Файл: 909- Право интеллектуальной собственности_Малышева, Стрельникова_2015 -254с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2020

Просмотров: 3635

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Ирина Александровна Стрельникова, Марина Филипповна Малышева: «Право интеллектуальной собственности» 

51 

 

5.1.4. Коммерческое обозначение 

 
Коммерческое  обозначение  –  обозначение,  служащее  для  индивидуализации  различного 

вида  предприятий,  принадлежащих  осуществляющим  предпринимательскую  деятельность 
юридическим 

лицам 

(включая 

некоммерческие 

организации), 

индивидуальным 

предпринимателям  при  условии  приобретения  этими  обозначениями  различительной 
способности  применительно  к  конкретной  территории.  Коммерческое  обозначение  может 
использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. 
Для индивидуализации одного предприятия не могут использоваться два и более коммерческих 
обозначений. 

Законодательно  установлен  запрет  на  использование  коммерческого  обозначения, 

совпадающего  с  фирменным  наименованием  правообладателя.  Коммерческое  обозначение  не 
является фирменным наименованием, не подлежит обязательному включению в учредительные 
документы и Единый государственный реестр юридических лиц. 

Правообладателю  принадлежит  исключительное  право  использования  коммерческого 

обозначения  в  качестве  средства  индивидуализации  принадлежащего  ему  предприятия  путем 
указания коммерческого обозначения: 

 

1) на вывесках; 
2) на бланках; 
3) в счетах и на иной документации; 
4) в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение 

обладает  достаточными  различительными  признаками  и  его  употребление 
правообладателем  для  индивидуализации  своего  предприятия  является  известным  в 
пределах определенной территории. 

 
Не  допускается  использование  коммерческого  обозначения,  способного  ввести  в 

заблуждение  относительно  принадлежности  предприятия  определенному  лицу,  в  частности 
обозначения,  сходного  до  степени  смешения  с  фирменным  наименованием,  товарным  знаком 
или  защищенным  исключительным  правом  коммерческим  обозначением,  принадлежащим 
другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее. 

Исключительное  право  на  коммерческое  обозначение  может  перейти  к  другому  лицу  (в 

том  числе  по  договору,  в  порядке  универсального  правопреемства  и  по  иным  основаниям, 
установленным законом) только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое 
обозначение используется. Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, 
если правообладатель не использует его непрерывно в течение года. 

 
 

5.2. Вопросы и задачи 

 

Вопросы 

 

1.

   Допустимо  ли  с  точки  зрения  законодательства  об  интеллектуальной  собственности 

использование изображения богини Фемиды в оттиске печати ООО? 

2.

   Чем  определяется  объем  исключительных  прав,  обеспечиваемый  свидетельством  на 

товарный знак? 

3.

   Какие  преимущества  имеются  в  системе  международной  регистрации  товарных 

знаков? 

4.

   Какие существуют условия для подачи международной заявки? Куда следует подавать 

международную заявку? 

5.

   В  чем  состоят  особенности  правовой  охраны  коллективного  и  общеизвестного 

товарного знака? 

6.

   Обязательно ли проставлять знак охраны товарного знака? 


background image

Ирина Александровна Стрельникова, Марина Филипповна Малышева: «Право интеллектуальной собственности» 

52 

7.

   Каковы последствия неиспользования товарного знака? 

8.

   Вправе  ли  организация  использовать  при  создании  своего  товарного  знака 

государственную символику, например Государственный герб РФ и герб города Москвы? 

 

Задачи 

 

Задача 5.1.

    Благотворительный фонд намерен зарегистрировать в Роспатенте несколько 

товарных знаков, среди которых: 

 

1) фамилия и имя учредителя фонда – словесный товарный знак; 
2) изображение (фотография) учредителя – изобразительный товарный знак. 

 

Вопросы.

    Имеет  ли  право  фонд  зарегистрировать  указанные  товарные  знаки?  Какие 

документы необходимо оформить для регистрации товарного знака? 

 

Задача  5.2.

    Организация  имеет  сертификат  соответствия,  зарегистрированный 

Росстандартом  в  Едином  реестре  зарегистрированных  систем  добровольной  сертификации. 
Организация подала заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака (в том же изображении 
и с теми же надписями). 

Вопрос.

    Может ли организация использовать одно изображение как в качестве товарного 

знака, так и в качестве сертификата соответствия? 

 

Задача  5.3.

    Общество  владеет  товарным  знаком  и  использует  его  при  оказании 

транспортных  услуг  населению  (наносит  на  транспортные  средства,  использует  в  рекламе  и 
т. п.).  На  федеральном  телеканале  вышел  художественный  фильм,  в  котором  на  протяжении 
всего  фильма  активно  демонстрируются  и  используются  в  сюжете  транспортные  средства  с 
нанесенным  товарным  знаком  ООО,  звучит  название  ООО.  Причем  по  сюжету  фильма 
создается негативное впечатление о компании, использующей данный товарный знак. Никакого 
договора  на  использование  товарного  знака  ООО  не  заключало.  Сюжет  фильма  является 
вымышленным. 

Вопросы.

    Правомочно  ли  использование  в  процессе  съемок  художественного  фильма 

имущества, на котором размещен товарный знак, без согласия правообладателя товарного знака 
и  собственника  этого  имущества?  Могут  ли  такие  действия,  а  также  демонстрация  снятого 
фильма  рассматриваться  как  незаконное  использование  товарного  знака?  Возможно  ли 
предъявление требований о возмещении вреда деловой репутации? 

 

Задача  5.4.

    Организация  планирует  на  своем  интернет-сайте  разместить  в 

некоммерческих целях товарный знак организации-партнера. 

Вопросы.

    Достаточно  ли  для  этого  получить  разрешение  правообладателя 

организации-партнера  или  необходимо  заключить  лицензионный  договор?  Требуется  ли 
регистрация лицензионного договора о передаче прав на товарный знак? 

 

Задача  5.5.

    По  условиям  лицензионного  договора  организации  предоставлено 

правообладателем право использования зарегистрированного товарного знака на выпускаемой 
продукции.  Правообладатель  в  договоре  также  выразил  согласие  на  использование 
изображения,  сходного  до  степени  смешения  с  данным  товарным  знаком  (организацией 
использована другая цветовая гамма). 

Вопрос.

    Может ли организация зарегистрировать на свое имя товарный знак, сходный до 

степени  смешения  по  аналогичным  классам  товаров  и  услуг  с  приобретенным  товарным 
знаком? 

 

Задача  5.6.

    Товарный  знак,  представляющий  собой  словесное  обозначение, 

зарегистрирован  организацией  как  средство  индивидуализации  по  обеспечению  пищевыми 
продуктами  и  напитками  по  29  и  30  классам  МКТУ.  Вместе  с  тем  данное  словесное 


background image

Ирина Александровна Стрельникова, Марина Филипповна Малышева: «Право интеллектуальной собственности» 

53 

обозначение  включается  в  фирменное  наименование  другой  организации  как  его  составная 
часть. 

Вопрос.

    Вправе  ли  обладатель  товарного  знака  требовать  компенсацию  за  нарушение 

исключительного  права  с  коммерческой  организации,  в  фирменном  наименовании  которой 
используется данное словесное обозначение? 

 

Задача  5.7.

    Российская  организация  занимается  оптовой  продажей  зарубежных 

канцелярских товаров, маркированных известным товарным знаком. 

Вопросы.

    Возникнет  ли  у  российской  организации  исключительное  право  на  товарный 

знак? Следует ли предусмотреть передачу исключительного права на товарный знак российской 
организации? Следует ли российской организации регистрировать этот товарный знак на свое 
имя или иным способом получить исключительное право на его использование? Каков порядок 
передачи исключительного права на товарный знак? 

 

Задача  5.8.

    Общество  использует  в  рекламе  своей  продукции  коммерческое 

обозначение, сходное до степени смешения с фирменным наименованием другой организации. 

Задание.

    Дайте правовую оценку ситуации. 

 

Задача  5.9.

    Общество  по  лицензионному  договору  использовало  интеллектуальную 

собственность организации. Впоследствии договор был расторгнут. 

Вопрос.

    Вправе ли общество продолжать использовать документы (в том числе снимать 

копии  с  документов),  которые  были  выпущены  (заключены,  выданы)  в  период  действия 
лицензионного договора и на которых нанесены товарные знаки организации? 

 

Задача  5.10.

    По  заказу  клиента  организация-производитель  изготовила  упаковку  для 

товара,  на  которой  изображен  комбинированный  товарный  знак.  Через  некоторое  время  к 
данному  производителю  обратился  другой  клиент  с  просьбой  изготовить  аналогичную 
упаковку, дизайн которой почти в точности повторяет комбинированный товарный знак. Право 
на товарный знак в настоящее время не зарегистрировано ни за одним из заказчиков. 

Вопросы.

    Может ли производитель упаковки выполнять заказы двух разных клиентов на 

изготовление  упаковки  с  аналогичным  товарным  знаком?  Возможен  ли  риск  привлечения  к 
ответственности одного из клиентов? 

 

Задача 5.11.

    Организация использует товарный знак другой организации, не имея с ней 

лицензионного соглашения. 

Вопрос.

    Как  отечественное  и  зарубежное  законодательство  трактует  это  действие?  Где 

рассматриваются подобные споры? Какие виды ответственности предусмотрены за незаконное 
использование товарного знака? 

 

Задача  5.12.

    Высшее  учебное  заведение  является  некоммерческой  организацией.  Один 

из студентов желает сокращенное наименование вуза наносить на одежду и реализовывать ее в 
коммерческих целях. 

Вопрос.

    Может  ли  вуз  запретить  использование  своего  наименования  в  коммерческих 

целях? 

 

Задача  5.13.

    Российская  организация  приобретает  импортные  товары  не  у 

производителя,  а  у  третьих  лиц  по  договору  поставки  для  последующей  перепродажи  на 
территории  РФ.  Организация  продвигает  данный  товар,  при  этом  согласия  правообладателя 
товарного знака не получалось, лицензионный договор не заключался. 

Вопрос.

    Не  нарушается  ли  российской  организацией  законодательство  о  товарных 

знаках? 

 

Задача  5.14.

    Индивидуальный  предприниматель  Иванов  осуществляет  автомобильные 

пассажирские перевозки (такси по вызову). Он зарегистрировал в Роспатенте комбинированный 


background image

Ирина Александровна Стрельникова, Марина Филипповна Малышева: «Право интеллектуальной собственности» 

54 

товарный  знак  «Такси  555»,  что  подтверждается  свидетельством  на  товарный  знак  и 
используется им в рекламе своих услуг. 

Предприниматель  Быков  также  оказывает  услуги  такси  по  вызову  в  том  же  городе.  При 

этом он использует в рекламе телефонный номер 555–222 и обозначение «Taxi 555–222». 

Вопрос.

    Нарушает  ли  права  Иванова  использование  Быковым  в  рекламе  обозначение 

«Taxi 555–222»? 

 

Задача  5.15.

    В  арбитражный  суд  обратилось  ОАО  с  иском  к  ООО  о  взыскании 

компенсации за незаконное использование товарного знака. 

Основания  иска:  ООО  изготавливало  упаковку  с  зарегистрированным  товарным  знаком 

ОАО  по  заказу  третьих  лиц на  основании  заключенных  с  ними  договоров.  При  этом  ООО  не 
осуществляло деятельности по введению в гражданский оборот товаров, производимых ОАО, 
или аналогичных им товаров, а лишь поставляло упаковку к ним. 

Вопрос.

    Нарушило  ли  ООО  исключительные  права  на  товарный  знак,  принадлежащий 

ОАО? 

 

Задача  5.16.

    Часовой  завод  обратился  в  арбитражный  суд  с  иском  о  пресечении 

нарушения прав на товарный знак к комиссионному магазину, выставившему на продажу часы, 
имеющие  изображение  его  товарного  знака,  но  производителем  которых  он  не  является. 
Возражая  против  заявленных  требований,  ответчик  ссылался  на  то,  что  он  не  является 
изготовителем часов, а только занимается их реализацией, поэтому не может быть нарушителем 
прав на товарный знак. 

Вопрос.

    Оцените доводы ответчика. 

 
 

5.3. Тест 

 

1. Срок действия свидетельства на товарный знак составляет:

   

 

а) 10 лет; 
б) 20 лет; 
в) бессрочно. 

 

2. Действие свидетельства на товарный знак:

   

 

а) не может быть продлено; 
б) может быть продлено каждый раз на десять лет в случае уплаты пошлины; 
в) может быть продлено один раз на десять лет. 

 

3. Товарный знак может быть зарегистрирован на имя:

   

 

а) юридического лица и индивидуального предпринимателя; 
б) физического лица; 
в) юридического лица. 

 

4. Передача права на товарный знак осуществляется:

   

 

а) по лицензионному договору; 
б) на основании соглашения о намерениях; 
в) по договору о возмездном оказании услуг. 

 

5. Прекращение  правовой  охраны  товарного  знака  возможно,  если  он  не 

используется в течение:

   

 

а) любых 3 лет после его регистрации; 


background image

Ирина Александровна Стрельникова, Марина Филипповна Малышева: «Право интеллектуальной собственности» 

55 

б) любых 4 лет после его регистрации; 
в) любых 5 лет после его регистрации. 

 

6. Международной  классификацией  товаров  и  услуг  для  регистрации  знаков 

предусмотрено:

   

 

а) 42 класса; 
б) 45 классов; 
в) 70 классов. 

 

7. В качестве товарного знака не может быть зарегистрировано:

   

 

а) обозначение, указывающее на вид, качество, количество, свойства товаров; 
б) имя и фамилия; 
в) графическое решение словесного обозначения. 

 

8. Содержать обозначения, вошедшие во всеобщее употребление:

   

 

а) не может; 
б) может без каких-либо ограничений; 
в) может,  если  эти  обозначения  не  занимают  на  обозначении  доминирующего 

положения. 

 

9. Предварительная экспертиза заявки на товарный знак проводится:

   

 

а) в течение 2 месяцев с даты подачи заявки в Роспатент; 
б) в течение 1 месяца с даты подачи заявки в Роспатент; 
в) срок проведения законодательством не установлен. 

 

10. Юридическое лицо может иметь:

   

 

а) только один товарный знак; 
б) неограниченное количество товарных знаков; 
в) не более пяти товарных знаков. 

 

11. Коллективным знаком признается товарный знак:

   

 

а) права на который переданы нескольким пользователям; 
б) зарегистрированный в нескольких государствах; 
в) предназначенный  для  обозначения  товаров,  производимых  или  реализуемых 

входящими  в  объединение  лицами,  обладающих  едиными  качественными 
характеристиками (товарный знак объединения). 

 

12. Общеизвестным признается товарный знак:

   

 

а) не имеющий правовой охраны; 
б) зарегистрированный на территории РФ; 
в) оба варианта верны. 

 

13. Вопрос о признании товарного знака общеизвестным рассматривается:

   

 

а) Апелляционной палатой; 
б) Палатой по патентным спорам; 
в) Высшей патентной палатой. 

 

14. По лицензионному договору могут передаваться права: