Файл: Pravo_Evropeyskogo_Soyuza(2).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2020

Просмотров: 1380

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сотрудничества на региональном уровне, включая сотрудничество в рамках Европейского агентства по окружающей среде, учрежденного Сообществом, и на международном уровне;

разработки стратегий, в особенности в том, что касается глобальных и климатических проблем, а также с целью достижения устойчивого развития;

исследований воздействия на окружающую среду.



Отношения России и Европейского Союза, Европейского сооб­щества сегодня строятся на основе Соглашения о партнерстве и со­трудничестве (СПС), учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, Европейскими сообществами и их го­сударствами-членами, с другой стороны, заключенного 24 июня 1994 г. на о. Корфу (Греция). Федеральное Собрание Российской Федерации ратифицировало договор в ноябре 1996 г. Соглашение вступило в силу с 1 декабря 1997 г.

Соглашение 1994 г. предусматривает сотрудничество сторон по широкому спектру вопросов, в основном в области экономики, но не только. Среди целей СПС, перечисленных в ст. 1, предусмотрено обеспечение соответствующих рамок для полити­ческого диалога сторон, поощрение устойчивого развития, укрепле­ние политических и экономических свобод, поддержку усилий Рос­сии по укреплению ее демократии, обеспечение основы для социаль­ного и культурного сотрудничества, а также поощрение деятельности, представляющей взаимный интерес.

СПС закладывает общие принципы сотрудничества РФ и Союза, такие как:

уважение демократических принципов и прав человека в смысле Хельсинского акта 1975 г. и Парижской хартии для новой Ев­ропы 1990 г. (ст. 2);

совместные усилия сторон для создания зоны свободной тор­говли между ними (ст. 3);

построение торговых отношений на основе принципов Гене­рального соглашения по тарифам и торговле с учетом будущего всту­пления России в ВТО (ст. 4);

постепенное предоставление Россией режима наиболее благоприятствуемой нации в торговых отношениях (ст. 5).

Основными направлениями экономи­ческого сотрудничества между РФ и Европейским Союзом являются:

развитие их соответствующих отраслей промышленности и транспорта;

освоение новых источников снабжения и новых рынков;

стимулирование научно-технического прогресса;

содействие стабильному развитию социальных и людских ре­сурсов, занятости населения;

оказание содействия региональному сотрудничеству с целью гармоничного ц устойчивого развития.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом 1994 г. заложило прочный фундамент для раз­вития диалога сторон по политическим, экономическим, культур­ным вопросам в начале XXI столетия. Соглашение 1994 г. носит ба­зовый характер, оно содержит общие положения о сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией. СПС имеет рамочный ха­рактер, так как многие его положения нуждаются в дальнейшем раз­витие и конкретизации в рамках специальных двусторонних согла­шений по отдельным вопросам. Некоторые статьи СПС закрепляют не просто возможность, а даже необходимость заключения таких со­глашений (например, ст. 21—-22)


В настоящее время на основе СПС было заключено шесть дву­сторонних соглашений. В их числе: Соглашение между РФ и ЕС о торговле текстильными товарами 1998 г., Соглашение между РФ и ЕС о сотрудничестве в области науки и технологий 2000 г.. Соглаше­ние между РФ и Евратомом о сотрудничестве в области ядерных ре­акций 2001 г., Соглашение между РФ и Евратомом о сотрудничестве в области ядерной безопасности 2001 г., Соглашение между РФ и ЕОУС о торговле некоторыми изделиями из стали 2002 г. Опираясь также на положения СПС, 6 ноября 2003 г. в Риме было заключено Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Ев­ропейской полицейской организацией (Европол). Все это позволяет говорить о том, что сегодня на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве объективно формируется целая система двусторон­них соглашений между Россией и Европейским Союзом.

Процесс заключения двусторонних соглашений между Россией и Европейским Союзом на основе СПС, несомненно, будет продолжаться. Сегодня в стадии подготовки находятся соглашения в облас­ти фармацевтики, ветеринарии, рыболовства. На ближайшую пер­спективу уместным и актуальным было бы заключение соглашений о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, о совместной деятельности в правоохранительной сфере, по торговле ядерными материалами.

Теснейшая экономическая взаимосвязь России и Европейского Союза предопределяет необходимость развития самых тесных эконо­мических отношений между ними уже в ближайшей перспективе.

В качестве варианта построения таких отношений 17 мая 2001 г. на Саммите Россия — Европейский Союз в Москве сторонами была вы­двинута и поддержана идея создания Общего европейского экономиче­ского пространства между Россией и Европейским Союзом. Для детализации концепции Общего европей­ского экономического пространства (ОЕЭП) на основе Решения Сове­та сотрудничества от 6 марта 2002 г. сторонами была создана Группа вы­сокого уровня, мандат которой был рассчитан до октября 2003 г.



Экономический и валютный союз - особая сфера компетенции Европейского сообщества, в рамках которой ЕС осуществляет координацию всей экономической политики государств-членов (экономический союз) и проводит единую денежно-кредитную политику на основе единой валюты - евро (валютный союз).

Наряду с традиционными политическими институтами (Европарламент, Совет, Комиссия) управление в рамках этой сферы осуществляют специализированные органы ЕС и государств-членов, прежде всего Европейская система центральных банков во главе с Европейским центральным банком. Консультативные и наблюдательные функции возложены на Экономический и финансовый комитет.

Европейская система центральных банков и Европейский центральный банк

В связи с введением в ЕС единой валюты евро была проведена реорганизация "денежной власти" государств-членов, а ее носители (центральные банки) были объединены друг с другом в Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ) во главе с новым органом Союза - Европейским центральным банком (ЕЦБ).


ЕСЦБ, таким образом, включает в себя 28 элементов: 27 национальных центральных банков и Европейский центральный банк. Однако из-за того что на единую валюту в силу разных причин смогли перейти не все государства-члены (см. вопрос N 108), полноправными участниками данной системы выступают центральные банки лишь тех стран, которые вошли в "зону евро" (в 2010 г. - 16 стран).

Ввиду этого обстоятельства внутри ЕСЦБ выделяется Евросистема: Европейский центральный банк плюс 16 центральных банков стран "зоны евро"*(88). Остальные центральные банки входят в ЕСЦБ в основном с совещательным статусом, а их руководители не участвуют в принятии решений в рамках единой денежно-кредитной политики.

Главной целью ЕСЦБ служит поддержание стабильности цен, а ее основными задачами выступают:

- определение и претворение в жизнь денежной политики Сообщества;

- проведение валютных операций;

- хранение официальных валютных резервов и управление ими;

- содействие надлежащему функционированию платежных систем (ст. 105 Договора о ЕС; ст. 2-3 Протокола "Об Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка").

Экономический и финансовый комитет - орган, помогающий Совету и Комиссии в осуществлении координации экономической политики государств-членов, в том числе в контроле за состоянием их бюджетов.

Данный Комитет, в частности, дает указанным институтам свои заключения (по их запросу или по собственной инициативе); следит за экономическим и финансовым положением государств-членов, предоставляя об этом доклад Совету и Комиссии; выполняет по поручению Совета подготовительные и консультативные задачи; производит не реже одного раза в год анализ ситуации в области движения капиталов и свободы платежей в Сообществе (ст. 114 Договора о ЕС).

В состав Комитета входят лица, назначаемые государствами-членами, Комиссией и Европейским центральным банком (по два человека от каждого). Члены Комитета должны обладать "исключительной компетентностью в экономической и финансовой сфере" (ст. 2 Решения Совета "О порядке формирования Экономического и финансового комитета") и осуществлять свои функции "в общих интересах Сообщества" (ст. 3 Статута Экономического и финансового комитета, утвержденного решением Совета от 31 декабря 1998 г.).

Руководит работой Экономического и финансового комитета Председатель, избираемый членами Комитета сроком на два года.

  1. Секторные соглашения между Российской Федерацией и Европейским Союзом.

Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Европейским Союзом о защите секретной информации

Подписано в Ростове-на-Дону 1 июня 2010 г.


Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским Сообществом о сотрудничестве в области рыболовства и сохранения живых морских ресурсов в Балтийском море


Подписано в Брюсселе 28 апреля 2009 г.


Соглашение между Российской Федерацией и Европейским союзом об участии Российской Федерации в военной операции Европейского союза в Республике Чад и Центральноафриканской Республике (ЕУФОР Чад/ЦАР)

Подписано в Брюсселе 5 ноября 2008 г.


Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом о торговле некоторыми изделиями из стали

Подписано в Мафре 26 октября 2007 г.


Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза

Подписано в Сочи 25 мая 2006 г.


Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии

Подписано в Сочи 25 мая 2006 г.


Соглашение между Российской Федерацией и Европейским Союзом относительно участия Российской Федерации в Полицейской миссии Европейского Союза в Боснии и Герцеговине

Подписано в Брюсселе 24 июля 2004 г.


Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией

Подписано в Риме 6 ноября 2003 г.


Соглашение о возобновлении действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий

Подписано в Риме 6 ноября 2003 г.


Соглашение в форме обмена письмами между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом, устанавливающее систему двойного контроля без количественных ограничений в отношении экспорта некоторых изделий из стали из Российской Федерации в Европейское сообщество

Подписано в Москве 30 июля 2003 г.


Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий

Подписано в Брюсселе 16 ноября 2000 г.


Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом о торговле текстильными товарами

Подписано в Брюсселе 23 июля 1998 г.


Дополнительное соглашение в форме обмена письмами между ЕЭС и РФ о кредитных гарантиях для поставки сельскохозяйственных товаров и продуктов питания из Сообщества в Россию

Подписано 11 февраля 1992 г.


Соглашение в форме обмена письмами между ЕЭС и СССР о кредитных гарантиях для экспорта сельскохозяйственных товаров и продуктов питания из Сообщества в СССР



Секторные соглашения, принятые на основе СПС и развивающих ее положений в различных сферах взаимодействия России и Европейского союза.

Дорожные карты” по четырем общим пространствам, документы программного характера, не имеющие обязательной юридической силы, но определяющие практические мероприятия и действия в рамках текущих отношений между сторонами.

Рассмотрим каждый из блоков в отдельности.

Первый блок.

Основу для отношений между Россией и Европейским союзом закладывает Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, заключенное 24 июня 1994г. на о. Корфу (Греция). Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) вступило в силу с 1 декабря 1997г. после прохождения им ратификации в Европейском парламенте и во всех национальных парламентах государств-членов Союза и Сообществ. Федеральное Собрание Российской Федерации ратифицировало договор в ноябре 1996г.


СПС с Россией стало своего рода “прототипом” всех остальных Соглашений о партнерстве и сотрудничестве. Соглашения ЕС с остальными странами СНГ писались, используя опыт заключения СПС с Россией. Такого рода Соглашения о партнерстве и сотрудничестве были заключены Европейским союзом со всеми странами СНГ, их тексты практически полностью совпадают. Поэтому Соглашение о партнерстве и сотрудничестве можно назвать “типовым соглашением”.

СПС было заключено сроком на 10 лет с возможной последующей ежегодной автоматической пролонгацией Соглашения, если ни одна из сторон не будет заявлять о его денонсации. Соответственно основной срок действия СПС истекает в 2007г. Ряд норм СПС имеет прямое действие на всей территории ЕС в соответствии с Решением Суда ЕС от 12 апреля 2005г.

При особом акценте на экономическом сотрудничестве, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС 1994г. заложило прочный фундамент для развития диалога сторон по политическим, социальным и культурным вопросам. Соответственно, данное Соглашение является комплексным на фоне доминирующего экономического содержания. Действительно, СПС носит базовый характер, содержит общие положения о сотрудничестве между Европейским союзом и Россией. Многие его положения нуждаются в дальнейшем развитии и конкретизации в рамках специальных двусторонних соглашений по отдельным вопросам. Положения СПС охватывают широкий круг вопросов, в том числе политический диалог, сотрудничество в области образования, энергетики, совершенствования законодательства и пр. В СПС существует прочная институциональная основа для взаимодействия РФ и ЕС. Главными институтами взаимодействия сторон являются ежегодные саммиты Россия-ЕС на уровне глав государств/глав правительств; регулярные (раз в полгода) встречи на уровне министров иностранных дел России и стран ЕС. Комитет по вопросам политики и безопасности проводит консультации с Россией, также проходят переговоры по международным проблемам между Высоким представителем ЕС по ОВПБ и Министром иностранных дел РФ. Политический диалог осуществляется и на встречах «Тройки» министров иностранных дел, встречах политических директоров, ежемесячных встречах Постоянного представительства РФ при Европейских Сообществах в Брюсселе с «Тройкой» Комитета по политике и безопасности и на экспертном уровне по широкому кругу актуальных международных вопросов.

Существенной особенностью СПС является его относительная перспективность. Оно изначально было приспособлено к функционированию в условиях, когда в России сложится рыночная экономика, а сама Россия вступит в ВТО. Еще одним важным фактором, указывающим на перспективность СПС, является его окончательная нацеленность на создание зоны свободной торговли между Союзом и Россией.