Файл: Pravo_Evropeyskogo_Soyuza(2).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2020

Просмотров: 1384

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Амстердамский договор 1997 ввел возможность издавать нормативные акты такого рода, а сами рамочные решения стали активно употребляться начиная с 2001 года.

Статья 253

Регламенты, директивы и решения, принятые совместно Европейским парламентом и Советом, и акты, принятые Советом или Комиссией, должны быть мотивированы и содержать ссылки на предложения или заключения, которые запрашиваются в обязательном порядке согласно настоящему Договору.

Статья 254

1. Регламенты, директивы и решения, принятые в соответствии с процедурой, изложенной в статье 251, подписываются Председателем Европейского парламента и Председателем Совета и публикуются в “Официальном журнале Европейского сообщества”. Они вступают в силу с указанной в них даты или, при отсутствии таковой, на 20-й день после их опубликования.

2. Регламенты Совета и Комиссии, равно как и директивы этих институтов, адресованные всем государствам-членам, публикуются в “Официальном журнале Европейского сообщества”. Они вступают в силу с указанной в них даты или, при отсутствии таковой, на 20-й день после их опубликования.

3. Другие директивы и решения доводятся до сведения тех, кого они касаются, и вступают силу после такого уведомления.



  1. Понятие и общая характеристика компетенции Европейского Союза.

Договор о Европейском Союзе 1992 годаМаастрихтский договор – подписан 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды) и вступил в силу 1 ноября 1993 г.


В отличие от международно-правовых образований ЕС является уникальной надгосударственной политической организацией с реальными властными прерогативами. Регламенты, директивы и другие решения, принимаемые институтами ЕС, обязательны для граждан, предприятий, государств, входящих в его состав; их нарушение влечет ответственность.


По аналогии с федеративной моделью различают:

полномочия, принадлежащие только Сообществам и Союзу;

так называемые неисключительные, т.е. конкурирующие полномочия Сообществ и Союза, а также государств-членов в сфере совместного ведения.


Под исключительную компетенцию Европейского Сообщества попадают вопросы таможенного тарифа, правовое регулирование свобод общего рынка, эмиссия евро.


Источником компетенции Союза являются учредительные договоры и прежде всего Договор о ЕС. Нормами права ЕС регулируются лишь те области о/о , на которые распространяется юрисдикция Союза. Исторически первой сферой ведения были вопросы создания и функционирования общего рынка. Сейчас этих сфер много ( в рамках трех опор).


Сфера предметного применения европейского права строго лимитирована действующими учредительными актами. Правовой источник, из которого вытекает компетенция Е.Союза решать различные вопросы, являются Маастрихтский договор 1992, договоры об учреждении Е.Сообщества, Е.Сообщества по атомной энергии с Маастрихтскими, Амстердамскими, Ниццкими изменениями. Все вопросы, входящие в компетенцию Е.Союза, регулируются Договором о Е.Сообществе, за исключением: атомной энергетики, ОВПБ, СПСО, поправок в учредительные договоры, принятия новых членов ( здесь действуют договор о Евратоме, разделы 5-6 Договора о Е.Союзе).



Предмет ведения Союза = предмет ведения Сообщества + ОВПБ + СПСО. Т.е. общий рынок + сферы общей политики + экономический и валютный союз + отношения с третьими странами + вопросы общей обороны + вопросы борьбы с преступностью.



  1. Категории компетенции Европейского Союза.



Сообразно модели федеративных государств компетенция Союза подразделяется на две основные категории - в зависимости от ее соотношения с компетенцией государств-членов.


Первая категория - исключительная компетенция - охватывает вопросы, решение которых полностью изъято из ведения государств-членов и должно осуществляться только Союзом в лице своих институтов и органов.
Примером служит установление пошлин общего таможенного тарифа в отношении продукции, импортируемой в ЕС из третьих стран, а также другие мероприятия в рамках общей торговой (внешнеторговой) политики Сообщества. К исключительной
компетенции ЕС относится и разработка денежной политики в пределах "зоны евро".


Подавляющее большинство вопросов, подведомственных Европейскому Союзу, образуют его совместную компетенцию с государствами-членами. По этим вопросам последние не лишаются возможности принимать собственные правовые акты и другие меры на национальном уровне. Однако эти меры должны соответствовать законодательству, изданному институтами Союза, и в случае противоречия последнее имеет приоритет.


Осуществление Союзом совместной компетенции подчиняется принципу субсидиарности, в соответствии с которым он не должен вмешиваться в проблемы, способные эффективно решаться в рамках отдельных государств-членов.

Напротив, если конкретная проблема имеет транснациональные масштабы, то Союз не только может, но и должен предпринять необходимые шаги.
Хотя термины "исключительная" и "совместная" применительно к
компетенции Союза употребляются в его действующих учредительных документах (например, ст. 5 и 133 Договора о ЕС), определения данных терминов они не содержат.


Указанный пробел будет устранен Лиссабонским договором, который посвящает несколько статей установлению и разграничению его разных категорий компетенции (франц. categories de competence). Наряду с "исключительной" и "совместной" компетенцией в отдельную группу выделены "сферы деятельности, направленной на поддержку, координацию или дополнение" (защита здоровья, культура и др.).


Это те сферы общественной жизни, в которых Союз не должен стремиться проводить унификацию или гармонизацию национального права, но может координировать деятельность государств-членов или помогать им.
В качестве особых
категорий компетенции в Лиссабонском договоре указаны координация Союзом экономической политики и политики занятости государств-членов, общая внешняя политика и политика безопасности.



  1. Основные принципы компетенции Европейского Союза (принцип наделения компетенцией, принцип субсидиарности, принцип пропорциональности).


Принципы деятельности Европейского Союза - это основные начала, регулирующие функционирование данной организации.
Наиболее важные из этих
принципов закреплены в Договоре об учреждении Европейского сообщества (ст. 5):


- принцип законности, в соответствии с которым деятельность Сообщества и Союза в целом должна осуществляться в рамках полномочий и целей, зафиксированных в учредительных документах организации;


- принцип субсидиарности, требующий от Сообщества воздерживаться от вмешательства в те вопросы, которые государства-члены могут эффективно решать самостоятельно, собственными усилиями. Принцип субсидиарности, однако, не распространяется на сферы, отнесенные к исключительной компетенции ЕС;
-
принцип пропорциональности, согласно которому действия Сообщества должны строго соответствовать (быть "пропорциональны") его целям.
Детальные условия реализации двух последних
принципов закреплены в специальном протоколе к Договору о ЕС: Протокол "О применении принципов субсидиарности и пропорциональности".


Лиссабонский договор 2007 г. усиливает гарантии принципа субсидиарности, который служит барьером против "гиперцентрализации" в современной Европе. Согласно новой редакции упомянутого Протокола, национальные парламенты будут уполномочены ходатайствовать о пересмотре законопроектов Союза, когда по их мнению последние нарушают принцип субсидиарности. От имени своего парламента (или даже одной из его палат) любое государство-член должно получить возможность оспаривать в судах Союза европейские правовые акты, изданные вопреки принципу субсидиарности.


Все три рассмотренных принципа признаны Лиссабонским договором в качестве основополагающих принципов компетенции Европейского Союза в целом. При этом принцип законности получил новое официальное название - принцип наделения компетенцией.


Согласно параграфу 1 ст. 5 Договора о Европейском Союзе "принцип наделения компетенцией регулирует границы компетенции Союза. Принципы субсидиарности и пропорциональности регулируют осуществление данной компетенции".



  1. Внутренняя (внутриполитическая) компетенция Европейского Союза.

Наиболее обширной и разнообразной компетенцией Европейский Союз располагает в сфере внутренней политики. Структура внутриполитической компетенции Союза включает в себя несколько "блоков", последовательно закрепленных в разделе III части III Конституции:


1) внутренний рынок (глава I раздела III), в рамках которого Союз осуществляет меры по защите принципов ("свобод") единого экономического пространства (свободы движения лиц, услуг, товаров и капиталов); устанавливает и контролирует соблюдение правил конкуренции; осуществляет гармонизацию косвенного налогообложения и других отраслей законодательства государств-членов с целью обеспечить максимально полное претворение в жизнь указанных принципов;



2) экономическая и денежная политика (глава II раздела III), включающая в себя меры по координации всей экономической политики государств-членов и проведение единой денежной политики Союза на основе единой валюты евро;


3) направления секторной политики, отнесенные к совместной компетенции Союза и государств-членов (глава III раздела III), имеют своим предметом отдельные сферы или проблемы социально-экономической жизни: занятость, социальная политика, региональная политика ("экономическое, социальное и территориальное сплочение"), сельское хозяйство и рыболовство и др.;


4) пространство свободы, безопасности и правосудия (глава IV раздела III) охватывает комплекс мер правоохранительной направленности, включая визовую, иммиграционную политику и политику убежища, развитие судебного сотрудничества по гражданским и уголовным делам, а также полицейского сотрудничества;


5) направления секторной политики, в рамках которых деятельность Союза ограничивается осуществлением поддерживающих, координирующих или дополняющих мер (глава V раздела III): здравоохранение, поддержка конкурентоспособности промышленности, культура и т.д.*(115).


Все вышеперечисленные "блоки" компетенции существуют и в настоящее время (т.е. в "старом" Союзе). Изменения, вносимые в них Конституцией, имеют в основном формальный и процедурный характер: новые категории правовых актов, расширение полномочий Европейского парламента, сокращение круга вопросов, в отношении которых государства-члены располагают правом вето, и т.п. Большинство норм вышеуказанных глав воспроизводят соответствующие главы или разделы Договора о ЕС 1957 г.


Максимальной новизной среди них по сравнению с действующими правилами характеризуются глава IV "Пространство свободы безопасности и правосудия" и положения о "Еврогруппе", касающиеся сотрудничества государств-членов, входящих в зону евро (статьи III-194 - III-196 и Протокол "О Еврогруппе"). Среди последних особый интерес представляет введение поста Председателя Еврогруппы, который призван координировать работу министров экономики и финансов стран зоны евро*(116).


Кроме содержательных или процедурных изменений Конституция 2004 г. также осуществляет расширение компетенции Союза, закрепляя правовую основу для осуществления им новых направлений политики или юридически подтверждая те направления политики, которые уже de facto осуществляются Союзом в настоящее время, но специально не предусмотрены действующими учредительными договорами (например, энергетическая политика).


В качестве новых сфер компетенции Союза согласно Конституции выступают:


- космос, в отношении которого Союз призван разработать "европейскую космическую политику" (статья III-254);


- энергия (статья III-256);


- туризм (статья III-281);


- спорт (пункт "g" параграфа 1 статьи III-282);


- гражданская оборона (статья III-284);



- административное сотрудничество, в рамках которого Союз оказывает помощь государствам-членам в применении и исполнении норм его правовой системы (статья III-285);


- гуманитарная помощь населению иностранных государств, пострадавшему от стихийных бедствий или иных катастроф (статья III-321).



  1. Внешняя (внешнеполитическая) компетенция Европейского Союза.

Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.)



РАЗДЕЛ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЮЗА И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЩЕЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ И ПОЛИТИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ


ГЛАВА 1


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЮЗА


Статья 21


1. Деятельность Союза на международной арене осуществляется исходя из принципов, которые руководили его созданием, развитием и расширением, и которые Союз стремится продвигать в остальном мире: демократия, правовое государство, всеобщность и неделимость прав человека и основных свобод, уважение человеческого достоинства, принципы равенства и солидарности, соблюдение принципов Устава Организации Объединенных Наций и международного права.


Союз старается развивать отношения и строить партнерства с третьими странами, региональными и универсальными международными организациями, которые разделяют принципы, указанные в первом абзаце. Он способствует выработке многосторонних решений общих проблем, в том числе в рамках Организации Объединенных Наций.


2. Союз определяет и проводит общую политику и мероприятия, стремится обеспечить высокий уровень сотрудничества во всех сферах международных отношений в целях:


а) защиты своих ценностей, основополагающих интересов, своей безопасности, независимости и целостности;


b) консолидации и поддержки демократии, правового государства, прав человека и принципов международного права;


с) сохранения мира, предотвращения конфликтов и укрепления международной безопасности в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, а также принципами Хельсинского Заключительного акта и целями Парижской хартии, включая те, которые относятся к внешним границам;


d) поддержки устойчивого развития в экономическом, социальном и экологическом плане развивающихся стран, ставя основной целью искоренение бедности;


е) поощрения интеграции всех стран в мировую экономику, в том числе за счет постепенной отмены препятствий международной торговле;


f) содействия выработке международных мер по сохранению и улучшению качества окружающей среды и надежному управлению мировыми природными ресурсами для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие;


g) оказания помощи населению, странам и регионам, которые сталкиваются с катастрофами, вызываемыми природными факторами или человеком; и


h) развития международной системы, основанной на усиленном многостороннем сотрудничестве и хорошем глобальном управлении.