Файл: право европейского союза.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2020

Просмотров: 733

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Свобода движения капитала в системе свобод общего рынка осуществляет три взаимосвязанные функции, которые формировались и изменялись в ходе создания общего (внутреннего) рынка Европейского Союза: - обеспечительную, поскольку она содействует реализации других

свобод, прежде всего - свободы передвижения услуг; - регулятивную, поскольку она регламентирует общественные отношения, возникающие в ходе перемещения денежных средств внутри Европейского Союза и между Союзом и третьими странами; - охранительную, поскольку она в значительной мере служит защитой внутреннего рынка Европейского Союза от внутренних и внешних негативных экономических воздействий.

Разрешенные правом Европейского Союза ограничения свободы движения капитала обусловлены следующими объективными причинами и целями: - полная либерализация движения капитала приводит к утрате контроля государств-членов за финансовыми потоками, что создает условия для

уклонения от налогообложения и легализации доходов, полученных преступным путем. В этой связи движение капитала должно быть ограничено в целях воспрепятствования использованию финансовых

инструментов в преступной деятельности и для выявления подозрительных операций;

- для защиты стратегических интересов государств-членов и Европейского Союза в целом могут быть введены ограничения по мотивам «общих интересов». Соответствие таких ограничений требованиям

учредительных документов Европейского Союза определяется и оценивается Судом Европейских сообществ. При этом, поскольку государства-члены вправе самостоятельно вводить такие ограничения, возникает опасность неконтролируемого введения таких ограничений и, соответственно, сложности в их своевременной идентификации на предмет совместимости с Учредительным договором

Существующие ограничения свободы движения капитала можно классифицировать следующим образом: - общие исключения, предусмотренные Учредительным договором; - специфические исключения, предусмотренные Учредительным договором в отношении свободы движения капитала; - специфические исключения, связанные со свободой учреждения; - исключения по мотивам «общих интересов», основанные на прецедентном праве Суда Европейских сообществ; - горизонтальные исключения, существующие в рамках регулирования других отраслей права Европейского Союза или в различных секторах экономической деятельности, связанные со спецификой деятельности в

таких секторах.



44.Правовой режим экономического и валютного союза: общая характеристика.

Общие положения об ЭВС мы можем найти в ст. 4 ДЕС, которая определяет все основные составляющие такого союза. Так, п. 1 этой статьи посвящен "экономическому" компоненту Экономического и валютного союза и определяет принцип свободной рыночной экономики со свободной конкуренцией, которыми должна руководствоваться экономическая политика Сообщества, а также те основы, на которых она должна базироваться. Таких основ три:


1) тесная координация экономических политик государств-членов;

2) внутренний рынок;

3) определение общих целей.

Пункт 2 ст. 4 ДЕС определяет "валютный" компонент ЭВС, сразу же подчиняя его экономической политике Сообщества. Этот же пункт определяет, что "валютный" компонент состоит из единой валюты, определения и проведения общей валютной политики и единой политики обменных курсов. При этом основной целью этих политик является поддержание стабильности цен, т.е. стабильность валюты и отсутствие инфляции. Это не должно противоречить поддержанию стабильности цен. Эта политика должна также поддерживать общую экономическую политику Сообщества.

Наконец, п. 3 ст. 4 ДЕС определяет основополагающие принципы, которым должна соответствовать деятельность Сообщества в рамках Экономического и валютного Союза. Ими являются:

1) стабильность цен;

2) платежеспособные государственные финансовые и валютные условия;

3) устойчивый платежный баланс.

Существенными составляющими ЭВС являются запрет на осуществление определенных операций, который будет рассмотрен ниже в связи с правовым статусом Европейского центрального банка (ЕЦБ), а также процедуры, связанные с контролем над бюджетными дефицитами государств-членов и с борьбой с чрезмерными бюджетными дефицитами. В свою очередь, "валютный" компонент ЭВС состоит из единой валютной политики Сообщества, которая основывается на единой денежной единице - евро и на единой институциональной структуре органов, предназначенных для проведения единой валютной политики. Ими является Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) с ЕЦБ во главе и Экономический и финансовый комитет (ЭФК), имеющий целый ряд консультативных функций.

Большинство государств-членов, не вошедших в "зону евро", не смогли пока сделать это, так как не отвечают необходимым критериям сближения. Это в основном восточноевропейские страны: Латвия, Литва, Эстония, Польша, Венгрия, Чехия, Болгария, Румыния, а также Швеция. Эти государства официально именуются вДоговоре о ЕС "государства-члены с изъятием".

Лиссабонский договор о реформе Европейского Союза 2007 г. не меняет рассматриваемый правовой режим ЭВС, в том числе статус государств-членов с изъятием. В то же время в дополнение к существующим правилам он предусматривает специальные положения для более тесной координации экономической политики государств-членов, входящих в "зону евро": так называемая "Еврогруппа", состоящая из министров финансов стран "зоны евро" во главе с постоянным председателем. Еврогруппа на практике функционирует уже в настоящее время, но на неформальных началах.



45.Правовой режим единой валюты «евро».


Союз создает экономический и валютный союз, денежной единицей которого является евро.

Евро является самостоятельной денежной единицей, заменяющей национальные денежные единицы государств-членов, перешедших на третий этап ЭВС. Евро стал единственно законным средством платежа.


Эмиссию единой валюты осуществляет Европейский центральный банк. Государства-члены, перешедшие наевро, конвертировали свои валюты на основе необратимо закрепленных обменных курсов, которые были определены Регламентом Совета. В соответствии с Регламентом Совета и "частное", и "официальное" ЭКЮ было конвертировано в евро по курсу один к одному, а все упоминания об ЭКЮ теперь считаются упоминаниями о евро.

Для того чтобы государства-члены перешли на евро, они должны отвечать целому ряду условий. Кроме того, сам ввод евро в действие имеет достаточно сложный механизм, состоящий из трех этапов.

Для того чтобы перейти на единую валюту, государства-члены должны соответствовать четырем критериям сближения:

1. Критерий достижения высокого уровня стабильности цен означает, что показатель цен государства-члена, характеризующий долговременный средний темп инфляции, наблюдаемый в течение года, не превышает более чем на 1,5% такой же показатель у трех государств-членов с наименьшим показателем.

2. Критерий защищенности финансового положения правительства означает, что соответствующее государство-член не обладает на данный момент чрезмерным бюджетным дефицитом, т.е. против него не возбуждена процедура чрезмерного бюджетного дефицита.

3. Критерий нормального участия в механизме обменных курсов (МОК) за последние два года. Это понятие означает, что государство-член не прилагало особых усилий для участия в этом механизме. В частности, оно не предпринимало девальвации своей валюты в отношении валюты любого другого государства-члена (в том числе на двусторонней основе).

4. Критерий сближения, достигнутый государством-членом, и его участия в МОК, отраженный в уровне долгосрочных процентных ставок, в свою очередь, означает, что в течение года государство-член имело среднюю номинальную величину долгосрочной процентной ставки, не превышающую более чем на 2 % этот же показатель у государств с наибольшим уровнем стабильности цен.



46.Правовые механизмы координации экономической политики государств-членов Европейского Союза.

Идея координации экономической политики государств-членов существует давно. В различные периоды она принимала разные формы. Инструментами финансового вмешательства Сообщества являются бюджет, ссуды, займы.

Предусмотрена выработка координации экономической политики, а именно: заседание три раза в год Совета министров экономики и финансов для того, чтобы проанализировать ситуацию и выявить направления экономической и бюджетной политики.

В 1972 году государства-члены начали согласованную программу борьбы с инфляцией. В 1974 году была принята директива, касающаяся стабильности, роста и полной занятости. Однако в 1974 году произошел нефтяной шок.

Европа наделила себя инструментом финансового вмешательства, предназначенного способствовать модернизации экономических структур посредством инвестиций. Предназначением нового инструмента Сообщества (НИС) являлось предоставление ссуд для инвестиций в инфраструктуру, особенно энергетику, производственных инвестиций малых и средних предприятий.


Новаторским был механизм для того, чтобы посредством изменений экономической политики государств-членов устранять напряжения внутри ЕВС. В рамках него был создан показатель расхождения для своевременного выявления тех европейских валют, для которых есть опасность отклонения вверх и вниз от среднего показателя Сообщества. Выход за порог отклонений должен был приводить заинтересованную страну к принятию адекватных мер, в особенности к изменению направления ее экономической и денежной политики.

Снова обстоятельства помешали правительствам перешагнуть стадию намерений в области координации экономической политики. Второй нефтяной шок изменил экономическое положение каждой из стран-членов. В 1981-1982 годах Франция считала приоритетной борьбу с безработицей, в то время как большинство ее партнеров ставили на первое место среди своих задач обуздание инфляции.

Экономический союз сводится к четырем основным элементам: единый рынок, внутри которого могут свободно перемещаться физические лица, товары, услуги и капиталы; политика конкуренции и другие меры, направленные на укрепление рыночных механизмов; общая политика, нацеленная на структурное урегулирование; координация макроэкономической политики, включая ограничительные правила по бюджету.

Был предложен поэтапный план создания Союза. Суть первого этапа — добиться единства экономической эффективности посредством усиления координации экономической и денежной политики.

На втором этапе ориентиры экономической политики принимались на уровне Сообщества большинством голосов, что требует установления ограничительных правил по бюджету.

И на третьем этапе правила и процедура Сообщества в бюджетной и макроэкономических областях станут обязательными.



47.Правовое регулирование взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза: общая характеристика.

+

48.Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Российской Федерации и Европейского Союза.



Отношения России и Европейского Союза, Европейского сообщества сегодня строятся на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, Европейскими сообществами и их го сударствами-членами, с другой стороны, заключенного 24 июня 1994 г. на о. Корфу (Греция).

СПС закладывает общие принципы сотрудничества РФ и Союза, такие как: 

— уважение демократических принципов и прав человека в смысле Хельсинского акта 1975 г. и Парижской хартии для новой Европы 1990 г.; 

— совместные усилия сторон для создания зоны свободной тор говли между ними (ст. 3); 

— построение торговых отношений на основе принципов Генерального соглашения по тарифам и торговле с учетом будущего вступления России в ВТО (ст. 4); 

— постепенное предоставление Россией режима наиболее благоприятствуемой нации в торговых отношениях (ст. 5). 

Основными направлениями экономического сотрудничества между РФ и Европейским Союзом являются: 

— развитие их соответствующих отраслей промышленности и транспорта; 

— освоение новых источников снабжения и новых рынков; 

— стимулирование научно-технического прогресса; 

— содействие стабильному развитию социальных и людских ре сурсов, занятости населения; 

— оказание содействия региональному сотрудничеству с целью гармоничного ц устойчивого развития. 

В настоящее время на основе СПС было заключено шесть двусторонних соглашений. В их числе: Соглашение между РФ и ЕС о торговле текстильными товарами 1998 г., Соглашение между РФ и ЕС о сотрудничестве в области науки и технологий 2000 г.. Соглашение между РФ и Евратомом о сотрудничестве в области ядерных ре акций 2001 г., Соглашение между РФ и Евратомом о сотрудничестве в области ядерной безопасности 2001 г., Соглашение между РФ и ЕОУС о торговле некоторыми изделиями из стали 2002 г. Опираясь также на положения СПС, 6 ноября 2003 г. в Риме было заключено Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией (Европол). Все это позволяет говорить о том, что сегодня на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве объективно формируется целая система двусторонних соглашений между Россией и Европейским Союзом. 

49.Секторные соглашения Российской Федерации и Европейского Союза.


Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом 1994 г. заложило прочный фундамент для развития диалога сторон по политическим, экономическим, культурным вопросам в начале XXI столетия. Соглашение 1994 г. носит базовый характер, оно содержит общие положения о сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией. СПС имеет рамочный характер, так как многие его положения нуждаются в дальнейшем развитии и конкретизации в рамках специальных двусторонних соглашений по отдельным вопросам: 

-Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Европейским Союзом о защите секретной информации.

-Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским Сообществом о сотрудничестве в области рыболовства и сохранения живых морских ресурсов в Балтийском море.

-Соглашение между Российской Федерацией и Европейским союзом об участии Российской Федерации в военной операции Европейского союза в Республике Чад и Центральноафриканской.

-Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом о торговле некоторыми изделиями из стали.

-Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза.

-Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии.

-Соглашение между Российской Федерацией и Европейским Союзом относительно участия Российской Федерации в Полицейской миссии Европейского Союза в Боснии и Герцеговине.

-Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией.

-Соглашение о возобновлении действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий.

-Соглашение в форме обмена письмами между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом, устанавливающее систему двойного контроля без количественных ограничений в отношении экспорта некоторых изделий из стали из Российской Федерации в Европейское сообщество.

-Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий.

-Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом о торговле текстильными товарами.
-Дополнительное соглашение в форме обмена письмами между ЕЭС и РФ о кредитных гарантиях для поставки сельскохозяйственных товаров и продуктов питания из Сообщества в Россию.

-Соглашение в форме обмена письмами между ЕЭС и СССР о кредитных гарантиях для экспорта сельскохозяйственных товаров и продуктов питания из Сообщества в СССР.



50.Дорожные карты о формировании общих пространств Российской Федерации и Европейского Союза.

На встрече в верхах "Россия - Европейский Союз", проходившей 10 мая 2005 г. в Москве, были подписаны программные документы о постепенном формировании между нашей страной и Союзом "общих пространств" в четырех важнейших сферах сотрудничества и взаимной интеграции. Документы получили название "Дорожные карты".