ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2020
Просмотров: 732
Скачиваний: 1
12.Источники прецедентного права Европейского Союза.
Прецедентное право/судебная практика Европейского Союза создается в ходе толкования Судом положений учредительных документов и других источников первичного и вторичного права организации.
Давая официальное толкование, Суд, однако, не только разъясняет смысл действующих правоположений, но и весьма часто выводит из них новые принципы и нормы. Именно таким путем были сформулированы принципы верховенства и прямого действия права Европейского Союза, многие "общие принципы права Сообщества", а также значительное число более специальных норм, действующих в рамках отдельных отраслей права Союза. Установленные Судом правила в дальнейшем служат источником, который используется при разрешении дел судебными органами всех государств-членов.
Суд Европейских сообществ, со своей стороны, также руководствуется принципами и нормами, установленными им ранее. По этой причине в новых решениях Суда постоянно можно встретить ссылки на "сложившееся прецедентное право", "установившуюся судебную практику".
13.Система права Европейского Союза.
Учитывая
особенности устройства и компетенции
ЕС, в системе права выделяются следующие
комплексные отрасли:
*
Право экономической интеграции –
правила, направленные на защиту и
регулирование принципов общего рынка,
свободы, движения товаров, услуг,
трудящихся, капиталов и платежей.
*
Группы правовых норм, закреплённые в
учредительных договорах, в правовых
актах институтов ЕС, которыми осуществляется
регулирование общественных отношений
в области различных общих политик ЕС,
в том числе валютно-экономической
политики.
*
Институционное право – положения,
регулирующие порядок формирования,
деятельности и полномочия институтов
Европейского Союза. В некоторых научных
работах институционное право ЕС далее
подразделяется на конституционное и
административное право. Последнее
включает также процессуальные нормы,
связанные с обжалованием в Европейском
Суде действий и решений институтов ЕС.
14.Компетенция Европейского Союза: понятие и особенности.
Компетенция Европейского Союза, впрочем, как и компетенция иной организации, должностного лица или органа обычно представляет собой единство полномочий и предметов ведения. Последними из перечисленных выше являются некоторые вопросы и сферы общественной жизни по которым Европейский Союз имеет право принимать решения. Полномочия же являются обязанности и права Союза в подведомственным ему определённых сферах общественной жизни. Компетенция считается важнейшей характеристикой правового статуса Европейского Союза в качестве наднациональной интеграционной организации. Именно в фактических рамках компетенции ЕС, а также его институты издают различные акты по так называемым вопросам функционирования общего рынка (внутреннего) ЕС, валютного и экономического союза, включая вместе с тем единую валюту, а также создание пространства свободы, правосудия и безопасности, а также иных аспектов внешней и внутренней политики.
По сути, компетенция Европейского Союза – властная (так называемая компетенция публичной власти), ведь она включает в себя различные полномочия на издание различных актов индивидуального и нормативного характера, которые обладают обязательной юридической силой на всей территории ЕС.
Осуществляемые Европейским Союзом прерогативы появились из-за добровольного позволения государств-членов уступить собственными суверенными правами в различных областях. По собственному происхождению данная компетенция ЕС – делегированная и производная, так как она получена от государств-членов.
По данному признаку, возведённому Лиссабонским договором в разряд принципа «наделения компетенцией» исходит следующее: за государствами-членами должна сохраняться так называемая остаточная компетенция, то есть все полномочия принятия решений по вопросам, которые не относятся к компетенции самого Европейского Союза. При этом, учреждения, органы и институты ЕС имеют право действовать лишь тогда, когда описанная компетенция предусматривалась ранее в учредительных документах.
Такие учредительные документы Союза содержат «лазейки-статьи», которые позволяют европейским институтам издавать различные обязательные акты по тем вопросам, что не были прямо отнесены к ведению Европейского Союза, однако являются важными для нормальной работы единого рынка ЕС или для расширения его интеграционных целей.
15.Категории и сферы компетенции Европейского Союза: общая характеристика.
В соответствии с учредительными документами ЕС компетенция ЕС подразделяется на отдельные сферы – сферы компетенции. Термин "сферы компетенции" ЕС служит для обозначения предметов ведения и направлений деятельности Союза в разных областях общественной жизни, при этом сферы компетенции ЕС могут иметь не только секторный характер (например, "транспорт", "промышленность", "сельское хозяйство" и т.д.), но и проблемно-ориентированный характер, т.е. относиться к определенным проблемам или задачам, решению которых должен содействовать Европейский Союз (например, "экономическое, социальное и территориальное сплочение" государств-членов).
После реформы Лиссабонского договора в целях более четкого разграничения компетенции ЕС и компетенции, сохраняющейся за государствами-членами, сферы компетенции Союза были сгруппированы в категории – категории компетенции. Критерием деления компетенции ЕС на категории служит различный объем суверенных прав, переданных государствами-членами Европейскому Союзу в соответствующих областях общественной жизни. Для каждой категории компетенции характерно определенное, присущее только ей соотношение полномочий ЕС и государств-членов.
В соответствии со ст. 2 ДФЕС компетенция ЕС подразделяется на три основные категории – исключительную, совместную и вспомогательную.
Исключительная компетенция – это категория, в рамках которой государства-члены полностью отказались от суверенных прав в пользу ЕС. Как гласит § 1 ст. 2 ДФЕС: "Когда Договоры предоставляют Союзу исключительную компетенцию в определенной сфере, только Союз может законодательствовать и принимать юридически обязательные акты; государства-члены не могут сами осуществлять подобные действия, кроме как в случае, если они уполномочены на это Союзом, или в целях претворения в жизнь актов Союза".
Перечень сфер исключительной компетенции включает в себя пять элементов, относящихся как к внутренней политике (внутренней компетенции), так и к внешней политике (внешней компетенции) ЕС:
1) таможенный союз
2) установление правил конкуренции, необходимых для функционирования внутреннего рынка;
3) денежная политика в отношении государств-членов, денежной единицей которых является евро;
4) сохранение морских биологических ресурсов в рамках общей политики в отношении рыболовства (включая установление квот на вылов рыбы в территориальных водах государств- членов);
5) общая торговая политика, предметом которой являются внешнеторговые связи ЕС и третьих стран.
Совместная компетенция – категория компетенции ЕС, сходная с предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, предусмотренными в ст. 72 Конституции РФ. В рамках совместной компетенции государства-члены передали суверенные права ЕС, в том числе по изданию законодательных актов, но сами не отказались полностью от их осуществления. Однако если по определенному вопросу совместной компетенции издан и юридически обязательный акт Союза, и юридически обязательные акты государств-членов, то акт Союза имеет приоритет в силу принципа верховенства права ЕС.
Общий перечень сфер совместной компетенции:
1) внутренний рынок;
2) социальная политика (применительно к аспектам, определенным в специальных разделах части третьей ДФЕС, прежде всего, в разделе X "Социальная политика");
3) экономическое, социальное и территориальное сплочение;
4) сельское хозяйство и рыболовство (кроме сохранения морских биологических ресурсов, которое отнесено к исключительной компетенции ЕС);
5) окружающая среда;
7) транспорт;
8) трансъевропейские сети (транспортные, телекоммуникационные, энергетические);
9) энергия;
10) пространство свободы, безопасности и правосудия;
11) общие проблемы безопасности в сфере здравоохранения;
12) научные исследования, технологическое развитие и космос;
13) сотрудничество в поддержку развития (содействие развивающимся странам) и гуманитарная помощь.
Вспомогательная компетенция – это категория компетенции, в рамках которой Союз оказывает различные виды содействия государствам-членам, в том числе финансовыми средствами (из бюджета ЕС). Однако установление правил поведения участников общественных отношений в соответствующих областях осуществляется только национальным законодательством. В отличие от исключительной и совместной компетенции ЕС не может здесь производить гармонизацию (в том числе унификацию) национального законодательства.
В соответствии со ст. 6 ДФЕС сферами вспомогательной компетенции Союза являются:
1) охрана и улучшение здоровья людей (кроме общих проблем безопасности в сфере здравоохранения, отнесенных к совместной компетенции ЕС);
2) повышение конкурентоспособности промышленности ЕС, в том числе на международной арене;
3) культура;
4) образование, профессиональное обучение, молодежь и спорт;
5) гражданская оборона;
6) административное сотрудничество
16.Цели и принципы компетенции Европейского Союза.
Цели ЕС – основные направления создания и деятельности ЕС. К числу целей ЕС относятся:
1) в сфере прав и свобод человека – содействие утверждению мира, общих ценностей и благосостояния народов. ЕС призван обеспечить своим гражданам свободу, безопасность, законность, которые утверждаются на всем пространстве ЕС независимо от внутренних границ. В отношениях с внешним миром ЕС провозглашает целью продвижение и защиту своих ценностей и интересов;
2) в сфере экономики – ЕС ставит своей целью построение единого внутреннего рынка и обеспечение свободной и добросовестной конкуренции. К числу важнейших целей ЕС отнесены прогрессивное и устойчивое развитие, обеспечивающее сбалансированный экономический подъем, построение социальной рыночной экономики, содействие занятости и социальному прогрессу, защита иулучшение качества окружающей среды, обеспечение научного и технического прогресса;
3) в социальной сфере – борьба против социального отчуждения, дискриминации, содействие справедливости и социальной защите, обеспечение равноправия мужчины и женщины, солидарность поколений и защита прав ребенка. Среди важнейших целей ЕС фигурируют экономическая, социальная и территориальная сплоченность и солидарность между государствами-членами. ЕС призван также уважать богатство и разнообразие национальных культур и языков и обеспечивать защиту и развитие общеевропейского культурного достояния.
Принципы компетенции Европейского Союза – это основные начала, исходя из которых, ЕС приобретает и осуществляет свою компетенцию. В соответствии с § 1 ст. 5 ДЕС принципами компетенции Союза являются:
– принцип наделения компетенцией, который "регулирует границы компетенции Союза";
– принцип субсидиарности и принцип пропорциональности, которые "регулируют осуществление данной компетенции".
Принцип наделения компетенцией является отражением делегированного происхождения компетенции Союза. Европейский Союз учрежден европейскими государствами, которые и наделяют его компетенцией посредством учредительных документов ЕС. Следовательно, компетенция, не закрепленная за Союзом в ДЕС или ДФЕС, сохраняется за государствами-членами.
Принцип субсидиарности и пропорциональности – ЕС при осуществлении своих полномочий, если он действует вне сферы исключительной компетенции, должен принимать на себя реализацию необходимых мер только в том случае, если они не могут быть должным образом и эффективно осуществлены на уровне государств-членов.
17.Внутренняя компетенция Европейского Союза.
Внутренняя компетенция Европейского Союза – это компетенция, предметом которой являются общественные отношения, складывающиеся внутри ЕС.
В рамках своей внутренней компетенции ЕС может регулировать как отношения, затрагивающие несколько государств-членов (например, в контексте свободы передвижения товаров на едином внутреннем рынке ЕС), так и отношения, которые складываются внутри одного-единственного государства-члена(например, в контексте мероприятий ЕС по охране окружающей среды или защите потребителей).
Во внутреннюю компетенцию ЕС также включаются отношения, возникающие при пересечении людьми, товарами, капиталами внешних границ ЕС, т.е. границ государств-членов со странами, не входящими в ЕС. Например, к внутренней компетенции ЕС относятся такие направления деятельности Союза, как общая визовая, иммиграционная политика и политика предоставления убежища, предметом которых являются условия въезда и пребывания в ЕС граждан третьих стран. Аналогичным образом, установление таможенных пошлин и сельскохозяйственных сборов на товары, ввозимые на единую таможенную территорию ЕС или вывозимые с этой территории, также является вопросом внутренней компетенции ЕС.
Напротив, когда Союз в качестве субъекта международного права вступает во взаимосвязи с третьими странами или международными организациями, то подобные отношения международно-правового характера выступают объектом его внешней компетенции.
Основным источником полномочий институтов ЕС в рамках внутренней компетенции выступает часть третья "Внутренняя политика и деятельность Союза" ДФЕС, насчитывающая 24 раздела по различным сферам внутренней компетенции.
Некоторые полномочия в области внутренней компетенции также закрепляются в других частях ДФЕС, а полномочия по регулированию использования ядерной энергии, осуществляемые институтами ЕС в рамках Европейского сообщества по атомной энергии, – в Договоре о Евратоме (раздел II "Положения по содействию прогрессу в области ядерной энергии").
18.Внешняя компетенция и международная правосубъектность Европейского Союза.
Внешняя политика Европейского Союза - это политика, которую Союз проводит в отношении государств, не входящих в его состав (третьих стран). Внешняя политика Европейского Союза развивается по нескольким направлениям, в рамках которых его институты наделены разным объемом полномочий.
Старейшей и наиболее эффективной сферой международной деятельности Союза служит внешнеторговая политика, которая официально именуется "общая торговая политика". Общая торговая политика базируется на таможенном союзе в рамках ЕС и относится к исключительной компетенции Сообщества. Именно в рамках данной политики ЕС издает антидемпинговое законодательство, заключает торговые и тарифные соглашения с иностранными государствами.