
исправления человека, который совершил какой-либо проступок?
12.
Всегда ли правовое принуждение эффективнее морального
воздействия?
13.
Во всех ли случаях нравственность влияет на исполнение закона и
почему у Фемиды завязаны глаза?
14.
Как совершается нравственная оценка поступка: по последствиям
или мотивам?
15.
Можно ли говорить о нравственном и правовом оправдании
макиавеллизма?
16.
Всегда ли цель оправдывает средства? Феномен «честной игры».
17.
Можно ли говорить о насилии во благо?
18.
Возможно ли существование справедливого государства без
насилия?
19.
С чем следует согласиться: с толстовским утверждением об
абсолютной несовместимости насилия и морали или с
оправданием насилия И.А. Ильина?
20.
Существуют ли этические аргументы в пользу смертной казни?
21.
Может ли угроза смертной казни остановить преступника?
22.
Совместимо
ли
загрязнение
окружающей
среды
с
человеколюбием и адекватным правосознанием?
19
23.
Можно ли жертвовать (и когда) одним ради спасения многих?
Проблема «меньшего зла».
24.
Совместимо ли право на жизнь с правом на смерть? Проблема
эвтаназии.
25.
Бедность – социальный порок, или личная безответственность?
Нравственные и правовые факторы преодоления социальных
недугов.
26.
Существуют ли моральные и правовые ограничения деятельности
учёного?
27.
Бывают ли случаи, когда человек имеет право не исполнять
служебные инструкции?
28.
Когда и почему человек имеет право молчать? Феномен
профессиональной тайны.
29.
Свобода, нравственность, право: возможно ли единство?
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Практическая философия, её место и роль в системе подготовки
юриста.
2. Этика и правоведение: возможности взаимодействия.
3. Проблема соотношения нравственности и права как ключ к
решению актуальных морально-правовых проблем.
4. Происхождение нравственности как проблема.
5. Понятие морали, её сущность и структура.
6. Понятие права: варианты толкования в нравственно-философском
измерении.
7. Исторические формы нравственности и их влияние на развитие
права.
8. Специфика древневосточных представлений о нравственности и
праве.
9. Моральный канон и основные положения права в эпоху
античности.
10. Морально-нравственные и правовые аспекты суда над Сократом.
11. Ригоризм Платона в контексте концепции идеального
государства.
12.Добродетели как «золотая середина» (Аристотель «Никомахова
этика»).
13.Поиски индивидуального спасения в эпоху эллинизма: этико-
правовые последствия.
14.Религиозная мораль и её особенности. Закон («Ветхий Завет») и
благодать («Новый Завет»): сравнительный анализ.
15.Христианская
этика
и
политико-правовая
реальность
средневековья.
16.Основные направления этических и правовых исканий в эпоху
Возрождения.
20
17.Специфика нравственных и правовых воззрений Нового времени.
18.Социально - договорная концепция происхождения государства
(Т. Гоббс и др.): нравственно-философская экспертиза.
19.Этика «разумного эгоизма» и одухотворение права в эпоху
Просвещения.
20.Категорический императив и правовые воззрения И. Канта.
21.Правовое обоснование нравственности в философии Г.В.Ф.
Гегеля.
22.Мораль «рабов» и «господ» Ф. Ницше в аспекте политико-
правовых последствий.
23.Свобода и подлинность бытия в воззрениях экзистенциалистов:
нравственные и правовые аспекты.
24.Этичесий релятивизм прагматизма и его правовые последствия.
25.Феномен «бегства от свободы», его социальные причины и
нравственно-правовые последствия (по Э. Фромму).
26.Этика «благоговения перед жизнью»: теория и практика (по А.
Швейцеру).
27.Теория справедливости Дж. Ролза и нравственно-правовая
реальность.
28.Ю. Хабермас о достоинстве человека и моральных границах
евгеники.
29.В.С.
Соловьёв «Право и нравственность»: нравственно-
философский анализ права и его актуальность.
30.Принцип
«непротивления
злу
силою»
Л.Н.
Толстого:
нравственно-философское обоснование и трудности практической
реализации.
31.Личностное измерение нравственности и проблема прав человека.
32.Свобода и нравственность.
33.Ответственность как показатель зрелой свободы.
34. Справедливость: нравственный и правовой аспекты.
35.Свобода выбора и ответственность личности как основания
правового сознания.
36.Актуальные проблемы прикладной этики и право.
37. Нравственные основы профессии юриста.
38.Экологическая проблема: нравственные и правовые аспекты.
39.Смертная казнь: аргументы «за» и «против».
40.Эвтаназия в контексте прав человека и пациента.
41.Наркомания как социальное зло: этико-правовой анализ.
42.Коррупция: нравственная оценка и правовые санкции.
43.Правовое обеспечение гуманистических принципов биоэтики.
44.Особенности и основные тенденции взаимодополняющего
развития нравственности и права в современной России.