ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2020
Просмотров: 2250
Скачиваний: 19
81
Унификация визового режима в рамках Европейского Союза
осуществляется постепенно. В настоящее время она затрагивает, главным
образом, визы для краткосрочного пребывания (до 90 дней в полугодие) и
транзитные визы. Результатом данного процесса служит введение единой
(Шенгенской) визы, на основании которой граждане стран, не входящих в
ЕС, могут въезжать и передвигаться по всей территории Шенгенского
пространства. Ознакомьтесь с условиями и порядком выдачи Шенгенской
визы, ее основными разновидностями (категориями). Проанализируйте
также нормы, регулирующие статус владельцев виз с ограниченным
территориальным действием, видов на жительство и виз для
долгосрочного пребывания.
Завершая
изучение
Шенгенского
права,
необходимо
проанализировать вопрос о правовом регулировании транзита граждан
нашей страны между Калининградской областью и остальной территорией
Российской Федерации, и вопрос о упрощении визового режима между
Россией и ЕС с возможным введением в перспективе безвизового режима.
В соответствии с Договором о присоединении от 16 апреля 2003 г.
(Протокол № 3 «О транзите лиц сухопутным путем между
Калининградской областью и остальными частями Российской
Федерации») после вхождения Литвы в Европейский Союз и в Шенгенское
пространство данный вопрос должен регулироваться правовыми актами
Европейского Союза. Особого внимания в этой связи заслуживает
Регламент Совета (ЕС) № 693/2003 от 14 апреля 2003 г., которым введены
«упрощенный транзитный документ» и «упрощенный проездной документ
на железной дороге», похожие по своим юридическим свойствам на
транзитную визу с ограниченной территориальной сферой действия.
Ознакомьтесь с текстом Соглашения «Об упрощении выдачи виз
гражданам Российской Федерации и Европейского Союза», заключенного
между Россией и ЕС в 2006 г. Проведите классификацию визовых
упрощений по кругу лиц (визовые упрощения для всех граждан России и
ЕС, визовые упрощения для отдельных категорий граждан).
К разделу X . Законодательство Европейского Союза в сфере
борьбы с преступностью и международным терроризмом
Законодательство
в
сфере
борьбы
с
преступностью
и
международным терроризмом является результатом осуществления
Европейским Союзом уголовной политики, которая является составной
частью компетенции ЕС в области формирования «пространства свободы,
безопасности и правосудия».
82
Ознакомьтесь с правовыми основами указанной сферы деятельности,
ее историческим развитием, целями и основными направлениями на
современном этапе. Обратите внимание, что общая уголовная политика до
вступления в силу Лиссабонского договора подчинялась специальному
правовому режиму, установленному для бывшей третьей «опоры»
Европейского Союза (сотрудничество полиций и судебных органов в
уголовно-правовой сфере – СПСО).
При изучении законодательных актов Европейского Союза в области
уголовного и уголовно-процессуального права следует учитывать, что
указанные акты начали издаваться лишь с 1990-х годов и в настоящее
время пока охватывают лишь некоторые составы преступлений и
отдельные вопросы борьбы с преступностью. Ознакомьтесь с основными
документами
Европейского
Союза,
посвященными
уголовной
ответственности за фальшивомонетничество, подделку ценных бумаг,
отмывание денег, торговлю людьми и др. Особое внимание следует
обращать на законодательные акты Союза в области борьбы с
терроризмом,
которые
представляют
интерес
и
для
России.
Проанализируйте также меры в области регулирования и защиты прав лиц,
пострадавших от преступлений (директива «О статусе потерпевших в
уголовном процессе» и др.).
В заключение ознакомьтесь с основными документами Европейского
Союза,
регулирующими
сотрудничество
национальных
органов
государств-членов в сфере борьбы с преступностью (конвенция «О
взаимной правовой помощи по уголовным делам между государствами-
членами Европейского Союза» и др.). Особое внимание необходимо
уделить новым законодательным актам в этой сфере, в частности,
рамочному решению о «европейском ордере на арест», который заменил
собой
формальную
процедуру
выдачи
преступников
между
государствами-членами.
К разделу XI. Правовое регулирование сотрудничества
Российской Федерации с Европейским Союзом
Целью заключительного раздела курса является ознакомление
студентов с источниками и нормами, регулирующими взаимосвязи нашей
страны с Европейским Союзом в разных сферах жизни, а также с
реальными механизмами этого сотрудничества.
При изучении данных вопросов следует в первую очередь
ознакомиться с историей взаимоотношений России и бывшего СССР с
Европейскими сообществами, которые начали складываться в 1980-е годы.
Наиболее важными документом, определяющим правовые основы
взаимоотношений России и Европейского Союза в настоящее время,
выступает Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. (СПС).
Ознакомьтесь с содержанием указанного Соглашения, а также с другими
договорами специального характера, подписанными на основе СПС.
83
С учетом политической ситуации, сложившейся вокруг Украины, в
2014 г. возникла новая проблематика отношений России и ЕС –
двусторонние санкции. Необходимо уяснить правовую основу введения
санкций, порядок их применения, срок действия и правовые последствия
для граждан и юридических лиц сторон.
В заключение необходимо ознакомиться с новейшими правовыми
актами и иными документами, определяющими стратегию развития
взаимоотношений России и Союза в последующие годы. Это, прежде
всего, Дорожные карты 2005 г. по созданию четырех «общих
пространств»: экономического, правоохранительного, в сфере внешней
безопасности, научно-культурного.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО
ИЗУЧЕНИЯ
В целях более глубокого и качественного освоения учебной
дисциплины, формирования и закрепления необходимых компетенций в
настоящем разделе представлены дополнительные темы по актуальным
теоретическим и практическим вопросам регулирования права
Европейского Союза. Данные темы в силу ограниченного количества
учебных часов не получают детального освещения на практических
занятиях, но представляют немаловажный интерес для России и
отечественной юридической науки и практики.
Студенты по согласованию с преподавателем вправе выбрать для
самостоятельного изучения одну или несколько из указанных ниже тем. С
согласия преподавателя допускается выбор других актуальных тем, не
содержащихся в списке.
При изучении любой дополнительной темы студент, прежде всего,
должен ознакомиться с существующей по ней учебной, монографической
литературой и нормативными материалами. Перечень необходимых
источников содержится в списках литературы и нормативных материалов
настоящей программы (раздел 6 «Учебно-методическое обеспечение») и
может быть уточнен по рекомендации преподавателя.
В целях более эффективного усвоения нормативного и
теоретического материала студенту рекомендуется заранее составить план
изучения и законспектировать наиболее важные положения и выводы,
сформулированные по итогам работы.
Избранные темы обсуждаются на практических занятиях в
интерактивной форме: в форме семинаров-диспутов, коллоквиумов,
деловых игр.
Студенты заочной формы обучения вправе использовать
дополнительные темы в целях углубленной подготовки к практическим
занятиям и экзаменационным зачетам.
Студенты всех форм обучения могут использовать дополнительные
темы для подготовки рефератов и эссе.
84
Список тем
1.
Правовая природа Европейского Союза: международная
организация, конфедерация или федерация?
2.
Право Европейского Союза: отдельная правовая система или
подсистема международного права?
3.
Возможна ли рецепция права ЕС в России и СНГ?
4.
Перспективы кодификации законодательства Европейского
Союза
5.
Необходимы ли акты sui generis («особого рода») в праве
Европейского Союза?
6.
Юридическая техника права Европейского Союза и
российского права: сходства и отличия.
7.
Проблемы становления «военного права» Европейского Союза
8.
Техническое регулирование Европейского Союза
9.
Проблема ликвидации двойного налогообложения между
государствами-членами ЕС.
10.
Проблемы формирования иммиграционного права
Европейского Союза
11.
«Европейский режим убежища» – понятие, сущность,
основные элементы
12.
Право Европейского Союза и Интернет.
13.
Правовой режим ассоциации третьих стран с ЕС.
14.
Правовой режим введения и применения санкций ЕС.
15.
Правовые проблемы формирования союза рынков капиталов в
рамках ЕС.
ПРАКТИКУМ (КЕЙС-СТАДИ)
Содержащиеся в настоящем практикуме задания (кейсы)
предназначены для самостоятельного решения студентами с целью
последующего обсуждения на практических занятиях. Назначение
заданий, представленных форме казусов (судебных дел), – обеспечить
более четкое уяснение принципов верховенства и прямого действия права
Европейского Союза, юридических свойств учредительных договоров,
нормативных актов и других источников данной правовой системы, а
также порядка их принятия и вступления в силу.
Условия большинства заданий построены на базе обобщения
материалов судебной практики Суда ЕС и национальных судебных
органов государств-членов Европейского Союза.
Задание № 1
В первые годы функционирования ЕС в некоторых государствах-
членах существовала практика воспроизводить нормы регламентов ЕС в
собственных законах и подзаконных актах.
85
Такая
практика
создавала
определенные
трудности
для
национальных судов, поскольку законодательство государств-членов не
только дублировало положения регламентов, но и в некоторых случаях
предусматривало дополнительные условия для их реализации.
Правомерны ли указанные действия государств-членов? Могут ли
государства-члены издавать нормативные акты, дополняющие или
уточняющие предписания регламентов ЕС
?
Задание № 2
Европейским Союзом в рамках экологической политики была
принята директива, определяющая порядок складирования и переработки
отходов производства.
Правительством Бельгии соответственно издан административный
циркуляр, в котором всем органам управления страны указывается на
необходимость соблюдения упомянутой директивы.
Европейская комиссия на основании ст. 258 Договора о
функционировании ЕС возбудила против Бельгии расследование и затем
передала дело в Суд Европейского Союза.
Истец (Комиссия) утверждает, что, ограничившись изданием
административного циркуляра вместо законодательного акта, Бельгия
нарушила обязанности, вытекающие из абзаца третьего ст. 288 Договора о
функционировании ЕС: «Директива обязательна для каждого государства-
члена, кому она адресована, в отношении результата, которого требуется
достичь, но сохраняет в компетенции национальных властей выбор формы
и способов достижения».
Ответчик (правительство Бельгии) не согласен с подобным
утверждением. Ссылаясь на ту же статью, правительство Бельгии заявляет,
что хотя директивы ЕС безусловно обязательны, национальные власти
государств-членов сохраняют за собой «выбор формы и способов»
трансформации директив во внутреннее право.
Какое решение по иску Комиссии должен вынести Суд Европейского
Союза?
Задание № 3
В конце XX века в рамках ЕС было принято около десяти директив
по различным вопросам банковского права.
В начале XXI века в рамках процесса консолидации и кодификации
законодательства ЕС Европейский парламент и Совет объединили их
тексты в единый нормативный акт – директиву о кредитных организациях.
Новая директива сводит воедино ранее изданные и уже действующие
нормативные акты, и не вносит существенных изменений в правовое
регулирование банковской деятельности на территории ЕС.