Файл: право европейского союза.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2020

Просмотров: 739

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельными направлениями внешнеполитической деятельности ЕС также признаны:

- сотрудничество в поддержку развития: сотрудничество с развивающимися странами планеты, в рамках которого ЕС оказывает им помощь и предоставляет экономические льготы и преференции;

- экономическое, финансовое и техническое сотрудничество с третьими странами, которое охватывает те аспекты социально-экономических взаимосвязей, которые находятся за рамками общей торговой политики и сотрудничества в поддержку развития.

После вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г. о реформе Европейского Союза направления внешнеполитической деятельности, регулируются частью пятой Договора о функционировании Европейского Союза "Внешнеполитическая деятельность Союза". В этой части также урегулирован порядок заключения международных соглашений Союза и введения им санкций против третьих стран.

Общие принципы внешнеполитической деятельности Союза, а также положения об общей внешней политике и политике безопасности закрепляются в разделе V Договора о Европейском Союзе "Общие положения о внешнеполитической деятельности Союза и специальные положения об общей внешней политике и политике безопасности".

После вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г. основным представителем Европейского Союза на международной арене выступает Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности.

Международная правосубъектность – способность приобретать и осуществлять права и обязанности на международной арене, нести ответственность по отношению к другим странам и международным организациям, самостоятельно заключать и исполнять международные договоры.

Лиссабонский договор 2007 г., вступивший в силу 1 декабря 2009 г., положил конец искусственному разделению международной правосубъектности ЕС. Отныне Союз по всем сферам своей компетенции выступает в качестве единого субъекта права и правовых отношений, что прямо вытекает из ст. 47 ДЕС.

Международная правосубъектность ЕС может рассматриваться как охватывающая:

1) соглашения, официально заключаемые от имени ЕС в целом ("международные соглашения Союза");

2) соглашения, заключаемые от имени Евратома ("международные соглашения Евратома");

3) соглашения отдельных институтов и учреждений ЕС, которые наделены статусом юридического лица ("международные соглашения Европола" и т.п.).

Для заключения и вступления в силу все подобные соглашения нуждаются в утверждении руководящими органами Союза – как правило, Советом ЕС. Важнейшие соглашения также требуют одобрения со стороны Европейского парламента.

Заключенные Союзом международные соглашения автоматически имеют обязательную силу не только для его институтов, но и для государств-членов.



19.Механизм продвинутого сотрудничества государств-членов Европейского Союза.


Суть метода дифференцированной интеграции проста: государства-члены, которые способны и желают быстрее двигаться вперед, могут это делать, не дожидаясь остальных. Другие же, которые желают остаться в стороне, не должны им в этом препятствовать.

Известный пример — Шенгенский процесс, в рамках которого осуществляется отмена личных проверок на внутренних границах стран ЕС и вводится единый визовый режим для иностранцев («Шенгенская виза»). Сначала в нем участвовали только 5 государств-членов, действовавших на основании специальных международных договоров (Шенгенских соглашений). С 1999 г. Шенгенское право стало составной частью права Европейского Союза, однако его нормы по общему правилу не применяются к Великобритании и Ирландии, также оговорившими себе право неучастия.

Главное достоинство дифференцированной интеграции — его гибкость. Он дает возможность развивать интеграционный процесс даже тогда, когда не все государства готовы в нем участвовать. Одни государства двигаются быстрее, другие медленнее, но не мешают идущим впереди.

Итак, механизм продвинутого сотрудничества — это совокупность правил и процедур, в рамках которых осуществляется делегирование Европейскому Союзу дополнительной компетенции со стороны определенной группы государств-членов этой организации.

Продвинутое сотрудничество должно осуществляться только при соблюдении руководящих принципов, предусмотренных Договором о Европейском Союзе:

1. Прежде всего, продвинутое сотрудничество «призвано способствовать достижению целей Союза, охранять его интересы и укреплять интеграционный процесс».

Таким образом, продвинутое сотрудничество должно использоваться лишь в крайнем случае, как вынужденная мера, если невозможно развивать интеграционный процесс с участием всех государств-членов Союза.

2. Продвинутое сотрудничество «должно соблюдать Договоры и право Союза».

3. «Продвинутое сотрудничество остается в рамках границ полномочий Союза и не затрагивает сфер, относящихся к исключительной компетенции ЕС» (пар. 1 ст. 20 ДЕС).

4. Продвинутое сотрудничество «не наносит ущерба внутреннему рынку или экономическому, социальному и территориальному сплочению».

5. Продвинутое сотрудничество «не создает препятствии или дискриминации в торговле между государствами-членам и и не порождает искажений конкуренции в отношениях между ними».

6. Продвинутое сотрудничество «объединяет как минимум девять государств-членов».

7. Продвинутое сотрудничество «уважает полномочия, права и обязанности государств-членов, которые в нем не участвуют».

8. Продвинутое сотрудничество «открыто для всех государств-членов» (ст. 328 ДФЕС).

Процедура введения в действие механизма продвинутого coтрудничества включает три этапа.

1. Инициатива заинтересованных государств-членов. Как уже отмечалось, их должно быть не меньше восьми. Указанная инициатива оформляется в виде «запроса», который направляется главному исполнительному органу ЕС — Европейской комиссии.


2. Комиссия, изучив запрос, направляет предложение в главный законодательный орган ЕС — Совет Европейского Союза. Однако Комиссия вправе не выступать с таким предложением, то есть может наложить вето на инициативу продвинутого сотрудничества. В этом случае она должна указать причины своего отказа.

3. Разрешение на продвинутое сотрудничество дает Совет после консультации или с согласия Европарламента (когда предмет сотрудничества относится к сферам, в которых текущее законодательство ЕС принимается совместно двумя упомянутыми институтами). В официальном разрешении Совета указываются вопросы, которые составят предмет продвинутого сотрудничества в конкретном случае.

Государства-члены, которые изначально не пожелали участвовать в продвинутом сотрудничестве, но впоследствии изменили свое решение, могут присоединиться к данному механизму на основании решения Европейской комиссии, принятого по их просьбе.



20.Институциональный механизм Европейского Союза: понятие и элементы.

Итак, институты ЕС – это его руководящие органы, на которые возложена реализация компетенции ЕС, в том числе путем издания от имени Союза законодательных и других правовых актов.

Как и органы власти, действующие на уровне национальных государств (государственный механизм), институты ЕС, вместе взятые, образуют единую, целостную, систему – "институциональный механизм" .

Согласно ст. 13 ДЕС – "Союз располагает институциональным механизмом, призванным проводить в жизнь его ценности, осуществлять его цели, служить его интересам, интересам его граждан и государств-членов и обеспечивать последовательность, эффективность и преемственность его политики и его действий".

Каждый отдельный институт ЕС как элемент институционального механизма Союза обязан действовать "в пределах полномочий, которые предоставлены ему в Договорах, в соответствии с предусмотренными Договорами процедурами, условиями и целями". Между собой институты ЕС должны поддерживать "лояльное сотрудничество".

Вступивший в силу 1 декабря 2009 г. Лиссабонский договор 2007 г. ликвидировал деление ЕС на опоры. Отныне институты, возникшие первоначально как институты Европейских сообществ, выступают в качестве руководящих органов организации с единой компетенцией и правосубъектностью, и официально именуются институтами ЕС или европейскими институтами (Европейская комиссия, Совет ЕС и т.д.).

В то же время ввиду сохранения Лиссабонским договором Евратома как формально отдельной, но состоящей при ЕС интеграционной организации в сфере атомной энергии, институты ЕС одновременно выступают в качестве институтов Евратома, что, однако, никак не отражается на их наименовании (например, судебный институт ЕС и Евратома в настоящее время именуется "Суд Европейского Союза").


Развитие европейской интеграции и расширение компетенции ЕС обусловливает постепенное усложнение институционального механизма ЕС, что проявляется, в частности, в возрастании количества его основных элементов (институтов). В соответствии со ст. 13 ДЕС, закрепляющей базовые принципы устройства институционального механизма современного ЕС, институты располагаются в следующем официальном порядке:

первый институт – Европейский парламент – непосредственно (на основе всеобщих прямых выборов депутатов) представляет интересы всех граждан ЕС и осуществляет на европейском уровне, прежде всего, законодательную функцию;

второй институт – Европейский совет – включает высших должностных лиц государств-членов, а также самого Союза, что обеспечивает ему приоритетную роль в выработке стратегии и общих политических ориентиров для развития ЕС;

третий институт – Совет Европейского Союза (Совет) – также является представительным органом. Однако в отличие от Европейского парламента, совместно с которым он осуществляет законодательную функцию, Совет состоит из представителей каждого государства-члена в отдельности в лице уполномоченных членов национальных правительств (по одному министру от каждого государства-члена). Отсюда неофициальное обозначение Совета, широко используемое в средствах массовой информации – "Совет министров" ЕС;

четвертый институт – Европейская комиссия (Комиссия) – осуществляет в рамках ЕС и в его общих интересах многообразные функции и полномочия, которые на уровне государств обычно возлагаются на правительства и другие органы исполнительной власти;

пятый институт – Суд Европейского Союза – выступает институтом судебной власти ЕС, который рассматривает и разрешает различные дела, связанные с толкованием и применением права ЕС;

шестой институт – Европейский центральный банк (ЕЦБ) – несет ответственность за разработку и проведение единой денежной политики ЕС, в том числе за управление единой валютой ЕС евро ;

наконец, седьмой и последний институт – Счетная палата – подобно аналогичным институтам государств осуществляет контроль за надлежащим исполнением бюджета ЕС.



21.Европейский парламент: функции и полномочия.

Европейский парламент – представительный орган ЕС, осуществляющий свои полномочия на основании учредительных документо в ЕС.

В настоящее время Европейский парламент как институт, представляющий на европейском уровне общие интересы граждан ЕС, осуществляет четыре функции:

1) законодательная функция, т.е. принятие законодательных актов ЕС (совместно с Советом ЕС);

2) бюджетная функция, т.е. принятие ежегодного бюджета ЕС и других актов, относящихся к его разработке и исполнению (совместно с Советом ЕС);

3) функция политического контроля, прежде всего, за Европейской комиссией;


4) консультативная функция применительно к отдельным вопросам, по которым Европейский парламент еще не приобрел права решающего голоса (например, по вопросам, входящим в предмет ОВПБ ЕС).

Система функций Европейского парламента определяет содержание предоставляемых ему полномочий, т.е. конкретных прав и обязанностей при издании законодательных и других актов ЕС.

Законодательные полномочия – важнейший вид полномочий Европейского парламента, корреспондирующий его законодательной функции. Наличие законодательных полномочий дает возможность гражданам ЕС через непосредственно избранных ими депутатов оказывать влияние на содержание нормотворческой деятельности ЕС и принимаемых в ее рамках законодательных актов ЕС.

К бюджетным полномочиям Европейского парламента относится, прежде всего, принятие ежегодного бюджета Союза, на основе которого производятся финансовые ассигнования ЕС. Бюджет Союза издается ежегодно – в расчете на один финансовый год, который начинается 1 января и заканчивается 31 декабря.

Наиболее широкими контрольными полномочиями Европейский парламент располагает в отношении главного исполнительного института ЕС – Европейской комиссии, которая не только обязана регулярно отчитываться перед ним о своих действиях, но и может быть отправлена им в отставку путем выражения вотума недоверия (§ 8 ст. 17 ДЕС). Европейский парламент также осуществляет контроль в отношении других институтов, органов, учреждений ЕС и в некоторых случаях в отношении государств – членов ЕС.

Консультативные полномочия в законодательном процессе сохранены за Европейским парламентом только при принятии законодательных актов по некоторым, особо "чувствительным" для государств-членов вопросам, например, по вопросам налогообложения. В этих случаях Совет ЕС по-прежнему постановляет единогласно (т.е. с одобрения всех входящих в его состав представителей правительств государств-членов) "после консультации" с Европарламентом.



22.Европейский парламент: состав и организация работы.

Порядок формирования : представители государств– членов ЕС избираются в Европейский парламент прямым всеобщим голосованием. Каждое из государств– членов ЕС обладает в Парламенте определенным числом мандатов, соответствующим прежде всего численности его населения. Общее число мест – не более 750 мандатов. Периодичность всеобщих прямых выборов в Европейский парламент составляет 5 лет.

Внутренняя структура и порядок работы Европейский парламент обладает однопалатной структурой, работает на постоянной основе. Сессии Парламента проводятся ежегодно. Каждая очередная сессия собирается во второй вторник марта месяца календарного года. По инициативе депутатов и полномочных органов может быть назначено чрезвычайное заседание. Все заседания носят открытый характер. Депутаты работают на ежемесячных пленарных заседаниях изаседаниях комитетов. Работой Парламента руководит Председатель, избираемый на 2,5 года. Он руководит заседаниями палаты, осуществляет административные и дисциплинарные функции. Председателю помогают 14 вицепредседателей и 5 квесторов, которые избираются одновременно и образуют под руководством Председателя бюро парламента. Определением повестки дня и проведением прений в ходе заседания ведает Конференция председателей. Она включает Председателя Парламента и председателей политических групп (фракций), а также двух представителей от независимых депутатов.