Файл: RPUD_Pravo_Evropeyskogo_Soyuza.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2020

Просмотров: 2254

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

71 

 

При изучении права Европейского Союза следует учитывать, что по 

своим 

юридическим 

свойствам 

оно 

сочетает 

традиции 

как 

англосаксонской,  так  и  романо-германской  «правовых  семей».  Какая  из 
этих  традиций,  на  Ваш  взгляд,  будет  оказывать  более  значительное 
влияние на развитие права Европейского Союза в последующие годы? 

Приступая  к  изучению  принципов  права  Европейского  Союза, 

необходимо в первую очередь отграничить их от принципов верховенства 
и прямого действия, о которых шла речь выше. Принципы верховенства и 
прямого  действия  –  это  принципы,  определяющие  соотношение  права 
Союза  с  другими  правовыми  системами  (прежде  всего,  с  национальным 
правом). 

Понятие «принципы права Европейского Союза», с другой стороны, 

характеризует  его  главные  идеи,  внутренние  особенности,  основные 
начала как самостоятельной правовой системы. Иными словами, речь идет 
об  фундаментальных,  базисных  положениях,  исходя  из  которых 
осуществляется 

правотворческая, 

правоприменительная 

и 

правоохранительная деятельность Европейского Союза. 

Принципы  права  Европейского  Союза  по  назначению  и  сфере 

действия  подразделяются  на  разные  группы.  Проанализируйте  их 
содержание и источники. Особое внимание следует обратить на ценности 
Союза, закрепленные в ст. 2 Договора о ЕС. 

Как  и  в  других  правовых  системах,  термином  «источники  права 

Европейского  Союза»  обозначаются  внешние  формы  выражения  его 
юридических  норм.  Внимательно  ознакомьтесь  с  системой  источников 
права Европейского Союза, порядком их опубликования, соотношением по 
юридической силе. 

Следует четко уяснить различия между «первичным» и «вторичным» 

правом  Союза,  между  различными  видами  правовых  актов,  издаваемых 
органами  Союза.  Обратите  внимание  на  огромную  роль,  которую  в 
Европейском  Союзе  играют  решения  Суда  Европейского  Союза  как 
источники прецедентного права. 

Система  права  Европейского  Союза  –  понятие,  характеризующее 

внутреннее  строение  права  Европейского  Союза,  распределение  его 
юридических норм в различные отрасли и т.д. Обратите внимание, что при 
построении  системы  права  Европейского  Союза  в  настоящее  время 
используются  два  подхода  подходы:  предметный  и  функциональный.  Из 
каких компонентов складывается право Европейского Союза, если взять за 
основу каждый из них? 

К  разделу  III.  Компетенция  и  принципы  деятельности 

Европейского Союза 


background image

72 

 

Понятие  «компетенция»  используется  в  юридической  науке  для 

характеристики предметов ведения и полномочий Европейского Союза. С 
точки  зрения  характера  своей  компетенции  Союз  является  особой 
организацией 

политической 

власти, 

принимающей 

юридически 

обязательные решения как для государств-членов, так и для граждан. 

Изучение компетенции Союза следует начинать с изучения системы 

принципов, на которых она основывается. В качестве базовых принципов 
компетенции  ЕС  действующие  учредительные  документы  закрепляют 
принципы 

наделения 

компетенцией, 

субсидиарности 

и 

пропорциональности.  Их  дополняют  другие  принципы,  закрепленные  в 
разделе  2  «Положения  общего  применения»  части  первой  Договора  о 
функционировании  ЕС  (учет  потребностей  окружающей  среды, 
обеспечение равенства женщин и мужчин и т.д.). 

По  своему  содержанию  компетенция  ЕС  подразделяется  на  сферы, 

которые  группируются  в  категории  в  зависимости  от  соотношения  с 
компетенцией  государств-членов.  Внимательно  изучите  понятие  и 
особенности 

исключительной, 

совместной 

и 

вспомогательной 

компетенции  ЕС.  Определите  перечень  сфер  общественной  жизни, 
отнесенных к разным категориям компетенции. 

В зависимости от предмета регулируемых общественных отношений 

компетенция ЕС официально подразделяется на внутреннюю и внешнюю. 
Ознакомьтесь  с  правовым  режимом  различных  направлений  политики  и 
деятельности  ЕС,  отнесенных  к  сферам  его  внутренней  и  внешней 
компетенции.  Обратите  особое  внимание  на  объем  международной 
правосубъектности  ЕС,  которая  распространяется  на  сферы  не  только 
внешней, но и внутренней компетенции организации. 

Особое  внимание  следует  обратить  на  механизм  продвинутого 

сотрудничества, с помощью которого отдельные государства-члены могут 
делегировать  ЕС  дополнительные  полномочия.  Принимаемые  Союзом 
акты,  соответственно,  распространяются  в  данном  случае  только  на 
государства-члены, участвующие в продвинутом сотрудничестве. 

К  разделу  IV.  Институты,  органы  и  учреждения  Европейского 

Союза 

Приступая  к  изучению  институционального  механизма  ЕС,  т.е. 

системы  институтов,  органов  и  учреждений  Европейского  Союза, 
необходимо  сначала  уяснить,  как  соотносятся  друг  с  другом  понятия 
«институт»,  «орган»  и  «учреждение»  в  праве  Союза.  Каковы 
специфические признаки институтов, органов и учреждений Европейского 
Союза?. 


background image

73 

 

Общий  перечень  институтов,  их  состав  и  порядок  формирования 

закрепляет  Договор  о  Европейском  Союзе  (раздел  3  «Положения  об 
институтах»).  Дополнительные  положения  содержит  Договор  о 
функционировании ЕС (часть шестая «Институциональные и финансовые 
положения») 

При  изучении  правового  статуса  каждого  института,  органа  и 

учреждения    Союза  рекомендуется  проводить  его  рассмотрение  по 
элементам:  состав  и  порядок  формирования,  внутренняя  организация 
(структура),  порядок  работы  и  принятия  решений,  полномочия,  а  также 
ответственность. 

При  изучении  статуса  институтов,  органов  и  учреждений  ЕС 

необходимо 

учитывать 

принципиальные 

изменения, 

внесенные 

Лиссабонским договором 2007 г.. В частности, предусмотрено: 

1)  включить  в  перечень  институтов  Европейский  совет  и 

Европейский центральный банк; 

2)  еще  более  расширить  права  Европейского  парламента,  который 

отныне  принимает  законодательные  акты  ЕС  совместно  с  Советом  в 
рамках  «обычной  законодательной  процедуры».  Лишь  в  порядке 
исключения (по отдельным вопросам) законодательные акты принимаются 
единолично  Советом  с  использованием  консультативной  процедуры  как 
подвида «специальной законодательной процедуры»; 

3)  значительно  сократить  количество  вопросов,  по  которым 

государства-члены  имели  право  вето.  Совет  Европейского  Союза  по 
общему  правилу  теперь  принимает  решения  квалифицированным 
большинством  голосов.  Последнее  с  ноября  2014  г.  станет  определяться 
как  двойное  большинство:  «за»  не  менее  55  %  Совета  (национальных 
министров), представляющих как минимум 65 населения Союза в целом; 

4)  ввести  должность  полноценного  Председателя  Европейского 

совета,  которую  занимает  физическое  лицо,  работающее  на  постоянной 
основе и избираемое Европейским советом на 2,5 года; 

5) учредить пост Верховного представителя Союза по иностранным 

делам  и  политике  безопасности,  который  отвечает  за  реализацию  общей 
внешней политики и политики безопасности, председательствует в Совете 
при  обсуждении  внешнеполитических  проблем  и  входит  в  состав 
Комиссии в ранге вице-председателя.; 

5) изменить состав и порядок формирования Европейской комиссии. 

Председателя  Комиссии  отныне  избирает  Европейский  парламент 
абсолютным  большинством  голосов  по  предложению  Европейского 
совета.  Выдвигая  кандидата  на  этот  пост,  Европейский  совет  обязан 
учитывать результаты выборов в Европейский парламент; 


background image

74 

 

6)  расширить  юрисдикцию  институтов  судебной  власти  Союза, 

обозначенных  вместе  термином  «Суд  Европейского  Союза».  Судебная 
система  ЕС,  как  и  ныне,  включает  три  звена:  Суд  (бывший  –  Суд 
Европейских сообществ), Трибунал (бывший Трибунал первой инстанции) 
и специализированные трибуналы (Трибунал по делам публичной службы 
и др.); 

7)  учредить  новые  органы  и  учреждения  Союза  –  Европейское 

оборонное  агентство  и,  возможно,  Прокуратуру  Союза.  Первый  из 
указанных  органов  уже  создан  и  приступил  к  функционированию, 
создание Прокуратуры пока откладывается. 

При изучении всех институтов, органов и учреждений Союза наряду 

с  учебным  и  нормативным  материалом  студентам  рекомендуется  также 
обращаться  к  источникам  информации  о  фактическом  статусе  этих 
органов. В частности, желательно уяснить, какая фракция сейчас является 
крупнейшей  в  Европарламенте,  кто  является  Председателем  Комиссии, 
Председателем  Суда  Европейского  Союза,  какая  страна  в  настоящий 
момент  занимает  пост  Председателя  Совета  Европейского  Союза  и  т.д. 
Положения учебной литературы по этим вопросам могут устареть, так как 
политическая  ситуация  меняется более  быстрыми  темпами,  чем  издаются 
книги. 

К разделу V. Европейское право прав человека 

Основы правового положения человека и гражданина в ЕС – система 

норм,  которые  закрепляют  важнейшие,  основополагающие  элементы 
юридического  статуса  личности  в  демократическом  обществе.  В  рамках 
Европейского  Союза  формирование  данного  института  началось 
сравнительно недавно и еще не до конца завершено.  

При изучении основ правового положения человека и гражданина в 

Европейском  Союзе  необходимо  учитывать,  что  соответствующие 
принципы  и  нормы  содержатся  во  множестве  источников,  а  не  в  едином 
акте,  как  обычно  происходит  в  государстве.  Проанализируйте 
соответствующие  положения  учредительных  договоров,  судебных 
решений  (прецедентов)  и  других  документов  Европейского  Союза, 
которые закрепляют нормы рассматриваемого правового института.  

Система  основ  правового  положения  человека  и  гражданина 

Европейского  Союза  –  это  совокупность  трех  элементов,  тесно 
взаимосвязанных друг с другом: гражданство Союза; принципы правового 
статуса  личности;  основные  права  и  свободы  человека  и  гражданина,  а 
также обеспечивающие их гарантии.  


background image

75 

 

Обратите внимание, что институт гражданства Союза регулируется, 

главным образом Договором о функционировании ЕС, в текст которого в 
1992  г.  была  инкорпорирована  (включена)  отдельная  часть  вторая 
«Недискриминация и гражданство Союза». Некоторые политические права 
граждан  Союза  также  закреплены  в  разделе  2  «Положения  о 
демократических принципах» Договора о ЕС  

При анализе принципов правового статуса, основных прав, свобод и 

обязанностей  личности  следует  отталкиваться,  прежде  всего,  от 
содержания принятой в 2000 г. Хартии Европейского Союза об основных 
правах, которая сегодня имеет равную силу с учредительными договорами. 
Необходимо  также  принимать  во  внимание  положения  Европейской 
конвенции  о  защите  прав  человека  и  основных  свобод  1950  г.,  которая 
имеет  важную  роль  в  качестве  источника  права  Европейского  Союза  и  к 
которой ЕС согласно Лиссабонскому договору обязался присоединиться в 
качестве  отдельной  «Договаривающейся  Стороны».  Такое  присоединение 
позволит  обжаловать  действия  (бездействие)  институтов,  органов, 
учреждений Союза в Европейском суде по правам человека (г. Страсбург).  

Завершающим  этапом  в  анализе  основ  правового  положения 

человека и гражданина является изучение системы гарантий прав и свобод, 
которые  признаны  на  уровне  Европейского  Союза  в  целом. 
Проанализируйте 

различные 

виды 

гарантий, 

закрепленные 

в 

учредительных  договорах,  Хартии  и  других  источниках  права 
Европейского  Союза:  институциональные  (в  том  числе  судебные), 
процессуальные, материальные гарантии. 

Какие из существующих гарантий доступны также для юридических 

лиц в случае нарушения их субъективных прав? Какими гарантиями могут 
воспользоваться  иностранные  граждане  и  лица  без  гражданства, 
находящиеся на территории Союза, в том числе граждане России? 

Помимо  основ  правового  положения  человека  и  гражданина  в  ЕС 

понятие 

«европейское 

право 

прав 

человека» 

охватывает 

основополагающие  стандарты  защиты  прав  человеческой  личности, 
выработанные  в  других  европейских  интеграционных  организациях, 
главным образом, в Совете Европы. 

С 

этой 

целью 

необходимо 

внимательно 

прочитать 

и 

проанализировать основные документы Совета Европы в указанной сфере, 
прежде  всего,  Европейскую  конвенцию  о  защите  прав  человека  и 
основных  свобод  (обязательно  с  дополнительными  протоколами  к  ней)  и 
Европейскую социальную хартию.