Файл: право европейского союза.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2020

Просмотров: 719

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В сфере своей компетенции, в соответствии со ст. 34 Статута ЕСЦБ, ЕЦБ имеет право принимать целый ряд правовых актов: регламенты, решения, рекомендации и заключения. Регламенты ЕЦБ имеют общее применение. Они обязательны и являются актами прямого действия во всех государствах-членах. Рекомендации и заключения не имеют обязательной силы. В свою очередь, решения ЕЦБ являются индивидуальными актами и обязательны для тех, кому они адресованы. За неисполнение юридическими лицами требований регламентов и решений ЕЦБ Европейский центральный банк имеет право накладывать на них штрафы или пени.



32.Европейская счетная палата: функции и полномочия.

Европейская счётная палата — один из семи институтов, управляющихЕвропейским союзом. Палата создана в 1975 году для аудиторской проверки бюджета Cоюза и его учреждений. Штаб-квартира счетной палаты находится в Люксембурге.

Функции счётной палаты имеют следующие направления:

проверка отчетов о доходах и расходах Европейского союза и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам Европейского союза;

контроль качества управления финансами;

составление доклада о своей работе после завершения каждого финансового года, а также представление Европарламенту и Совету заключения или замечания по отдельным вопросам;

помощь Европарламенту в контроле исполнения бюджета Европейского союза.

Пономочия:

Счетная палата проверяет отчеты об исполнении всех доходных и расходных статей бюджета Союза. Счетная палата также проверяет отчеты о расходах и доходах всех органов, учрежденных ЕС, за исключением тех, в учредительных документах которых прямо указано на невозможность такой проверки. Палата осуществляет проверку правильности ведения бухгалтерской отчетности Союза, законность и правильность операций, лежащих в основе такой отчетности, законность и правильность доходов, а также осуществленных ЕС расходов, исследует вопрос о добросовестности и эффективности управления финансами ЕС.

Счетная палата составляет ежегодный доклад после завершения каждого финансового года. Этот доклад направляется другим институтам Союза и публикуется в Официальном журнале Европейского Союза вместе с ответами данных институтов на замечания Счетной палаты.

Кроме того, Счетная палата может в любое время представлять свои замечания по отдельным вопросам, в частности, в форме специальных докладов, и выносить заключения по просьбе какого-либо из других институтов Союза.

Она утверждает свои ежегодные доклады, специальные доклады или заключения большинством членов, входящих в ее состав. В то же время, на условиях, предусмотренных своим внутренним регламентом, она может создавать в своей структуре внутренние палаты с целью утверждения некоторых категорий докладов или заключений.


Она содействует Европейскому парламенту и Совету в осуществлении их функции по контролю за исполнением бюджета.





33.Европейская счетная палата: состав и организация работы.

Статья 285 ДФЕС предусматривает, что в состав Счетной палаты входят по одному гражданину (аудитору) от каждого государства-члена, которые осуществляют свои функции полностью независимо, в общих интересах ЕС. Срок полномочий аудиторов – шесть лет, т.е. значительно меньше, чем это предусмотрено для аудиторов счетных палат Западной Европы, и может быть продлен.

Счетную палату возглавляет председатель. В соответствии с § 2 ст. 286 ДФЕС председатель Счетной палаты избирается аудиторами из своего состава. Срок полномочий председателя – три года, т.е. половина общего срока полномочий аудиторов. Договор позволяет переизбирать председателя на новый срок.

На председателя возлагаются обязанности по осуществлению координации и контроля за деятельностью Счетной палаты. Он также контролирует работу юридической службы Счетной палаты и возглавляет группу ADAR, функции которой описаны ниже. Председатель представляет Счетную палату при работе с институтами ЕС, а также в международных организациях.

Структурно организация СП обусловлена тем, что вся контрольно-ревизионная деятельность этого института осуществляется аудиторами. За каждым из них закреплено определенное направление. Аудиторы объединены в четыре основных аудиторских группы, каждая из которых возглавляется старшим аудитором. Два аудитора (один из них является председателем Счетной палаты) не входят в состав аудиторских групп и возглавляют дополнительно еще две отдельные группы: "Развитие аудита и отчетность" (Audit Development and Reports – ADAR) и "Заключение на соответствие" (Declaration on Assurance – DAS), описанные ниже.

I аудиторская группа контролирует расходование средств из Европейского сельскохозяйственного фонда ориентаций и гарантий.

II аудиторская группа осуществляет контроль за расходованием средств ЕС в рамках структурных фондов. Эта группа изучает расходование денег из бюджета ЕС в таких сферах, как социальная политика, научные исследования, финансируемые Союзом, общая политика в области рыболовства, политика по развитию сельских районов, региональная политика, а также расходование средств из фонда сближения.

III аудиторская группа контролирует расходование средств, выделенных па различные международные программы ЕС по оказанию помощи другим странам.

Наконец, IV аудиторская группа контролирует доходную часть бюджета Союза и расходование средств на нужды институтов и органов ЕС.

Существуют еще две дополнительные группы. Это – группа ADAR, возглавляемая председателем Счетной палаты и отвечающая за методическое обеспечение деятельности Счетной палаты и подготовку годового отчета палаты, а также особая группа DAS. Последняя занимается координацией аудиторских проверок и подготовкой проектов деклараций Счетной палаты о состоянии бухгалтерской документации ЕС.


Годовые отчеты, специальные отчеты и заключения Счетной палаты принимает большинством голосов. Поскольку проекты заключений и годового отчета Счетной палаты подготавливаются в специализированных аудиторских группах, принятие их почти всегда означает одобрение их Счетной палатой.



34.Консультативные органы Европейского Союза: Экономический и социальный комитет, Комитет регионов.

Экономический и социальный комитет и Комитет регионов оказывают содействие законодательным институтам ЕС (Европейскому парламенту и Совету ЕС), а также Европейской комиссии путем осуществления "консультативных функций". В ряде случаев учредительные документы ЕС прямо предусматривают обязанность запрашивать консультативное заключение Экономического и социального комитета и (или) Комитета регионов.

Экономический и социальный комитет — консультативный орган ЕС. Образован в соответствии с Римским договором. Состав: Состоит из 344 членов, называемых советниками. Функции: Консультирует Совет и Комиссию по вопросам социально-экономической политики ЕС. Представляет различные сферы экономики и социальные группы (работодателей, лиц наемного труда и свободных профессий, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, а также представителей общественных организаций). Члены Комитета назначаются Советом единогласным решением сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя сроком на 2 года. После приема в ЕС новых государств численность Комитета не будет превышать 350 человек. Место проведения заседаний: Комитет собирается один раз в месяц в Брюсселе.

Комите́т регио́нов — консультативный орган Европейского союза, созданный в 1994 году и служащий гарантом того, что местные и региональные власти принимают непосредственное участие в деятельности институтов организации. Комитет регионов был создан с целью приблизить Европу к своим гражданам, а также дать возможность выразить своё мнение на европейском уровне представителям местных и региональных объединений, так как именно они призваны превращать в жизнь большую часть европейского законодательства. Согласно Маастрихтскому и Амстердамскому договорам, Европейская комиссия, а также Совет министров обязаны консультироваться с Комитетом регионов по вопросам, которые будут иметь непосредственное значение для местного и регионального уровней в следующих областях политики: социальная и экономическая сплоченность, здравоохранение, образование и культура, профессиональное образование, транспорт. По некоторым вопросам Комитет регионов выступает с инициативными мнениями, а также следит за соблюдением принципа субсидиарности, записанным в Маастрихтском договоре, согласно которому, решения должны приниматься на уровне, наиболее близком к гражданам.




35.Основы правового положения человека и гражданина в Европейском Союзе: общая характеистика.

Декларация прав и свобод человека 1948 г., и Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., и Международные пакты о правах 1966 г. закрепляют перечень прав и свобод, которые страны Евросоюза гарантируют своим гражданам, в 2000 г. Европейский Союз принял Хартию основных прав Европейского Союза.

В этом документе и закреплены права и свободы гражданина Евросоюза:

Краткая характеристика самых важных из них:

1) личные

- Достоинство человека неприкосновенно, его необходимо уважать и защищать (ст. 1 Хартии).

- Каждый человек имеет право на жизнь, никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен (ст. 2 Хартии).

- Каждый человек имеет право на физическую неприкосновенность и неприкосновенность психики. В области медицины и биологии необходимо прежде всего обеспечить:

а) добровольное и свободное согласие заинтересованного лица в соответствии с установленным законом порядком;

б) запрещение евгенической практики, прежде всего той, которая направлена на селекцию человека;

в) запрещение использования тела человека и его частей как таковых в качестве источника наживы;

г) запрещение репродуктивного клонирования человеческих существ.

- Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению и наказанию (ст. 4).

- Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Никто не может привлекаться к принудительному или обязательному труду. Торговля людьми запрещается (ст. 5).

- право на уважение его частной и семейной жизни, на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции,

- право на охрану касающихся его сведений личного характера,

- право на вступление в брак и право на создание семьи,

- право на свободу мысли, совести и религии,

- право на отказ от военной службы по религиозно-этическим мотивам (ст. 6 - 10 Хартии).

2) политические права

- Каждый человек имеет право на свободу выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Соблюдаются свобода и плюрализм средств массовой информации.

- Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и на свободу ассоциации с другими на всех уровнях, в частности, в политической, профсоюзной и общественной жизни, что подразумевает право каждого человека создавать совместно с другими профессиональные союзы и вступать в них для защиты своих интересов

- Право на убежище гарантируется согласно положениям Женевской конвенции от 28 июля 1951 года и Протокола от 31 января 1967 года о статусе беженцев и в соответствии с Договором об учреждении Европейского Союза.


- Коллективная высылка запрещается. Никто не может быть сослан, выслан или экстрадирован в государство, в котором существует серьезная опасность того, что ему может быть вынесен смертный приговор, что он может подвергнуться пыткам или другим видам бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения или наказания.

3) экономические

- Каждый человек имеет право на труд и на осуществление профессиональной деятельности, которую он свободно выбирает или на которую он свободно соглашается.

- Свобода предпринимательства признается в соответствии с правом Европейских Союз и национальным законодательством и практикой (ст. 16).

- Каждый человек имеет право владеть, пользоваться, распоряжаться и завещать свою законно приобретенную собственность. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом, при условии справедливой и своевременной компенсации за причиненный ущерб. Пользование собственностью может регламентироваться законом в соответствии с общественными интересами. Интеллектуальная собственность охраняется.

4) социальные, культурные, и иные права, которые признаются и гарантируются Евросоюзом:

- все люди равны в правах, запрещается дискриминация любого рода, в частности, по признаку пола, расы, цвета кожи, этнического или социального происхождения, генетических характеристик, языка, религии или убеждений, политических и иных взглядов, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного положения, происхождения, ограниченной трудоспособности, возраста или сексуальной ориентации, равноправие мужчин и женщин должно быть обеспечено во всех областях, в том числе в области трудоустройства, работы и вознаграждения за труд и многие другие (ст. 20)

- гарантируется свобода художественного творчества и научно-исследовательской деятельности. Соблюдается свобода преподавания в вузах (ст. 13).

- Каждый человек имеет право на образование, а также на доступ к профессиональной подготовке и повышению квалификации. Это право включает возможность бесплатного получения обязательного образования. Свобода создавать учебные заведения при условии соблюдения демократических принципов, а также право родителей обеспечивать своим детям обучение и воспитание в соответствии с их религиозными, философскими и педагогическими убеждениями, соблюдаются в соответствии с национальным законодательством, регламентирующим их осуществление.







36.Гражданство Европейского Союза.

"Гражданство Союза" – таково его официальное название – было введено ДЕС как отражение сложившейся с 1950-х гг. в рамках Европейских сообществ непосредственной правовой связи между гражданами государств-членов и ЕС в лице его институтов, органов, учреждений, которые своими правовыми актами регулируют все более широкие сферы правового статуса личности. Гражданство Союза также преследует цели, обращенные в будущее: усилить защиту прав и свобод личности, тем самым повысить притягательность европейской интеграции среди рядовых членов общества.