ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2020
Просмотров: 2254
Скачиваний: 19
71
При изучении права Европейского Союза следует учитывать, что по
своим
юридическим
свойствам
оно
сочетает
традиции
как
англосаксонской, так и романо-германской «правовых семей». Какая из
этих традиций, на Ваш взгляд, будет оказывать более значительное
влияние на развитие права Европейского Союза в последующие годы?
Приступая к изучению принципов права Европейского Союза,
необходимо в первую очередь отграничить их от принципов верховенства
и прямого действия, о которых шла речь выше. Принципы верховенства и
прямого действия – это принципы, определяющие соотношение права
Союза с другими правовыми системами (прежде всего, с национальным
правом).
Понятие «принципы права Европейского Союза», с другой стороны,
характеризует его главные идеи, внутренние особенности, основные
начала как самостоятельной правовой системы. Иными словами, речь идет
об фундаментальных, базисных положениях, исходя из которых
осуществляется
правотворческая,
правоприменительная
и
правоохранительная деятельность Европейского Союза.
Принципы права Европейского Союза по назначению и сфере
действия подразделяются на разные группы. Проанализируйте их
содержание и источники. Особое внимание следует обратить на ценности
Союза, закрепленные в ст. 2 Договора о ЕС.
Как и в других правовых системах, термином «источники права
Европейского Союза» обозначаются внешние формы выражения его
юридических норм. Внимательно ознакомьтесь с системой источников
права Европейского Союза, порядком их опубликования, соотношением по
юридической силе.
Следует четко уяснить различия между «первичным» и «вторичным»
правом Союза, между различными видами правовых актов, издаваемых
органами Союза. Обратите внимание на огромную роль, которую в
Европейском Союзе играют решения Суда Европейского Союза как
источники прецедентного права.
Система права Европейского Союза – понятие, характеризующее
внутреннее строение права Европейского Союза, распределение его
юридических норм в различные отрасли и т.д. Обратите внимание, что при
построении системы права Европейского Союза в настоящее время
используются два подхода подходы: предметный и функциональный. Из
каких компонентов складывается право Европейского Союза, если взять за
основу каждый из них?
К разделу III. Компетенция и принципы деятельности
Европейского Союза
72
Понятие «компетенция» используется в юридической науке для
характеристики предметов ведения и полномочий Европейского Союза. С
точки зрения характера своей компетенции Союз является особой
организацией
политической
власти,
принимающей
юридически
обязательные решения как для государств-членов, так и для граждан.
Изучение компетенции Союза следует начинать с изучения системы
принципов, на которых она основывается. В качестве базовых принципов
компетенции ЕС действующие учредительные документы закрепляют
принципы
наделения
компетенцией,
субсидиарности
и
пропорциональности. Их дополняют другие принципы, закрепленные в
разделе 2 «Положения общего применения» части первой Договора о
функционировании ЕС (учет потребностей окружающей среды,
обеспечение равенства женщин и мужчин и т.д.).
По своему содержанию компетенция ЕС подразделяется на сферы,
которые группируются в категории в зависимости от соотношения с
компетенцией государств-членов. Внимательно изучите понятие и
особенности
исключительной,
совместной
и
вспомогательной
компетенции ЕС. Определите перечень сфер общественной жизни,
отнесенных к разным категориям компетенции.
В зависимости от предмета регулируемых общественных отношений
компетенция ЕС официально подразделяется на внутреннюю и внешнюю.
Ознакомьтесь с правовым режимом различных направлений политики и
деятельности ЕС, отнесенных к сферам его внутренней и внешней
компетенции. Обратите особое внимание на объем международной
правосубъектности ЕС, которая распространяется на сферы не только
внешней, но и внутренней компетенции организации.
Особое внимание следует обратить на механизм продвинутого
сотрудничества, с помощью которого отдельные государства-члены могут
делегировать ЕС дополнительные полномочия. Принимаемые Союзом
акты, соответственно, распространяются в данном случае только на
государства-члены, участвующие в продвинутом сотрудничестве.
К разделу IV. Институты, органы и учреждения Европейского
Союза
Приступая к изучению институционального механизма ЕС, т.е.
системы институтов, органов и учреждений Европейского Союза,
необходимо сначала уяснить, как соотносятся друг с другом понятия
«институт», «орган» и «учреждение» в праве Союза. Каковы
специфические признаки институтов, органов и учреждений Европейского
Союза?.
73
Общий перечень институтов, их состав и порядок формирования
закрепляет Договор о Европейском Союзе (раздел 3 «Положения об
институтах»). Дополнительные положения содержит Договор о
функционировании ЕС (часть шестая «Институциональные и финансовые
положения»)
При изучении правового статуса каждого института, органа и
учреждения Союза рекомендуется проводить его рассмотрение по
элементам: состав и порядок формирования, внутренняя организация
(структура), порядок работы и принятия решений, полномочия, а также
ответственность.
При изучении статуса институтов, органов и учреждений ЕС
необходимо
учитывать
принципиальные
изменения,
внесенные
Лиссабонским договором 2007 г.. В частности, предусмотрено:
1) включить в перечень институтов Европейский совет и
Европейский центральный банк;
2) еще более расширить права Европейского парламента, который
отныне принимает законодательные акты ЕС совместно с Советом в
рамках «обычной законодательной процедуры». Лишь в порядке
исключения (по отдельным вопросам) законодательные акты принимаются
единолично Советом с использованием консультативной процедуры как
подвида «специальной законодательной процедуры»;
3) значительно сократить количество вопросов, по которым
государства-члены имели право вето. Совет Европейского Союза по
общему правилу теперь принимает решения квалифицированным
большинством голосов. Последнее с ноября 2014 г. станет определяться
как двойное большинство: «за» не менее 55 % Совета (национальных
министров), представляющих как минимум 65 населения Союза в целом;
4) ввести должность полноценного Председателя Европейского
совета, которую занимает физическое лицо, работающее на постоянной
основе и избираемое Европейским советом на 2,5 года;
5) учредить пост Верховного представителя Союза по иностранным
делам и политике безопасности, который отвечает за реализацию общей
внешней политики и политики безопасности, председательствует в Совете
при обсуждении внешнеполитических проблем и входит в состав
Комиссии в ранге вице-председателя.;
5) изменить состав и порядок формирования Европейской комиссии.
Председателя Комиссии отныне избирает Европейский парламент
абсолютным большинством голосов по предложению Европейского
совета. Выдвигая кандидата на этот пост, Европейский совет обязан
учитывать результаты выборов в Европейский парламент;
74
6) расширить юрисдикцию институтов судебной власти Союза,
обозначенных вместе термином «Суд Европейского Союза». Судебная
система ЕС, как и ныне, включает три звена: Суд (бывший – Суд
Европейских сообществ), Трибунал (бывший Трибунал первой инстанции)
и специализированные трибуналы (Трибунал по делам публичной службы
и др.);
7) учредить новые органы и учреждения Союза – Европейское
оборонное агентство и, возможно, Прокуратуру Союза. Первый из
указанных органов уже создан и приступил к функционированию,
создание Прокуратуры пока откладывается.
При изучении всех институтов, органов и учреждений Союза наряду
с учебным и нормативным материалом студентам рекомендуется также
обращаться к источникам информации о фактическом статусе этих
органов. В частности, желательно уяснить, какая фракция сейчас является
крупнейшей в Европарламенте, кто является Председателем Комиссии,
Председателем Суда Европейского Союза, какая страна в настоящий
момент занимает пост Председателя Совета Европейского Союза и т.д.
Положения учебной литературы по этим вопросам могут устареть, так как
политическая ситуация меняется более быстрыми темпами, чем издаются
книги.
К разделу V. Европейское право прав человека
Основы правового положения человека и гражданина в ЕС – система
норм, которые закрепляют важнейшие, основополагающие элементы
юридического статуса личности в демократическом обществе. В рамках
Европейского Союза формирование данного института началось
сравнительно недавно и еще не до конца завершено.
При изучении основ правового положения человека и гражданина в
Европейском Союзе необходимо учитывать, что соответствующие
принципы и нормы содержатся во множестве источников, а не в едином
акте, как обычно происходит в государстве. Проанализируйте
соответствующие положения учредительных договоров, судебных
решений (прецедентов) и других документов Европейского Союза,
которые закрепляют нормы рассматриваемого правового института.
Система основ правового положения человека и гражданина
Европейского Союза – это совокупность трех элементов, тесно
взаимосвязанных друг с другом: гражданство Союза; принципы правового
статуса личности; основные права и свободы человека и гражданина, а
также обеспечивающие их гарантии.
75
Обратите внимание, что институт гражданства Союза регулируется,
главным образом Договором о функционировании ЕС, в текст которого в
1992 г. была инкорпорирована (включена) отдельная часть вторая
«Недискриминация и гражданство Союза». Некоторые политические права
граждан Союза также закреплены в разделе 2 «Положения о
демократических принципах» Договора о ЕС
При анализе принципов правового статуса, основных прав, свобод и
обязанностей личности следует отталкиваться, прежде всего, от
содержания принятой в 2000 г. Хартии Европейского Союза об основных
правах, которая сегодня имеет равную силу с учредительными договорами.
Необходимо также принимать во внимание положения Европейской
конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., которая
имеет важную роль в качестве источника права Европейского Союза и к
которой ЕС согласно Лиссабонскому договору обязался присоединиться в
качестве отдельной «Договаривающейся Стороны». Такое присоединение
позволит обжаловать действия (бездействие) институтов, органов,
учреждений Союза в Европейском суде по правам человека (г. Страсбург).
Завершающим этапом в анализе основ правового положения
человека и гражданина является изучение системы гарантий прав и свобод,
которые признаны на уровне Европейского Союза в целом.
Проанализируйте
различные
виды
гарантий,
закрепленные
в
учредительных договорах, Хартии и других источниках права
Европейского Союза: институциональные (в том числе судебные),
процессуальные, материальные гарантии.
Какие из существующих гарантий доступны также для юридических
лиц в случае нарушения их субъективных прав? Какими гарантиями могут
воспользоваться иностранные граждане и лица без гражданства,
находящиеся на территории Союза, в том числе граждане России?
Помимо основ правового положения человека и гражданина в ЕС
понятие
«европейское
право
прав
человека»
охватывает
основополагающие стандарты защиты прав человеческой личности,
выработанные в других европейских интеграционных организациях,
главным образом, в Совете Европы.
С
этой
целью
необходимо
внимательно
прочитать
и
проанализировать основные документы Совета Европы в указанной сфере,
прежде всего, Европейскую конвенцию о защите прав человека и
основных свобод (обязательно с дополнительными протоколами к ней) и
Европейскую социальную хартию.