Файл: RPUD_Pravo_Evropeyskogo_Soyuza.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2020

Просмотров: 2250

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

81 

 

Унификация  визового  режима  в  рамках  Европейского  Союза 

осуществляется постепенно. В настоящее время она затрагивает, главным 
образом, визы для краткосрочного пребывания (до 90 дней в полугодие) и 
транзитные визы. Результатом данного процесса служит введение единой 
(Шенгенской) визы, на основании которой граждане стран, не входящих в 
ЕС,  могут  въезжать  и  передвигаться  по  всей  территории  Шенгенского 
пространства. Ознакомьтесь с условиями и порядком выдачи Шенгенской 
визы,  ее  основными  разновидностями  (категориями).  Проанализируйте 
также  нормы,  регулирующие  статус  владельцев  виз  с  ограниченным 
территориальным  действием,  видов  на  жительство  и  виз  для 
долгосрочного пребывания. 

Завершая 

изучение 

Шенгенского 

права, 

необходимо 

проанализировать  вопрос  о  правовом  регулировании  транзита  граждан 
нашей страны между Калининградской областью и остальной территорией 
Российской  Федерации,  и  вопрос  о  упрощении  визового  режима  между 
Россией и ЕС с возможным введением в перспективе безвизового режима. 

В  соответствии  с  Договором  о  присоединении  от  16  апреля  2003  г. 

(Протокол  №  3  «О  транзите  лиц  сухопутным  путем  между 
Калининградской  областью  и  остальными  частями  Российской 
Федерации») после вхождения Литвы в Европейский Союз и в Шенгенское 
пространство  данный  вопрос  должен  регулироваться  правовыми  актами 
Европейского  Союза.  Особого  внимания  в  этой  связи  заслуживает 
Регламент Совета (ЕС) № 693/2003 от 14 апреля 2003 г., которым введены 
«упрощенный транзитный документ» и «упрощенный проездной документ 
на  железной  дороге»,  похожие  по  своим  юридическим  свойствам  на 
транзитную визу с ограниченной территориальной сферой действия. 

Ознакомьтесь  с  текстом  Соглашения  «Об  упрощении  выдачи  виз 

гражданам Российской Федерации и Европейского Союза», заключенного 
между  Россией  и  ЕС  в  2006  г.  Проведите  классификацию  визовых 
упрощений по кругу лиц (визовые упрощения для всех граждан России и 
ЕС, визовые упрощения для отдельных категорий граждан). 

 

К  разделу  X  .  Законодательство  Европейского  Союза  в  сфере 

борьбы с преступностью и международным терроризмом 

Законодательство 

в 

сфере 

борьбы 

с 

преступностью 

и 

международным  терроризмом  является  результатом  осуществления 
Европейским  Союзом  уголовной  политики,  которая  является  составной 
частью компетенции ЕС в области формирования «пространства свободы, 
безопасности и правосудия». 


background image

82 

 

Ознакомьтесь с правовыми основами указанной сферы деятельности, 

ее  историческим  развитием,  целями  и  основными  направлениями  на 
современном этапе. Обратите внимание, что общая уголовная политика до 
вступления  в  силу  Лиссабонского  договора  подчинялась  специальному 
правовому  режиму,  установленному  для  бывшей  третьей  «опоры» 
Европейского  Союза  (сотрудничество  полиций  и  судебных  органов  в 
уголовно-правовой сфере – СПСО). 

При изучении законодательных актов Европейского Союза в области 

уголовного  и  уголовно-процессуального  права  следует  учитывать,  что 
указанные  акты  начали  издаваться  лишь  с  1990-х  годов  и  в  настоящее 
время  пока  охватывают  лишь  некоторые  составы  преступлений  и 
отдельные  вопросы  борьбы  с  преступностью.  Ознакомьтесь  с  основными 
документами 

Европейского 

Союза, 

посвященными 

уголовной 

ответственности  за  фальшивомонетничество,  подделку  ценных  бумаг, 
отмывание  денег,  торговлю  людьми  и  др.  Особое  внимание  следует 
обращать  на  законодательные  акты  Союза  в  области  борьбы  с 
терроризмом, 

которые 

представляют 

интерес 

и 

для 

России. 

Проанализируйте также меры в области регулирования и защиты прав лиц, 
пострадавших  от  преступлений  (директива  «О  статусе  потерпевших  в 
уголовном процессе» и др.). 

В заключение ознакомьтесь с основными документами Европейского 

Союза, 

регулирующими 

сотрудничество 

национальных 

органов 

государств-членов  в  сфере  борьбы  с  преступностью  (конвенция  «О 
взаимной  правовой  помощи  по  уголовным  делам  между  государствами-
членами  Европейского  Союза»  и  др.).  Особое  внимание  необходимо 
уделить  новым  законодательным  актам  в  этой  сфере,  в  частности, 
рамочному  решению  о  «европейском  ордере  на  арест»,  который  заменил 
собой 

формальную 

процедуру 

выдачи 

преступников 

между 

государствами-членами. 

К  разделу  XI.  Правовое  регулирование  сотрудничества 

Российской Федерации с Европейским Союзом 

Целью  заключительного  раздела  курса  является  ознакомление 

студентов с источниками и нормами, регулирующими взаимосвязи нашей 
страны  с  Европейским  Союзом  в  разных  сферах  жизни,  а  также  с 
реальными механизмами этого сотрудничества. 

При  изучении  данных  вопросов  следует  в  первую  очередь 

ознакомиться  с  историей  взаимоотношений  России  и  бывшего  СССР  с 
Европейскими сообществами, которые начали складываться в 1980-е годы.  

Наиболее  важными  документом,  определяющим  правовые  основы 

взаимоотношений  России  и  Европейского  Союза  в  настоящее  время, 
выступает  Соглашение  о  партнерстве  и  сотрудничестве  1994  г.  (СПС). 
Ознакомьтесь  с  содержанием  указанного  Соглашения,  а  также  с  другими 
договорами специального характера, подписанными на основе СПС. 


background image

83 

 

С  учетом  политической  ситуации,  сложившейся  вокруг  Украины,  в 

2014  г.  возникла  новая  проблематика  отношений  России  и  ЕС  – 
двусторонние  санкции.  Необходимо  уяснить  правовую  основу  введения 
санкций,  порядок  их  применения,  срок  действия  и  правовые  последствия 
для граждан и юридических лиц сторон. 

В  заключение  необходимо  ознакомиться  с  новейшими  правовыми 

актами  и  иными  документами,  определяющими  стратегию  развития 
взаимоотношений  России  и  Союза  в  последующие  годы.  Это,  прежде 
всего,  Дорожные  карты  2005  г.  по  созданию  четырех  «общих 
пространств»:  экономического,  правоохранительного,  в  сфере  внешней 
безопасности, научно-культурного. 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО 

ИЗУЧЕНИЯ 

В  целях  более  глубокого  и  качественного  освоения  учебной 

дисциплины,  формирования  и  закрепления  необходимых  компетенций  в 
настоящем  разделе  представлены  дополнительные  темы  по  актуальным 
теоретическим  и  практическим  вопросам  регулирования  права 
Европейского  Союза.  Данные  темы  в  силу  ограниченного  количества 
учебных  часов  не  получают  детального  освещения  на  практических 
занятиях,  но  представляют  немаловажный  интерес  для  России  и 
отечественной юридической науки и практики. 

Студенты  по  согласованию  с  преподавателем  вправе  выбрать  для 

самостоятельного изучения одну или несколько из указанных ниже тем. С 
согласия  преподавателя  допускается  выбор  других  актуальных  тем,  не 
содержащихся в списке. 

При  изучении  любой  дополнительной  темы  студент,  прежде  всего, 

должен ознакомиться с существующей по ней учебной, монографической 
литературой  и  нормативными  материалами.  Перечень  необходимых 
источников содержится в списках литературы и нормативных материалов 
настоящей  программы  (раздел  6  «Учебно-методическое  обеспечение»)  и 
может быть уточнен по рекомендации преподавателя. 

В  целях  более  эффективного  усвоения  нормативного  и 

теоретического материала студенту рекомендуется заранее составить план 
изучения  и  законспектировать  наиболее  важные  положения  и  выводы, 
сформулированные по итогам работы. 

Избранные  темы  обсуждаются  на  практических  занятиях  в 

интерактивной  форме:  в  форме  семинаров-диспутов,  коллоквиумов, 
деловых игр. 

Студенты  заочной  формы  обучения  вправе  использовать 

дополнительные  темы  в  целях  углубленной  подготовки  к  практическим 
занятиям и экзаменационным зачетам. 

Студенты  всех  форм  обучения  могут  использовать  дополнительные 

темы для подготовки рефератов и эссе. 


background image

84 

 

Список тем 

1.

 

Правовая  природа  Европейского  Союза:  международная 

организация, конфедерация или федерация? 

2.

 

Право  Европейского  Союза:  отдельная  правовая  система  или 

подсистема международного права? 

3.

 

Возможна ли рецепция права ЕС в России и СНГ? 

4.

 

Перспективы  кодификации  законодательства  Европейского 

Союза 

5.

 

Необходимы  ли  акты  sui  generis  («особого  рода»)  в  праве 

Европейского Союза? 

6.

 

Юридическая  техника  права  Европейского  Союза  и 

российского права: сходства и отличия. 

7.

 

Проблемы становления «военного права» Европейского Союза 

8.

 

Техническое регулирование Европейского Союза 

9.

 

Проблема  ликвидации  двойного  налогообложения  между 

государствами-членами ЕС. 

10.

 

Проблемы  формирования  иммиграционного  права 

Европейского Союза 

11.

 

«Европейский  режим  убежища»  –  понятие,  сущность, 

основные элементы 

12.

 

Право Европейского Союза и Интернет. 

13.

 

Правовой режим ассоциации третьих стран с ЕС. 

14.

 

Правовой режим введения и применения санкций ЕС. 

15.

 

Правовые проблемы формирования союза рынков капиталов в 

рамках ЕС. 

ПРАКТИКУМ (КЕЙС-СТАДИ) 

Содержащиеся  в  настоящем  практикуме  задания  (кейсы) 

предназначены  для  самостоятельного  решения  студентами  с  целью 
последующего  обсуждения  на  практических  занятиях.  Назначение 
заданий,  представленных  форме  казусов  (судебных  дел),  –  обеспечить 
более четкое уяснение принципов верховенства и прямого действия права 
Европейского  Союза,  юридических  свойств  учредительных  договоров, 
нормативных  актов  и  других  источников  данной  правовой  системы,  а 
также порядка их принятия и вступления в силу. 

Условия  большинства  заданий  построены  на  базе  обобщения 

материалов  судебной  практики  Суда  ЕС  и  национальных  судебных 
органов государств-членов Европейского Союза. 

Задание № 1 

В  первые  годы  функционирования  ЕС  в  некоторых  государствах-

членах  существовала  практика  воспроизводить  нормы  регламентов  ЕС  в 
собственных законах и подзаконных актах.  


background image

85 

 

Такая 

практика 

создавала 

определенные 

трудности 

для 

национальных  судов,  поскольку  законодательство  государств-членов  не 
только  дублировало  положения  регламентов,  но  и  в  некоторых  случаях 
предусматривало дополнительные условия для их реализации.  

Правомерны  ли  указанные  действия  государств-членов?  Могут  ли 

государства-члены  издавать  нормативные  акты,  дополняющие  или 
уточняющие предписания регламентов ЕС

 

Задание № 2 

Европейским  Союзом  в  рамках  экологической  политики  была 

принята  директива,  определяющая  порядок  складирования  и  переработки 
отходов производства. 

Правительством  Бельгии  соответственно  издан  административный 

циркуляр,  в  котором  всем  органам  управления  страны  указывается  на 
необходимость соблюдения упомянутой директивы. 

Европейская  комиссия  на  основании  ст.  258  Договора  о 

функционировании  ЕС  возбудила  против  Бельгии  расследование  и  затем 
передала дело в Суд Европейского Союза. 

Истец  (Комиссия)  утверждает,  что,  ограничившись  изданием 

административного  циркуляра  вместо  законодательного  акта,  Бельгия 
нарушила обязанности, вытекающие из абзаца третьего ст. 288 Договора о 
функционировании ЕС: «Директива обязательна для каждого государства-
члена,  кому  она  адресована,  в  отношении  результата,  которого  требуется 
достичь, но сохраняет в компетенции национальных властей выбор формы 
и способов достижения».  

Ответчик  (правительство  Бельгии)  не  согласен  с  подобным 

утверждением. Ссылаясь на ту же статью, правительство Бельгии заявляет, 
что  хотя  директивы  ЕС  безусловно  обязательны,  национальные  власти 
государств-членов  сохраняют  за  собой  «выбор  формы  и  способов» 
трансформации директив во внутреннее право. 

Какое решение по иску Комиссии должен вынести Суд Европейского 

Союза? 

Задание № 3

 

В конце XX века в рамках ЕС было принято около десяти директив 

по различным вопросам банковского права. 

В начале XXI века в рамках процесса консолидации и кодификации 

законодательства  ЕС  Европейский  парламент  и  Совет  объединили  их 
тексты в единый нормативный акт – директиву о кредитных организациях.  

Новая директива сводит воедино ранее изданные и уже действующие 

нормативные  акты,  и  не  вносит  существенных  изменений  в  правовое 
регулирование банковской деятельности на территории ЕС.