ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2020
Просмотров: 736
Скачиваний: 1
Гражданство Союза имеет дополнительный характер по отношению к национальному гражданству, что прямо предусмотрено в учредительных документах ЕС: "Учреждается гражданство Союза. Гражданином Союза является каждое лицо, имеющее гражданство государства-члена. Гражданство Союза дополняет собой национальное гражданство и не подменяет его".
Таким образом, гражданами Союза автоматически признаются все лица, имеющие гражданство любого из государств – членов ЕС. Приобретение национального гражданства (например, гражданства Германии) влечет за собой признание лица гражданином Союза. Справедливо и обратное: утрата немецкого или иного национального гражданства означает потерю гражданства ЕС.
Дополнительный характер гражданства Союза как устойчивой правовой связи граждан государств-членов непосредственно с ЕС влечет за собой для его обладателей приобретение дополнительных прав – прав гражданина Союза:
– право свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов (т.е. на территории всех стран ЕС, а не только своего родного государства);
– право избирать и быть избранным в Европейский парламент, а также на муниципальных выборах в государстве-члене, где они проживают, на тех же условиях, что и граждане данного государства (например, право немецкого гражданина, проживающего во Франции, избирать и быть избранным в Европарламент и муниципальные органы наравне с французскими гражданами);
– на территории третьей страны, где не представлено государство-член, гражданами которого они являются – право пользоваться защитой со стороны дипломатических и консульских учреждений любого государства-члена на тех же условиях, что и граждане данного государства (например, латвийский гражданин, оказавшийся в трудном положении на территории африканской страны, где отсутствует посольство/консульство Латвии, имеет право обращаться за помощью в посольство/консульство любого другого государства-члена, а последнее обязано оказать ему такую помощь).
– "право направлять петиции Европейскому парламенту" по любому вопросу, который относится к сферам деятельности Союза и непосредственно его затрагивает;
– "право подавать жалобы Европейскому омбудсману" в отношении случаев нарушения порядка управления в деятельности институтов, органов и учреждений Союза, кроме Суда ЕС при осуществлении им своих юрисдикционных функций ;
– "право обращаться к институтам и консультативным органам Союза на любом из языков Договоров и получать ответ на том же самом языке";
– "право доступа к документам институтов, органов и учреждений Союза независимо от их носителя".
37.Принципы правового положения человека и гражданина в Европейском Союзе.
Принцип равенства – ключевой в системе принципов правового положения человека и гражданина в демократическом обществе. Он призван обеспечить одинаковые условия реализации всех прав и свобод всеми людьми, воспрепятствовать дискриминации или, наоборот, созданию необоснованных привилегий для отдельных лиц или социальных групп. В связи с этим в качестве синонимов или близких по значению терминов в праве ЕС наряду с "равенством" (англ. equality; франц. egalite) используются такие слова и выражения, как "недискриминация" (англ., франц. non-discrimination) и "равноправие", дословно "равное обращение" или "равенство в обращении" (англ. equal treatment; франц. egalite de traitement).
Юридическое равенство: "Все равны перед законом".
Социальное равенство означает запрет дискриминации в зависимости от социальной группы или категории, к которой принадлежит человек, а именно, дискриминации "по признакам пола, расы, цвета кожи, этнического или социального происхождения, языка, религии или убеждений, политических или любых иных взглядов, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного положения, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации".
Запрет дискриминации по признаку национального гражданства, т.е. дискриминации между гражданам и государств-членов.
Равенство женщин и мужчин (в источниках и нормах правах ЕС с начала XXI в. женщин, как правило, ставят на первое место).
Принцип уважения прав человека означает, что во всех сферах деятельности органы публичной власти приоритетное внимание должны уделять обеспечению прав и свобод человека, сами не нарушать их.
Принцип гарантированности прав и свобод направлен на то, чтобы субъективные права и свободы личности, продекларированные в юридических нормах, соблюдались на деле, были реальными, а не фиктивными.
38.Основные права и свободы человека и гражданина в Европейском Союзе.
Основные права и свободы человека и гражданина представляют собой наиболее важные, неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина, из которых проистекают все остальные его нрава как человеческого существа и как члена общества.
Личные права образуют самый глубокий и фундаментальный пласт в системе основных прав и свобод. Они гарантируют достоинство и свободу человека как самостоятельной личности и как субъекта гражданского общества, это:
Право на человеческое достоинство, Право на жизнь, Право на целостность личности, Право на свободу и личную неприкосновенность, Право на уважение частной и семейной жизни, Право на защиту персональных данных, Право на вступление в брак и право на создание семьи, Свобода мысли, совести и религии, Свобода выражения мнений и свобода информации, Свобода передвижения и проживания, Право на убежище.
Политические права и свободы, в отличие от личных, неразрывно связаны с функционированием государства. Они обеспечивают участие личности в формировании и осуществлении политической власти, это:
Право на участие в демократической жизни Союза, Право на свободные выборы, Избирательные права в трансграничном контексте, Свобода собраний и свобода ассоциаций, Право на хорошее управление, Право доступа к документам институтов, органов и учреждений ЕС, Право петиций в Европейский парламент.
Основные экономические, социальные и культурные права обеспечивают справедливое участие людей в пользовании материальными и духовными благами, существующими в обществе. Это:
Свобода экономической деятельности, Право собственности, Трудовые и связанные с ними права наемных работников, Социально-экономические нрава категорий населения, нуждающихся в повышенной социальной защите, Право на защиту семьи, материнства и детства, Право на социальное обеспечение и социальную помощь, Право на здравоохранение, Свобода искусства и науки, Право на образование, Экологические права, Права потребителей.
39.Правовой режим единого внутреннего рынка Европейского Союза: общая характеристика.
"Внутренний рынок охватывает пространство без внутренних границ, в котором согласно положениям Договоров обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов".
Благодаря созданию таможенного союза территории государств- членов были объединены в единую таможенную территорию, внутри которой отменены таможенные пошлины и равнозначные сборы для всех товаров (в том числе импортированных из третьих стран), а на внешних границах действует общий таможенный тариф.
Неотъемлемым аспектом юридической модели внутреннего рынка также выступают положения об охране конкуренции на всем пространстве ЕС. Эти положения относятся как к предприятиям (например, запрет антиконкурентных соглашений , или запрет злоупотребления доминирующим положением), так и к государствам-членам (например, запрет государственной помощи предприятиям, когда такая помощь "искажает или угрожает исказить конкуренцию путем создания преимуществ для отдельных предприятий и производств" ).
В контексте регулирования внутреннего рынка осуществляется и деятельность ЕС в области налогообложения. Соответствующие правила учредительных документов запрещают государствам-членам дискриминировать с помощью более высоких налогов продукцию из других государств-членов и поручают Совету ЕС провести гармонизацию косвенных налогов.
Внутренний рынок как сфера компетенции Союза предусматривает осуществление его институтами ЕС двух видов мероприятий.
Во-первых, это охранительные мероприятия, т.е. меры, призванные воспрепятствовать нарушению правил внутреннего рынка, непосредственно закрепленных в учредительных документах, прежде всего, свобод передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов.
Во-вторых, ЕС осуществляет регулятивные мероприятия, посредством которых устанавливаются нормы вторичного права, содействующие эффективному функционированию внутреннего рынка ЕС. Регулятивные мероприятия, как правило, оформляются законодательными актами, принимаемыми законодательными институтами ЕС (Европейским парламентом и Советом) по предложению Комиссии.
Внутренний рынок ЕС выступает сферой компетенции ЕС, относящейся к категории совместной компетенции. Это означает, что государства-члены не лишены права устанавливать дополнительные правила по вопросам функционирования внутреннего рынка в части, не противоречащей праву ЕС.
40.Принцип свободного передвижения товаров на едином внутреннем рынке Европейского Союза.
Свобода
передвижения товаров: включает в
соответствии с Договором о ЕС три
элемента:
1.Отмена
таможенных пошлин и сборов, имеющих
равнозначный эффект. «Таможенные пошлины
на импорт и экспорт и равнозначные им
сборы между государствами-членами
запрещены. Это запрещение относится
также к таможенным сборам фискального
характера».
2. Запрет дискриминационного внутригосударственного налогообложения. Статья 90 Договора о ЕС запрещает дискриминационное и протекционистское налогообложение в государствах-членах: «Ни одно государство-член не будет облагать, прямо или косвенно, продукцию из других государств-членов внутренними налогами любого характера в размерах, превышающих обложение, прямое или косвенное, которому подвергается аналогичная национальная продукция. Кроме того, ни одно государство-член не будет облагать продукцию других государств-членов внутренними налогами с целью косвенной защиты другой продукции».
3. Запрет количественных ограничений на экспорт и импорт, а также мер, равнозначных им. Ст. 28 гласит: «В торговле между государствами-членами запрещаются количественные ограничения на импорт, а также любые равнозначные меры».
41.Принцип свободного передвижения лиц на едином внутреннем рынке Европейского Союза. Соотношение свободы передвижения работников и свободы учреждения.
Свобода передвижения лиц – один из четырех основных принципов функционирования Внутреннего рынка ЕС.
Основные положения, касающиеся свободы передвижения лиц заложены учредительных договорах и в Директиве о свободе передвижения лиц. Эта Директива позволяет свободно перемещаться и выбирать место жительства в соответствии с наилучшими условиями для жизни, а также предоставляет возможность выбора работы, независимо от национальной принадлежности и изначального государства проживания.
|
Свобода передвижения лиц в широком смысле состоит из нескольких блоков правовых норм:
а) правовые нормы, регулирующие свободу передвижения неработающих граждан ЕС с целью проживания;
б)
правовые нормы, регулирующие свободу
передвижения трудящихся, а также членов
их семей;
в) правовые нормы, регулирующие
свободу передвижения трудящихся и иных
лиц, не являющихся гражданами ЕС;
г) Шенгенские соглашения, инкорпорированные в право ЕС Договор, и его право;
д)
нормы, регулирующие свободу учреждения,
т.е. вариант свободы передвижения, но
для юридических лиц и граждан, занимающихся
предпринимательской деятельностью.
Свобода
передвижения лиц в узком смысле охватывает
только свободу передвижения
работников-мигрантов и членов их семей.
Свобода передвижения работников, как одна из составляющих свободы передвижения лиц, заключается в наличии у работника права принимать реально сделанные предложения работодателей, беспрепятственно перемещаться внутри ЕС в целях трудоустройства, оставаться на территории государства-члена ЕС как в целях трудоустройства, так и после окончания трудовой деятельности.
Государствам-членам позволено ограничивать свободу передвижения работников по мотивам общественного порядка, общественной безопасности и здравоохранения (эпидемии, или иные инфекционные либо связанные с распространением паразитов заболевания). Факт прежней судимости не является основанием для выдворения.
Свобода учреждения, в зависимости от состава субъектов, ее осуществляющих, включает: свободу передвижения предпринимателей и свободу создания юридических лиц и иных объединений коммерческого характера (обществ).
Договор о ЕС содержит два ограничения свободы учреждения. Во-первых, положения о свободе учреждения не применяются к деятельности, связанной с выполнением официальных обязанностей. Во-вторых, государства-члены могут по собственной инициативе ограничивать свободу учреждения по мотивам общественной безопасности, общественного порядка и здравоохранения.
42.Принцип свободного передвижения услуг на едином внутреннем рынке Европейского Союза.
В рамках нижеследующих положений запрещаются ограничения свободного предоставления услуг внутри Союза гражданами государств-членов, учредившими собственное дело в ином государстве-члене чем то, где находится получатель услуги.
Услуги, в частности, включают:
а) деятельность промышленного характера;
b) деятельность торгового характера;
c) ремесленную деятельность;
d) деятельность свободных профессий.
Без ущерба положениям главы о праве учреждения поставщик услуги в целях ее предоставления может временно осуществлять свою деятельность в государстве-члене, где предоставляется услуга, на тех же условиях, какие данное государство предъявляет к своим собственным гражданам.
Свободное передвижение услуг в транспортной сфере регулируется положениями раздела о транспорте.
Либерализация банковских и страховых услуг, которые связаны с перемещениями капиталов, должна проводиться согласованно с процессом либерализации передвижения капиталов.
В целях либерализации конкретных услуг Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой и после консультации с Экономическим и социальным комитетом, принимают меры посредством директив.
По общему правилу, указанные в параграфе 1 директивы обращаются в приоритетном порядке к тем услугам, которые непосредственно входят в издержки производства товаров или либерализация которых способствует облегчению товарооборота.
Государства-члены стараются провести либерализацию услуг сверх той меры, которая является обязательной согласно директивам, если их общее экономическое положение и положение в заинтересованном секторе позволят им сделать это.
Комиссия направляет соответствующим государствам-членам рекомендации с этой целью.
До тех пор, пока не отменены ограничения свободного предоставления услуг, каждое из государств-членов применяет их ко всем поставщикам услуг, не проводя различий по признаку национального гражданства или места жительства.
43.Принципы свободного передвижения капиталов и платежей на едином внутреннем рынке Европейского Союза.
Свободу движения капитала можно определить как основополагающий принцип общего рынка, представляющий собой совокупность прав и обязанностей граждан Европейского Союза и юридических лиц, зарегистрированных в Европейском союзе (а в некоторых случаях - иностранных лиц), связанных со свободным перемещением капиталов между государствами-членами и между государствами-членами и третьими странами, с учетом ограничений, предусмотренных правом Европейского Союза.