Файл: Памятники Римского права. Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана_1997 -608с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2020
Просмотров: 9721
Скачиваний: 240
7. (Ульпиан) либо какой-либо другой вещи, то (давший ложные указания) несет ответственность... § 3. По этому примеру должен быть дан иск против архитектора, который совершил обман, ибо и божественный Север установил, что следует давать иски против архитектора и подрядчика. § 4. Я думаю, что следует дать иск и против счетовода, который совершил обман в подсчетах.
344
Титул VII. О местах погребения и похоронных издержках и как разрешается хоронить умерших (De religiosis et sumptibus funerum et lit funus ducere liceat)
1. (Ульпиан). Кто произвел какие-либо расходы на похороны, тот считается установившим юридическое отношение с умершим'4, а не с наследником.
2. (Ульпиан). Аристон говорит, что место, где похоронен раб, является религиозным... § 5. Могила - там, где помещено тело человека или его кости. Но Цельс говорит: не все место, предназначенное для захоронения, является религиозным, но то место, где зарыто тело...
7. (Гай). Кто закопал мертвеца на чужой земле, тот путем actio in factum обязывается или убрать погребенного, или предоставить цену места...
8. (Ульпиан). Вопрос: если посторонний человек закопал кости или тело, то может ли собственник места вырыть или выкопать их без декрета понтификов [или без приказания принцепса], и Лабеон говорит, что нужно выждать разрешения понтификов [или приказания принцепса]; иначе будет предъявлен иск против того, кто выбросит (кости или тело), иск о противоправном действии...
12. (Ульпиан)... § 2. Претор говорит: "Если будут произведены расходы на похороны, то я дам иск против того, кого касается это дело, о возмещении (расходов)". § 3. Этот эдикт установлен в силу основательной причины:
тот, кто похоронил, должен получить обратно то, что истратил; это делается для того, чтобы не лежали непогребенные трупы и чтобы никто не был погребен на чужой счет. § 4. Похоронить должен тот, кого избрал (для этого) умерший; но если осуществило похороны не это лицо, то это не влечет никакого наказания (лица, которое было избрано умершим), разве что лицу, избранному умершим, было оставлено за это (за совершение погребения) какое-либо вознаграждение; в этом случае оно лишается вознаграждения, если не повинуется воле умершего. Если же умерший не распорядился этим делом и никому не предоставлено выполнение этой обязанности, то это дело возлагается на назначенных наследников, а если никто не назначен наследником, то на законных наследников или на когнатов в том порядке, в каком они наследуют. § 5. Расходы на похороны определяются в зависимости от имущественного положения или достоинства умершего. § 6. Претор или муниципальный магистрат должен определить расходы на похороны;
если в составе наследства имеются деньги, то расходы производятся из этих денег; если нет, то должен отчудить то, что подвержено порче, и то, удержание чего обременяет наследство; если таких вещей нет, то прикажет отчудить или дать в залог что-нибудь из золота и серебра, чтобы достать денег,
13. (Гай) или (получить деньги) от должников, если можно легко произ вести взыскание.
14 Cum defuncto contrahere. Слово "contrahere" означает не только заключить контракт, но вообще установить обязательство.
345
14. (Ульпиан)... § 2. Если завещатель возложил на кого-лиоо заботу о своих похоронах и это лицо, получив деньги, не устроило похорон, то, пишет Мела, против него должен быть дан иск об умысле; думаю, однако, что претор может в чрезвычайном порядке принудить его устроить похороны. § 3. Под расходами на похороны разумеются только те расходы, которые произведены для устройства похорон, без которых нельзя устроить похороны, например если что-либо истрачено на то место, где должен покоиться умерший, то, пишет Лабеон, считается, что эти расходы являются расходами на похороны, так как по необходимости должно быть приготовлено место, в которое помещается тело... § 5. Не следует хоронить вместе с групами украшения и подобные украшениям вещи, как это делают глупые люди... § 7. Иногда произведший расходы на похороны не получает возмещения расходов, если он произвел расходы, побуждаемый благочестием, а не с тем намерением, чтобы получить возмещение того, что он израсходовал; в этом смысле дал рескрипт наш император. Поэтому арбитр должен оценить и обсудить, с каким намерением произведены расходы: вел ли произведший расходы дела умершего или похоронил в силу человеколюбия, либо жалости, либо благочестия, либо в силу привязанности. Могут быть различаемы и степени жалости: жалость или благочестие могли проявиться в том, что он похоронил умершего, чтобы тот не лежал непогребенным, но не простираться на то, чтобы он сделал это за свой счет. Если судья это установит, то он не должен освободить (от ответственности) того, к кому предъявлен иск, ибо кто похоронит труп чужого человека, не будучи движим благочестием? Нужно, чтобы было удостоверено, с каким намерением лицо хоронит, чтобы потом не производить расследования...
28. (Помпоний). Если нет приданого, то, говорит Атилицин, все расходы несет отец15 или наследники этой женщины, если она была эмансипирована;
если она не имеет наследников и отец несостоятелен, то несет ответственность муж в пределах своих возможностей, дабы он не казался действующим противоправно, оставив свою жену без погребения...
31. (Ульпиан)... § 1. Кто похоронил чужого раба или рабыню, тот имеет против господина иск, основанный на расходах на похороны...
35. (Марцелл). Предки считали, что в наименьшей степени заслуживает траура тот, кто действовал для разрушения отечества и для убийства родителей и детей; если такой человек убит своим сыном или отцом, то все признают, что здесь нет преступления, но даже следует дать награду.
36. (Помпоний). Места, захваченные врагами, перестают быть религиозными или священными, так же как свободные люди, (будучи захваченными врагами), попадают в рабство; но если места освобождены от этого бедствия, то как бы в силу некоторого postliminio возвращенное восстанавливается в прежнее состояние...
42. (Флорентин). Памятник вообще есть вещь (сооружение), созданная для сохранения памяти в будущем; если в нем заключено тело или останки,
5 Речь идет о погребении замужней женщины.
346
то памятник делается гробницей; если ничего такого в нем не помещено, то это памятник, сооруженный в память (лица), который греки называют kenotaphion (пустой гробницей)....
44. (Павел). Если (труп) похоронен в разных местах, то ни одно место не делается религиозным, так как одно погребение не может быть произведено в нескольких могилах; но мне кажется, что религиозным является то место, где похоронено главное, т.е. голова, которая дает образ, по которому нас узнают...
45. (Мециан). Расходы на похороны вычитаются из наследства, и они должны предшествовать всем долгам, когда нет имущества для уплаты (долгов).
Титул VIII. О погребении мертвеца и сооружении могилы (De mortuo inferendo et sepulchro aedificando)
1. (Ульпиан). Претор говорит: "Если кому-либо принадлежит право похоронить без твоего согласия мертвого в каком-либо месте, то я запрещаю применять силу для того, чтобы воспрепятствовать внесению мертвого в это место и его захоронению..." § 5. Претор говорит: "Если кому-либо принадлежит право похоронить без твоего согласия, мертвого в каком-либо месте, то я запрещаю применить силу для того, чтобы воспрепятствовать сооружению без злого умысла гробницы в этом месте". § 6. Этот интердикт установлен потому, что для религии имеет значение, чтобы памятники возводились и украшались.
2. (Марцелл). Закон, изданный при рексах16, воспретил хоронить женщину, которая умерла, будучи беременной, прежде чем будет вырезан (из ее трупа) плод. Кто поступит вопреки этому, тот рассматривается как уничтоживший вместе с беременной надежду на появление живого существа17.
16 Lex regia - так обозначаются законы, изданные, по преданию, римскими рек;
ния об этих законах дошли до нас лишь в рассказах позднейших писателей. Зако идет речь в данном фрагменте, приписывался рексу Нуме Помпилию.
17 Этим титулом заканчивается ч. 2 Дигест (кн. 5-11), называемая "De iudiciis"
347
КНИГА ДВЕНАДЦАТАЯ
Титул 1. О вверенных вещах, если требуется что-либо опреде.1
и о кондикции (De rebus creditis si certum petetur et de condicione)
22. (Павел). Мы даем взаймы с намерением получить обратно не ту же самую вещь, которую мы дали, - иначе это будет ссуда или сдача на хранение, но вещь того же рода; ибо если бы был другой род, например вместо пшеницы мы получили бы вино, то не было бы займа. § 1. Взаем даются такие вещи, которые определяются весом, числом, мерой; мы можем путем дачи этих вещей вступить в отношение займа потому, что при выполнении договора имеют значение родовые, а не индивидуальные признаки; таким образом, в отношении других вещей мы не можем устанавливать договора займа, так как без согласия кредитора одна вещь не может быть дана вместо другой для исполнения обязательства. § 2. Дача взаймы получила свое название потому, что "из моего твоим" становится2, поэтому если не становится твоим, то не возникает обязательства. § 3. "Вверенное" (creditum) отличается от данного взаймы как род от вида; ибо вверено может быть имущество, и не определяемое весом, мерой, и вещь является вверенной, если мы намереваемся получить обратно ту же вещь. Заем не может иметь места, если имущество не переходит, тогда как имущество может иногда быть вверено, если ничего не переходит, например дается обещание приданого после заключения брака. § 4. При даче взаймы нужно, чтобы дающий был собственником, и не идет вопреки этому то обстоятельство, что сын семейства и раб, дающие взаймы имущество, входящее в пекулий, обязывают (другое лицо); ибо здесь имеет место такое же положение, как если бы ты дал деньги по моей воле: ведь иск приобретается для меня, хотя бы деньги (монеты) были не моими...
3. (Помпоний). Если мы что-либо дадим взаем, то хотя бы и не было обусловлено, что возвращено должно быть такое же имущество, все же должник не может возвратить более плохую вещь, хотя бы и относящуюся к тому же роду, например новое вино вместо старого; ибо то, что стороны имели в виду при заключении договора, считается обусловленным; а здесь дело понимается таким образом, что исполнение должно быть того же рода и той же добротности, как то, что было дано.
(Ульпиан)... § 1. Вещь, данная в залог, может быть после уплаты денег истребована путем кондикции. И плоды, извлеченные в силу неправомер
' Кн. 12-19 составляют ч. 3 Дигест, называемую "De rebus" ("О вещах"). См.: Const. Tanta, § 4. Название это заимствовано из первых слов тит. I кн. 12.
2 Любимая римскими юристами произвольная игра слов: заем - mutuum; из моего твоим -de meo tuum.
348
ного основания, подлежат отобранию путем кондикции; если и колон по истечении пятилетия3 извлекает плоды, то известно, что они могут быть истребованы путем кондикции лишь тогда, когда они извлечены не по воле собственника; если же - по воле, то нет сомнения, что кондикция не применяется. § 2. То, что принесено силой рек4, может быть истребовано путем кондикции...
6. (Павел). Является определенным предмет или количество, включенные в обязательство и обозначенные или своим названием, или указанием, заменяющим название и определяющим качество и количество. Ибо и Пе-дий в 1-й книге "О стипуляциях" говорит, что не имеет значения, именуется ли вещь своим названием, или на нее указывается пальцем, или она описывается какими-либо словами...
9. (Ульпиан)... § 6. Может быть предложен вопрос: а если я стипулиро-вал под невозможным условием? Хотя стипуляция ничтожна, но остается кондикция... § 8. Если я дам мои деньги от твоего имени или твои деньги в твое отсутствие и без твоего ведома, то Аристон пишет, что ты приобретаешь кондикцию; и Юлиан, спрошенный по этому поводу, пишет в 10-й книге (дигест), что мнение Аристона правильно; [несомненно, что если я дам мои деньги от твоего имени и по твоей воле, то ты приобретаешь обязательство, так как мы ежедневно, желая дать деньги взаймы, требуем от другого лица, чтобы тот от нашего имени в качестве кредитора уплатил нашему будущему должнику]. § 9. Я внес тебе на хранение десять, а затем позволил тебе пользоваться ими. Нерва и Прокул говорят, что прежде даже, чем деньги изменили свое место нахождения, я могу предъявить к тебе кондикцию как о займе; и это правильно, как считает и Марцелл: ибо лицо в силу своего намерения стало владельцем5. Поэтому переходит иск на того, кто просил о предоставлении ему займа, и к нему может быть предъявлена кондикция.
10. (Ульпиан). Если я внес тебе на хранение деньги и тут же разрешил тебе пользоваться (деньгами), если ты захочешь, то деньги считаются данными взаймы не раньше, чем они изменят местонахождение, так как (до этого) не является определенным возникновение долга.
11. (Ульпиан). Ты меня просил, чтобы я доверил тебе деньги взаймы;
так как я не имел денег, то я дал тебе чашу или слиток золота, чтобы ты это продал и воспользовался вырученными деньгами. Если ты продал, то я считаю, что деньги даны взаймы. Если же ты потеряешь без твоей вины чашу или слиток раньше, чем ты их продашь, то спрашивается: погибла вещь во вред мне или тебе?6 Мне кажется, что весьма правильно различение, уста-
3 Аренда земли производилась обычно на пятилетний срок. См.: D.I 9.2,9.1.
4 Потоков.
5 Для понимания этого места нужно иметь в виду, что до того времени, как лицо обнаруж! ло намерение владеть деньгами как своими, оно имело не владение, но лишь держана (detentio).
6 Кто несет убытки?
349
Ловленное Нервой. Нерва считает, что имеет большое значение, были ли у меня эта чаша или слиток продажными или нет; если я имел их для продажи, то погибло во вред мне, хотя бы я дал это другому для продажи; если я не предполагал продать это, но причиной продажи было стремление, чтобы ты воспользовался (деньгами), то погибло во вред тебе, [в особенности если я дал тебе взаймы без процентов]. § 1. Если я дам тебе десять с тем, что ты должен мне девять, то Прокул правильно говорит, что в силу самого права ты должен не более девяти; но если я дал тебе (десять) с тем, что ты должен мне одиннадцать, то Прокул считает, что не может быть предъявлена кон-дикция более, чем о десяти. § 2. Если беглый раб дал тебе деньги взаймы, то спрашивается, может ли господин предъявить к тебе кондикцию. И если мой раб, которому предоставлено управление пекулием, вверил тебе деньги, то будет заем; если же это сделал беглый или иной раб против воли господина, то принявший вверенные ему деньги не стал собственником денег. Как же быть? Деньги (монеты) могут быть виндицированы, если они находятся налицо; если же они вышли из владения по злому умыслу, то можно предъявить иск о предъявлении; если ты потребил их без злого умысла, то я смогу предъявить к тебе кондикцию.
12. (Помпоний). Если ты взял деньги как бы взаем от безумного, которого ты считал обладающим рассудком, и эти деньги были обращены в твое имущество, то, по словам Юлиана, безумный приобретает кондикцию: ибо в тех случаях, когда иски приобретаются без нашего ведома, (иски) приобретаются и безумными...
13. (Ульпиан). Ибо если и вор дал тебе деньги с намерением заключить заем, то он не делает деньги твоею собственностью, но после потребления денег возникает кондикция. Поэтому Папиниан в 8-й книге "Исследований" говорит: если я дал тебе взаймы чужие монеты, то твоя ответственность передо мной возникает не раньше, чем ты их потребишь. Если же ты будешь потреблять их по частям, то спрашивается, следует ли предъявлять и кон-дикцию по частям. И говорит: следует предъявлять кондикцию, если я узнаю, что это были чужие деньги; поэтому я предъявляю частичную кондикцию, если я узнаю об этом еще до потребления всех денег...