Файл: право европейского союза.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2020

Просмотров: 712

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Амстердамский договор был подписан 2 октября 1997 г. и вступил в силу 1 мая 1999 г.;

- Ниццкий договор подписан 26 февраля 2001 г. и действует с 1 февраля 2003 г.

Важным достижением Европейского Союза в рассматриваемый период стало принятие им собственного "билля о правах" - Хартии Европейского Союза об основных правах, подписанной и торжественно провозглашенной 7 декабря 2000 г.



4. Лиссабонский договор о реформе Европейского Союза 2007 г.

Договор, подписанный государствами-членами в Лиссабоне 13 декабря 2007 г. Его официальное название: Лиссабонский договор 2007 г.

Основные достижения Лиссабонского договора заключаются в следующем:

1. Упрощается внутреннее устройство Европейского Союза. "Новый" Европейский Союз (Союз, реформированный Лиссабонским договором) не будет включать в себя никаких опор. Он наделяется единой компетенцией и правосубъектностью, в том числе на международной арене.

Ключевой элемент в структуре прежнего Союза - Европейское сообщество (бывшее ЕЭС) - прекращает существование, а его учредительный договор (Римский договор 1957 г.) с новым содержанием становится одним из двух учредительных документов "нового" Союза (с новым названием: "Договор о функционировании Европейского Союза").

Единственную сложность в понимании устройства "нового" Европейского Союза представляет сохранение Лиссабонским договором Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома), входящего ныне вместе с Европейским сообществом в первую опору.

В то же время поправки, внесенные Лиссабонским договором в Договор о Евратоме 1957 г., предусматривают, что Европейское сообщество по атомной энергии будет управляться непосредственно руководящими органами (институтами) Европейского Союза. Фактически Евратом превращается в своеобразный "филиал" Союза, имеющий одинаковый с ним состав государств-членов и управляемый одними и теми же людьми.

2. Устанавливается более четкое разграничение компетенции между Европейским Союзом и государствами-членами за счет выделения внутри компетенции Союза разных категорий, прежде всего "исключительной компетенции" (правовые акты, как правило, могут издаваться только Европейским Союзом) и "совместной компетенции" (правовые акты могут издаваться как Европейским Союзом, так и государствами-членами, с преимущественной юридической силой актов Союза).

3. Усиливаются механизмы защиты основных прав человека и гражданина на европейском уровне. Прежде всего Европейский Союз приобретает право и даже обязанность присоединиться в качестве отдельной стороны к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся основным "биллем о правах" подлинно общеевропейского характера, в котором участвует и Россия.

В случае такого присоединения действия и бездействие наднациональных органов Союза можно будет в конечном счете обжаловать в Европейском суде по правам человека (г. Страсбург) - так же, как в настоящее время обжалуются акты национальных органов европейских стран.


Кроме того, подготовленная в 2000 г. Хартия Европейского Союза об основных правах признана Лиссабонским договором в качестве обязательного источника права, имеющего равную юридическую силу с учредительными документами "нового" Союза (т.е. высшую юридическую силу в его правовой системе).

4. Повышается эффективность и укрепляются демократические начала в функционировании системы институтов, органов и учреждений ("организационного механизма") Европейского Союза: благодаря более частому использованию метода квалифицированного большинства (вместо единогласия) при принятии решений в межправительственных инстанциях Союза (Совете, Европейском совете), увеличению прерогатив института Союза, избираемого всеобщим прямым голосованием его граждан, - Европейского парламента, более активному привлечению к обсуждению новых законопроектов на европейском уровне парламентов государств-членов и других мер.

5. Предусматривается создание новых органов и должностных лиц Европейского Союза, в частности Европейской прокуратуры, Верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности, постоянного Председателя Европейского совета.

6. Проведена модернизация правового режима деятельности Европейского Союза в разных сферах его компетенции. Наибольшие усовершенствования вносятся в механизмы внешнеполитической деятельности Союза, прежде всего общей внешней политики и политики безопасности. В рамках внутренней политики Союза в максимальной степени были усовершенствованы положения, закрепляющие его компетенцию по вопросам создания единого "пространства свободы, безопасности и правосудия".

В учредительные документы Европейского Союза Лиссабонским договором впервые включены специальные статьи, главы, разделы, которые прямо наделяют его компетенцией принимать правовые акты по вопросам энергии, освоения космоса, спорта, туризма и др.

7. Впервые прямо предусмотрено право государств-членов на добровольный выход из состав Европейского Союза и устанавливается процедура такого выхода: подача заявления; заключение соглашения о выходе; в противном случае (если соглашение об условиях выхода между выходящим государством и Европейским Союзом не было подписано) выход может быть произведен через два года с момента подачи соответствующего заявления.

8. Также впервые в истории Европейского Союза предусмотрено установление "привилегированных отношений" с соседними государствами, не входящими в его состав. К числу таких государств в первую очередь относится Россия.

Согласно ст. 8 Договора о Европейском Союзе в редакции Лиссабонского договора "Союз развивает с соседними ему странами привилегированные отношения в целях создания пространства процветания и добрососедства, которое основано на ценностях Союза и характеризуется тесными и мирными отношениями, базирующимися на сотрудничестве".


В "новом" Союзе именно Договор о Европейском Союзе 1992 г. (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.) становится базовым учредительным документом организации. В нем закреплены главные принципы устройства Европейского Союза, а также общие правовые начала его внешней политики.



5. Понятие и сущность права Европейского Союза.

Право Европейского Союза - самостоятельная правовая система, возникшая в результате усилий по строительству "единой Европы".

Право Европейского Союза вводит единые (единообразные) правила поведения граждан и организаций во многих областях их жизни. Именно в нормах данной правовой системы закреплены принципы единого внутреннего рынка ЕС и правовой режим единой валюты евро; статус "европейских" институтов (Европейский парламент, Совет Европейского Союза и др.) и "европейских" юридических лиц ("европейское акционерное общество" и др.); условия и порядок выдачи "европейского ордера на арест", единой (шенгенской) визы и т.д.

В отличие от правовых систем отдельных государств (национального, или внутригосударственного, права) право Европейского Союза распространяет свое действие на территорию - членов Европейского Союза.

Право Европейского Союза занимает самостоятельное положение и по отношению к международному (публичному) праву, в частности, потому, что оно создается в рамках единой политической организации (Европейский Союз), наделенной властными полномочиями и обладающей рядом общих признаков с федеративным государством (федерацией).

В научной литературе оно часто характеризуется как наднациональное (надгосударственное) право. В современной западной доктрине получил также распространение термин транснациональное право, который делает акцент на способности норм Европейского Союза действовать "через" государственные границы, не ограничиваясь территорией одной-единственной страны.

Право Европейского Союза - результат нормотворческой деятельности организации Европейский Союз.

Субъектами этой деятельности выступают государства - члены Союза, действующие совместно, и его руководящие органы (институты), в том числе относящиеся к судебной власти:

- государства-члены являются субъектами нормотворческой деятельности Европейского Союза главным образом при заключении и пересмотре его учредительных договоров (Договор о Европейском Союзе и др.). Эти документы основополагающего характера составляют категорию первичного права Союза;

- аналогично правовым системам суверенных государств, наибольшая часть норм Европейского Союза содержится в регламентах, директивах, рамочных решениях и иных правовых актах "европейских" органов политической власти - институтов Союза, прежде всего в актах Европейского парламента, Совета Европейского Союза, Европейской комиссии, а также Европейского центрального банка. Количество этих документов измеряется десятками тысяч.




6. Принципы права Европейского Союза: понятие и классификация.

Принципы права Европейского союза зафиксированы в учредительных договорах, а также в решениях Европейского суда.

Принципы права ЕС — это основные начала, идеи данной правовой системы, которые определяют содержание всех сфер деятельности ЕС в целом и его государств-членов.

Принципы права ЕС включают: принципы, определяющие юридическую силу норм и источников права ЕС, их соотношение с национальным правом государств- членов; общие и специальные принципы права.

Принцип верховенства права ЕС. Означает, что правовые нормы, входящие в право, имеют приоритет перед правилами, закрепленными в законодательстве отдельного государства-члена. Данным принципом охватываются не только учредительные договора, но и все другие законодательные акты ЕС. Они обладают на территории каждой страны высшей юридической силой, даже если соответствующая страна голосовала против принятия данного документа.

Под принципом прямого действия понимается непосредственное действие и обязательная применимость норм права ЕС на всей территории Европейского союза и относительно всех субъектов европейского права.

Принцип интегрированности. Нормы права ЕС рассматриваются как автоматически интегрированные в национальные системы права государств-членов. Принцип интегрированности означает, что все нормы права ЕС автоматически внедряются в их национальные правовые системы. Они подлежат применению национальными властями и судами в том же порядке и в том же объеме, как и соответствующие нормы национального права.

Общие принципы права ЕС, сформулированные и закрепленные преимущественно решениями Европейского суда, определяют содержание и порядок принятия всех правовых актов.

Принцип охраны и защиты основных прав и свобод личности означает, что ЕС уважает основные права и свободы личности, гарантированные европейской конвенцией о защите прав и основных свобод.

Принцип равенства означает недопустимость дискриминации физических и юридических лиц в зависимости от различных социальных и правовых факторов.

Принцип субсидиарности. По этому принципу ЕС и его институты должны проявлять активность там, где государства-члены не в состоянии успешно самостоятельно решать проблемы своих народов.

В правовой системе ЕС также действуют специальные принципы, которые регулируют отдельные сферы общественной жизни (например, принципы экологической политики, принципы экономической системы и экономической политики ЕС и другие).

7. Принцип верховенства права Европейского Союза.

Принцип верховенства права ЕС означает, что правовые нормы, входящие в право, имеют приоритет перед правилами, закрепленными в законодательстве отдельного государства-члена. Данным принципом охватываются не только учредительные договора, но и все другие законодательные акты ЕС. Они обладают на территории каждой страны высшей юридической силой, даже если соответствующая страна голосовала против принятия данного документа.


8. Принцип прямого действия права Европейского Союза.

Под принципом прямого действия понимается непосредственное действие и обязательная применимость норм права ЕС на всей территории Европейского союза и относительно всех субъектов европейского права. Это говорит о том, что нормы права ЕС обязательны для всех государств-членов, институтов ЕС, а равно физических и юридических лиц, находящихся под юрисдикцией государств-членов ЕС.

9. Источники права Европейского Союза: понятие и классификация.

Источники права ЕС - документы, посредством которых устанавливаются, изменяются или прекращаются его юридические нормы.

Все источники права ЕС являются писаными документами. В праве ЕС не создаются такие источники, как правовые обычаи.

Классификации источников:

1) Источники первичного права (первичное право) - ИПП

Под источниками первичного права Евросоюза понимаются документы основополагающего характера, которые обладают высшей юридической силы.

2) Источники вторичного права (вторичное/производное право) - ИВП

Под источниками вторично права понимаются документы, которые издаются на основании первичного права и не могут ему противоречить.

3) Источники прецедентного права (прецедентное право) - ПП

Решения судов Союза, которые не только разрешают конкретные дела, но и выводят новые принципы.

Ядро правовой системы – ИПП

Самый большой объем – ИВП

Самое некодифицированные – ПП



10.Источники первичного права Европейского Союза.

Источники первичного права:

1) Учредительные договоры (включая протоколы)

Договор о ЕС 1957 года

Договор о Евроатоме 1957 года

Договор о Европейском Союзе 1992

1а) «Дополнительное первичное право» («ДПП»)

Под «ДПП» понимаются документы, изменяющие или дополняющие учредительные договоры:

А) Ревизионные договоры (Амстердамский 1997 г., Ниццкий 2001 г)

Б) Договоры о присоединении новых государств-членов

В) Решение Совета Евросоюза «О системе собственных ресурсов» от 7 июня 2007 г.

Г) «Акт об избрании представителей в Европейский Парламент всеобщим прямым голосованием» от 20 сентября 1976 года. (Акт о прямых выборах в Европарламент)

«В» и «Г» - международные договоры.



11.Источники вторичного права Европейского Союза.

Источники вторичного права

А) Правовые акты институтов союза (односторонние акты)

Б) Нормативные договоры (продукт согласования воль).

- Соглашения с третьими странами – международные договоры, которые Евросоюз заключает со странами, не входящими в его состав. С соглашениями такого рода приравниваются соглашения с международными организациями.

- Конвенции между государствами-членами («дополнительные конвенции», «внутренние конвенции»)

«Дополнительные конвенции» - международные договоры, которые заключаются в развитии норм учредительных документов Евросоюза. Участниками подобных документов могут быть только государства-члены Союза (к примеру, Конвенция от 19 апреля 1972 года «Об учреждении Европейского университета»).