ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2020
Просмотров: 1420
Скачиваний: 2
-
Единая (шенгенская) виза. Другие категории виз по законодательству Европейского Союза.
Шенгенская виза предоставляет человеку право свободно перемещаться территориями всех стран Шенгенского соглашения (отсутствие внутреннего пограничного контроля). Визу можно получить в консульстве любой страны Шенгена – она будет действительной на всей территории Шенгенской зоны.
Однако существуют два ограничения:
1. Так называемое «правило первого въезда»: первой страной, которую вы обязаны посетить в Шенгенской зоне, должна быть страна, выдавшая вам визу.
2. Длительность пребывания в разных государствах. Если целью поездки является посещение нескольких стран, то большую часть времени вы обязаны провести в стране, выдавшей визу.
Стоимость шенгенской визы официально составляет 35 евро, однако она, как и порядок выдачи, перечень необходимых документов и сроки рассмотрения, отличается в зависимости от консульства.
Виды виз:
По количеству раз действия: однократные, двукратные, многократные.
По принципу действия:
- Категория А – аэропортовая. Дает право находится в пределах транзитной территории аэропорта. При этом запрещено выходить за ее пределы.
- Категория С – туристическая. Дает право находиться в государстве определенный срок и перемещаться по всей Шенгенской зоне. Делится на четыре подкатегории: С1, С2, С3, С4 по сроку действия.
- Категория D – национальная. Это долгосрочная виза, дает право пребывать лишь на территории страны, выдавшей визу, и право транзитного проезда по территориям других стран Европейского Союза.
- Категория LTV (Limited territorial validity visa) – краткосрочная виза, которая разрешает посещение исключительно той страны, которая выдала визу, без прав транзита территориями других стран.
- Категория FTD и FRTD – упрощенная транзитная виза. Выдается только для транзита между основной территорией Российской Федерации и Калининградской областью.
Новым Шенгенским кодексом, вступившим в действие 5 апреля 2010 года, упразднена виза категории «В» – «транзитная». Обращаясь в иностранные консульства, отныне следует делать запрос на обычную въездную визу, однако при этом целью въезда в страну в анкете надо указывать «транзит».
Необходимо помнить, что у визы есть и срок действия, и срок пребывания в стране!
Также необходимо различать визовый режим для граждан Европейского Союза и третьих стран. Так, граждане ЕС могут посещать страны-кандидаты без визы.
Единая виза - это разрешение или решение, которое выражается в прикреплении Договаривающейся Стороной специальной марки в паспорт, документ на поездку или иной действительный документ, дающий право на пересечение границ. Она дает право иностранцу, на которого распространяется обязанность обладать визой, прибывать на пропускной пункт, расположенный на внешней границе страны, предоставившей визу, или на внешней границе другой страны, с целью в зависимости от типа визы ходатайствовать о разрешении на транзитный проезд или о разрешении на пребывание. При этом должны быть выполнены также другие условия для въезда или транзита. При этом факт обладания единой визой не предоставляет абсолютного права на въезд (п. 2.1. Общей консульской инструкции о визах, адресованной постоянным Дипломатическим и консульским представительствам договаривающихся сторон Шенгенской конвенции).
Единая виза может быть: (не более 3 месяцев) пребывания и для долгосрочного (более трех месяцев) пребывания. Виза для краткосрочного пребывания может быть (ст. 11 Конвенции):
1) визой для краткосрочного (туристической визой), действительной для однократного или многократного въезда, при этом продолжительность непрерывного пребывания или общая длительность последовательных периодов пребывания с момента первого въезда не может превышать трех месяцев в течение одного полугодия;
2) транзитной визой, позволяющей ее обладателю совершать один, два или, в исключительных случаях, многократный транзит через территории государств – членов Союза по пути на территорию третьего государства, при этом общая продолжительность транзита не может превышать пять дней.
Кроме того, в соответствии с Общей консульской инструкцией государства-члены Европейского союза могут выдавать и еще два типа виз, не относящихся к шенгенским.
1. Виза для долгосрочного пребывания.
Данная виза в целях пребывания, по своей длительности превышающего три месяца, является национальной визой, которую каждое государство-член выдает на основании собственного законодательства.
Тем не менее, подобная виза в течение максимум трех первых месяцев ее действия будет также иметь силу единой визы для краткосрочного пребывания, если она выдана при соблюдении общих условий и критериев, Конвенции о применении Шенгенского соглашения или на их основе.
-
Виза для транзита через аэропорт.
На основании данной визы иностранец совершает остановку или пересадку в аэропортах Шенгенских государств. Данные визы требуется иметь гражданам отдельных развивающихся стран, из которых наиболее вероятны попытки незаконной иммиграции в ЕС.
Кроме того, если иностранец не соответствует общим условиям для выдачи шенгенской визы, в порядке исключения ему может быть выдана виза с ограниченной территориальной сферой действия. Это виза, которая в порядке исключения проставлена в паспорт, документ на поездку или иной документ, дающий право на пересечение границы, в том случае, когда пребывание дозволено только в пределах национальной территории одной или нескольких стран Шенгенской зоны, и при условии, что въезд и выезд с данной территории также производятся через территорию этой или этих стран. Представительства других государств – участников Шенгенского соглашения должны быть проинформированы о выдаче подобных виз.
Третью
группу,
на мой взгляд,
составляют четыре "дорожные карты"
по четырем общим пространствам, принятые
в Москве в ходе встречи на высшем уровне
между представителями ЕС и России в мае
2005 г., которые воплощают в себе концепцию
четырех общих пространств и развивают
в соответствующих сферах положения
Соглашения о партнерстве и сотрудничестве
применительно к сегодняшнему дню.
Это
Дорожные карты по общему:
-
экономическому пространству,
-
пространству свободы, безопасности и правосудия,
-
внешнему пространству,
-
пространству науки и образования, исключая культурные аспекты.
Дорожные
карты содержат в своих положениях
комплекс практических мероприятий на
ближайшую перспективу взаимоотношений
сторон, однако не закрепляют сроков
реализации этих мероприятий и четких
механизмов контроля и ответственности.
В этом отношении дорожные карты
повторяют схему оформления отношений
между Россией и ЕС, сложившуюся в
последние 10 лет. Все вопросы в двусторонних
отношениях за эти годы всегда решались
на основе инструментов политического
взаимодействия и достижения компромиссов,
что приводило к росту политически
деклараций, а не юридических соглашений[5].
Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств («дорожные карты»):
-
экономического,
-
внутренней безопасности и правосудия,
-
внешней безопасности,
-
науки и образования.
Идею ОЕЭП предложил Романо Проди в 2001 г. на саммите ЕС — Россия. Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зона свободной торговли.
В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима.
Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем.
Условия и порядок выдачи Шенгенской визы.
Шенгенские визы выдаются консульскими учреждениями Шенгенских государств. Могут выдаваться только иностранцам, которые соответствуют условиям въезда. Эти условия закреплены в Шенгенской конвенции 1990 г. Чтобы получить шенгенскую визу в соответствии с гл IV Консульской инструкции:
-
иностранец должен обладать действительным документом или документами, предусмотренными Исполнительным комитетом, которые дают право на пересечение границы (загранпаспорт);
-
в случае необходимости способен предоставить документы, обосновывающие цель и условия предполагаемого пребывания, и располагает достаточными средствами к существованию на период предполагаемого пребывания и для возвращения назад (гарантия возврата назад и наличия средств к существованию), либо способен приобрести данные средства законным способом.
-
иностранец не должен являться объектом информационного запроса в целях недопуска.
-
иностранец не должен рассматриваться в качестве лица, способного представлять угрозу публичному порядку, национальной безопасности или международным отношениям одной и стран Шенгенского соглашения.
В соответствии с данной инструкцией заполняется бланк ходатайства, к которому прилагается ряд документов.
1. Действительный документ на поездку, в который может проставляться виза, при условии, что данный документ удостоверяет личность владельца, его национальность, гражданство, а также, что этот документ признан сторонами Шенгенского соглашения или одной или несколькими из этих сторон:
а) документы на поездку, выданные в соответствии с международными нормами теми странами или территориальными образованиями, которые признаны всеми сторонами – участниками Шенгенского соглашения;
б) паспорта или документы на поездку, которые хотя и выданы странами или территориальными образованиями, не признанные всеми сторонами – участниками Шенгенского соглашения, но гарантируют иностранцу право возвратиться обратно при условии признания их действительности Исполнительными комитетами в целях проставления в данном документе единой визы;
в) документы на поездку для беженцев, выданные в соответствии с Конвенцией 1951 г. о статусе беженцев;
г) документы на поездку для апатридов, выданные в соответствии с Конвенцией 1954 г. о статусе апатридов.
2. При необходимости документы, подтверждающие цель и условия намеченного пребывания.
В конечном счете, иностранцы должны убедить дипломатическое или консульское представительство в наличии у них достаточных средств, чтобы обеспечить свое существование и возвращение назад.
Порядок предоставления визы включает в себя два этапа.
Первый этап - осуществление проверки дипломатическим или консульским представительством документов, предоставленных лицом. На данном этапе рассматривает ходатайство о предоставлении визы.
Во-первых, проверяется само ходатайство, а именно, срок пребывания, в отношении которого подается ходатайство, должен соответствовать цели поездки. Также ответы на вопросы в бланке ходатайства должны быть полными и не противоречить друг другу. Бланк должен включать личную фотографию лица, и содержать указание на главное место назначения его поездки.
Во-вторых, осуществляется проверка, направленная на установление личности ходатайствующего лица, и проверка на предмет наличия информационного запроса в целях недопуска в рамках Шенгенской информационной системы или с целью выяснить представляет ли он угрозы иного характера, препятствующие выдаче визы.
Основополагающими критериями при рассмотрении ходатайства о предоставлении визы являются интересы безопасности стран-участниц, борьба со скрытой эмиграцией, а так же другие проблемы в сфере международных отношений. При этом проверка по данным критериям усиливается в отношении людей, относящихся к группе риска: безработным, лицам, не имеющим постоянного источника доходов. Но проверка может и ослабляться, но только в отношении лиц, признанных в качестве добросовестных.
В-третьих, проверяется сам документ на поездку по четырем критериям:
- проверка законности документа: он должен быть полным и не являться измененным, искаженным или поддельным;
- проверка территориальной сферы действия документа на поездку: он должен быть действительным для въезда на территорию стран, являющихся участницами Шенгенского соглашения;
- проверка срока действия документа на поездку: срок действия документа на поездку должен превышать на три месяца срок действия визы.
- проверка длительности предшествующих пребываний на территории стран - участниц Шенгенского соглашения.
В-четвертых, проверяются иные документы, относящиеся к ходатайству, количество и характер которых зависит от возможной угрозы незаконной эмиграции и от местных особенностей и может быть различным для разных стран. Данные подтвердительные документы должны охватывать: цель совершения; транспортные средства и способ возвращения обратно; средства к существованию; условия размещения Лицо может быть освобождено от обязанности предоставлять подтвердительные документы в отношении условий проживания, если оно в состоянии доказать факт наличия у него финансовых средств, достаточных для покрытия расходов на существование или проживание в Шенгенском государстве, которое он намерен посетить.
Кроме того, в некоторых случаях, необходимы и иные документы: документы, подтверждающие постоянное место жительства и характеризующие связь со страной проживания, согласие родителей для несовершеннолетних, подтвердительные документы в отношении социального и профессионального статуса ходатайствующего лица.
В-заключение первого этапа предоставления визы осуществляется проверка «добросовестности» ходатайствующего лица. Для этого дипломатические или консульские представительства проверяют, относится ли ходатайствующее лицо к лицам, признанными «добросовестными» в рамках консульского сотрудничества на конкретной территории. Кроме того, используется информация, получаемая в рамках взаимного обмена. Это информация о лицах, в удовлетворении ходатайств которых было отказано ввиду использования ими похищенных, утерянных или поддельных документов, несоблюдения даты въезда, указанной в предшествующей визе, или существования угрозы безопасности. В частности, в силу предположения о попытке осуществить скрытую иммиграцию на территорию страны, входящей в Шенгенскую зону.
Второй этап - принятие решения по ходатайству о предоставлении визы на основе проверенных документов.
На данном этапе определяется тип визы и количество въездов, и, собственно, принимается решение. По общему правилу решение принимается самостоятельно дипломатическим или консульским представительством на основе совокупности данных, которые находятся в его распоряжении, и с учетом конкретных обстоятельств дела, для каждого ходатайствующего лица. Но Исполнительный комитет устанавливает детальные положения применительно к случаям, когда виза должна выдаваться после консультации с центральным органом страны, которой обращена соответствующая просьба, а также, при необходимости, с центральными органами других стран, входящих в Шегенскую зону.