Файл: ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.11.2020

Просмотров: 3593

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Положения о трансграничном предоставлении услуг, однако, содержат много отсылок к документам, которые еще предстоит принять. Наиболее конкретны лишь статьи о морском и железнодорожном транспорте. Сложившаяся ситуация, разумеется, носит временный характер и будет преодолена, ибо без этого развитие сотрудничества явно затрудняется. Но в недостаточной правовой урегулированное™ есть своя позитивная сторона: при неравенстве экономических возможностей Россия может на определенное время вводить правила, дополнительно защищающие ее рынок услуг от недобросовестного проникновения.

Много внимания в Соглашении уделяется платежам и движению капиталов. Стороны обязуются разрешить проведение в свободно конвертируемой валюте любых текущих платежей между резидентами России и Сообщества, связанных с выполнением Соглашения. Обеспечивается свободное движение капитала между резидентами России и Сообщества в форме прямых инвестиций, производимых в компании, созданные в соответствии с законами принимающей страны, и некоторых других категорий прямых инвестиций, а также перевод за границу этих инвестиций, включая любые компенсационные платежи, вытекающие из принятия таких мер, как экспроприация, национализация, или мер, имеющих эквивалентный эффект, и любой извлеченной из них прибыли.

Вместе с тем в Соглашении установлено, что Россия сохраняет за собой право применять ограничения па прямые инвестиции российских резидентов за рубеж. Стороны согласились лишь провести через пять лет консультации в отношении сохранения этих ограничений, принимая во внимание соответствующие валютные, налоговые и финансовые факторы. Россия сможет также применять валютные ограничения, связанные с предоставлением или привлечением краткосрочных и среднесрочных финансовых кредитов, в той мере, в какой такие ограничения налагаются на Россию в отношении предоставления таких кредитов и разрешены в соответствии со статусом России в МВФ.

В отношении свободы осуществления текущих платежей и движения капитала и в отношении методов платежей, как это имеет место в принципе в других сферах сотрудничества, стороны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации.

Стороны согласились, далее, работать над исправлением или устранением путем применения их законодательства в области конкурентной политики или иным образом ограничений конкуренции, вызванных поведением предприятий или государственным вмешательством, в той мере, в какой это может воздействовать на торговлю между Россией и Сообществом. Подчеркнута важность обеспечения должного уровня эффективной охраны и обеспечения реализации прав интеллектуальной собственности.

Россия и Сообщество обязались способствовать «широкомасштабному экономическому сотрудничеству, с тем чтобы содействовать развитию их соответствующих экономик, созданию благоприятного международного экономического климата и интеграции между Россией и более широкой областью экономического сотрудничества в Европе. Такое сотрудничество способствует укреплению и развитию взаимовыгодных экономических связей» (п. 1 ст. 56). Характерно, что политика и меры сторон тесно связываются с тем, чтобы содействовать проведению экономических и социальных реформ и перестройке экономики в России.


Соглашением определены основные направления промышленного сотрудничества. Это прежде всего содействие:

развитию деловых связей между экономическими операторами, включая малые и средние предприятия;

совершенствованию управления на уровне предприятий;

процессу приватизации в условиях структурной перестройки экономики и развития частного сектора;

усилиям как в государственном, так и в частном секторах, направленным на перестройку и модернизацию промышленности в период перехода к рыночной экономике на условиях, обеспечивающих охрану окружающей среды и устойчивое развитие;

конверсии оборонной промышленности;

совершенствованию соответствующих рыночных коммерческих норм и практики, а также передачи ноу-хау (ст. 57).

Соглашение предусматривает меры по поощрению и защите инвестиций. Сотрудничество в своей основе направлено на создание благоприятного климата для инвестиций – как отечественных, так и иностранных. Это достигается в первую очередь путем улучшения условий защиты инвестиций, перевода капиталов и обмена информацией об инвестиционных возможностях. В частности, речь идет о том чтобы:

в случае необходимости заключать между Россией и государствами-членами соглашения о поощрении и защите инвестиций;

в случае необходимости заключать между Россией и государствами-членами соглашения об избежании двойного налогообложения;

обмениваться информацией об инвестиционных возможностях в рамках торговых ярмарок, выставок, торговых недель и других мероприятий;

обмениваться информацией о законодательстве, нормативной документации и административной практике в области инвестиций.

В Соглашении особо оговорены условия сотрудничества в таких областях, как: сырьевая и горнодобывающая промышленность; наука и техника; образование и профессиональная подготовка; сельское хозяйство и аграрно-промышленный сектор; энергетика; ядерная энергетика; космос; строительство; окружающая среда; транспорт; услуги электрической и почтовой связи; финансовые услуги; региональное развитие; социальная сфера; туризм; малые и средние предприятия; связь, информатика и информационная инфраструктура; таможенное дело; статистика; экономика; «отмывание» денежных средств; наркотики; регулирование движения капиталов и платежей в России.

Выделяются также сотрудничество по предотвращению противоправной деятельности и финансовое сотрудничество.

В Соглашении затрагиваются вопросы сближения законодательства. Но сделано это в очень сдержанной форме. Стороны лишь признали, что такое сближение является важным условием укрепления экономических связей между Россией и Европейским сообществом. При этом именно Россия заявила о своем стремлении к постепенному достижению совместимости своего законодательства с законодательством ЕС. Намечены сферы, на которые, в частности, распространяется процесс сближения законодательства: предприятия и предпринимательская деятельность; банковская деятельность; бухгалтерский учет и налогообложение компаний; охрана труда; финансовые услуги; правила конкуренции; государственные закупки; охрана здоровья и жизни людей, животных и растений; защита окружающей среды; защита прав потребителей; косвенное налогообложение; таможенное законодательство; технические нормы и стандарты; законодательные и нормативные акты в области ядерной энергетики; транспорт.


В рамках своей компетенции и в соответствии с существующим законодательством стороны Соглашения принимают меры с целью сокращения имеющихся у них различий в области метрологии, стандартизации и сертификации путем поощрения использования в этих областях согласованного на международном уровне инструментария.

Широта сотрудничества, намечаемого Соглашением, проявилась и в том, что оно охватывает сферу культуры. Здесь цель состоит в том, чтобы укреплять существующие связи между народами, поощрять взаимное знание соответствующих языков и культур на основе уважения свободы творчества и взаимного доступа к культурным ценностям. Сотрудничество, в частности, охватывает следующие области: обмен информацией и опытом в области сохранения и охраны памятников и исторических мест (архитектурное наследие); культурный обмен между учреждениями, деятелями искусств и другими лицами, работающими в области культуры; перевод литературных произведений.

В целом же Соглашение, разумеется, имеет экономическую основу. Оно нацелено на то, чтобы постепенно, по мере осуществления экономических реформ в России и с учетом ее национальных интересов реализовать в отношениях с Европейским союзом принципы свободного движения товаров, лиц, услуг и капиталов, а также свободы учреждения и деятельности компаний.

Принцип равноправного партнерства, провозглашенный в Соглашении, предопределил механизм политического диалога между его сторонами. Установлено, что, как правило, два раза в год проводятся встречи на высшем уровне: от России – Президент Российской Федерации, от Европейского союза – председатель Совета Европейского союза и председатель Комиссии. Если прибегнуть к арифметическим формулам, столь популярным ныне и в политике, и в праве, то можно говорить о принятии формулы «1+2» (п. 1 ст. 7).

На уровне министров политический диалог осуществляется в рамках Совета сотрудничества. Главное назначение этого органа состоит в том, чтобы осуществлять наблюдение за применением Соглашения (ст. 90). Совет сотрудничества состоит из членов Правительства Российской Федерации, с одной стороны, и членов Совета Европейского Союза и членов Комиссии – с другой. Председательство в этом Совете осуществляется попеременно членом российского Правительства и представителем Европейского союза. Совет сотрудничества самостоятельно определяет правила процедуры своей деятельности.

Регулярные заседания Совета сотрудничества должны проводиться один раз в год. Кроме того, он собирается тогда, когда этого требуют обстоятельства. Совет призван изучать все основные вопросы, возникающие в рамках Соглашения, и любые другие двусторонние или международные вопросы, представляющие взаимный интерес с точки зрения достижения целей Соглашения. Он вправе также делать соответствующие рекомендации по согласию между представителями сторон в нем.


Для содействия Совету сотрудничества в выполнении его обязанностей, иными словами, для текущей деятельности по наблюдению за реализацией Соглашения и подготовке вопросов к рассмотрению в Совете, а также для выполнения иных функций, предусмотренных Соглашением, создается Комитет сотрудничества (иные функции – это консультации по вопросам импортной тарифной политики, введения Россией количественных ограничений на недискриминационной основе и др.). Конкретные обязанности Комитета сотрудничества, а также порядок его деятельности определяются Советом сотрудничества. Следует иметь в виду, что Совет может делегировать любые свои полномочия Комитету сотрудничества как органу, обеспечивающему преемственность в период между заседаниями Совета.

Комитет сотрудничества составляется из представителей российского Правительства, с одной стороны, и представителей членов Совета Европейского союза и Комиссии, с другой стороны. Установлено, что обычно такими представителями должны быть старшие должностные лица. Председательствуют в Комитете сотрудничества поочередно представитель Правительства Российской Федерации и представитель Европейского союза.

Соглашение предусматривает, что стороны будут устанавливать и другие процедуры и механизм политического диалога, в частности, в следующих формах: проведение два раза в год встреч на уровне старших должностных лиц между должностными лицами России, с одной стороны, и Европейского союза – с другой; полное использование возможностей дипломатических каналов, а также любых других средств, включая возможность встреч экспертов, которые будут способствовать укреплению и развитию этого диалога.

В Соглашении предусматривается, что Совет сотрудничества может принять решение о создании любого другого специального комитета или органа для оказания Совету содействия в выполнении его функций и сам определяет состав и обязанности таких комитетов или органов, а также порядок их функционирования.

В целях осуществления политического диалога на парламентском уровне учреждается Комитет парламентского сотрудничества. Он должен состоять из членов Федерального Собрания Российской Федерации, с одной стороны, и членов Европарламента – с другой.

Председательство в Комитете поочередно осуществляют, соответственно, член Федерального Собрания Российской Федерации и член Европарламента. Комитет сам определяет правила процедуры своей деятельности. Встречи Комитета проходят с интервалами, определяемыми им самим.

Комитету парламентского сотрудничества отводится достаточно значимая роль в механизме реализации Соглашения. Он вправе запрашивать соответствующую информацию, относящуюся к применению Соглашения, в Совете сотрудничества, который в свою очередь должен представить Комитету запрашиваемую им информацию. Предусматривается также, что Комитет систематически информируется о рекомендациях Совета сотрудничества. Однако Комитет не вправе принимать решения обязательного характера, он может давать Совету сотрудничества только рекомендации.


В рамках Соглашения каждая из сторон обязуется обеспечить свободный от дискриминации по сравнению с собственными лицами доступ физических и юридических лиц другой стороны в компетентные суды и административные органы сторон для защиты их индивидуальных прав и прав собственности, включая те из них, которые касаются интеллектуальной собственности.

Соглашение исходит из идеи укрепления роли и активного использования возможностей международного коммерческого арбитража. Такой подход полностью соответствует современному российскому законодательству, новейшей практике разрешения хозяйственных споров с участием иностранных инвесторов. Стороны Соглашения недвусмысленно заявили о том, что они в рамках своей компетенции:

поощряют использование арбитража для урегулирования споров, возникающих в связи с коммерческими сделками и сделками о сотрудничестве, заключенными экономическими операторами России и Сообщества;

соглашаются с тем, что, когда спор передан в арбитраж, каждая сторона спора может, если иное не предусмотрено правилами арбитражного центра, выбранного сторонами, назначить собственного арбитра, независимо от его гражданства, и что председательствующий третий арбитр или единоличный арбитр может быть гражданином третьего государства;

рекомендуют их экономическим операторам по взаимному согласию определять право, применимое к их контрактам;

поощряют использование арбитражных правил, разработанных Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНИСИТРАЛ), и проведение арбитража в любом центре государства – участника Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, принятой в Нью-Йорке 10 июня 1958 г.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией, с одной стороны, и европейскими сообществами и их государствами-членами – с другой, заключено первоначально на период в 10 лет. Вместе с тем закреплена возможность его продления. Предусмотренная в этих целях процедура отличается простотой и легкостью. Соглашение автоматически возобновляется из года в год при условии, что ни одна из сторон не направит другой письменного извещения о денонсации Соглашения как минимум за шесть месяцев до истечения срока его действия.

Одновременно с Соглашением его сторонами были приняты 10 приложений и 2 протокола, 33 совместные декларации, 2 обмена письмами и 3 декларации. Они уточняют и разъясняют положения Соглашения и реализуют отдельные его нормы. В частности, учреждена Контактная группа по углю и стали, определен список трансграничных услуг, в отношении которых стороны предоставляют режим наиболее благоприятствуемой нации, установлен переходный период для положений о конкуренции и для введения количественных ограничений.