ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.11.2020
Просмотров: 3575
Скачиваний: 5
Итоги сближения законодательства государств-членов пока еще подводить преждевременно. Это процесс, который пойдет дальше. Если исходить из главных требований общего рынка, можно сказать, что основные правовые барьеры устранены и необходимые предпосылки сближения существуют. Однако говорить о полном успехе рано. Сохраняются многие, каралось бы, частные нормы различных отраслей права (трудовое право, право социального обеспечения, налоговое право, экологическое право и т.д.), которые так или иначе способны негативно воздействовать на ход интеграции.
Если представить себе последующее право сообществ в самом общем виде, то следует отметить, что «политика» ЕЭС реализовывалась прежде всего путем разделения полномочий между Сообществом и государствами-членами. В результате сложились три основные сферы, в первую из которых входят исключительные полномочия ЕЭС, во вторую – так называемые совместные полномочия и в третью – полномочия, которые государства-члены сохранили за собой. Распределение полномочий, как показывает практика, это сложный процесс, в основе которого лежат интересы государств-членов. Эти государства идут па передачу полномочий Сообществу в тех случаях и в тех объемах, которые обеспечивают получение наибольшего позитивного результата. И наоборот, «стоят намертво» тогда, когда такая передача может задеть их интересы – как экономические, так и политические.
V. ЕВРОПЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
Евратом – сообщество секторальной интеграции
Европейское сообщество по атомной энергии появилось на европейской сцене одновременно с ЕЭС – в 1958 г. Более того, Договор о его учреждении был подписан в тот же день и в том же месте, что и Договор о ЕЭС, – 25 марта 1957 г. в г. Риме и также называется Римским договором. Но Евратом отнюдь не сопоставим с ЕЭС по своему значению в системе трех сообществ, по роли в процессе интеграции. Наверное не будет большим преувеличением сказать, что Евратом – это лишь слабое подобие ЕЭС.
И все же недооценивать его также было бы неверно. Хотя у этого сообщества более скромное назначение и намного меньшие масштабы деятельности, чем у ЕЭС, оно призвано выполнять функции, необходимость которых очевидна. Характерно, что идеи создания в Западной Европе в сфере атомной энергетики аналога ЕОУС родились вскоре после того, как Парижский договор 1951 г. начал действовать. У истоков Евратома также стоял Ж. Монне.
В условиях, когда в двух сверхдержавах середины XX в. – США и СССР – отмечалось ускоренное развитие не только исследований в области атомной энергии, но и практического ее применения, Западная Европа могла оказаться в числе отставших, если бы западноевропейские страны действовали разрозненно. Между тем все сильнее и сильнее стал ощущаться дефицит энергии. Уголь не мог решить возникавшие энергетические проблемы, да к тому же его было не так уж и много, а нефтью страны региона в необходимых количествах вообще не располагали. Объединение же усилий государств могло способствовать быстрому созданию и развертыванию атомной энергетики.
В преамбуле Договора о Евратоме приведены те обоснования его создания, которые государства-учредители хотели подчеркнуть для европейской и мировой общественности. Прежде всего указывалось на то, что атомная энергия представляет собой существенный источник, который обеспечит развитие и обновление производства и поможет продвижению по мирному пути. Далее говорилось об убежденности в том, что лишь безотлагательные совместные усилия позволят добиться свершений, соответствующих созидательному потенциалу стран-участниц. Кроме того, отмечалось, что создание условий для развития мощной атомной промышленности, которая является источником обширных ресурсов энергии, стимулирует технический прогресс и содействует, благодаря разнообразному использованию, росту благосостояния народов.
Участники Договора заявили, что они озабочены обеспечением условий безопасности. Эти условия должны устранить угрозы, которые несет с собой развитие исследования и производства в сфере атомной энергии.
Евратом задумывался как организация, способствующая международному сотрудничеству в сфере своей деятельности. Учредители провозгласили намерения приобщить к своему начинанию другие страны и сотрудничать с международными организациями, стремящимися развивать атомную энергетику в мирных целях.
То обстоятельство, что подготовка двух сообществ – ЕЭС и Евратома шла одновременно, не могло не инициировать предложений о создании вместо двух сообществ одного. Надо сказать и о том, что всеобщее внимание было сконцентрировано на достижении главной цели – на формировании общего рынка. Однако специфика атомной энергетики, порождавшей (особенно вначале) немало неясных проблем, побудила учредителей разделить общую интеграцию и интеграцию в атомном секторе. Во всяком случае шесть министров иностранных дел на предварительной встрече в мае 1956 г. высказывались в пользу создания такого секторального сообщества. На Межправительственной конференции в Риме в марте 1957 г. вопрос был решен окончательно.
Подобно ЕОУС Евратом стал инструментом частичной интеграции, охватившей одну из сфер экономического развития Западной Европы. В Договоре провозглашалось, что задача Евратома заключается в том, чтобы путем создания необходимых условий для возникновения и быстрого роста атомной промышленности содействовать подъему жизненного уровня в государствах-членах и развитию взаимных обменов с другими странами. Вместе с тем за общими декларациями просматривались конкретные интересы участников, касавшиеся не только их экономической самостоятельности, но и ядерной безопасности.
Несмотря на ограниченные цели, Договор о Евратоме мало уступал Договору о ЕЭС по объему и детальности регулирования. Помимо 225 весьма подробных статей, он имел пять приложений: № 1 «Об объеме исследований, касающихся атомной энергии применительно к ст. 4 Договора»; № 2 «О промышленной деятельности в связи со ст. 41 Договора»; № 3 «О преимуществах, которые могут быть предоставлены совместным предприятиям на основе ст. 48 Договора»; № 4 «Список товаров и продукции, подпадающих под условия гл. 9 об общем ядерном рынке»; № 5 «Исследовательская и образовательная программа, предусмотренная ст. 215 Договора». Кроме того, Договору приданы два протокола – № 1 «О применении Договора в неевропейской части Королевства Голландии» и № 2 «О статусе Суда Европейского сообщества по атомной энергии».
Задача Евратома была определена в Договоре следующим образом: путем создания необходимых условий для возникновения и быстрого роста атомной промышленности содействовать подъему жизненного уровня в государствах-членах и развитию взаимных обменов с другими странами (ст. 1). В целях выполнения этой задачи Евратом должен:
развивать исследовательскую работу и распространять технические знания;
разрабатывать единые нормы безопасности для защиты здоровья работников в своих атомных предприятиях и всего населения;
упрощать инвестиционный режим и обеспечивать, поощряя, в частности, инициативу предприятий, создание установок для фундаментальных исследований, необходимых для развития атомной энергетики в Сообществе;
следить за регулярным и справедливым снабжением потребителей в Сообществе ядерным топливом и рудой;
гарантировать путем надлежащего контроля невозможность использования ядерных материалов на другие цели, кроме тех, для которых они предназначены;
использовать право собственности, которое признается, на владение специальными расщепляющими материалами;
обеспечивать широкий доступ к лучшим техническим средствам и сбыт их путем создания общего рынка специального оборудования и материально-технического обеспечения, свободного движения капиталов для инвестиций в атомные отрасли, а также путем свободного выбора места работы специалистами внутри Сообщества;
устанавливать с другими странами и международными организациями всевозможные связи, содействующие прогрессу в мирном использовании атомной энергии (ст. Т).
Как видно, функции Евратома отличаются от функций двух других сообществ – ЕОУС и ЕЭС. Евратом был создан не только как структура экономической интеграции, но и как межгосударственное объединение, призванное заниматься развитием научных исследований в сфере атомной энергетики, а кроме того, осуществлять определенную картельную деятельность. И это закономерно, ибо в то время атомная энергетика в странах Западной Европы находилась еще в зародышевом состоянии. Для ее развития требовалось вложение огромных средств, которыми ни одна из этих стран не располагала. Объединение усилий государств – членов Евратома заранее облегчалось тем, что в западноевропейских странах еще не сложились сильные национальные исследовательские и промышленные структуры по развитию атомной энергетики.
Деятельность Евратома по содействию прогрессу в области атомной энергии
Характерно, что на первое место в деятельности Евратома по содействию прогрессу в области атомной энергии поставлено развитие исследований. На Комиссию возложена прямая обязанность поддерживать развитие ядерных исследований в государствах-членах, а также дополнять их осуществлением исследовательских и учебных программ Сообщества. При этом обращает на себя внимание весьма «мягкое» регулирование развития исследований со стороны Комиссии.
Роль Комиссии в этой сфере состоит прежде всего в том, что она обращается к государствам-членам, отдельным лицам или предприятиям с просьбой о направлении ей программ, касающихся исследований, которые Комиссия указывает в своем запросе. Это осуществляется путем направления определенному адресату специальной просьбы, о чем ставится в известность соответствующее государство-член, или посредством публикуемого общего запроса.
Комиссия может после предоставления заинтересованным лицам возможности выразить свои замечания сформулировать мотивированное заключение по каждой полученной ею программе. Комиссия обязана дать такое заключение по просьбе государства-члена, отдельного лица или предприятия.
Осторожность, с какой учредители Евратома определяли функции Комиссии, проявилась и в том, что Комиссия может, после предоставления заинтересованным лицам возможности высказать свои замечания, сформулировать не больше чем мотивированное заключение по каждой полученной ею программе. Комиссия обязана дать такое заключение по просьбе государства-члена, отдельного лица или предприятия.
Комиссии предоставлены только возможности советовать, ориентировать, но не управлять. Посредством своих заключений она «советует избегать бесполезное дублирование и ориентирует исследования на недостаточно изученные области. Комиссия не вправе опубликовывать программы без согласия государств, отдельных лиц или предприятий, которые их направили в ее адрес» (ст. 5).
Комиссии были предоставлены довольно неплохие возможности для поддержки исследовательских программ. Она получила право:
а) оказывать финансовую помощь в рамках исследовательских контрактов, исключая предоставление субсидий;
б) предоставлять, за плату или безвозмездно, для осуществления их программ сырье или специальные расщепляющие материалы, которыми располагает Комиссия;
в) предоставлять в распоряжение государств-членов, отдельных лиц или предприятий, за плату или безвозмездно, установки, оборудование или экспертную помощь;
г) побуждать государства-члены, отдельные лица или предприятия к совместному финансированию.
У Евратома могут быть собственные исследовательские и учебные программы. Эти программы разрабатываются на период, не превышающий пяти лет; они утверждаются Советом (только единогласно). Фонды, необходимые для осуществления этих программ, включаются ежегодно в исследовательский и инвестиционный бюджет Сообщества. Комиссия обеспечивает выполнение программ и ежегодно представляет Совету доклад по этому поводу.
Как и предусматривал Договор, Комиссия создала Объединенный центр ядерных исследований (ОЦЯИ). Центр обеспечивает проведение программ исследований и решение других задач, возложенных на него Комиссией. Он обеспечивает, помимо прочего, разработку единообразной ядерной терминологии и единой системы стандартизации.
Комиссии предоставлено право создавать в рамках ОЦЯИ школы подготовки специалистов, в частности, в области горной разведки, производства ядерных материалов высокой частоты, обогащения радиоактивного топлива, ядерной техники, санитарной защиты, производства и использования радиоактивных элементов. Перед принятием решений в этой сфере Комиссия должна запросить мнение Экономического и социального комитета.
На основе контракта Комиссия может поручить выполнение некоторых частей исследовательской программы Сообщества государствам-членам, отдельным лицам или предприятиям, а также третьим странам, международным организациям или лицам из третьих стран; Комиссия публикует исследовательские программы и периодические отчеты о ходе их выполнения.
Развитие атомной энергетики таит в себе еще много неразгаданных тайн, приводит порой к срывам. Тем более важным является обеспечение соответствующих условий для распространения информации. При этом информация в Договоре подразделяется на два вида: а) информация, находящаяся в распоряжении Сообщества; б) прочая информация.
В отношении информации, находящейся в распоряжении Сообщества, установлено, что государства-члены, отдельные лица и предприятия могут при обращении в Комиссию использовать не дающие исключительных прав лицензии на патенты, а также свидетельства о временной защите, сертификаты о порядке использования, заявки на патент, являющиеся собственностью Сообщества, при условии, что они в состоянии эффективно использовать содержащиеся в них изобретения.
Прочая информация в свою очередь может либо распространяться по взаимному согласию, либо являться обязательной информацией, предоставляемой Комиссии.
На тех же условиях Комиссия предоставляет сублицензии на патенты, свидетельства о временной защите, сертификаты о порядке использования, заявки на патент в случае, если Сообщество пользуется контрактными лицензиями, предоставляющими эту возможность.
При условии составления совместного договора с пользователями Комиссия предоставляет им эти лицензии и сублицензии и передает все сведения, необходимые для их использования. Условия касаются, в частности, соответствующего возмещения и возможного права пользователя представлять сублицензии третьей стороне, а также обязанности относиться к полученным сведениям как к производственным секретам.
При отсутствии договора, закрепляющего такие условия, пользователи могут обращаться в Суд сообществ для определения соответствующих условий.
Что касается прочей информации, распространяемой по взаимному согласию, то Комиссии отведена следующая роль. Комиссия прилагает все усилия, чтобы добиться получения путем взаимного согласия информации, полезной для решения задач Сообщества, и передачи лицензий на использование патентов, свидетельств о временной защите, сертификатов о порядке использования, заявок на патент, защищающих эту информацию.