ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2020
Просмотров: 1427
Скачиваний: 2
В
соответствии с одобренной на встрече
в верхах Лаакенской декларацией от 15
декабря 2001 г. (официальное название:
"Декларация о будущем Европейского
Союза") было решено подготовить
подлинно новый, единый конституционный
договор
Европейского Союза, заменяющий собой
ранее подписанные учредительные
документы. Включение в заголовок будущего
договора
термина "конституция" свидетельствовало
о том, что
Европейский Союз уже обладает элементами
государственности (см. вопрос N 31).
Напротив, договорная
форма конституции Союза указывала на
сохранение у него черт международной
организации (см. вопрос N 30).
Для
подготовки конституционного договора
на основании Лаакенской декларации
было созвано специальное учредительное
собрание - Европейский конвент под
председательством бывшего президента
Франции Валери Жискар д'Эстена. В состав
Европейского конвента вошли представители
законодательной и исполнительной ветвей
власти всех государств-членов и
государств-кандидатов, а также
представители соответствующих институтов
Европейского Союза в целом (Европейский
парламент и Европейская комиссия).
В
течение полутора лет - с февраля 2002 г.
по июль 2003 г. - Европейский конвент
подготовил проект конституционного
договора,
который после доработки его текста на
межправительственной конференции был
официально подписан всеми
государствами-членами в Риме 29 октября
2004 г. Документ получил официальное
название "Договор, устанавливающий
Конституцию для Европы" (неофициально:
Европейская конституция или Конституция
Европейского Союза)*(35).
Договор,
устанавливающий Конституцию для Европы,
не вступил в силу, так как был отклонен
на референдумах во Франции и Нидерландах
(май-июнь 2005 г.). Одной из причин
отрицательного голосования большинства
граждан этих стран служили опасения по
поводу превращения Европейского Союза
в "сверхгосударство", о чем могло
свидетельствовать использование в
названии документа термина "конституция".
С
другой стороны, Договор, устанавливающий
Конституцию для Европы, успешно прошел
ратификацию в 18 государствах-членах,
т.е. в 2/3 от их общего числа (в частности,
в Испании и Люксембурге на референдумах).
Поскольку документ реально обеспечивал
совершенствование интеграционных
механизмов на европейском
уровне, после двухлетнего "периода
размышления" было решено ввести в
действие его основные положения в иной
форме, без слова "конституция".
С
этой целью текст Европейской конституции
был трансформирован в новый договор,
подписанный государствами-членами в
Лиссабоне 13 декабря 2007
г. Его официальное название: Лиссабонский
договор 2007
г. (полностью: "Лиссабонский договор,
изменяющий Договор о Европейском Союзе
и Договор об учреждении Европейского
сообщества"). Неофициальное название:
"Договор о реформе
Европейского Союза".
Лиссабонский
договор 2007
г. подтвердил нововведения Европейской
конституции, но представил их в виде
поправок в действующие учредительные
документы. Наиболее фундаментальные
положения проекта Европейской конституции
включены им в Договор о Европейском
Союзе 1992 г. Положения детализирующего
характера включены в Договор об учреждении
Европейского сообщества 1957 г.,
переименованный в Договор о функционировании
Европейского Союза. Некоторые изменения
также претерпел Договор об учреждении
Европейского сообщества по атомной
энергии 1957 г.
Для вступления в силу
Лиссабонского договора
2007 г., как и
предшествующих ему ревизионных договоров
(Амстердамского 1997 г., Ниццкого 2001 г. и
др.), требовалась его ратификация всеми
государствами-членами. В отличие от
проекта Европейской конституции, почти
во всех государствах-членах этот процесс
осуществлялся парламентским путем.
Единственным исключением стала Ирландия,
где первый референдум по Лиссабонскому
договору,
состоявшийся 12 июня 2008 г., принес
негативный результат. Повторный
референдум в этой стране был назначен
на 2 октября 2009 г., и его результаты на
момент написания этой книги были
неизвестны.
Вероятное
вступление в силу Лиссабонского договора
в 2010 г. фактически должно привести к
возникновению "нового" Европейского
Союза, который будет иметь более простое
внутреннее устройство, функционировать
более эффективно и демократично. Тем
самым в значительной мере будут достигнуты
главные цели реформы,
поставленные при подписании Лаакенской
декларации и подготовке Европейской
конституции.
Основные
достижения Лиссабонского договора
заключаются в следующем:
1.
Упрощается внутреннее устройство
Европейского Союза. "Новый"
Европейский Союз (Союз, реформированный
Лиссабонским договором)
не будет включать в себя никаких опор.
Он наделяется единой компетенцией и
правосубъектностью, в том числе на
международной арене.
Ключевой элемент
в структуре прежнего Союза - Европейское
сообщество (бывшее ЕЭС) - прекращает
существование, а его учредительный
договор
(Римский договор
1957 г.) с новым содержанием становится
одним из двух учредительных документов
"нового" Союза (с новым названием:
"Договор о функционировании Европейского
Союза").
Единственную сложность в
понимании устройства "нового"
Европейского Союза представляет
сохранение Лиссабонским договором
Европейского сообщества по атомной
энергии (Евратома), входящего ныне вместе
с Европейским сообществом в первую
опору.
Евратом в дальнейшем продолжит
функционирование как формально
самостоятельная организация со своим
учредительным договором
и с тем же, что
и Союз, составом государств-членов
(Договор об учреждении Европейского
сообщества по атомной энергии 1957 г.,
действующий между 27 государствами).
В
то же время поправки, внесенные
Лиссабонским договором
в Договор о Евратоме 1957 г., предусматривают,
что
Европейское сообщество по атомной
энергии будет управляться непосредственно
руководящими органами (институтами)
Европейского Союза. Фактически Евратом
превращается в своеобразный "филиал"
Союза, имеющий одинаковый с ним состав
государств-членов и управляемый одними
и теми же людьми.
В дальнейшем не
исключено проведение более значительной
реформы
правовых устоев Европейского сообщества
по атомной энергии, по результатам
которой положения Договора о Евратоме
могут быть инкорпорированы в учредительные
документы "нового" Союза, а сам
Евратом, аналогично Европейскому
сообществу, - прекратить существование.
2.
Устанавливается более четкое разграничение
компетенции между Европейским Союзом
и государствами-членами за счет выделения
внутри компетенции Союза разных
категорий, прежде всего "исключительной
компетенции" (правовые акты, как
правило, могут издаваться только
Европейским Союзом) и "совместной
компетенции" (правовые акты могут
издаваться как Европейским Союзом, так
и государствами-членами, с преимущественной
юридической силой актов Союза).
3.
Усиливаются механизмы защиты основных
прав человека и гражданина на европейском
уровне. Прежде всего Европейский Союз
приобретает право и даже обязанность
присоединиться в качестве отдельной
стороны к Европейской конвенции о защите
прав человека и основных свобод,
являющейся основным "биллем о правах"
подлинно общеевропейского
характера, в котором участвует и Россия.
В
случае такого присоединения действия
и бездействие наднациональных органов
Союза можно будет в конечном счете
обжаловать в Европейском суде по правам
человека (г. Страсбург) - так же, как в
настоящее время обжалуются акты
национальных органов европейских
стран.
Кроме того, подготовленная в
2000 г. Хартия Европейского Союза об
основных правах признана Лиссабонским
договором
в качестве обязательного источника
права, имеющего равную юридическую силу
с учредительными документами "нового"
Союза (т.е. высшую юридическую силу в
его правовой системе). Граждане
Европейского Союза и другие управомоченные
лица получат возможность ссылаться на
положения этой Хартии в судах самого
Союза, а также судах всех его
государств-членов (национальных судах).
4.
Повышается эффективность и укрепляются
демократические начала в функционировании
системы институтов, органов и учреждений
("организационного механизма")
Европейского Союза: благодаря более
частому использованию метода
квалифицированного большинства (вместо
единогласия) при принятии решений в
межправительственных инстанциях Союза
(Совете, Европейском совете), увеличению
прерогатив института Союза, избираемого
всеобщим прямым голосованием его
граждан, - Европейского парламента,
более активному привлечению к обсуждению
новых законопроектов на европейском
уровне парламентов государств-членов
и других мер (см. разделы VI и VII).
В
тексте Договора о Европейском Союзе в
редакции Лиссабонского договора
впервые появляется специальный раздел
под названием "Положения о демократических
принципах": равенство граждан Союза,
"которые пользуются одинаковым
вниманием со стороны его институтов,
органов и учреждений" (ст. 9), принципы
непосредственной и представительной
демократии (ст. 10), право граждан Союза
и общественных объединений участвовать
в обсуждении новых мероприятий Союза,
поддерживать диалог с союзными властями
(ст. 11), активное содействие функционированию
Союза со стороны национальных парламентов
(ст. 12).
К числу демократических
принципов относится и "гражданская
инициатива", т.е. право граждан Союза
непосредственно инициировать принятие
новых правовых актов на европейском
уровне (см. вопрос N 8).
5.
Предусматривается создание новых
органов и должностных лиц Европейского
Союза, в частности Европейской прокуратуры,
Верховного представителя по иностранным
делам и политике безопасности , постоянного
Председателя Европейского совета .
6.
Проведена модернизация правового режима
деятельности Европейского Союза в
разных сферах его компетенции. Наибольшие
усовершенствования вносятся в механизмы
внешнеполитической деятельности Союза,
прежде всего общей внешней политики и
политики безопасности (см. раздел XXII).
В рамках внутренней политики Союза в
максимальной степени были усовершенствованы
положения, закрепляющие его компетенцию
по вопросам создания единого "пространства
свободы, безопасности и правосудия"
(см. раздел XXI).
В учредительные
документы Европейского Союза Лиссабонским
договором
впервые включены специальные статьи,
главы, разделы, которые прямо наделяют
его компетенцией принимать правовые
акты по вопросам энергии, освоения
космоса, спорта, туризма и др.
Лиссабонский
договор
также упростил содержащиеся положения
о продвинутом сотрудничестве (см. вопрос
N 15), что
позволит заинтересованным группам
государств-членов в количестве не менее
девяти более эффективно развивать с
помощью институтов Союза взаимную
интеграцию по различным вопросам
внутренней и внешней политики.
7.
Впервые прямо предусмотрено право
государств-членов на добровольный выход
из состав Европейского Союза и
устанавливается процедура такого
выхода: подача заявления; заключение
соглашения о выходе; в противном случае
(если соглашение об условиях выхода
между выходящим государством и Европейским
Союзом не было подписано) выход может
быть произведен через два года с момента
подачи соответствующего заявления.
8.
Также впервые в истории Европейского
Союза предусмотрено установление
"привилегированных отношений" с
соседними государствами, не входящими
в его состав. К числу таких государств
в первую очередь относится Россия.
Согласно
ст. 8 Договора о Европейском Союзе в
редакции Лиссабонского договора
"Союз развивает с соседними ему
странами привилегированные отношения
в целях создания пространства процветания
и добрососедства, которое основано на
ценностях Союза и характеризуется
тесными и мирными отношениями,
базирующимися на сотрудничестве".
В
этих целях Союз уполномочен заключать
специальные соглашения с заинтересованными
странами-соседями, которые "могут
предусматривать взаимные права и
обязанности, а также возможность
проведения совместных действий".
В
соответствии с Лиссабонским договором
кардинальные изменения должна претерпеть
система учредительных документов
Европейского Союза. Она станет значительно
более простой и логичной по сравнению
с той, которая существует в настоящее
время (в 2009 г.) и охарактеризована выше
(см. вопрос N 15).
Как уже отмечалось,
Лиссабонский договор
в форме поправок инкорпорирует основные
положения не вступившей в силу Европейской
конституции 2004 г. Наиболее фундаментальные
нормы проекта Европейской конституции
включены в Договор о Европейском Союзе
1992 г., или "Маастрихтский договор",
который в настоящее время уступает по
значению "Римскому договору"
(Договору об учреждении Европейского
сообщества 1957 г.).
Напротив,
в "новом" Союзе именно Договор о
Европейском Союзе 1992 г. (в редакции
Лиссабонского договора
2007 г.)
становится базовым учредительным
документом организации. В нем закреплены
главные принципы устройства Европейского
Союза, а также общие правовые начала
его внешней политики.
Как следствие,
Договор о Европейском Союзе в "лиссабонской"
редакции является достаточно небольшим
по объему (в доктрине его отсюда нередко
называют "мини-договор").
Он включает преамбулу и 55 статей,
распределенных в шести разделах.
Раздел
I "Общие положения" (ст. 1-8) провозглашает
создание Европейского Союза (ст. 1) и
определяет его сущностные характеристики:
ценности (ст. 2), цели (ст. 3), принципы
взаимоотношений с государствами-членами
(ст. 4) и др.
Раздел II "Положения о
демократических принципах" (ст. 9-12)
фиксирует основополагающие гарантии
демократического устройства Союза (см.
выше).
Раздел III "Положения об
институтах" (ст. 13-19) определяет систему
руководящих и иных органов Европейского
Союза (Европейский парламент, Европейский
совет и др.), важнейшие принципы их
правового статуса.
Раздел
IV "Положения о продвинутом сотрудничестве"
(ст. 20) закрепляет наиболее общие правила
относительно возможности групп
государств-членов в количестве не менее
девяти развивать более тесную взаимную
интеграцию в рамках Европейского Союза.
Нормы этого раздела, состоящего из одной
статьи, детализируются во втором
учредительном документе - Договоре о
функционировании Европейского Союза.
Раздел
V "Общие положения о внешнеполитической
деятельности Союза и специальные
положения об общей внешней политике и
политике безопасности" (ст. 21-46)
посвящен закреплению правовых основ
политики Союза в отношении стран, не
входящих в его состав (третьих стран).
Здесь же заложены основы военно-политической
интеграции государств - членов Европейского
Союза ("общая политика безопасности
и обороны").
Раздел
VI "Заключительные положения" (ст.
47-55) дополняет раздел I другими нормами
общего и заключительного характера, в
частности устанавливает условия и
порядок приема новых государств-членов,
право выхода действующих государств-членов
и его процедуру (см. выше), процедуры
пересмотра учредительных документов
Союза (Договора о Европейском Союзе и
рассматриваемого ниже Договора о
функционировании Европейского
Союза).
Процедуры пересмотра являются
едиными для обоих учредительных
документов. При этом в "новом"
Европейском Союзе они становятся более
демократичными, чем в настоящее время:
право инициировать поправки приобрел
Европейский парламент (наравне с любым
государством-членом и Европейской
комиссией), а для новых крупномасштабных
реформ
учредительных документов предусмотрен
созыв специального представительного
органа - Конвента - аналогичного тому,
который разрабатывал проект Европейской
конституции.