Файл: 909- Право интеллектуальной собственности_Малышева, Стрельникова_2015 -254с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2020

Просмотров: 3634

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Ирина Александровна Стрельникова, Марина Филипповна Малышева: «Право интеллектуальной собственности» 

46 

б) правом преждепользования; 
в) временной правовой охраной. 

 

40. Заявка на секретное изобретение не может быть подана:

   

 

а) физическими лицами, гражданами РФ; 
б) российскими юридическими лицами; 
в) иностранными физическими и юридическими лицами. 

 
 

Глава 5. Права на средства индивидуализации юридических лиц, 

товаров, работ, услуг и предприятий 

 

5.1. Краткий лекционный курс 

 
К числу средств индивидуализации относят: 
 

– фирменное наименование (ФН); 
– товарный знак и знак обслуживания (ТЗ); 
– наименование место происхождения товара (НМПТ); 
– коммерческое обозначение (КО). 

 

5.1.1. Право на фирменное наименование 

 
Фирменное  наименование  является  средством  индивидуализации  юридического  лица, 

являющегося коммерческой организацией, под которым она выступает в гражданском обороте, 
указывает  в  учредительных  документах  и  которое  включается  в  единый  государственный 
реестр юридических лиц. Юридическое лицо должно иметь полное и может иметь сокращенное 
фирменное наименование на русском языке. 

Фирменное  наименование  юридического  лица  должно  содержать  указание  на  его 

организационно-правовую  форму  и  собственно  наименование  юридического  лица,  которое  не 
может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. В фирменное наименование 
юридического лица не могут включаться: 

 

– полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, 

а также слова, производные от таких наименований; 

– полные  или  сокращенные  официальные  наименования  федеральных  органов 

государственной  власти,  органов  государственной  власти  субъектов  РФ  и  органов 
местного самоуправления; 

– полные 

или 

сокращенные 

наименования 

международных 

и 

межправительственных организаций; 

– полные или сокращенные наименования общественных объединений; 
– обозначения,  противоречащие  общественным  интересам,  а  также  принципам 

гуманности и морали. 

 
Фирменное  наименование  государственного  унитарного  предприятия  может  содержать 

указание  на  принадлежность  такого  предприятия  соответственно  Российской  Федерации  и 
субъекту  РФ.  Включение  в  фирменное  наименование  юридического  лица  официального 
наименования  Российская  Федерация  или  Россия,  а  также  слов,  производных  от  этого 
наименования,  допускается  по  разрешению,  выдаваемому  в  порядке,  установленном 
Правительством Российской Федерации. 

Юридическому  лицу  принадлежит  исключительное  право  использования  своего 

фирменного наименования в качестве средства индивидуализации: 

– на вывесках; 
– бланках; 


background image

Ирина Александровна Стрельникова, Марина Филипповна Малышева: «Право интеллектуальной собственности» 

47 

– в счетах и иной документации; 
– в объявлениях и рекламе; 
– на товарах или их упаковках. 
Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем 

его  отчуждения  или  предоставления  другому  лицу  права  использования  фирменного 
наименования) не допускается. 

Если  различные  средства  индивидуализации  (фирменное  наименование,  товарный  знак, 

знак  обслуживания,  коммерческое  обозначение)  оказываются  тождественными  или  сходными 
до  степени  смешения  и  в  результате  такого  тождества  или  сходства  могут  быть  введены  в 
заблуждение 

потребители 

и 

(или)  контрагенты, 

преимущество 

имеет 

средство 

индивидуализации,  исключительное  право  на  которое  возникло  ранее.  Обладатель  такого 
исключительного  права  может  требовать  признания  недействительным  предоставления 
правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета 
на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения. 

Международная  практика  рекомендует  в  качестве  произвольной  части  фирменного 

наименования  использовать  словесный  товарный  знак.  Товарный  знак  и  фирменное 
наименование выполняют одинаковые функции: 

– гарантия качества; 
– борьба за потребителя; 
– реклама товара. 
Исключительное  право  на  фирменное  наименование  возникает  со  дня  государственной 

регистрации  юридического  лица  и  прекращается  в  момент  исключения  фирменного 
наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением 
юридического лица либо изменением его фирменного наименования. 

Фирменное  наименование  или  отдельные  его  элементы  могут  использоваться 

правообладателем  в  составе  принадлежащего  ему  коммерческого  обозначения.  Фирменное 
наименование,  включенное  в  коммерческое  обозначение,  охраняется  независимо  от  охраны 
коммерческого обозначения. 

Фирменное  наименование  или  отдельные  его  элементы  могут  быть  использованы 

правообладателем  в  принадлежащем  ему  товарном  знаке  и  знаке  обслуживания.  Фирменное 
наименование, включенное в товарный знак или знак обслуживания, охраняется независимо от 
охраны товарного знака или знака обслуживания. 

 

5.1.2. Право на товарный знак (знак обслуживания) 

 
Товарный  знак  –  обозначение,  служащее  для  индивидуализации  товаров,  работ  и  услуг. 

Обладателем  исключительного  права  на  товарный  знак  может  быть  юридическое  лицо  или 
индивидуальный предприниматель. 

Исключительное  право  на  товарный  знак  возникает  в  результате  государственной 

регистрации  в  Роспатенте  и  обеспечивает  охрану  на  территории  РФ.  На  товарный  знак, 
зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается охранный документ 
–  свидетельство,  которое  удостоверяет  приоритет  товарного  знака  и  исключительное  право  в 
отношении указанных в свидетельстве товаров, работ и услуг. 

Товарный  знак  охраняется  в  конкретном  цвете  или  цветовом  сочетании.  В  качестве 

товарных  знаков  могут  быть  зарегистрированы  словесные,  изобразительные,  объемные  и 
другие обозначения или их комбинации. 

Среди товарных знаков особое место занимают общеизвестные и коллективные товарные 

знаки.  Коллективный  знак  является  товарным  знаком,  предназначенным  для  обозначения 
товаров,  производимых  или  реализуемых  входящими  в  данное  объединение  лицами  и 
обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками. 

Общеизвестный  товарный  знак  –  знак,  ставший  известным  широкому  кругу 

заинтересованных  потребителей  и  служащий  гарантией  высокого  качества  продукции  и 
товаров, маркируемых этим знаком. Общеизвестный товарный знак охраняется на территории 
РФ  как  на  основании  государственной  регистрации,  так  и  не  имеющий  правовой  охраны,  но 


background image

Ирина Александровна Стрельникова, Марина Филипповна Малышева: «Право интеллектуальной собственности» 

48 

который в результате интенсивного использования приобрел широкую известность. 

Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не 

обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов: 

 

1) вошедших  во  всеобщее  употребление  для  обозначения  товаров  определенного 

вида; 

2) являющихся общепринятыми символами и терминами; 
3) характеризующих  товары,  в  том  числе  указывающих  на  их  вид,  качество, 

количество,  свойство,  назначение,  ценность,  а  также  на  время,  место  и  способ  их 
производства или сбыта; 

4) представляющих  собой  форму  товаров,  которая  определяется  исключительно 

или главным образом свойством либо назначением товаров. 

 
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, 

если они не занимают в нем доминирующего положения. 

Не  допускается  государственная  регистрация  в  качестве  товарных  знаков  обозначений, 

представляющих собой или содержащих элементы: 

 

1) являющиеся  ложными  или  способными  ввести  в  заблуждение  потребителя 

относительно товара либо его изготовителя; 

2) противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали. 

 
Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные 

или сходные до степени смешения: 

 

1) с  товарными  знаками  других  лиц,  заявленными  на  регистрацию  (ст.  1492  ГК 

РФ)  в  отношении  однородных  товаров  и  имеющими  более  ранний  приоритет,  если 
заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана или не признана 
отозванной; 

2) товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том 

числе  в  соответствии  с  международным  договором  Российской  Федерации,  в 
отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет; 

3) товарными  знаками  других  лиц,  признанными  в  установленном  настоящим 

Кодексом  порядке  общеизвестными  в  Российской  Федерации  товарными  знаками,  в 
отношении однородных товаров. 

 
Регистрация  в  качестве  товарного  знака  в  отношении  однородных  товаров  обозначения, 

сходного  до  степени  смешения  с  каким-либо  из  товарных  знаков,  указанных  в  настоящем 
пункте, допускается только с согласия правообладателя. 

Исключительное  право  на  товарный  знак  может  быть  осуществлено  для 

индивидуализации  товаров,  работ  или  услуг,  в  отношении  которых  товарный  знак 
зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: 

 

1) на  товарах,  в  том  числе  на  этикетках,  упаковках  товаров,  которые 

производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и 
ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, либо 
хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ; 

2) при выполнении работ, оказании услуг; 
3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; 
4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а 

также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; 

5) в  сети  Интернет,  в  том  числе  в  доменном  имени  и  при  других  способах 

адресации. 

 
Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным 

знаком  обозначения  в  отношении  товаров,  для  индивидуализации  которых  товарный  знак 


background image

Ирина Александровна Стрельникова, Марина Филипповна Малышева: «Право интеллектуальной собственности» 

49 

зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет 
вероятность смешения. Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены 
товарный  знак  или  сходное  с  ним  до  степени  смешения  обозначение,  являются 
контрафактными. 

Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения 

убытков выплаты компенсации: 

 

1) в  размере  от  10 тыс.  до  5 млн  руб., определяемом  по  усмотрению  суда исходя 

из характера нарушения; 

2) в  двукратном  размере  стоимости  товаров,  на  которых  незаконно  размещен 

товарный знак. 

 
Не  является  нарушением  исключительного  права  на  товарный  знак  использование  этого 

товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский 
оборот на территории РФ непосредственно правообладателем или с его согласия. 

Правообладатель  обязан  использовать  свой  товарный  знак.  Правовая  охрана  товарного 

знака  может  быть  прекращена  досрочно  в  отношении  всех  товаров  или  части  товаров,  для 
индивидуализации  которых  товарный  знак  зарегистрирован,  вследствие  неиспользования 
товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его государственной регистрации. 
Заявление  о  досрочном  прекращении  правовой  охраны  товарного  знака  вследствие  его 
неиспользования может быть подано заинтересованным лицом в палату по патентным спорам 
по истечении указанных трех лет при условии, что вплоть до подачи такого заявления товарный 
знак  не  использовался.  Бремя  доказывания  использования  товарного  знака  лежит  на 
правообладателе. 

Исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет со дня подачи заявки 

на государственную регистрацию товарного знака в Федеральный орган исполнительной власти 
по интеллектуальной собственности. Срок действия исключительного права на товарный знак 
может быть продлен на 10 лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего 
года действия этого права. Продление срока действия исключительного права на товарный знак 
возможно неограниченное число раз. Образец заявки на регистрацию товарного знака приведен 
в приложении 5. 

 

5.1.3. Наименование места происхождения товара 

 
Наименование  места  происхождения  товара  (НМПТ) –  средство  индивидуализации 

товаров  работ  и  услуг,  определено  Парижской  конвенцией  по  охране  промышленной 
собственности  (1883 г.),  и  Мадридским  соглашением  о  пресечении  ложных  или  вводящих  в 
заблуждение  указаний  происхождения  на  товарах  (1891 г.).  Россия  членом  Соглашения  не 
является. 

Правовая охрана НМПТ в России осуществляется: 
 

1) с  1992  по  2007 гг. –  Законом  РФ  от  23.09.1992  № 3520-I  «О  товарных  знаках, 

знаках обслуживания, наименованиях места происхождения товаров»; 

2) с 2007 г. – частью четвертой ГК РФ. 

 
НМПТ  –  обозначение,  представляющее  собой  либо  содержащее  современное  или 

историческое,  официальное  или  неофициальное,  полное  или  сокращенное  наименование 
страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, 
а также производное от такого наименование и ставшее известным в отношении товара, особые 
свойства  которого  исключительно  или  главным  образом  определяются  характерными 
природными условиями или людскими факторами. 

Не  признается  наименованием  места  происхождения  товара  обозначение,  хотя  и 

представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в 
Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, 


background image

Ирина Александровна Стрельникова, Марина Филипповна Малышева: «Право интеллектуальной собственности» 

50 

не связанное с местом его производства. 

Исключительное  право  на  НМПТ  возникает  только  в  результате  его  государственной 

регистрации.  Заявка  подается  (в  том  числе  через  патентного  поверенного)  в  Роспатент. 
Охранный  документ  –  свидетельство,  выдается  на  10  лет  с  правом  бесконечного  продления. 
Если географический объект, наименование которого заявляется в качестве НМПТ, находится 
на  территории  РФ,  к  заявке  прилагается  заключение  уполномоченного  Правительством  РФ 
органа  о  том,  что  в  границах  данного  географического  объекта  заявитель  производит  товар, 
особые  свойства  которого  исключительно  или  главным  образом  определяются  характерными 
для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. К 
заявке  на  предоставление  исключительного  права  на  ранее  зарегистрированное  НМПТ, 
находящегося  на  территории  РФ,  прилагается  заключение  компетентного  органа  о  том,  что  в 
границах данного географического объекта заявитель производит товар, обладающий особыми 
свойствами,  указанными  в  Государственном  реестре  наименований  мест  происхождения 
товаров Российской Федерации (Государственный реестр наименований). 

Если географический объект, наименование которого заявляется в качестве наименования 

места  происхождения  товара,  находится  за  пределами  Российской  Федерации,  к  заявке 
прилагается  документ,  подтверждающий  право  заявителя  на  заявленное  наименование  места 
происхождения товара в стране происхождения товара. 

К  заявке  также  прилагается  документ,  подтверждающий  уплату  пошлины  за  подачу 

заявки в установленном размере. 

НМПТ  охраняется  в  течение  всего  времени  существования  возможности  производить 

товар,  особые  свойства  которого  исключительно  или  главным  образом  определяется 
природными условиями или человеческим фактором. 

Исключительное  право  НМПТ  может  быть  предоставлено  любому  лицу,  которое  в 

границах  данного  географического  объекта  производит  товар  с  особыми  свойствами. 
Обладателем  исключительного  права  использования  наименования  указанного  места 
происхождения  товара  может  быть  только  лицо,  право  которого  на  использование  такого 
наименования  охраняется  в  стране  происхождения  товара.  НМПТ  может  быть 
зарегистрировано  одним  или  несколькими  гражданами  либо  юридическими  лицами. 
Распоряжение  исключительным  правом  на  наименование  места  происхождения  товара,  в  том 
числе  путем  его  отчуждения  или  предоставления  другому  лицу  права  использования  этого 
наименования, не допускается. 

На  территории  РФ  действует  исключительное  право  использования  наименования  места 

происхождения  товара,  зарегистрированное  федеральным  органом  исполнительной  власти  по 
интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным 
договором  Российской  Федерации.  Не  допускается  использование  зарегистрированного 
наименования  места  происхождения  товара  лицами,  не  имеющими  соответствующего 
свидетельства,  даже  если  при  этом  указывается  подлинное  место  происхождения  товара  или 
наименование используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как  «род»,  «тип», 
«имитация»  и т. п.,  а  также  использование  сходного  обозначения  для  любых  товаров, 
способного  ввести  потребителей  в  заблуждение  относительно  места  происхождения и  особых 
свойств товара (незаконное использование наименования места происхождения товара). 

Использованием наименования места происхождения товара считается размещение этого 

наименования, в частности: 

 

1) на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются 

к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом 
вводятся  в  гражданский оборот  на  территории  РФ,  либо  хранятся  или  перевозятся  с 
этой целью, либо ввозятся на территорию РФ; 

2) на  бланках,  счетах,  иной  документации  и  в  печатных  изданиях,  связанных  с 

введением товаров в гражданский оборот; 

3) в  предложениях  о  продаже  товаров,  а  также  в  объявлениях,  на  вывесках  и  в 

рекламе; 

4) в  сети  Интернет,  в  том  числе  в  доменном  имени  и  при  других  способах 

адресации.