ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.11.2020
Просмотров: 3564
Скачиваний: 5
Экономическая политика в ЕЭС развивается в тесной связи с валютной политикой. Координация политики государств-членов в этой сфере началась с налаживания сотрудничества как между министерствами и другими ведомствами, так и между центральными банками. На первых порах в качестве самостоятельного раздела в Договоре была выделена конъюнктурная политика. Государства-члены не только рассматривали ее в качестве объекта общего интереса, но и взяли на себя обязательства проводить соответствующие консультации по вопросу о необходимых совместных мерах (ст. 103). Главное в конъюнктурной политике состояло в поддержании макроэкономического равновесия, в экономическом предотвращении или смягчении, с одной стороны, «перегревов» экономики, а с другой – ее спадов.
Большое внимание в ЕЭС уделялось платежному балансу. В Договоре о ЕЭС было закреплено положение о том, что каждое государство-член будет проводить экономическую политику, необходимую для обеспечения равновесия своего общего платежного баланса и поддержания доверия к своей валюте, стремясь в то же время обеспечить высокий уровень занятости и стабильности цен (ст. 104).
После создания таможенного союза и единого внутреннего рынка внимание сообществ было переключено на учреждение предусмотренного Договором о создании Европейского союза Экономического и валютного союза. По сравнению с Парижским и Римскими договорами это означало существенное продвижение вперед по пути интеграции.
С развитием процессов интеграции все большее значение в рамках общей экономической политики сообществ приобретает налоговая политика. При этом необходимо учитывать, что налоговое право сообществ имеет дело с различными налоговыми порядками государств – членов ЕЭС. Эти различия зачастую препятствуют укреплению и функционированию единого внутреннего рынка. Причины таких различий коренятся в несогласованности, с одной стороны, общих интересов сообществ, ориентированных на интеграцию, а с другой – узконациональных, преимущественно фискальных интересов государств-членов. Понятно, что в этих условиях налоговая политика сообществ призвана решать две основные проблемы: во-первых, устранить существующие налоговые барьеры, а во-вторых, гармонизировать налоговые системы государств-членов.
Задача гармонизации и в настоящее время основывается на том, что каждое государство-член взяло на себя в соответствии с Договором о ЕЭС обязательство не облагать, прямо или косвенно, продукцию других государств-членов внутренними налогами любого характера в размерах, превышающих обложение, прямое или косвенное, которому подвергается аналогичная национальная продукция (ст. 95). Кроме того, установлено, что ни одно государство-член не будет облагать продукцию других государств-членов внутренними налогами с целью косвенной защиты другой продукции. На практике повышенное внимание уделялось гармонизации косвенных налогов и в особенности структуре налогообложения компаний.
В принципе ЕЭС не занимает верховенствующих позиций в налоговой сфере и имеет, как правило, только ограниченную компетенцию. Это может вызвать некоторое удивление, поскольку с 1980 г. ЕЭС финансируется полностью за счет собственных доходов, к числу которых относятся и налоги Сообщества. Однако для введения таких налогов требуется решение Совета, которое в соответствии с конституционным правом государств-членов подлежит ратификации национальных парламентов. До сих пор ЕЭС не использовало возможности введения собственных налогов. Сообщество финансируется в значительной мере за счет таможенных сборов и отчислений, а также своего участия в поступлениях от налога на добавленную стоимость, собираемого в государствах-членах.
Будет ли введен подходный налог ЕЭС в ближайшее время? Сегодня еще трудно дать обоснованный ответ на этот вопрос. Необходимо, во-первых, выяснить, насколько того потребует развитие расходов ЕЭС, а во-вторых, представить себе, каким станет Европейский союз в результате намечающейся реформы.
Аграрная политика
Сельское хозяйство было предметом первостепенного внимания западноевропейских стран еще до их объединения в ЕЭС. В то время сравнительно недавно закончившаяся вторая мировая война оставила в числе тяжелых последствий острую нехватку продовольствия. Поля еще носили следы сражений, цикличность сельскохозяйственного производства была нарушена, поголовье скота резко уменьшилось. Помощь государства фермерам и другим производителям была крайне необходима. Без нее невозможно было добиться подъема сельского хозяйства, а следовательно, повысить жизненный уровень не только в деревне, но и в городе. В этих условиях закономерной стала не просто выработка общей аграрной политики, но ее выдвижение на первый план в деятельности ЕЭС.
Общая аграрная политика является практически первой, старейшей политикой ЕЭС. Но среди «политик» ЕЭС ее выделяют не столько хронология, сколько сложность и трудность разработки и реализации, противостояние интересов и позиций стран-участниц. Инициатива в принятии такой общей политики принадлежала Франции, которая, имея большое сельское хозяйство, была сильно заинтересована в его модернизации и постоянной поддержке. Известно, что де Голль, будучи Президентом Французской Республики, лично уделял общей аграрной политике, и особенно обеспечению интересов своей страны, немало сил и времени. Другие страны, менее заинтересованные в поддержке сельского хозяйства и опасавшиеся, что Франция и еще кое-кто получат неправомерно много из общего котла, нередко выступали против увеличения расходов на проведение общей аграрной политики.
Вместе с тем было бы неверно полагать, что Западная Европа как бы раскололась на две части, одна из которых была «за», а другая – «против» общей аграрной политики. Так или иначе проблемы сельского хозяйства беспокоили все западноевропейские страны, в которых нередки были выступления фермеров с требованиями о государственной поддержке. В условиях экономической интеграции, формирования общего рынка решить проблемы аграрного сектора внутригосударственными средствами, в том числе путем особой налоговой и таможенной политики, введения фиксированных цен, оказалось практически невозможным. Выход мог быть найден прежде всего на основе тесного сотрудничества стран, создания ими единого механизма, гарантирующего необходимые объемы сельскохозяйственного производства и предохраняющего сельское хозяйство от кризисов, связанных как с нехваткой, так и с перепроизводством продукции.
О необходимости установления общей аграрной политики было заявлено в Договоре о ЕЭС (п. 3 ст. 38). Договор включил сельское хозяйство и торговлю сельскохозяйственными продуктами в общий рынок. При этом было определено понятие «сельскохозяйственные продукты», которое охватило продукты земледелия, животноводства и рыболовства, а также имеющие к ним прямое отношение продукты первичной переработки.
Еще тогда были названы пять основных целей общей аграрной политики, а именно:
1) повышение производительности сельского хозяйства на основе стимулирования технического прогресса, обеспечения рационального использования производственных факторов, особенно рабочей силы;
2) обеспечение таким образом достаточного жизненного уровня сельского населения, в частности путем повышения индивидуального дохода лиц, занятых в сельском хозяйстве;
3) стабилизация рынков;
4) обеспечение стран продовольствием;
5) обеспечение разумных потребительских цен на продовольствие.
При создании ЕЭС был предусмотрен общий организационный механизм сельскохозяйственных рынков. В зависимости от продукции этот механизм должен был принимать одну из следующих трех форм:
1) общие правила в отношении конкуренции;
2) обязательная координация различных национальных рыночных структур;
3) организация европейского рынка.
Данные положения получили развитие и практическое применение в деятельности ЕЭС. Уже в начале 60-х годов было выдвинуто три принципиальных положения, определивших как контуры, так и направления развития общей аграрной политики. Во-первых, речь шла о том, чтобы была обеспечена свобода движения сельскохозяйственной продукции в пределах ЕЭС или, иными словами, создан общий аграрный рынок. Во-вторых, государства-члены должны отдавать предпочтение сельскохозяйственной продукции из ЕЭС, а не импорту сельскохозяйственной продукции из третьих стран. В-третьих, государства-члены договорились о финансовой солидарности: издержки, связанные с обеспечением гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию, переносились с отдельных стран на ЕЭС.
В практике ЕЭС выработаны и опробованы различные инструменты проведения общей аграрной политики. Они достаточно многообразны, нешаблонны и не только учитывают особенности отдельных стран и регионов, но и изменяются в зависимости от продукции. Среди этих инструментов следует выделить прежде всего механизм гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию. Он играет особенно важную роль тогда, когда необходимо предохранить рынок от перепроизводства, а значит, от падения цен. Весьма существенное значение имеют квоты, сборы, тарифы, часто и эффективно используемые при регулировании ввоза сельскохозяйственной продукции в страны – члены ЕЭС. Общие таможенные тарифы на импорт, например, приводят к столь заметному повышению цен на «чужую» продукцию, что делают ее малоконкурентной на рынке ЕЭС. В то же время, проводя протекционистские меры у себя дома, ЕЭС оказывает поддержку экспорту сельскохозяйственной продукции из Сообщества, ее проникновению на рынки третьих стран. В этих целях в Сообществе создаются фонды поддержки экспорта, пересматриваются положения о квотах и таможенных платежах, выделяются специализированные кредиты.
Весьма существенную роль в проведении общей аграрной политики играет механизм гарантированных цен. Речь идет о том, что ежегодно в Сообществе утверждаются так называемые базовые (расчетные, примерные) цены на сельскохозяйственную продукцию, при этом отдельно на каждый вид продукции. В основу принимаемых решений кладутся прогнозы, говорящие об оптовых ценах, ожидаемых в конце сельскохозяйственного года.
Механизм гарантированных цен начинает действовать тогда, когда рыночные цены на сельскохозяйственную продукцию опускаются ниже определенного уровня. Тогда Сообщество может покупать затронутую продукцию, используя различные агентства, и складировать ее. Фермеры, таким образом, получают интервенционную цену за вычетом расходов на транспортировку продукции доинтервенционных центров, а также иных подобных издержек. Механизм, следовательно, нацелен на то, чтобы гарантировать фермерам определенную оплату за определенную сельскохозяйственную продукцию.
В последние годы в аграрной политике появились свои трудности, связанные как с ее растущей неэффективностью, так и с финансовым бременем этой политики. Дефицит сельскохозяйственной продукции, характерный для 50-х годов и отчасти для 60-х годов, сменился ее перепроизводством. Даже установленные квоты сельскохозяйственного производства не предотвратили затоваривания, особенно мясной и молочной продукцией. Нелегко было сохранить баланс аграрных рынков. Тем не менее сообщества продолжали проводить политику строгого регулирования, соблюдения бюджетной дисциплины. Структурный фонд стал развиваться таким образом, чтобы сельское хозяйство государств – членов ЕЭС постепенно адаптировалось к новым условиям и одновременно решались задачи подъема сельских территорий. Вместе с тем все чаще высказывались предложения о проведении серьезной реформы аграрной политики.
Ее главными целями назывались: 1) создание условий для того, чтобы фермеры были оснащены современной технологией сельскохозяйственного производства, повысилась бы их конкурентоспособность и выросли доходы; 2) пересмотр существовавшей системы дотаций фермерам, что позволило бы обеспечить действенный контроль за производством, стабилизацию рынка и гарантировало бы необходимый доход; 3) обеспечение растущей поддержки малоинтенсивного производства и усиление внимания к охране окружающей среды.
Транспортная политика
В отличие от других общих «политик», о которых шла речь, транспортная политика ЕЭС сформулирована явно не в столь определенных нормах. Государства-члены по разным причинам, в том числе по политическим, предпочли сохранить в основном национальный статус транспорта. В Договоре о ЕЭС сказано лишь, что в рамках общей транспортной политики государства-члены должны руководствоваться целями Сообщества. Перечислим максимум того, что должно было быть достигнуто: а) общие правила, применимые к международным транспортным перевозкам, отправляемым с территории или направляемым на территорию государства-члена или пересекающим территорию одного или нескольких государств-членов; б) условия, на которых нерезиденты, предоставляющие транспортные услуги, могут оказаться на территории государств-членов; в) все другие необходимые положения (ст. 75). Еще одно общее положение состояло в том, что в случае перевозок внутри ЕЭС не позже второго этапа отменялась всякая дискриминация, заключавшаяся в применении транспортными агентствами разных тарифов и разных условий при перевозках одного и того же товара и по одним и тем же транспортным путям в зависимости от страны происхождения или назначения перевозимых товаров (ст. 79).
Однако неблагоприятная ситуация, сложившаяся в сфере транспорта, стала все больше беспокоить государства. Раздавались даже голоса о полном провале транспортной политики. В 1982 г. Европар-ламент обратился в Суд сообществ, обвиняя Совет в неумении преодолеть возникшие трудности. Суд не согласился с этим, указав, что в отличие от сельскохозяйственной политики Римский договор не предусматривал сроков реализации транспортной политики. Небольшое продвижение было отмечено только в сфере грузового автотранспорта.
Между тем переход к созданию единого внутреннего рынка существенно повысил интерес государств-членов к проблемам транспорта. Без его модернизации трудно было бы обеспечить свободу движения товаров, капиталов, услуг и лиц, а также соблюсти современные стандарты, касающиеся сроков перевозок, безопасности и сохранности грузов, удобств для пассажиров. Если в отношении автомобильного, железнодорожного и водного транспорта можно было сказать, что для них единый рынок сложился быстро, то авиационно-транспортный рынок был последним в этом ряду. Нужно было безотлагательно решать новые проблемы, возникшие с появлением скоростных линий, усложнением комбинированных перевозок, а также с возросшими потребностями охраны окружающей среды, безопасности и здоровья людей.
Торговая политика
Под понятие «общая торговая политика» подпало прежде всего регулирование внешнеторговых отношений. Общая торговая политика выражается в торговых соглашениях сообществ с третьими странами, в участии сообществ в многосторонних соглашениях, их сотрудничестве с международными организациями и в проведении своих собственных, автономных мероприятий, в частности, в установлении общих правил экспорта и импорта, общего таможенного тарифа, единых субвенций, а также защитных и антидемпинговых мер.
Общая торговая политика сообществ не могла сложиться сразу же. Требовалось время для согласования подходов и конкретных действий, а также для постепенного снятия ограничений и снижения таможенных барьеров, установленных в государствах-членах. Поэтому статья НО Договора о ЕЭС, излагавшая принципы торговой политики, носила самый общий характер. Государства-члены заявили о том, что, объединяясь в таможенный союз, они стремятся содействовать в общих интересах гармоничному развитию мировой торговли, прогрессирующему устранению ограничений в международной торговле и снижению таможенных барьеров. Осторожность проявилась и в том, что необходимые условия для осуществления общей политики в области внешней торговли намечалось создать только к концу переходного периода.
В Договоре устанавливалось, что по истечении переходного периода общая торговая политика будет основываться на единых принципах, особенно в том, что касается изменений тарифных ставок, заключения тарифных и торговых соглашений, унификации мер по либерализации экспортной политики, а также мер по защите торговли, в частности, таких, которые применяются в случаях демпинга или субсидирования (п. 1 ст. 113). По окончании переходного периода и далее в отношении всех вопросов, приобретающих особый интерес для общего рынка, государства-члены обязались действовать в рамках международных организаций экономического характера только совместно.