Файл: Памятники Римского права. Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана_1997 -608с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2020

Просмотров: 9657

Скачиваний: 239

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

269  Посредством фидеикоммисса, например можно оставлять даже до назначения наследника, между тем отказ, оставленный в начале завещания, недействителен.

270  Точно также, имеющий умереть без завещания может оставить в пользу кого-либо фидеиквммисс тому, кому будет принадлежать имущество умирающего, между тем как отказывать он не может. 270а Точно также отказ, оставленный в кодициллах, только в том случае имеет значение, когда эти дополнительные акты будут утверждены завещателем, т.е. если он в завещании сделает оговорку, что должно иметь законную силу все то, что он постановляет в кодициллах; между тем фидеиком-мисс может быть назначен в дополнительных актах, не утвержденных даже завещанием.

271  Равным образом легатария нельзя обременять отказом, но можно на него возложить обязанность исполнить фидеикоммисс. Мало того, испол

82


нение фидеикоммисса в отношении другого мы можем поручить даже тому, кому мы оставляем посредством доверенного поручения.

272  Точно также нельзя чужому рабу даровать свободу непосредственно (на основании отказа), но можно ее дать через фидеикоммисс.

273  Равным образом нельзя в дополнительных актах завещания никого ни назначать наследником, ни лишать наследства, хотя бы эти кодициллы были утверждены завещанием. Но наследника, назначенного в завещании, можно в кодициллах просить, чтобы он передал наследство другому - все или часть его, хотя бы эти кодициллы не были подтверждены завещанием.

274  Точно также женщина не может по закону Вокония наследовать после того, которого имущество оценено в 100,000 ассов, но может приобретать наследство в силу фидеикоммисса.

275  Также и Латиняне, которым закон Юния запрещает прямо приобретать наследство и отказ, могут таковые приобретать посредством фидеикоммисса.

276  Так как сенатское постановление запрещает даровать свободу рабу, не достигшему 30 лет, и назначать его наследником, то многие юристы полагают, что мы можем сделать раба свободным, когда достигает 30-летнего возраста, и просить, чтобы ему передали наследство.

277  Хотя мы не можем нашему наследнику, в случае его смерти, подна-значать другого преемника, однако мы вправе просить наследника, чтобы он передал наследство другому - все или часть его, когда будет умирать; а так как и после смерти наследника можно назначать доверенное поручение, то мы можем пдостигнуть того же, если напишем: "когда наследник мой Тиций умрет, то я хочу, чтобы наследство мое принадлежало Публию Ме-вию". В обоих случаях, т.е. как в первом, как и во втором на наследника Тиция возлагается обязанность, выполнить фидеикоммисс.

278  Кроме того для осуществления отказа требуется определенная исковая формула; фидеикоммиссов же мы можем потребовать в Риме перед консулом, или у того претора, который занимается доверенными поручениями; в провинциях же - у наместника.


279  Равным образом, завещательные распоряжения в виде фидеикоммисса обсуждаются в Риме во всякое время; отказы же - в дни судебных заседаний.

280  Лица, которые в определенное время не возвращали фидеикоммис-сарного наследства, обязаны были платить проценты за время просрочки и выдать плоды; от отказов не требуется процентов; так определяет рескрипт императора Адриана. Однако, мне известно, что по мнению Юлиана при отказах, оставленных позволительным образом, соблюдался такой же законный порядок, какой и при фидеикоммиссах; мнение это разделяет теперь большинство юристов.

281  Равным образом отказы, написанные по гречески, не имеют значения, фидеикоммиссы же действительны.

83


282  Кроме того, если наследник отрицает отказ, назначенный посредством присуждения, то взыскивается с него двойной штраф. Взыскание же по фидеикоммиссу всегда бывает простое.

283  Равным образом каждый может требовать возврата того,' что на основании фидеикоммисса уплачено им по ошибке в размерах, превышающих следуемое. Но не может быть требуемо обратно то, что по ошибке уплачено в размерах, превышающих следуемое по отказу посредством присуждения. То же самое касается и отказанной суммы, которая была уплачена ошибочно на том или другом основании, хотя ее и не следовало платить.

284  Были также другие различия, которых теперь нет.

285  Так например иностранцы могли приобретать фидеикоммиссы, и это обстоятельство содействовало вообще юридическому признанию фидеи-коммиссов. Но затем они вышли из употребления, и теперь по сенатскому постановлению императора Адриана эти фидеикоммиссы идут в пользу казны.

286  Также холостые, которым запрещено по закону Папия приобретать по завещанию наследства и отказы, некогда, как кажется, могли получать фидеикоммиссы.

286а Равным образом бездетные, которые по закону Папия теряют половину наследства и отказов за то, что не имеют детей, некогда, как кажется, могли получать все имущество в форме фидеикоммисса. Но затем Пегазйе-вым сенатским постановлением им запрещено было приобретать как фидеикоммиссы, так и отказы и наследства; фидеикоммиссы переходили к тем в завещании упомянутым лицам, которые имеют детей, а если никто из наследников их не будет иметь, то фидеикоммиссы делаются собственностью римского народа, как это имело место при отказах и наследствах, которые делались выморочными на таком же, или подобном основании.

287  Равным образом некогда можно было оставлять фидеикоммисс неизвестному лицу или чужому, рождающемуся после смерти отца, хотя нельзя было его назначать ни наследником, ни легатарием; но сенатскому постановлению, изданному по указу императора Адриана, относительно фидеи-коммиссов решено то же самое, что и относительно отказов и наследств.

288  Точно также не подлежит сомнению, что нельзя оставлять что-либо по фидеикоммиссу под предлогом наказания.


289  И хотя во многих правоотношениях круг применения фидеикоммис-сов гораздо обширнее, чей прямых завещательных распоряжений, и хотя в некоторых случаях фидеикоммиссы имеют такое же самое значение, однако опекун может быть назначен в завещании только прямо, например следующим образом: "да будет Тиций опекуном моих детей", или так: "назначаю опекуном моих детей Тиция", но нельзя его назначить на основании федеи-коммисса.





КНИГА ТРЕТЬЯ

1     Наследства умерших без завещания принадлежат, по закону XII таблиц, во-первых "своим" (ближайшим) наследникам.

2    "Своими" же наследниками считаются те дети, которые состояли под властью наследодателя (до самой его смерти), как например сын или дочь, внук и внучка от сына, правнук и правнучка, рожденный или рожденная от ближайшего, нисходящего агната по мужскому колену (сына, внука), и безразлично, естественные ли они дети или усыновленные (приемные). Но внук или внучка, правнук или правнучка тогда только включались в число "своих" наследников, ежели предшествующее лицо перестанет быть во власти (агнатского) восходящего, все равно, случится ли это вследствие смерти или по другой причине, как например вследствие освобождения из-под родительской власти. Поэтому, если сын будет во власти отца во время смерти последнего, то внук от него не может быть "своим" наследником. То же самое относится и ко.всем дальнейшим нисходящим.

3    Точно также жена, которая находится под супружеской властью того, кто умирает, является ближайшею наследницею, потому что она занимает место дочери; равным образом и невестка, которая остается во власти сына, (считается ближайшею наследницею), так как она занимает место внучки; это будет иметь место в том только случае, если сын, во власти которого она остается, не будет уже находиться во власти отца в то же время, когда последний умирает. То же самое можно сказать и о той женщине, которая в силу брака остается во власти внука, так как она занимает место правнучки.

4    "Своими" наследниками считаются также явившиеся по смерти отца, которые были бы под властью отца, если бы родились при его жизни.

5    Такое же самое правило применяется к тем лицам, которые, в силу закона Элия Сенция или сенатского постановления, докажут после смерти отца судебным путем свои права, так как эти лица, обнаружив свои права, оставались бы при жизни отца в его власти.

6    То же самое следует понимать относительно того сына, который, после смерти отца, отпускается на волю на основании первой или второй манципации.

7    Итак, если есть сын или дочь, и от другого сына внук или внучка, то они вместе призываются к наследству, и ближайший по степени не исключает дальнейшего, так как казалось справедливым, чтобы внуки и внучки наследовали место и долю своего отца. По той же причине внук или внучка от сына и правнук или правнучка со стороны внука, - все они призываются одновременно к наследованию.


8    А так как было принято, что внуки и внучки, равно правнуки и правнучки наследуют вместо своего (агнатского) восходящего, то считали сообразным и последовательным делить наследство не поголовно, но поко-

85


ленно, так чтобы сын имел одну половину наследства, а два или более внуков от другого сына получали другую половину; равным образом, если имеются налицо внуки от двух сыновей, с одной стороны один или два, с другой три или четыре, то одна половина наследства принадлежит одному или двоим, а другая троим или четверым.

9    Если (после умершего) не было "своих" наследников, то наследство, по тому же самому закону XII таблиц, принадлежит агнатам.

10   Агнатами называются те лица, которые соединены гражданским родством; гражданским считается то родство, которое возникает чрез лиц мужского пола. Таким образом, братья, рожденные от одного и того же отца, суть агнаты по отношению друг к другу; их называют также единокровными, и безразлично, имеют ли они также одну мать. Точно также дядя по отцу будет агнатом по отношению к сыну брата и свою очередь, последний будет агнатом по отношению к первому. В том же числе находятся и братья по отцу, т.е. дети двух братьев, которых большинство называет двоюродными. Таким образом мы могли бы насчитать много степеней агнатства.

11    Однако закон XII таблиц дает наследство не всем агнатам одновременно, а только тем, которые находятся в ближайшей степени родства в то время, как сделается известным, что кто-либо умер без завещания.

12   В этом классе (наследовании агнатов) нет преемства и потому, если ближайший агнат отречется от наследства или умрет до принятия его, то дальнейшие агнаты не допускаются к наследованию в силу положительного права.

13   Поэтому близость определяется не по времени смерти, а по времени, когда стало известным, что умерший не сделал никакого завещания, потому что после смерти того, кто составил завещание, по-видимому, лучше отыскать из находящихся налицо агнатов ближайшего наследника, как только станет известным, что по названному завещанию никто не сделается наследником.

14   Что же касается женщин, то этот закон постановляет одно относительно приобретения наследств ими самими, и другое относительно приобретения всеми прочими после них. Именно, наследства после женщин переходят к нам по праву агнатства, точно также как и от мужчин; между тем как наши наследства переходят к женщинам только в пределах" единокровного родства. Таким образом сестра в силу этого закона есть законная наследница брата или сестры, но тетка и дочь брата уже не могут быть на основании закона наследницами; место же сестры занимает также мать или мачеха, которая вступлением под власть мужа приобрела у нашего отца права дочери.

15   Если у умершего будет брат и у другого брата сын, то брат имеет преимущество, как ясно из вышесказанного, потому что он предшествует степенью родства. Относительно "своих" наследников смысл закона объясняли другим образом.


86


16   Итак, если покойник не оставит после себя брата, а только детей братьев, то наследственная масса принадлежит всем. Возник однако вопрос: если дети родились у братьев в неравном числе, у одного например, родился один или двое, а у другого - трое или четверо, то следует ли делить наследство поколенно, как это делается по закону между своими наследниками, или правильнее делить его поголовно? Но уже издавна принято в этом случае делить наследство поголовно. Поэтому наследство разделяется на столько частей, сколько окажется с обеих сторон лиц, так что каждый получит соответственную долю.

17   Если (после покойника) не оставалось (ни своих) ни агнатов, то тот же закон XII таблиц призывает к наследованию родичей. А кто такие родичи, об этом мы сказали в первой книге. Но так как мы уже упомянули, что все родовое право (родовой союз/совершенно вышло из употребления, то мы считаем излишним в этом тоже месте толковать о том же предмете слишком подробно.

18   В этих-то пределах заключаются, по закону XII таблиц, права наследства после лиц, умерших без завещания. Всякий может понять, какова была строгость и сжатость этого закона.

19   Так например, эманципированные дети, по этому закону, не имеют никакого права на наследство агнатских восходящих, так как они перестают быть "своими" наследниками.

20   Тоже самое применяется тогда, если дети не находятся под властью отца потому, что они получили права римского гражданства вместе с отцом и не были подчинены императором родительской власти.

21    Равным образом агнаты, подвергшиеся умалению правоспособности, не призываются по этому закону к наследованию, так как понятие агнатства уничтожается вследствие изменения правоспособности.

22   Далее, если ближайший агнат не принял наследства, то в силу закона последующий не призывается к наследованию.

23   Точно также всякая женщина - агнатка, переступающая пределы единокровного родства, не имеет по закону никакого права на наследство.

24   Не призываются к наследованию и когнаты, состоящие в родстве между собою по женской линии, так что даже между матерью и сыном или дочерью допускается право взаимного наследования в том только случае, если через переход под супружескую власть возникнут между ними права единокровного родства.

25   Но эта чрезмерная строгость права была впоследствии исправлена эдиктом претора.

26   Претор призывает всех детей, неимеющих по закону XII таблиц прав наследования, совершенно как если бы они были во власти (агнатского) восходящего еще во время смерти его, не делая разницы, будут ли они одни, или в совместничестве со "своими" наследниками, т.е. теми, которые оставались во власти отца.

87


27   Агнатов, подвергшихся умалению правоспособности, претор призывает к законному наследованию не во втором классе после ближайших наследников, т.е. не в том порядке, в каком они призывались бы по закону, если бы не потерпели лишения правоспособности, но в третьем классе; ибо, хотя агнаты вследствие изменения правоспособности и потеряли право аг-натства, то все же они сохраняют права кровного родства. Таким образом, если является кто-либо, не утративший прав агнатства, то будет иметь преимущество, хотя бы он был агнатом дальнейшей степени.