Файл: право европейского союза.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2020

Просмотров: 736

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гражданство Союза имеет дополнительный характер по отношению к национальному гражданству, что прямо предусмотрено в учредительных документах ЕС: "Учреждается гражданство Союза. Гражданином Союза является каждое лицо, имеющее гражданство государства-члена. Гражданство Союза дополняет собой национальное гражданство и не подменяет его".

Таким образом, гражданами Союза автоматически признаются все лица, имеющие гражданство любого из государств  членов ЕС. Приобретение национального гражданства (например, гражданства Германии) влечет за собой признание лица гражданином Союза. Справедливо и обратное: утрата немецкого или иного национального гражданства означает потерю гражданства ЕС.

Дополнительный характер гражданства Союза как устойчивой правовой связи граждан государств-членов непосредственно с ЕС влечет за собой для его обладателей приобретение дополнительных прав – прав гражданина Союза:

право свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов (т.е. на территории всех стран ЕС, а не только своего родного государства);

право избирать и быть избранным в Европейский парламент, а также на муниципальных выборах в государстве-члене, где они проживают, на тех же условиях, что и граждане данного государства (например, право немецкого гражданина, проживающего во Франции, избирать и быть избранным в Европарламент и муниципальные органы наравне с французскими гражданами);

на территории третьей страны, где не представлено государство-член, гражданами которого они являются – право пользоваться защитой со стороны дипломатических и консульских учреждений любого государства-члена на тех же условиях, что и граждане данного государства (например, латвийский гражданин, оказавшийся в трудном положении на территории африканской страны, где отсутствует посольство/консульство Латвии, имеет право обращаться за помощью в посольство/консульство любого другого государства-члена, а последнее обязано оказать ему такую помощь).

"право направлять петиции Европейскому парламенту" по любому вопросу, который относится к сферам деятельности Союза и непосредственно его затрагивает;

"право подавать жалобы Европейскому омбудсману" в отношении случаев нарушения порядка управления в деятельности институтов, органов и учреждений Союза, кроме Суда ЕС при осуществлении им своих юрисдикционных функций ;

"право обращаться к институтам и консультативным органам Союза на любом из языков Договоров и получать ответ на том же самом языке";

"право доступа к документам институтов, органов и учреждений Союза независимо от их носителя".



37.Принципы правового положения человека и гражданина в Европейском Союзе.

Принцип равенства – ключевой в системе принципов правового положения человека и гражданина в демократическом обществе. Он призван обеспечить одинаковые условия реализации всех прав и свобод всеми людьми, воспрепятствовать дискриминации или, наоборот, созданию необоснованных привилегий для отдельных лиц или социальных групп. В связи с этим в качестве синонимов или близких по значению терминов в праве ЕС наряду с "равенством" (англ. equality; франц. egalite) используются такие слова и выражения, как "недискриминация" (англ., франц. non-discrimination) и "равноправие", дословно "равное обращение" или "равенство в обращении" (англ. equal treatment; франц. egalite de traitement).


Юридическое равенство: "Все равны перед законом".

Социальное равенство означает запрет дискриминации в зависимости от социальной группы или категории, к которой принадлежит человек, а именно, дискриминации "по признакам пола, расы, цвета кожи, этнического или социального происхождения, языка, религии или убеждений, политических или любых иных взглядов, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного положения, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации".

Запрет дискриминации по признаку национального гражданства, т.е. дискриминации между гражданам и государств-членов.

Равенство женщин и мужчин (в источниках и нормах правах ЕС с начала XXI в. женщин, как правило, ставят на первое место).

Принцип уважения прав человека означает, что во всех сферах деятельности органы публичной власти приоритетное внимание должны уделять обеспечению прав и свобод человека, сами не нарушать их.

Принцип гарантированности прав и свобод направлен на то, чтобы субъективные права и свободы личности, продекларированные в юридических нормах, соблюдались на деле, были реальными, а не фиктивными.









38.Основные права и свободы человека и гражданина в Европейском Союзе.

Основные права и свободы человека и гражданина представляют собой наиболее важные, неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина, из которых проистекают все остальные его нрава как человеческого существа и как члена общества.

Личные права образуют самый глубокий и фундаментальный пласт в системе основных прав и свобод. Они гарантируют достоинство и свободу человека как самостоятельной личности и как субъекта гражданского общества, это:

Право на человеческое достоинство, Право на жизнь, Право на целостность личности, Право на свободу и личную неприкосновенность, Право на уважение частной и семейной жизни, Право на защиту персональных данных, Право на вступление в брак и право на создание семьи, Свобода мысли, совести и религии, Свобода выражения мнений и свобода информации, Свобода передвижения и проживания, Право на убежище.

Политические права и свободы, в отличие от личных, неразрывно связаны с функционированием государства. Они обеспечивают участие личности в формировании и осуществлении политической власти, это:

Право на участие в демократической жизни Союза, Право на свободные выборы, Избирательные права в трансграничном контексте, Свобода собраний и свобода ассоциаций, Право на хорошее управление, Право доступа к документам институтов, органов и учреждений ЕС, Право петиций в Европейский парламент.

Основные экономические, социальные и культурные права обеспечивают справедливое участие людей в пользовании материальными и духовными благами, существующими в обществе. Это:

Свобода экономической деятельности, Право собственности, Трудовые и связанные с ними права наемных работников, Социально-экономические нрава категорий населения, нуждающихся в повышенной социальной защите, Право на защиту семьи, материнства и детства, Право на социальное обеспечение и социальную помощь, Право на здравоохранение, Свобода искусства и науки, Право на образование, Экологические права, Права потребителей.






39.Правовой режим единого внутреннего рынка Европейского Союза: общая характеристика.

"Внутренний рынок охватывает пространство без внутренних границ, в котором согласно положениям Договоров обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов".

Благодаря созданию таможенного союза территории государств- членов были объединены в единую таможенную территорию, внутри которой отменены таможенные пошлины и равнозначные сборы для всех товаров (в том числе импортированных из третьих стран), а на внешних границах действует общий таможенный тариф.

Неотъемлемым аспектом юридической модели внутреннего рынка также выступают положения об охране конкуренции на всем пространстве ЕС. Эти положения относятся как к предприятиям (например, запрет антиконкурентных соглашений , или запрет злоупотребления доминирующим положением), так и к государствам-членам (например, запрет государственной помощи предприятиям, когда такая помощь "искажает или угрожает исказить конкуренцию путем создания преимуществ для отдельных предприятий и производств" ).

В контексте регулирования внутреннего рынка осуществляется и деятельность ЕС в области налогообложения. Соответствующие правила учредительных документов запрещают государствам-членам дискриминировать с помощью более высоких налогов продукцию из других государств-членов и поручают Совету ЕС провести гармонизацию косвенных налогов.

Внутренний рынок как сфера компетенции Союза предусматривает осуществление его институтами ЕС двух видов мероприятий.

Во-первых, это охранительные мероприятия, т.е. меры, призванные воспрепятствовать нарушению правил внутреннего рынка, непосредственно закрепленных в учредительных документах, прежде всего, свобод передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов.

Во-вторых, ЕС осуществляет регулятивные мероприятия, посредством которых устанавливаются нормы вторичного права, содействующие эффективному функционированию внутреннего рынка ЕС. Регулятивные мероприятия, как правило, оформляются законодательными актами, принимаемыми законодательными институтами ЕС (Европейским парламентом и Советом) по предложению Комиссии. 

Внутренний рынок ЕС выступает сферой компетенции ЕС, относящейся к категории совместной компетенции. Это означает, что государства-члены не лишены права устанавливать дополнительные правила по вопросам функционирования внутреннего рынка в части, не противоречащей праву ЕС.





40.Принцип свободного передвижения товаров на едином внутреннем рынке Европейского Союза.

Свобода передвижения товаров: включает в соответствии с Договором о ЕС три элемента:
1.Отмена таможенных пошлин и сборов, имеющих равнозначный эффект. «Таможенные пошлины на импорт и экспорт и равнозначные им сборы между государствами-членами запрещены. Это запрещение относится также к таможенным сборам фискального характера».


2. Запрет дискриминационного внутригосударственного налогообложения. Статья 90 Договора о ЕС запрещает дискриминационное и протекционистское налогообложение в государствах-членах: «Ни одно государство-член не будет облагать, прямо или косвенно, продукцию из других государств-членов внутренними налогами любого характера в размерах, превышающих обложение, прямое или косвенное, которому подвергается аналогичная национальная продукция. Кроме того, ни одно государство-член не будет облагать продукцию других государств-членов внутренними налогами с целью косвенной защиты другой продукции». 

3. Запрет количественных ограничений на экспорт и импорт, а также мер, равнозначных им. Ст. 28 гласит: «В торговле между государствами-членами запрещаются количественные ограничения на импорт, а также любые равнозначные меры». 



41.Принцип свободного передвижения лиц на едином внутреннем рынке Европейского Союза. Соотношение свободы передвижения работников и свободы учреждения.

Свобода передвижения лиц – один из четырех основных принципов функционирования Внутреннего рынка ЕС.

Основные положения, касающиеся свободы передвижения лиц заложены учредительных договорах и в Директиве о свободе передвижения лиц. Эта Директива позволяет свободно перемещаться и выбирать место жительства в соответствии с наилучшими условиями для жизни, а также предоставляет возможность выбора работы, независимо от национальной принадлежности и изначального государства проживания.


Свобода передвижения лиц в широком смысле состоит из нескольких блоков правовых норм:

а) правовые нормы, регулирующие свободу передвижения неработающих граждан ЕС с целью проживания;

б) правовые нормы, регулирующие свободу передвижения трудящихся, а также членов их семей;
в) правовые нормы, регулирующие свободу передвижения трудящихся и иных лиц, не являющихся гражданами ЕС;

г) Шенгенские соглашения, инкорпорированные в право ЕС Договор, и его право;

д) нормы, регулирующие свободу учреждения, т.е. вариант свободы передвижения, но для юридических лиц и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Свобода передвижения лиц в узком смысле охватывает только свободу передвижения работников-мигрантов и членов их семей.

Свобода передвижения работников, как одна из составляющих свободы передвижения лиц, заключается в наличии у работника права принимать реально сделанные предложения работодателей, беспрепятственно перемещаться внутри ЕС в целях трудоустройства, оставаться на территории государства-члена ЕС как в целях трудоустройства, так и после окончания трудовой деятельности.

Госу­дарствам-членам позволено ограничивать свободу передвижения ра­ботников по мотивам общественного порядка, общественной без­опасности и здравоохранения (эпидемии, или иные инфекционные либо связанные с распростра­нением паразитов заболевания). Факт прежней судимости не является основанием для выдворения.


Свобода учреждения, в зависимости от состава субъектов, ее осуществляющих, включает: свободу передвижения предпринимателей и свободу создания юридических лиц и иных объединений коммерческого характера (обществ).

Договор о ЕС содержит два ограничения свободы учреждения. Во-первых, положения о свободе учреждения не применяются к деятельности, связанной с выполнением официальных обязанностей. Во-вторых, государства-члены могут по собственной инициативе ограничивать свободу учреждения по мотивам общественной безопасности, общественного порядка и здравоохранения.





42.Принцип свободного передвижения услуг на едином внутреннем рынке Европейского Союза.

В рамках нижеследующих положений запрещаются ограничения свободного предоставления услуг внутри Союза гражданами государств-членов, учредившими собственное дело в ином государстве-члене чем то, где находится получатель услуги.

Услуги, в частности, включают:

а) деятельность промышленного характера;

b) деятельность торгового характера;

c) ремесленную деятельность;

d) деятельность свободных профессий.

Без ущерба положениям главы о праве учреждения поставщик услуги в целях ее предоставления может временно осуществлять свою деятельность в государстве-члене, где предоставляется услуга, на тех же условиях, какие данное государство предъявляет к своим собственным гражданам.

Свободное передвижение услуг в транспортной сфере регулируется положениями раздела о транспорте.

Либерализация банковских и страховых услуг, которые связаны с перемещениями капиталов, должна проводиться согласованно с процессом либерализации передвижения капиталов.

В целях либерализации конкретных услуг Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой и после консультации с Экономическим и социальным комитетом, принимают меры посредством директив.

По общему правилу, указанные в параграфе 1 директивы обращаются в приоритетном порядке к тем услугам, которые непосредственно входят в издержки производства товаров или либерализация которых способствует облегчению товарооборота.

Государства-члены стараются провести либерализацию услуг сверх той меры, которая является обязательной согласно директивам, если их общее экономическое положение и положение в заинтересованном секторе позволят им сделать это.

Комиссия направляет соответствующим государствам-членам рекомендации с этой целью.

До тех пор, пока не отменены ограничения свободного предоставления услуг, каждое из государств-членов применяет их ко всем поставщикам услуг, не проводя различий по признаку национального гражданства или места жительства.





43.Принципы свободного передвижения капиталов и платежей на едином внутреннем рынке Европейского Союза.

Свободу движения капитала можно определить как основополагающий принцип общего рынка, представляющий собой совокупность прав и обязанностей граждан Европейского Союза и юридических лиц, зарегистрированных в Европейском союзе (а в некоторых случаях - иностранных лиц), связанных со свободным перемещением капиталов между государствами-членами и между государствами-членами и третьими странами, с учетом ограничений, предусмотренных правом Европейского Союза.