Файл: Памятники Римского права. Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана_1997 -608с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2020
Просмотров: 9685
Скачиваний: 239
52 Состоят из права, являются правами.
174
5. (Гай). Пользование берегами является публичным на основании права народов, равно как и пользование самою рекою. Поэтому каждый волен причаливать на судне к берегу, привязывать канат к деревьям, растущим на берегу, [сушить сети и вытаскивать из моря], складывать какой-либо груз на берегу, равно как и плавать по реке. Но собственность принадлежит тем, чьи имения прилегают к реке; поэтому им принадлежат и деревья, растущие по берегам. § 1. Ловящим рыбу в море предоставляется устраивать для своего пребывания хижину на берегу.
6. (Марциан). Так что они становятся хозяевами земли, на которой они строят, но лишь до тех пор, пока сохраняется строение; после же разрушения строения земля как бы в силу права, вытекающего из возвращения (ius postliminii)", приходит в прежнее положение, и если другой возводит строение на том же месте, то это место становится его местом. § 1. Принадлежат совокупности, а не отдельным лицам, например находящиеся в общинах (civitates) театры, стадионы54 и т. п. и если что-либо другое из принадлежащего общине является общим. Поэтому общий раб, принадлежащий общине, не считается принадлежащим отдельным лицам по долям, но принадлежит совокупности, и потому Божественные братья дали рескрипт в том смысле, что раба общины можно допрашивать под пытками55 для доказательства обстоятельств, говорящих как против члена общины, так и в пользу его56. Поэтому и отпущенный на свободу раб общины не обязан испрашивать разрешения магистрата, если он вызывает в суд кого-либо из членов общины57. § 2. Вещи священные, и религиозные, и святые не находятся в составе чьего-либо имущества. § 3. Священные вещи - это те, которые посвящены (богам) обществом, а не частными лицами: если кто-либо частным образом установит для себя святыню, то эта вещь является не священной, а светской. Равным образом если здание сделалось священным, то даже после разрушения строения место58 продолжает оставаться священным. § 4. Но религиозным делает место кто угодно по своей воле, если погребает мертвеца на своей земле. [Но на общем кладбище можно погребать даже без согласия прочих59.] На чужой земле разрешается погребать с согласия хозяина: и хотя бы согласие выражено после погребения мертвеца, место делается религиозным. § 5. Пустую гробницу скорее следует считать религиозным местом, как об этом свидетельствует Вергилий"".
и Этот термин употреблен в настоящем фрагменте лишь как образное выражение.
54 Площади для конских состязаний.
55 Показание раба принималось во внимание лишь тогда, когда оно давалось под пыткой. См.:0.22.5.21.2.
56 По общему правилу раб не мог быть допрашиваем об обстоятельствах, говорящих против его господина.
57 Отпущенный из рабства не мог предъявить иск к своему бывшему господину без разрешения магистрата.
5* Участок земли, на котором стоял храм.
Вероятно, здесь имеются в виду члены того коллектива, которому принадлежит кладбище. '"Вышел от пристани я, суда покинув и берег,
175
7. (Ульпиан). Но Божественные братья дали рескрипт в противополож ном смысле.
8. (Марциан). Является святым то,- что защищено от бесправных деист вий (iniuria) людей... § 2. Кассий сообщает, что Сабин правильно ответил том смысле, что в муниципиях стены являются святыми и что следует вое претить, чтобы на них что-либо помещалось".
9. (Ульпиан). Священные места - это те, которые публично посвящены (богам), безразлично находятся ли они в городе или в поле. § 1. Следует знать, что публичное место может стать священным тогда, когда принцепс посвятил его или дал (кому-либо) власть посвятить. § 2. Следует заметить, что священное место - это одно, а святилище - другое. Священное место -это освященное место, а святилище - это место, в котором покоются святыни; это может быть и в частном здании; если хотят освободить место от его религиозного характера, то следует вынести оттуда святыни. § 3. В собственном смысле слова мы называем святым то, что не является ни священным, ни светским, но что является неприкосновенным62; так, законы являются святыми, ибо они закреплены некоторой санкцией. Что подкреплено некоторой санкцией, то является святым хотя бы и не было посвящено богу"3; иногда в санкции устанавливают, что тот, кто совершит там нечто64, наказывается смертью. § 4. Муниципальные стены нельзя ни восстанавливать без разрешения принцепса или презеса, ни присоединять к ним, ни помещать на них что-либо. § 5. Священная вещь не подлежит оценке.
10. (Помпоний). Аристон говорит, что захваченное морем становится публичным так же, как то, что построено в море, становится частным.
11. ( Помпоний). Если кто-нибудь повредит стены, то он наказывается смертью, как и тот, кто перелезет через стену с помощью лестницы или иным способом, ибо римским гражданам не разрешается выходить (из города) иначе, как через ворота; перелезание через стены является враждебным актом и должно быть отвергнуто: и Рем, брат Ромула, был убит, как передают, за то, что он хотел перебраться через стену.
В самый тот праздник, когда трапезу и грустные жертвы, Прямо пред городом, в роще, у ложного вод Симоэкта, Праху Андромаха мужа совершала и Ман на могилу Гектара голосом звала, что, пустую, зеленым почтила Дерном она и двумя, как поводом слез, алтарями (Вергилий. Энеида. М.; Л., 1933, с. 102. Пер. В.Я.Брюсова).
61 Возможно, вместо "помещалось" должно быть "совершалось
62 Буквально: укреплено санкцией. Слово "sanctio" (санкщ (святой), но "sanctio" означает не только "освящение", но и "поев
63 У Ульпиана, вероятно, было "Юпитеру" или "богам". м Вопреки закону.
176
Титул IX. О сенаторах'5 (De senatoribus)
1. (Ульпиан). Никто не спорит, что бывший консул имеет преимущество перед женой бывшего консула; но следует рассмотреть, имеет ли преимущество бывший префект над женой бывшего консула; считал бы, что имеет, так как в мужском поле заключается большее достоинство...
4. (Помпоний). Кто не достоин низшего звания, тот еще более не достоин высшего звания.
Титул X. О должности консула (De officio consults)
Титул XI. О должности префекта претори! (De officio praefecti praetorio)
1. (Аврелий Аркадий Харизий). Необходимо вкратце вспомнить, откуда ведет свое происхождение должность префекта претория. Некоторые писатели сообщают, что префекты были в старину учреждены по образцу начальника конницы (magister equitum). Ибо как у древних диктаторам вверялась на время высшая власть и они избирал и себе начальников конницы, которые, как их помощники и участники в заботах, осуществляли власть после диктаторов", так префекты претория по образцу начальников конницы избраны принцепсами... § 1. Начавшись так, власть префектов претория настолько увеличилась, что на префектов претория нельзя жаловаться. Ибо если раньше возникал вопрос, можно ли жаловаться на префектов претория, и правом это было позволено и существовали примеры обжалования, то потом на основании публично объявленного распоряжения принцепса возможность обжалования была уничтожена. Принцепс верил, что те, кто в силу особо испытанной деятельности, их преданности и твердости достигли
65 Титулы IX - XXII, посвященные обязанностям ряда высших должностных лиц, не дают достаточно ясного представления о соответствующих должностях, об их истории и круге обязанностей. В этих титулах разрешаются преимущественно лишь отдельные и мелкие вопросы, связанные так или иначе с правовым положением лица, занимающего ту или другую должность. Для изучения римского государственного устройства (в особенности доимператорского периода) эти титулы дают очень мало. В виде примера достаточно указать на тит. X, говорящий об обязанностях консулов, т.е. о магистратах, игравших выдающуюся роль в республиканский период римской истории. Весь этот титул состоит из одного фрагмента из Ульпиана, и в нем говорится лишь о функциях консулов по делам об освобождении рабов. Каких-либо сведений по истории этот фрагмент не дает. Римские юристы вообще мало интересовались историей и не занимались систематическим изложением государственного права. А компиляторы Дигест еще меньше интересовались историей. Более развернутое изложение дают лишь титулы, посвященные императорским чиновникам: XII, XV, XVI. Начальник конницы был вторым лицом после диктатора.
177
величия этой должности, не вынесут иного решения сообразно с своей му/ ростью и своим достоинством, каковое вынес бы сам принцепс...
Титул XII. О должности префекта города (De officio praefecti urbi)
1. (Ульпиан). Префектура города (Рима) распространила свою карательную власть на все преступления: не только на те, которые совершаются внутри города, но и на те, которые совершаются вне города в пределах Италии... § 1. Он выслушивает жалобы на господ со стороны рабов, которые прибегают к статуям67 или были куплены на их деньги, чтобы быть освобожденными от рабства6'. § 2. Выслушивает и жалобы нуждающихся патронов на освобожденных ими от рабства, в особенности если патроны говорят, что они больны и желают получить помощь от освобожденных. § 3. Ему разрешено высылать и ссылать на остров, указанный императором... § 5. Если кто-либо говорит, что его раб совершил прелюбодеяние с его женой, то он должен быть выслушан префектом города... § 8. Сказанное о том, что префект выслушивает рабов, жалующихся на господ, не следует понимать в том смысле, что рабы обвиняют своих господ - это вообще не позволяется рабу, кроме особых случаев, - но это относится к тем случаям, когда рабы почтительно жалуются, указывая на свирепость, жестокость, голодание, которое их угнетает, на непотребство, к которому их принуждали или принуждают. К обязанностям префекта города божественным Севером отнесена защита рабов против принуждения последних к разврату. § 9. Кроме того, префект города должен заботиться о том, чтобы менялы честно вели все свои дела и воздерживались от того, что запрещено... § 11. Забота о всяком мясе, чтобы оно поставлялось по справедливым ценам, относится к заботам префектуры; также свиной рынок находится под ее наблюдением, и другие рынки, на которых продаются иные животные или вьючные животные, в отношении поставок входят в круг ее забот. §12. Также спокойствие жителей и порядок во время спектаклей, как кажется, относится к заботам префекта города, и, конечно, он должен иметь воинов, расставленных по постам для охраны спокойствия жителей и для донесения о том, что произошло. § 13. И префект города^может запретить пребывание в городе и в какой-либо из обычных областей69 и может запретить занятие каким-либо делом, и профессией, и адвокатурой, и деятельностью на рынке - и на время и навсегда... §14. Божественный Север дал рескрипт в том смысле, что и те, в отношении которых имеются указания, что они входят в незаконное общество, должны быть обвиняемы у префекта города.
"См. примечания к D.I.6.2.
68 Имеется в виду тот случай, когда раб вручает кому-либо из свободных людей деньги, чтобы тот купил его у хозяина и затем освободил от рабства (D.40.1.4.8).
69 Вероятно, имеются в виду местности Италии.
178
Титул XIII. О должности квес (De officio quaestoris)
1. (Ульпиан). Должность квестора была учреждена в глубокой древности и несколько раньше всех других магистратов. Гракхан Юний в седьмой книге о властях сообщает, что сам Ромул и Нума Помпилий имели двух квесторов, которых назначали не своим решением, а на основании голосования народа. Но насколько сомнительно, существовали ли квесторы в правление Ромула и Нумы, настолько ясно, что при рексе Тулле Гостилии квесторы существовали; действительно, древними чаще высказывается мнение, что Тулл Гостилии первым установил в государстве квесторов. § 1. Юний и Требаций и Фенестелла пишут, что квесторы с самого начала получили свое название от того способа, которым они производили расследования7". § 2. Некоторые из квесторов участвовали в распределении по жребию провинций на основании постановления сената, в консульство Децима Друза и Порцины71, но, конечно, не все квесторы участвовали в распределении по жребию провинций; исключались (из участия в распределении) кандидаты принцепса: в компетенцию этих квесторов входило оглашение в сенате исходящих от принцепса документов. § 3. В настоящее время достигнут такой порядок, что квесторы избираются как из патрициев, так и из плебеев...
Титул XIV. О должности преторов (De officio praetorum)
2. (Павел). (Претор) может самого себя освободить из-под отцовской власти или совершить усыновление себя.
3. (Ульпиан). Беглый раб Барбарий Филипп домогался в Риме претуры и был назначен претором. Но рабство, по словам Помпония, не воспрепятствовало тому, что он был претором и действительно должность претора была им исполняема72. И однако, мы должны рассмотреть: если раб до тех пор, пока его рабское состояние было скрыто, был облечен достоинством претора, то что мы скажем? Его эдикты, его распоряжения не имеют силы? Или имеют силу для пользы тех, чьи дела он рассматривал в порядке законного процесса или в ином порядке? И я считаю правильным, что ничего из этого не должно быть отвергнуто - [это является более человечным]. Римский народ мог предоставить рабу эту власть, и если бы он знал, что этот человек -раб, то он сделал бы его свободным. Это право в еще большей степени еле дует признавать за императором73.
Ульпиан сопоставляет слова "quaestor" (квестор) и "quaero" (расследовать) (quaestio расследование). 71 Приблизительно в 137 г. до н.э.
Являются действительными действия, совершенные им в качестве претора. Дион Кассий рассказывает, что раб, скрывший свое рабское состояние, был избран н должность претора около 38 г. до н. э. После раскрытия обмана он был сброшен с Тарпейско
179
Титул XV. О должности префекта нот (De officio praefecti vigirum)
1. (Павел). У древних были назначены три лица для руководства охраной от пожаров; так как они несли (ночную) стражу, то были названы ночными; иногда в это дело вмешивались эдилы и плебейские трибуны. У врат и ст.ен были расположены государственные рабы, и их вызывали в случае необходимости; были и рабы частных лиц, которые тушили пожары за плату или за благодарность. Впоследствии божественный Август предпочел сам заботиться об этом деле.
2. (Ульпиан) так как в один день возникало несколько пожаров.
3. (Павел) ибо он считал, что никому не пристало более защищать благосостояние города и никто более цезаря не являлся подходящим для этого. Поэтому он учредил семь когорт в подходящих местах, дабы каждая охраняла два района города... § 1. Префект ночной стражи производит расследование о поджигателях, взломщиках, ворах, грабителях, укрывателях, если преступник не является таким ужасным и пользующимся дурной славой лицом, что он подлежит передаче префекту города. И так как пожары большей частью возникают по вине жителей, то он или наказывает розгами тех, кто небрежно обращался с огнем, или избавляет от наказания розгами после строгого внушения и угроз. § 2. Взломы происходят чаще всего в домах или в складах, где люди хранят наиболее ценную часть своего достояния; когда взломана комната, или шкаф, или ящик, то чаще всего наказываются сторожа, и в этом смысле божественный Антонин дал рескрипт Эруцию Клеру. Он сказал, что если взломаны склады, то можно производить расследование с пытками против рабов, которые были сторожами, хотя бы часть этих рабов принадлежала самому императору... § 4. По делам тех, кто хранит в банях за плату одежду, установлен судья для производства расследований, если указанные лица совершили обман при хранении платья.
5. (Ульпиан). Императоры Север и Антонин дали префекту ночной стражи Юнию Руфину следующий рескрипт: "Нанимателей домов74 и тех, кто небрежно обращается у себя с огнем, можно по твоему приказу наказывать розгами или бичами; если же будет доказано, что они умышленно вызвали пожар, то передай их Фабию Цилону, префекту города и нашему другу; ты должен отыскивать беглых рабов и отдавать их хозяевам".
скалы. Но до смертной казни ему дали свободу, чтобы его наказание получило достойш вид. См.: Баллон А. История рабства в античном мире. М., 1941, с. 531.
74 Имеются в виду небольшие дома, нанимателями которых являлись лица низших сословий.
180
Титул XVI. О должности проконсула и легата (De officio proconsulis et legati)
1. (Ульпиан). Проконсул может везде носить (иметь) знаки своей должности75, как только он выйдет из города (Рима), но он осуществляет свою власть лишь в той провинции, которая ему предоставлена.
2. (Марциан). Все проконсулы, как только выйдут из города (Рима), имеют право юрисдикции, но не по спорным делам (iurisdictio contentiosa), а по бесспорным (iurisdictio voluntaria), так что у них могут быть освобождены из-под власти как дети, так и рабы и могут быть произведены усыновления. § 1. Но у легата проконсула никто не может совершить акт освобождения из-под власти, так как легат не имеет такой юрисдикции.