Файл: ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.11.2020

Просмотров: 3472

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вместе с тем каждое государство, вошедшее в ЕВС, сохраняло свою валюту и собственный центральный банк. Взаимодействие стран как при выработке общей политики, так и при принятии конкретных решений осуществлялось главным образом в рамках Комитета управляющих центральными банками. Разумеется, принципиальные решения принимались на уровне глав государств и правительств или по крайней мере после консультаций с ними.

Анализируя сложившуюся ситуацию, не следует, однако, переоценивать ее масштабы и достигнутые успехи. ЭКЮ, например, как общей валюте государств-членов было еще далеко до реальной денежной единицы. Она обслуживала незначительный процент торговли в рамках сообществ и была лишь частным платежным средством. Между тем время требовало новых и притом смелых кардинальных решений, быстрого продвижения вперед.

Перспективы развития Экономического и валютного союза стали предметом серьезного анализа, предпринятого Комитетом, в который вошли председатели центральных банков всех 12 государств-членов, соответствующий член Комиссии, три независимых эксперта и в качестве председателя Ж. Делор, являвшийся в то время председателем Комиссии. Комитет выработал план, намечавший три стадии создания Экономического и валютного союза. Первая стадия – учреждение свободного движения капиталов в рамках Сообщества и макроэкономического сотрудничества между государствами-членами и их центральными банками. Вторая стадия состояла в создании новой европейской системы центральных банков в целях наблюдения и координации в сфере валютной политики государств-членов. Третья стадия означала установление неизменных обменных курсов национальных валют и передачу всех полномочий в сфере экономической и валютной политики институтам сообществ.

Этот план, получивший наименование «план Делора», был рассмотрен и одобрен на встречах представителей государств-членов на высшем уровне и на других важнейших совещаниях. Некоторые колебания проявляла лишь Великобритания, для которой стал очень часто характерен сильный скептицизм. Однако уже в декабре 1989 г. во время встречи на высшем уровне в г. Страсбурге (Франция) было решено созвать межправительственную конференцию в целях пересмотра тех условий учредительных договоров, которые препятствовали переходу Экономического и валютного союза ко второй и третьей стадиям развития. Такая конференция состоялась год спустя, в декабре 1990 г. в Риме. Окончательные решения, определяющие цели и пути создания Экономического и валютного союза, были приняты на Маастрихтском саммите и включены в текст Договора о Европейском союзе.

Если оценивать Маастрихтский договор в аспекте создания Экономического и валютного союза, то, бесспорно, можно говорить об определенном успехе его инициаторов. Участники Договора торжественно заявили в его преамбуле о своей решимости «установить экономический и валютный союз, включая, в соответствии с условиями настоящего Договора, единую и твердую валюту». Но, пожалуй, самое главное состояло в том, что кардинальный план Делора был в значительной части принят почти без поправок.


Что же было закреплено в Маастрихстском договоре?

Новая редакция статьи 2 Договора о ЕЭС, данная в Маастрихтском договоре, гласит: «Сообщество имеет своей задачей, путем создания общего рынка, экономического и валютного союза, а также путем осуществления общей политики и деятельности... содействовать повсеместно в Сообществе гармоничному и сбалансированному развитию экономической деятельности, устойчивому и безынфляционному росту, сохраняющему окружающую среду, достижению высокой степени конвергенции экономических показателей, высокого уровня занятости и социальной защиты, повышению жизненного уровня и качества жизни, экономическому и социальному сплочению и солидарности государств-членов». Как видно, создание Экономического и валютного союза поставлено на один уровень приоритетов в деятельности Сообщества с общим рынком.

Принципиальные положения, касающиеся Экономического и валютного союза, сформулированы в новом разделе, введенном в текст Договора о ЕЭС (Раздел VI «Экономическая и валютная политика»). В качестве важнейшего правового источника следует назвать также новую статью, включенную в Договор о ЕЭС, – статья 4 «а», говорящую о Европейской системе центральных банков (ЕСЦБ) и Европейском центральном банке (ЕЦБ). Кроме того, источниками правового регулирования Экономического и валютного союза являются соответствующие протоколы, приложенные к Маастрихтскому договору (Протокол об Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка, Протокол об Уставе Европейского валютного института, Протокол о процедуре, касающейся чрезмерного дефицита, Протокол о критериях сближения, указанных в статье 109 «j» Договора, учреждающего Европейское сообщество, Протокол о переходе к третьему этапу Экономического и валютного союза).

Маастрихтский договор говорит об Экономическом и валютном союзе как об определенном единстве двух компонентов. Вместе с тем анализ всего текста Договора позволяет сделать вывод о специфике каждого из них. Экономическая политика проводится в рамках Экономического и валютного союза и остается в основном и главном в ведении государств-членов. Сообщество занимается ее координацией. Что же касается валютной политики, то она передана в ведение Сообщества, в котором создан собственный институт – Европейский центральный банк.

Создание Экономического и валютного союза должно было происходить постепенно, шаг за шагом, по мере решения задач развития. Маастрихтский договор предусмотрел три основных этапа.

Первый этап начался с 1 июля 1990 г. Решение об этом было принято на заседании Европейского совета в Мадриде (июнь 1979 г.). Основные цели первого этапа состояли в: а) завершении создания единого внутреннего рынка до 31 декабря 1992 г.; б) устранении препятствий па пути движения капиталов и в полной мере обеспечении условии для реализации свободы такого движения; н) улучшении координации экономической политики государств-членов и создание механизма многостороннего контроля за ходом этой координации; г) развитии и укреплении сотрудничества между центральными банками государств-членов.


Далее, государства-члены должны были принять, если потребуется, долгосрочные программы постепенного сближения, необходимые для создания Экономического и валютного союза, особенно в том, что касается стабильности цен, здорового состояния государственных финансов, а также соблюдения законов Сообщества о внутреннем рынке.

Своеобразие Договора в части, касающейся экономического и социального союза, проявляется и в том, что несмотря на то, что некоторые решения должны были быть приняты позднее, их назначение, суть и механизмы предопределялись заранее в Договоре и приложениях к нему. Государства, подписавшие Договор, тем самым взяли на себя обязательства поступать определенным образом в будущем, с тем чтобы гарантировать реализацию главных его идей.

Первый этап, начавшийся еще до подписания Маастрихтского договора, как видно, был закреплен как бы вдогонку, задним числом. Но второй этап раскрыт значительно подробнее, и статьи, посвященные ему, обращены не в прошлое, а в будущее. Основные показатели, которые должны быть достигнуты, носят отпечаток времени (стабильность цен, «чистые» финансы, развитие права сообществ по вопросам внутреннего рынка).

Второй этап начался с января 1994 г. Как было сказано в Маастрихтском договоре, на этом этапе государства-члены должны были приложить усилия к тому, чтобы избежать чрезмерных бюджетных дефицитов. Кроме того, государства-члены были обязаны начать в форме, приемлемой для каждого из них, процесс, ведущий к независимости их центральных банков. Необходимо было также учредить Европейский валютный институт и обеспечить начало его деятельности.

Что же касается третьего этапа, то и в самом Договоре, и в приложенном к нему отдельном Протоколе о переходе к этому этапу определены, но существу, два варианта решения. Согласно первому из них, этот этап мог бы начаться с 1 января 1997 г., если бы были выполнены следующие два условия: если большинство стран готовы к введению единой валюты и создали надлежащие условия для перехода к третьему этапу.

Оговорка о том, что необходимо соответствие установленным критериям только большинства, а не всех государств-членов, была введена в текст статьи 109 «j» Маастрихтского договора отнюдь не случайно. Уже в момент его разработки и подписания можно было с достаточной уверенностью предположить, что Великобритания и Дания могут «выпасть» из Экономического и валютного союза или не принять ряд его условий.

Второй вариант перехода к третьему этапу был определен точнее. Если к концу 1997 г. его дата не будет установлена, то третий этап должен начаться с 1 января 1999 г. При этом заинтересованные государства-члены, институты Европейского сообщества и другие причастные органы должны в 1998 г. провести надлежащую работу, чтобы обеспечить возможность необратимого вступления Сообщества в третий этап в установленный срок. В связи с неодинаковым отношением государств-членов к самой идее Экономического и валютного союза в упомянутом выше Протоколе особо записано, что все государства-члены, независимо от того, выполнили они условия для принятия единой валюты или нет, будут уважать стремление к плавному вхождению Сообщества в третий этап, и ни одно из государств-членов не будет препятствовать такому вхождению.


Итак, обязательным условием перехода к третьему этапу является наличие большинства, т.е. по меньшей мере семи стран, соответствующих установленным критериям – так называемым критериям конвергенции (в тексте Договора такие страны называются «государствами-членами без изъятий»). За этой нормой скрывалось вероятное «диссидентство» некоторых стран. Однако молчаливо предполагалось, что наиболее сильные страны Сообщества (а ими, бесспорно, были Германия и Франция), предопределявшие успех интеграции практически на всех ее этапах, обязательно войдут в планировавшееся «большинство». Иначе у Европейского союза не было бы будущего. Семь малых и средних государств не могли бы сохранить Союз от разрушения.

Что же касается соответствия государств-членов требуемым критериям, то оно с самого начала давалось нелегко, ибо критерии были достаточно строгими. Если иметь в виду только главные, основные критерии, то следует в соответствии с Маастрихтским договором назвать четыре критерия. При этом надо иметь в виду, что Договор дает общие определения, а приложенные к нему протоколы в нескольких случаях их конкретизируют. Каковы же эти критерии?

Во-первых, необходим высокий уровень стабильности цен. Согласно Договору, это выясняется при сопоставлении темпов инфляции в данном государстве – по крайней мере в трех государствах, добившихся наибольшей стабильности цен. В Протоколе определялся более конкретный критерий: инфляция не должна превышать 1,5% по отношению к уровню, достигнутому этими тремя странами.

Во-вторых, требуется устойчивость финансового положения правительства, которая считается достигнутой при государственном бюджете, свободном от чрезмерного дефицита (не более 3% ВВП).

В-третьих, обязательно соблюдение установленных пределов курсовых колебаний, обеспечиваемых механизмом валютных курсов ЕВС, по крайней мере в течение двух лет, без девальвации по отношению к валюте любого другого государства-члена.

В-четвертых, нужна устойчивость участия государства-члена в механизме валютных курсов ЕВС, отраженная в уровнях долгосрочных процентных ставок: этот уровень в государстве-члене не должен быть выше чем на два пункта соответствующего уровня в трех государствах-членах, имеющих наиболее низкий уровень инфляции.

Сравнительно менее разработанным в Маастрихтском договоре остался вопрос о введении единой валюты, призванной заменить в пределах Экономического и валютного союза ныне действующие национальные валюты. Возможно, что это явилось следствием более осторожного подхода государств-членов к разрешению поставленной задачи. Известно, что споры и открытые разногласия, отмечавшиеся в период подготовки Договора, продолжались и после его подписания. Государства-члены по-разному понимали экономическую целесообразность и политическую актуальность единой валюты. Свою роль играли перепады в общественном мнении государств-членов. В Германии, например, уже после того как Маастрихтский договор вступил в силу, среди довольно широких слоев населения стали распространяться настроения, порожденные боязнью утраты преимуществ, которыми располагала немецкая марка на Европейском континенте.


Стремление сторонников Экономического и валютного союза ввести единую валюту вполне понятно. Такая валюта призвана выполнять функции ядра всей валютной системы. Для создания этой единицы была разработана специальная методика, чисто внешне напоминавшая наполнение корзины, куда каждое государство-член вкладывало свою валюту, «вес» которой определялся пропорционально его экономическому потенциалу.

Сегодня точная дата вступления Экономического и валютного союза в третий этап своего становления официально подтверждена – это было сделано решением Европейского совета, назвавшего в качестве такой даты 1 января 1999 г. Третий этап характерен тем, что после его начала в рамках Экономического и валютного союза будут действовать в полном объеме, без каких-либо изъятий и ограничений все правовые акты, определяющие его организацию и деятельность.

На третьем этапе экономическая политика, как и прежде, проводится государствами-членами. Но значительно усилено положение о том, что эта политика должна способствовать достижению целей Сообщества и соответственно вестись в контексте общих руководящих положений, изложенных в Маастрихтском договоре: «Государства-члены и Сообщество действуют в соответствии с принципом открытой рыночной экономики и свободной конкуренции, способствуя эффективному распределению ресурсов...» (ст. 102 «а»).

Установлено, что деятельность государств-членов и Сообщества включает принятие экономической политики, которая основана на тесной координации экономической политики государств-членов, на внутреннем рынке и на определении общих задач. Эта деятельность включает неизменный финансовый обменный курс, ведущий к введению и стабилизации единой валюты, разработку и проведение единой валютной политики и политики обменных курсов.

Начало третьего этапа как раз и будет отмечено введением неизменного фиксированного обменного курса валютной единицы. Валютный состав корзины такой единицы не будет меняться. Не подлежит изменениям стоимость единой валютной единицы. Ее курс по отношению к валютам государств-членов должен стать основным как для обменных операций, так и для обеспечения финансовой стабильности.

Наименование единой валютной единицы в ходе развития Экономического и валютного союза изменилось. Первоначально, как уже было отмечено, это была ЭКЮ. Соответствующее решение было принято Европейским советом еще 5 декабря 1978 г. Однако на своем заседании в Мадриде 15–16 декабря 1996 г. Европейский совет постановил изменить наименование единой валютной единицы. Она стала называться «евро». Это наименование стало использоваться во всех официальных документах Европейского союза, заменяя повсеместно ЭКЮ.

Еще при разработке Маастрихтского договора дата введения единой валюты (1 января 1999 г.) представлялась вполне реальной. Однако ни тогда, когда Договор подписывался, ни позднее нельзя было исключать возможность передвижки сроков. С одной стороны, это могло быть вызвано чисто экономическими причинами, в особенности кризисными явлениями, с другой – могли вмешаться политические факторы, в том числе смена правительства в государствах-членах. Свою позицию могло изменить и правительство, остающееся у власти. Характерно, что еще в г. Маастрихте к Договору были приложены протоколы, оговорившие особый статус двух стран (Великобритании и Дании) по отношению к Экономическому и валютному союзу.