ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2020
Просмотров: 441
Скачиваний: 6
--------------------------------
<1> Мозолин В.П. Указ. соч. С. 100 - 102.
Как видно, основным (а по сути дела, и единственным) аргументом всей этой критики является ссылка на п. VIII ст. 2 Конвенции, учреждающей ВОИС. Поэтому необходимо привести текст этого пункта, который привел В.П. Мозолин и который гласит:
"(VIII) "интеллектуальная собственность" включает права, относящиеся к:
- литературным, научным и художественным произведениям,
- исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам,
- изобретениям во всех областях человеческой деятельности,
- научным открытиям,
- товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям,
- защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях".
В отличие от текста, цитируемого В.П. Мозолиным, этот текст, как видит читатель, начинается не с заглавной, а с прописной буквы (даже в английском варианте), так как ему предшествуют "забытые" В.П. Мозолиным слова: "В СМЫСЛЕ НАСТОЯЩЕЙ КОНВЕНЦИИ..." Вряд ли надо объяснять юристу, сколь важна эта ограничительная оговорка, с которой начинается ст. 2 Конвенции.
А вот в чем заключается "смысл настоящей Конвенции", т.е. Конвенции, учреждающей ВОИС, вероятно, объяснить стоит. Состоит же он в том, что "Конвенцией УЧРЕЖДАЕТСЯ ВОИС" (ст. 1), имеющая целью "содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств..." (ст. 3).
Отказаться в этой норме от слов "интеллектуальная собственность" (или другого подобного СОБИРАТЕЛЬНОГО понятия, вроде "интеллектуальных прав") практически невозможно. Тогда пришлось бы "тащить" сюда, в статью 1 Конвенции, весь текст п. VIII ст. 2 Конвенции, а затем делать это в других статьях Конвенции еще не меньше десятка раз (в частности, в ст. 4 "Функции", где "охрана интеллектуальной собственности" упоминается не то семь, не то восемь раз).
Кроме того, отказ от использования условного, приблизительного и весьма "обтекаемого" словосочетания "интеллектуальная собственность" лишний раз обнажил бы все неясности и неточности скрывающихся за ним положений. Что, например, скрывается за словами "права, относящиеся к"? Какой должна быть степень "относимости" прав, скажем, к телевизионным передачам, чтобы эти права можно было считать интеллектуальной собственностью? Или почему следует считать "относящимися к интеллектуальной деятельности" права на фирменное наименование или право защищаться от недобросовестной конкуренции? И что такое "область охраны интеллектуальной собственности"? И как далеко простираются границы области, охватывающей "все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности"? А использование такого короткого, такого простого и, главное, такого красивого выражения, как "интеллектуальная собственность", избавляет от необходимости повторять десятки раз эти неясные и неточные, во многом порожденные неизбежными для международной конвенции компромиссами положения. В Конвенции 1967 г. "интеллектуальная собственность" - это своего рода бренд для обозначения сферы деятельности ВОИС, товарный знак, зарегистрированный на товары любых классов и групп. Грубо говоря, это "вывеска на здании", распространенное название которого в Женеве не связано с архитектурой.
Но главное, почему апелляция В.П. Мозолина и иже с ним к Конвенции, учреждающей ВОИС, лишена оснований, заключается в другом. Конвенция эта представляет собой многосторонний универсальный международный договор о создании международной организации, целях ее деятельности и функциях, статусе, структуре и органах. Иными словами, это международный договор полностью ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО содержания. В этом принципиальное отличие Конвенции, учреждающей ВОИС, от большой группы международных договоров - Парижской, Бернской, Женевской, Римской конвенций, Лиссабонского соглашения, Договоров ВОИС 1996 г. и ряда других договоров, основным содержанием которых является гражданско-правовая регламентация прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. В отличие от этих договоров Конвенция, учреждающая ВОИС, не предполагает ее имплементацию в национальное законодательство государств - участников ВОИС и, вообще, не имеет непосредственного отношения к этому законодательству. Никакие конкретные обязательства в отношении этого законодательства для участвующих в ВОИС государств из учреждающей ее Конвенции НЕПОСРЕДСТВЕННО НЕ ВЫТЕКАЮТ.
Сказанное позволяет определенно утверждать, что все заявления по поводу "противоречия" понятия интеллектуальной собственности в ГК России Конвенции, учреждающей ВОИС (Стокгольмской конвенции 1967 г.), по меньшей мере наивны и свидетельствуют о непрофессионализме наших доморощенных "международников" <1>. И уж полностью на совести В.П. Мозолина лежит бездоказательное утверждение о том, что "аналогичным образом (аналогично п. VIII ст. 2 Стокгольмской конвенции. - А.М.) необходимо толковать и норму ч. 1 ст. 44 Конституции РФ".
--------------------------------
<1> Могу засвидетельствовать, что на протяжении длившихся более года непростых переговоров с ВТО и рядом участвующих в ней государств (США, Канада, Япония, Швейцария, Норвегия), предметом которых было соответствие части четвертой ГК международным обязательствам, вытекающим для России из участия в ВТО, этот вопрос не возникал и ни разу никем из участников переговоров не поднимался. См. об этом также: Павлова Е.А., Шилохвост О.Ю. Четвертая часть ГК: итоги переговоров по ВТО // Патенты и лицензии. 2008. N 7. С. 2 - 9.
Примечательно, что все последствия собирательного и весьма условного значения понятия "интеллектуальная собственность" проявились в сфере международно-правового регулирования точно так же, как и в российском национальном законодательстве.
Так же как российским законам 1992 - 1993 гг., международным договорам о регулировании отношений по поводу конкретных видов результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации совершенно не известно понятие "интеллектуальная собственность". Если не считать их использования в названии самой ВОИС и других международных организаций и союзов, слова эти не удастся обнаружить ни в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 г., ни в Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г., ни в Лиссабонском соглашении об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации 1958 г., ни в Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. Ни в каком контексте не встречаются эти слова во Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г., в Международной (Римской) конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г., в Международной конвенции по охране новых сортов растений 1961 г. Не отличаются от своих старших собратьев в этом отношении и совсем новые международные договоры в этой сфере, разработанные под эгидой и при активном участии ВОИС - Договор ВОИС по авторскому праву 1996 г. (ДАП), Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г. (ДИФ), Договор о патентном праве 2000 г. (PLT), Договор о законах по товарным знакам 2006 г. (TLT) и др.
В самостоятельном значении (не в качестве элемента названия международной организации или союза) слова "интеллектуальная собственность" появляются в международных договорах лишь тогда, когда возникает необходимость в ОБОБЩАЮЩЕМ названии прав на различные виды результатов интеллектуальной деятельности и (или) средств индивидуализации. Одним из немногих примеров таких многосторонних договоров является Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности 1994 г. (Соглашение ТРИПС), являющееся неотъемлемой частью Соглашения о создании ВТО. При этом весьма примечательно, что авторы и участники Соглашения ТРИПС, являющегося своеобразным "зонтичным" договором для Парижской, Бернской, Римской конвенций и Вашингтонского договора, посчитали понятие интеллектуальной собственности недостаточно ясным и юридизировали его, превратив в "права интеллектуальной собственности". Именно это понятие фигурирует в названии и в тексте Соглашения ТРИПС свыше тридцати раз, и дать ему вразумительное объяснение можно только исходя из того, что "интеллектуальной собственностью" в нем названы в общем виде результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, но никак не права на эти результаты и средства.
Соглашение ТРИПС, как уже сказано, один из немногих многосторонних международных договоров, в которых возникала необходимость найти обобщающее, собирательное понятие для результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации или прав на них. Но в ДВУСТОРОННИХ международных договорах, притом самых разных - об экономическом и научно-техническом сотрудничестве, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, о сотрудничестве в области использования атомной энергии, в области исследования и использования космоса, в отраслях топливно-энергетического комплекса, о военно-техническом сотрудничестве и др. - такая необходимость возникает постоянно. Картина, которая открывается взору, когда обращаешься к соответствующим обобщающим формулировкам этих двусторонних договоров (соглашений), поражает воображение. По сравнению с ними описанный выше (см. разд. II настоящей статьи) беспорядок в использовании понятия "интеллектуальная собственность" в нашем внутреннем законодательстве выглядит стройным как таблица умножения или войска, построенные на Красной площади для парада. Даже ради простого описания этой картины соответствующие формулировки договоров приходится как-то ранжировать.
На первом месте надо назвать, разумеется, те договоры, в которых "интеллектуальная собственность" определена путем прямой отсылки к Конвенции, учреждающей ВОИС, либо без такой отсылки, но совместимым с этой Конвенцией образом.
Примером прямой отсылки может служить условие о том, что "для целей настоящего Соглашения... "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ" ПОНИМАЕТСЯ В ЗНАЧЕНИИ, УКАЗАННОМ В СТАТЬЕ 2 КОНВЕНЦИИ, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности..." <1>.
--------------------------------
<1> Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества, заключенное 18 января 2005 г., ст. 1. Это и упоминаемые далее двусторонние соглашения России с другими государствами цитируются по текстам, содержащимся в СПС "КонсультантПлюс". Поэтому ссылки на официальные печатные издания, в которых опубликованы эти соглашения, не делаются.
Нет сомнений в том, что означает "интеллектуальная собственность" в положении, согласно которому "Договаривающиеся Стороны обеспечивают ЗАЩИТУ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ..." <1>.
--------------------------------
<1> Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, заключенный 16 июля 2001 г., ст. 16.
Во вторую группу можно отнести двусмысленные или неопределенные формулировки, которые каждый волен понимать по своему, в том числе и в смысле ст. 2 Конвенции, учреждающей ВОИС:
- "ПРЕТЕНЗИИ, СВЯЗАННЫЕ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ" <1>,
--------------------------------
<1> Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о долгосрочном сотрудничестве в области разработки, создания и использования ракет-носителей и размещении ракеты-носителя "Союз-СТ" в Гвиапском космическом центре, заключенное 7 ноября 2003 г., подп. 2 п. 7 ст. 9.
- "ИНФОРМАЦИЯ... МОЖЕТ СОДЕРЖАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ" <1>,
--------------------------------
<1> Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о военно-техническом сотрудничестве, заключенное 25 июня 2004 г., ст. 5.
- "В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ" <1>.
--------------------------------
<1> Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Саудовская Аравия о сотрудничестве в области нефти и газа, заключенное 2 сентября 2003 г., ст. 2; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о сотрудничестве в отраслях топливно-энергетического комплекса, заключенное 26 ноября 2004 г., ст. 2.
Начиная с третьей группы, все другие вариации "интеллектуальной собственности" в двусторонних международных договорах несут на себе явный отпечаток стремления юридизировать это понятие, так же как это происходило и в нашем внутреннем законодательстве. Самый простенький вариант - прибавление к "интеллектуальной собственности" слова "права". Так появляются "ПРЕДМЕТ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ" и "ОХРАНА ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ" <1>.
--------------------------------
<1> Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Уганда о военно-техническом сотрудничестве, заключенное 18 ноября 2003 г., ст. 6; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Перу о военно-техническом сотрудничестве, заключенное 13 апреля 2004 г., ст. 6; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, заключенное 21 сентября 2001 г., ст. 7; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики о порядке производства и ремонта в Венгерской Республике вооружения, военной техники и запасных частей к ним по лицензии бывшего СССР, заключенное 16 февраля 2005 г., ст. 2.
Четвертую группу составляют определения прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, являющиеся частью общего понятия "капиталовложения", в договорах о взаимной защите инвестиций. Этот вид капиталовложений определяется как "ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (АВТОРСКИЕ ПРАВА, ПАТЕНТЫ, ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБРАЗЦЫ, МОДЕЛИ, ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ ИЛИ ЗНАКИ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ТЕХНОЛОГИЮ, ИНФОРМАЦИЮ, ИМЕЮЩУЮ КОММЕРЧЕСКУЮ ЦЕННОСТЬ, И НОУ-ХАУ)" <1>. В другом варианте этой же формулировки говорится о "правах на интеллектуальную собственность" <2>. Несмотря на очевидную нечеткость этих условий, в качестве "интеллектуальной собственности" в них, вероятнее всего, выступают сами результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, а не права на них.
--------------------------------
<1> Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Йеменской Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений, заключенное 17 декабря 2002 г., подп. "б" ст. 1; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Сирийской Арабской Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений, заключенное 26 января 2005 г., подп. "б" ст. 1.
<2> Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Таиланд о поощрении и взаимной защите капиталовложений, заключенное 17 октября 2002 г., подп. "б" ст. 1.
Значительную по числу договоров, пятую группу образуют двусторонние соглашения России с другими государствами, где решается вопрос об охране или защите "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, СОЗДАННОЙ" в ходе двустороннего сотрудничества <1>, или о защите "ПРАВ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ, СОЗДАВАЕМУЮ" таким образом <2>, т.е. об интеллектуальной собственности как самих результатах интеллектуальной деятельности, создаваемых в процессе сотрудничества его участниками.
--------------------------------
<1> Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Восточной Республики Уругвай о военно-техническом сотрудничестве, заключенное 22 октября 2002 г., ст. 5; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Гамбия о военно-техническом сотрудничестве, заключенное 20 декабря 2002 г., ст. 6; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики о военно-техническом сотрудничестве, заключенное 20 декабря 2002 г., ст. 7; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Мали о военно-техническом сотрудничестве, заключенное 25 марта 2003 г., ст. 5; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о военно-техническом сотрудничестве, заключенное 22 апреля 2003 г., ст. 6; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македония о военно-техническом сотрудничестве, заключенное 16 октября 2003 г., ст. 5; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Чили о военно-техническом сотрудничестве, заключенное 19 ноября 2004 г., ст. 5.