Файл: Михаил Болтунов - «Альфа» - Смерть террору (Командос) - 2003.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.11.2020
Просмотров: 2240
Скачиваний: 1
солдат. Он выпрыгнул в люк на крыло, с крыла на землю. По нему из салона стреляли, и
оцепление открыло огонь, думая, что террорист убегает. Очередями и по самолету прошлись.
Габараева в ногу ранили. Я подключил аккумуляторы, кричу по радио: «Уберите этих
дураков!» А тут и связь пропала: при стрельбе повредили радиостанцию.
У Гасояна в штурманской кабине - убитый Чедия и раненый Шабартян. Я приказал
Гасояну покинуть самолет. Он вылез через форточку. Поворачиваюсь к Габараеву - он к ноге
склонился: «Командир, я ранен». - «Давай, Станислав, вылезай», - говорю. Тот тоже вылез.
В кабине остались я и Шабартян. У него лицо все в крови, глаз вытек, кричит, просит:
«Не могу, страшная боль, дайте лекарство». И двигаться уже не мог.
Что творилось в салоне, не видел. Только через форточку слышал: они одного
пассажира вытолкнули к двери: «Говори наши требования». Парень вырвался, выпрыгнул,
ногу сломал.
Тогда у женщины взяли ребенка, толкнули ее к двери: «Говори наши требования. Если
выпрыгнешь, убьем ребенка». Она кричит: «Заправьте самолет, отпустите их в Турцию, а то
они убьют всех пассажиров и взорвут самолет».
Заместитель начальника Управления гражданской авиации Грузии Кадзаная подошел к
двери, стал вести переговоры, а я в форточку крикнул женщине: «Скажите им, что мы
заправимся и полетим в Турцию». Я уже видел, сзади к нам подходил автозаправщик. Понял,
решили слить топливо.
18 ноября 1983 года Москва. Расположение группы «А»
Виталий ДЕМИДКИН, сотрудник группы «А»:
- Было около 18 часов, в тире шло занятие по стрельбе. Начальник группы Геннадий
Николаевичи Зайцев зашел в тир, но тут же за ним прибежал дежурный. Он что-то доложил
Зайцеву, тот поднялся в свой кабинет, и вскоре прозвучал сигнал боевой тревоги.
Мы быстро собрались, загрузились в автобус и по дороге в аэропорт нас ввели в
обстановку. В Тбилиси захвачен самолет. Террористы действуют с особой жестокостью -
убито несколько человек.
Уже в полете получили расстановку сил и средств, кто действует в группе захвата,
поддержки, наблюдения, какими парами работаем, с какой стороны.
Игорь ОРЕХОВ, сотрудник группы «А»:
- Выезжая по тревоге, не знаешь, будешь ли в группе захвата или поддержки. Когда
сказали, что я вхожу в группу захвата, ощутил какое-то двойственное чувство: с одной
стороны, радость и гордость за доверие, а значит, и признание как профессионала, с другой
волнение, желание не подвести.
Сразу же после объявления состава группы ребята стали помогать подгонять нам
бронежилеты, вооружение. Здесь же, в самолете, обсудили первоначальный план действий,
потом руководство собрало группу захвата, уточнили некоторые детали.
Когда мы прилетели в Тбилиси, все силы уже были приведены в готовность по плану
«Набат». Аэропорт оцепили войска. Погода хуже не придумаешь: дождь, промозглый ветер,
градуса два-три тепла. Темно.
Вошли в здание аэропорта в касках, в экипировке, с кейсами. Вокруг полно людей, все
таращат на нас глаза. Ведь в ту пору о группе не писали ни слова, сверхсекретность. Мы
тоже ни с кем не разговариваем, не общаемся…
18 ноября 1983 года. Тбилисский аэропорт
Арушан ГЕВОРКЯН, авиатехник по самолетам и двигателям «Ту-134» Тбилисского
авиапредприятия:
- Ночью, где-то между 23.00 и 24.00, у меня состоялся разговор с командиром 347-го
летного отряда Григолашвили. Он попросил: надо пойти на захваченный самолет, помочь
раненым и выполнить некоторые технические работы. Сказал, что это дело добровольное и
связано оно с риском. Я согласился.
Меня отвели в комнату особого отдела. Там находились председатель КГБ Грузии
генерал Инаури, офицеры спецподразделения, еще какие-то люди. Мне сказали, что надо
помочь раненому флаг-штурману Шабартяну, подключить электропитание и выполнить
работы, необходимые для слива топлива из самолета.
На машине поехали к стоянке самолета я, начальник управления Кадзаная и три
милиционера. Подошли к самолету. Кадзаная начал переговоры с угонщиками. Они
требовали дать свет в салон и заправить лайнер. Кадзаная сказал, что для этого нужно
пропустить техника в кабину.
Бандиты потребовали, чтобы я разделся догола у них на виду. Пришлось подчиниться.
На аэродроме ветер, дождь, замерз, заледенел. А они стоят на том, чтобы я прошел в
кабину через салон. С трудом удалось объяснить, что дверь в кабину заперта и из салона ее
не открыть. Согласились. По аварийному канату я влез наверх, протиснулся в кабину.
Вытолкнуть в форточку Шабартяна не удалось, он был полный мужчина.
Включил аккумуляторы, преобразователи тока, в общем, сделал все необходимое для
слива топлива. Пока работал - бандиты из салона ломились, просили открыть дверь, сулили
миллионы. Потом стали угрожать. Я не отвечал.
Закончил ремонт, спустился обратно по канату. В это время один из милиционеров
отвлекал их разговорами. Когда я спрыгнул, он сказал: «Беги». Все время, пока бежал,
милиционер (он был в бронежилете), закрывал меня своим телом. Добежал. Оделся.
Рассказал о том, что видел и слышал.
Под утро узнал, что спецподразделение быстро и умело обезвредило террористов.
В. ДЕМИДКИН:
- В аэропорту нам дали возможность потренироваться на запасном самолете. Все-таки
волнение было - до сих пор мы работали на учебных машинах, а тут реальный самолет,
настоящие убийцы, жертвы.
После тренировки началось самое неприятное время: время ожидания. В здании
аэропорта нам отвели несколько комнат, периодически их покидали и выдвигались к
самолету. Потом вновь уходили, прятались за ангаром, за грузовиками. Ждали. И так в
течение всей ночи. В это время штаб по чрезвычайному происшествию вел переговоры с
террористами. В зависимости от накала этих переговоров и действовали. Они агрессивней
мы ближе к самолету.
Там я впервые понял состояние солдата на фронте перед атакой. Его не передать
словами…
Видимо, террористы нас все-таки заметили. Дело в том, что самолет освещался
прожекторами и делалось это весьма неудачно: наши тени были видны из иллюминаторов.
На ломаном русском языке звучали угрозы, мол, уходите отсюда, иначе всех взорвем. Потом
вдруг слышу: что-то упало нам под ноги. Невольно весь сжался - ни бежать, ни падать
нельзя. К счастью, это оказалась не граната, а оторванная телефонная трубка.
Минуты текут, волнение нарастает, промозглый ветер с дождем, кажется, протыкает
ледяными иголками каждую косточку. Вокруг темнота, где-то вдалеке горы. О них я судил
по огонькам селений да фарам машины, которая петляла по горной дороге. Луч ее то
утыкался в скалу, то шарил по небу, словно прожектор. Подумалось: увижу ли я еще раз
ночную картину? Вспомнились семья, жена. Моему ребенку исполнился год один месяц и
один день. Увижу ли я своего малыша, когда ему будет год месяц и два дня?
Но в следующее мгновение раздался плач ребенка из салона самолета, и мысли о семье
ушли. Теперь все силы души были отданы операции: не отстать, не споткнуться, не
испортить дело.
И. ОРЕХОВ:
- Посадка самолета была очень жесткой, и при ударе о взлетно-посадочную полосу
один из люков вывалился на крыло. Террористы его приподняли, прислонили. Этот люк мог
в любую минуту упасть сам или его могли открыть бандиты. Теперь представьте, как
«приятно» лежать у этого люка. Не успеешь ахнуть, как получишь пулю. Но такая yж,
видимо, у меня судьба, по боевому расчету мне достался именно этот люк.
Когда была дана команда готовиться к штурму, заняли свои места на самолете. Не в
самолете, а - на самолете. Ползешь и каждую заклепку чувствуешь. И все-таки качание
машины, видимо, было. Из салона раздались крики: «Не вздумайте штурмовать! Всех
перестреляем!»
Теперь, с годами, когда анализируешь свои действия, понимаешь: помогло то, что наше
отделение в ходе учебных занятий так много внимания уделяло тренировкам на борту.
Не могу точно сказать, сколько мы пролежали на ноябрьском ветру - час, два, три.
Напряжение огромное, а команды все нет и нет. Кажется, кожа уже примерзла к плоскости.
Ведь у нас на голое тело были надеты бронежилеты и легкие комбинезоны. И все!
Виктор Федорович Карпухин, который находился где-то между штабом и самолетом,
как мог, подбадривал нас, успокаивал: «Ребята, не волнуйтесь!»
А у меня свои, так сказать, индивидуальные проблемы из-за люка. Что делать, если он
неожиданно откроется? Выход один: штурмовать, не дожидаясь команды.
В. ДЕМИДКИН:
- Сначала в кабину поднялся Владимир Николаевич Зайцев. Помню первое, что увидел:
кабина маленькая, узкая, возле кресла лежал мертвый пилот. Впереди - бортинженер, тоже
уже мертвый. Каждую минуту выходили на связь. Боевые группы докладывали о готовности.
Мы тоже доложили, и потянулись минуты. Неоднократно объявлялась «готовность номер
один». И снова время штурма откладывалось.
Из штаба нам сообщали о перемещении террористов, уточняли их местонахождение.
И. ОРЕХОВ:
- Пока лежал у люка, продумал каждый свой шаг. «Сейчас я вскочу, выбью люк. У
самолета «Ту-134» два люка, которые выходят на крыло, значит, между ними салонная
перегородка… Здесь я должен упасть, встать… Будут сложности с пассажирами, которые
сидят у люка…»
Но в жизни оказалось все по-другому. Пассажиров на этих местах не было, спинки
кресел оказались опущенными вперед, и люк упал в другую сторону.
Падаю в проход, вскакиваю. Дым, ничего не вижу. Тут еще ребята со всех сторон
пошли. Поднимаю забрало каски. Понимаю, что попал в начало второго салона, где были
пассажиры. В салоне темно, небольшая подсветка. Крики, стоны. Мы тоже кричим: «Где?
Где?» Пассажиры показывают: «Вот они».
Мне достался один из бандитов, раненный в шею. Он сидел в третьем ряду салона, у
прохода, и контролировал ситуацию. А порядок такой: если кто-то тебе попался, работаешь с
ним до конца. Boт я и работал…
В. ДЕМИДКИН:
- По команде «Штурм!» мы стали открывать дверь кабины, но она не поддавалась.
Оказывается, была привалена трупами. Налегли изо всех сил - открыли.
Вперед пошел Зайцев, я за ним. Слышу его голос: «Руки за голову!» Здесь, в
коридорчике, который отделяет дверь кабины от салона, были двое террористов, мужчина
мощного телосложения, ростом эдак под метр девяносто, и женщина. Оба с пистолетами.
Зайцев неуловимыми движениями сразу уложил их на пол, лицом вниз, и побежал.
Решительно действовали и мы. Мне досталась женщина, напарнику - мужчина. Я ее схватил
и спустил по трапу вниз.
Выскочил в салон и увидел еще одну женщину, подумал - пассажирка. Сказал:
«Пойдемте, вы свободны». И хотел помочь. Но она вцепилась в кресло, закричала: «Нет, нет,
я хочу взорваться». Оглянулся, позвал товарища: «Володя, она взорваться хочет!» И мы
вдвоем под руки подняли ее, передали вниз, ребятам.
Снова вернулись в салон, а Зайцев уже далеко. Тороплюсь за ним. Справа, помню,
когда бежал, увидел труп мужчины. Но заниматься им некогда, надо было спасать живых.
Во втором салоне поработал уже Головатов с ребятами. Когда мы вбежали, все в
креслах полулежали, полусидели с поднятыми вверх руками. Кто из них заложник, кто
террорист - не очень разберешь.
Посветили фонарем, мужчина в кресле обернулся, и мы увидели у него два пистолета.
Подхватили под руки - и вниз. Потом помогали пассажирам - кому одеться, кому собрать
разбросанные бумаги, документы. Многие и этого не могли сделать - в шоке от страха.
Затем осмотрели сиденья, места под сиденьями и все углы и закоулки нет ли взрывного
устройства. И наконец я спустился вниз. Было уже светло, вдалеке виднелись горы. Понял,
что теперь увижу отца, мать, жену с сыном. Потом ребята не раз шутили, мол, Демидкин
спустился с трапа и сказал: «Как хорошо жить!»
И. ОРЕХОВ:
- Прошло столько лет, а все вспоминается тот штурм. Странно, как по-разному перед
лицом опасности ведут себя люди.
Наша группа поддержки должна была подъехать к самолету на аэродромном
микроавтобусе, но водитель автобуса в самый ответственный момент струсил, отказался
ехать. Пришлось ребятам в полной экипировке бежать через летное поле.
И противоположный пример. В самолете, рядом с туалетной комнатой, есть еще одна
небольшая комнатка, гардеробная. Там несколько часов просидел врач, он на коленях держал
женщину с пулевым ранением в спине. Несмотря на угрозы, выстрелы, он оказал помощь
пострадавшей…
… С рассветом 19 ноября кровавая трагедии завершилась. Итогом ее стало несколько
убитых и раненых. Террористы застрелили летчиков Запвена Шабартяна, Анзора Чедию,
двоих пассажиров, зверски замучили бортпроводницу Валентину Крутикову. Получили
тяжелые ранения и остались инвалидами штурман Плотко и бортпроводница Ирина Химич.
Террорист Табидзе убит в перестрелке, Микаберидзе покончил с собой. Суд
приговорил всех бандитов к высшей мере наказания - расстрелу. Казалось бы, приговор снял
все вопросы. Но не тут-то было. Кровавая история имеет свое продолжение, и со временем
она получила в Грузии новый импульс - старые судебные дела были сняты с архивной полки.
Кое-кто хотел из бандитов, террористов и убийц сделать мучеников грузинского народа,
объявить их «борцами за свободу и независимость». Не вышло.
Но как все это было, проследить, пожалуй, весьма интересно. Рассказывают участники
событий.
В. ГАСОЯН:
- Если бы еще немного у власти побыл Гамсахурдиа, то наверняка бандитов героями
объявили бы, а нас судили. После того как в 1983 году я вернулся из госпиталя, мне очень
много раз звонили в дверь. Смотрю в глазок: какие-то мужчины. Спрашиваю: «Кто?»
Отвечают: «Открывайте, мы следователи КГБ, поедете с нами на допрос». Я им: «Приходите
ко мне завтра, на работу». Постоят и уходят.
Я в окно гляжу: садятся в легковую машину без номера и уезжают.
Пришел сам в КГБ. Мне говорят, никого ко мне не посылали, но пообещали установить
наблюдение за домом. Установили, нет - не знаю, но больше никто не приезжал.
Перенервничал, конечно. У меня ведь четверо детей, мал мала меньше.
Потом я на Кубе работал, думал: столько лет прошло, забылось. Нет. Газеты стали нас
грязью обливать. Почему, мол, нам Героев до окончания следствия дали? А мы откуда
знаем? С Кубы приехал, деньжат немного привез. Пошел в управление торговли, прошу:
«Дайте машину как многодетному или как Герою». Там отвечают: «Ты Герой Советского
Союза, а Союза больше нет, значит, и машины тебе нет».
В том, что тогда стрелял, не раскаиваюсь. Бандиты к нам ворвались, товарищей на
наших глазах убили, что ж, по головке их гладить?
А. ГАРДАПХАДЗЕ:
- После той трагедии меня с летной работы по здоровью списали. А ведь вся моя жизнь
в авиации прошла. У нас, когда летать перестают, там же, в аэропорту, остаются работать. А
я не могу. Больно. Потому и ушел.
Что сейчас журналисты пишут: «Шеварднадзе, КГБ и экипаж были в сговоре, знали обо
всем заранее, устроили бойню правозащитников». Какие же они правозащитники? На суде
им сказал: «Вы же все дети высокопоставленных родителей. Взяли бы туристические
путевки в Турцию и остались там, попросили политического убежища».
Знаете, что они ответили: «Если бы мы таким путем сбежали в Турцию, нас бы приняли
за простых эмигрантов. Вот Бразинскасы улетели с шумом, со стрельбой, Надю Курченко
убили, так их там в почетные академики приняли».
Сколько было угонов в разных странах, повсюду бандиты сначала предъявляют свои
требования, один из членов экипажа выходит из кабины на переговоры. А наши? Пять пуль в
лицо Шабартяну, три пули в спину Плотко, рукоятками пистолетов по голове
бортпроводницам.
Мне говорят, выполнил бы их требования, отвез в Турцию, и жертв не было бы. Зачем,
мол, Гасоян и я стреляли? Ко мне в дом врываются бандиты, убивают моих близких, а я
должен молча смотреть, начинать «переговоры». Чедия пытался начать переговоры - они его
тут же убили.
Один из них сказал на следствии, что Шабартяна они в ногу ранили, а экипаж его
пристрелил. Какие сволочи! У них погиб один, другой сам застрелился, а наших пятерых
положили.
Суд был закрытым, а жаль. Пусть бы народ все увидел и услышал. А то, мол, Героев
дали еще до окончания следствия, подозрительно. При чем следствие? Нас, что ли, судили?
Комиссию назначили по расследованию этого дела. Говорят о «невинно убиенных
детях». Xороши «детки», стольких перестреляли, инвалидами сделали. Нет, наша совесть
чиста. Мы защищали жизни пассажиров.
Надо ли добавлять что-либо к сказанному?
СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ ПРОКУРОРА
Из служебного отчета группы «А»:
«20 сентября 1986 года в 3.40 по местному времени дежурному по КГБ Башкирской
АССР поступил доклад о том, что двое военнослужащих срочной службы, вооруженные
ручным пулеметом и автоматом с большим запасом боеприпасов, захватив такси,
направились в сторону аэропорта. Не доехав до аэропорта около километра, они скрылись в
прилегающих к дороге лесопосадках».
Как было выяснено, в ночь на 20 сентября трое военнослужащих в/ч 6520 внутренних
войск МВД СССР Н. Р. Мацнев, А. Б. Коновал, С. В. Ягмурджи, находившиеся в наряде,
самовольно покинули часть, похитили ручной пулемет и автомат Калашникова, снайперскую
винтовку Драгунова и 220 патронов к ним.
В пути преступники заметили идущую за ними патрульную машину милиции и
решили, что их преследуют. Они остановили такси и открыли огонь по патрульной машине,
убив при этом двух сотрудников милиции сержанта Зульфира Ахтямова и младшего
сержанта Айрата Галеева.
Один из преступников, вооруженный снайперской винтовкой, скрылся. Двое других
продолжали движение в такси в аэропорт.
По получении информации по сигналу тревоги были подняты сотрудники,
участвующие в мероприятиях по плану операции «Набат».
В 4.40 преступники ворвались в производивший посадку самолет «Ту-134А»,
следовавший по маршруту Львов - Киев - Уфа - Нижневартовск. На борту самолета
находился экипаж - 5 человек и 76 пассажиров».
При захвате самолета преступники открыли стрельбу, убив при этом двух пассажиров.
Угрожая уничтожить остальных, они потребовали от командира лететь в Пакистан. С этого
момента начались длительные переговоры с преступниками, в результате которых в 5.55 они
дали согласие освободить женщин с детьми, а в 7.30 выпустили большую часть пассажиров,
оставив заложниками 20 человек.
В 7.00 в аэропорт г. Уфы спецрейсом прилетели 42 сотрудника группы «А».