ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.11.2020
Просмотров: 353
Скачиваний: 3
78
В Л А С Т Ь , П О Л И Т И Ч Е С К И Й К Л А С С
И РАЗВИТИЕ (РАЗМЫШЛЕНИЯ
О С У Б Ъ Е К Т Е М О Д Е Р Н И З А Ц И И В Р О С С И И )
РОССИЯ
ВЧЕРА
,
СЕГОДНЯ
,
ЗАВТРА
ми
законами
длинных
волн
колебаний
массовых
настроений
между
привержен
-
ностью
общезначимым
ценностям
и
частным
интересам
.
В
этой
связи
следует
принять
во
внимание
тот
факт
,
что
общественная
жизнь
подвержена
цикличес
-
ким
изменениям
. «
Смена
вех
»
хорошо
прослеживается
на
материале
американ
-
ской
истории
.
Известно
,
сколь
разнятся
характеристики
американцев
,
данные
А
.
Токвилем
в
первом
и
втором
томах
его
знаменитой
работы
«
Демократия
в
Америке
»,
хотя
между
написанием
томов
прошло
лишь
пять
лет
(
первый
был
написан
в
1835
г
.,
а
второй
–
в
1840
г
.).
В
первом
томе
Токвиль
,
оценивая
американское
общество
,
отмечал
энергию
,
участливость
,
гражданскую
актив
-
ность
и
приверженность
общественным
интересам
.
Если
бы
американцы
«
были
вынуждены
заниматься
лишь
своими
собственными
делами
,
их
жизнь
наполо
-
вину
потеряла
бы
смысл
,
казалась
бы
им
пустой
,
и
они
чувствовали
бы
себя
очень
несчастными
»
7
.
А
во
втором
томе
,
вышедшем
,
как
было
отмечено
,
всего
пятью
годами
позже
,
Токвиль
изображает
американца
слабым
,
послушным
и
бессильным
,
всецело
поглощенным
своими
частными
интересами
: «
Человека
трудно
заставить
бросить
свои
дела
и
действовать
в
интересах
будущего
всего
государства
».
Известный
американский
историк
А
.
Шлезингер
-
мл
.,
сопоставляя
столь
разнящиеся
характеристики
,
пришел
к
выводу
,
что
общественная
актив
-
ность
и
частный
интерес
существуют
в
состоянии
маятникового
движения
от
частных
забот
(
корыстолюбие
)
к
общим
интересам
(
патриотизм
). «
Американец
бывает
так
поглощен
частными
заботами
,
как
если
бы
он
был
абсолютно
одинок
в
этом
мире
,
а
в
следующую
минуту
,
как
будто
забыв
о
них
,
он
отдается
общему
делу
.
Иногда
кажется
,
что
им
движет
крайнее
корыстолюбие
,
а
иногда
–
беззаветный
патриотизм
», –
эту
мысль
Токвиля
А
.
Шлезингер
-
мл
.
положил
в
основу
своей
концепции
циклов
американской
истории
,
определяя
цикл
как
непрерывное
перемещение
точки
приложения
усилий
нации
между
целями
об
-
щества
и
интересами
частных
лиц
8
.
Концепция
Шлезингера
стала
развитием
представленного
именами
Г
.
Адам
-
са
,
А
.
Шлезингера
-
ст
.,
А
.
Хиршмана
,
Г
.
Макклоски
,
Дж
.
Заллера
плодотворного
на
-
правления
американской
политико
-
исторической
науки
,
связанного
с
изучени
-
ем
цикличности
американской
истории
.
Шлезингер
-
мл
.
постулирует
автономность
политических
и
психологических
циклов
общественной
жизни
,
полагая
,
что
истоки
циклического
развития
лежат
в
глубине
человеческого
естества
.
Цити
-
руя
мысль
Эмерсона
о
том
,
что
политическая
жизнь
в
значительной
мере
физи
-
ологична
,
Шлезингер
констатировал
,
что
общественное
действие
,
рассчитанное
на
долгий
период
,
истощает
население
эмоционально
. «
Способность
нации
к
выполнению
политических
обязательств
,
требующих
от
нее
высокого
напряже
-
ния
,
ограничена
.
Природа
требует
передышки
.
Люди
неспособны
более
застав
-
лять
себя
продолжать
героические
усилия
.
Они
жаждут
погрузиться
в
свои
личные
житейские
дела
.
Издерганные
постоянными
боевыми
призывами
,
исто
-
Untitled-1
02.01.06, 16:29
78
79
РОССИЯ
ВЧЕРА
,
СЕГОДНЯ
,
ЗАВТРА
В Л А С Т Ь , П О Л И Т И Ч Е С К И Й К Л А С С
И РАЗВИТИЕ (РАЗМЫШЛЕНИЯ
О С У Б Ъ Е К Т Е М О Д Е Р Н И З А Ц И И В Р О С С И И )
щенные
непрерывной
общенациональной
активностью
,
разочарованные
получен
-
ными
результатами
,
они
стремятся
к
освобождению
от
взятых
обетов
,
пере
-
дышке
для
отдыха
и
восстановления
сил
.
Так
сходят
на
нет
публичные
акции
,
страсти
,
идеализм
и
реформы
.
Общественные
реформы
передаются
на
попече
-
ние
невидимой
руки
рынка
»
9
.
При
этом
Шлезингер
приходит
к
выводу
,
что
следование
частным
интересам
на
определенных
этапах
может
быть
средством
решения
и
общественных
проблем
.
В
эти
периоды
политическая
деятельность
на
классовой
и
групповой
основе
затухает
,
а
политическая
деятельность
,
фор
-
мируемая
факторами
культурного
характера
–
по
этническому
,
религиозному
,
моральному
признаку
,
по
резонам
социального
статуса
–
выходит
на
первый
план
.
Поэтому
помимо
отдыха
,
период
доминирования
частных
интересов
–
это
время
консолидации
,
в
рамках
которого
усваиваются
и
узакониваются
ново
-
введения
предшествующего
периода
,
а
также
накапливаются
предпосылки
для
будущего
рывка
.
Причинами
исчерпания
периодов
затишья
обычно
бывает
накопление
и
обострение
противоречий
,
до
поры
латентных
: «
Людям
надоедают
эгоистические
мотивы
и
перспективы
,
они
устают
от
погони
за
материальными
благами
в
качестве
наивысшей
цели
.
Период
отдыха
от
бремени
общественных
забот
восполняет
национальную
энергию
,
подзаряжает
батареи
нации
.
Люди
начинают
искать
в
жизни
смысл
,
не
замыкаясь
на
себе
самих
.
Они
спрашивают
,
не
что
их
страна
может
сделать
для
них
,
а
что
они
могут
сделать
для
своей
страны
.
Они
готовы
к
звуку
боевой
трубы
»
10
.
Шлезингер
проследил
,
как
перио
-
ды
общественного
подъема
(
первые
два
десятилетия
ХХ
в
.,
связанные
в
имена
-
ми
Т
.
Рузвельта
и
В
.
Вильсона
; 30-
е
годы
–
Ф
.
Д
.
Рузвельт
и
его
«
новый
курс
»;
Г
.
Трумэн
и
его
«
справедливый
курс
»; 60-
е
годы
–
Дж
.
Кеннеди
и
«
новые
гори
-
зонты
»;
Л
.
Джонсон
и
«
великое
общество
»)
всякий
раз
сменялись
ощутимыми
спадами
:
подъем
начала
века
сменился
Великой
депрессией
;
в
50-
е
годы
период
президентства
Д
.
Эйзенхауэра
обеспечил
необходимую
паузу
после
напряжения
30-
х
и
40-
х
годов
,
а
подъем
общественной
активности
в
60-
е
годы
впоследствии
сменился
в
конце
70-
х
движением
маятника
общественных
настроений
в
пользу
частного
интереса
,
получившего
мощное
воплощение
в
консервативной
револю
-
ции
Р
.
Рейгана
.
П о л и т и ч е с к а я с у б ъ е к т н о с т ь с о в р е м е н н о й м о н о а р х и и
В
современной
России
по
итогам
избирательного
цикла
2003–2004
гг
.
мож
-
но
говорить
об
оформлении
моноцентрического
политического
режима
,
который
можно
определить
как
моноархию
,
в
рамках
которого
действует
один
субъект
–
президент
,
остальные
участники
политического
процесса
предстают
в
качестве
акторов
.
Ядром
моноархии
является
,
как
это
и
принято
,
политический
орган
–
квази
-
ЦК
КПСС
в
лице
администрации
президента
.
Генеральная
тенденция
зак
-
Untitled-1
02.01.06, 16:29
79
80
В Л А С Т Ь , П О Л И Т И Ч Е С К И Й К Л А С С
И РАЗВИТИЕ (РАЗМЫШЛЕНИЯ
О С У Б Ъ Е К Т Е М О Д Е Р Н И З А Ц И И В Р О С С И И )
РОССИЯ
ВЧЕРА
,
СЕГОДНЯ
,
ЗАВТРА
лючается
в
реконструкции
формальных
элементов
советской
политической
сис
-
темы
,
в
том
числе
свойственной
советской
системе
высокой
степени
централи
-
зации
концентрации
политических
ресурсов
.
При
этом
снижение
и
утрата
политической
субъектности
превращает
не
только
отдельных
участников
,
но
целые
политические
институты
в
«
приводные
ремни
»
федеральной
исполнительной
власти
.
Прежде
всего
,
это
касается
парла
-
мента
11
.
Принцип
разделения
властей
приобретает
все
более
условный
характер
.
По
итогам
выборов
2003
г
.
исполнительная
власть
получила
фактически
пол
-
ный
контроль
над
парламентом
(
ранее
он
был
относительным
).
Главное
в
том
,
что
парламент
как
орган
представительной
власти
теряет
свою
репрезентатив
-
ную
природу
.
Иначе
говоря
,
репрезентативное
правление
заменяется
правлени
-
ем
посредством
репрезентаций
12
.
Сегодня
Дума
–
это
не
столько
Верховный
Совет
СССР
при
ЦК
КПСС
,
а
,
как
заметил
один
из
экспертов
,
отдел
производ
-
ственной
гимнастики
при
администрации
президента
,
где
«
вожатые
звездо
-
чек
» –
кураторы
подразделений
крупнейшей
партийной
фракции
–
языком
мимики
и
жестов
показывают
своим
«
октябрятам
»,
как
нужно
«
правильно
»
голосовать
.
Что
касается
правительства
,
другого
важного
политического
института
,
то
термин
«
техническое
правительство
»
в
переводе
с
новояза
означает
приводной
ремень
в
системе
власти
.
По
аналогии
с
советской
эпохой
новое
правительст
-
во
–
это
Совмин
при
ЦК
КПСС
.
Тезис
о
снижении
субъектности
применим
к
еще
одному
важному
полити
-
ческому
институту
современного
общества
–
политическим
партиям
.
Сегодня
очевиден
кризис
системы
партийно
-
политического
представительства
.
И
если
до
парламентских
выборов
2003
г
.
реальной
была
конкуренция
различных
вари
-
антов
партийных
систем
(
и
двухпартийной
,
и
многопартийной
),
то
по
итогам
выборов
мы
получили
де
-
факто
полутора
-
партийную
политическую
систему
.
Процессы
партийно
-
политического
структурирования
сегодня
вызывают
в
па
-
мяти
старый
анекдот
о
военном
заводе
,
перешедшем
на
производство
колясок
:
сколько
колясок
ни
выпускай
,
они
все
равно
напоминают
пулемет
.
Иначе
гово
-
ря
,
сколько
партий
ни
создавай
,
все
равно
получается
КПСС
.
Один
из
иност
-
ранных
журналистов
,
аккредитованных
в
Москве
в
30-
е
годы
,
писал
: «
Режим
,
укомплектованный
бывшими
политзаключенными
,
знает
только
одну
форму
правления
и
никогда
не
слышал
о
другом
месте
для
оппозиции
,
кроме
Сибири
».
А
Михаилу
Томскому
приписывают
фразу
о
том
,
что
в
СССР
может
быть
сколько
угодно
партий
при
одном
условии
:
что
одна
у
власти
,
а
другие
–
в
тюрьме
.
Однако
при
всей
справедливости
тезиса
об
однопартийной
советской
сис
-
теме
,
он
не
совсем
точен
.
Хотя
многопартийности
не
было
,
у
нас
была
много
-
подъездность
.
Международный
и
организационный
отделы
ЦК
КПСС
размеща
-
Untitled-1
02.01.06, 16:29
80
81
РОССИЯ
ВЧЕРА
,
СЕГОДНЯ
,
ЗАВТРА
В Л А С Т Ь , П О Л И Т И Ч Е С К И Й К Л А С С
И РАЗВИТИЕ (РАЗМЫШЛЕНИЯ
О С У Б Ъ Е К Т Е М О Д Е Р Н И З А Ц И И В Р О С С И И )
лись
не
просто
в
разных
подъездах
здания
на
Старой
площади
,
но
и
враждовали
с
такой
силой
,
что
меркла
межпартийная
борьба
в
западных
демократиях
.
В
эпоху
перестройки
многоподъездность
расцвела
в
рамках
одного
подъезда
,
пото
-
му
что
в
одном
и
том
же
подъезде
находились
кабинеты
Е
.
Лигач
¸
ва
и
А
.
Яков
-
лева
,
которые
возглавляли
подотделы
одного
и
того
же
идеологического
отдела
ЦК
КПСС
.
Иначе
говоря
,
в
рамках
однопартийной
системы
конкурировали
различные
партии
власти
.
Именно
эта
модель
многоподъездности
воспроизво
-
дится
у
нас
и
сегодня
(
кстати
,
здание
все
то
же
,
на
Старой
площади
).
Как
здесь
не
вспомнить
В
.
О
.
Ключевского
,
который
писал
,
что
в
России
не
было
борьбы
партий
,
а
была
борьба
учреждений
.
Это
суждение
очень
точно
характеризует
современную
ситуацию
,
когда
одно
крыло
кремлевской
бюрократии
в
ходе
пар
-
ламентских
выборов
курирует
блок
«
Родина
»,
другое
крыло
–
Народную
партию
,
а
все
вместе
поддерживают
«
Единую
Россию
».
Примеры
«
внутривидовой
»
борьбы
федеральной
бюрократии
дают
также
региональные
выборы
,
на
которых
разные
кандидаты
представляют
различные
фракции
кремлевской
бюрократии
.
Таким
образом
,
с
моей
точки
зрения
,
речь
идет
о
моноцентрическом
поли
-
тическом
режиме
.
Собственно
,
что
подразумевает
этот
термин
?
Это
означает
возвышение
одной
группировки
,
аффилированной
с
государственной
властью
и
преимущественно
питерской
по
персональному
составу
.
При
этом
моноцент
-
ризм
не
означает
монолитности
власти
,
борьба
кланов
за
доступ
к
эксклюзив
-
ным
ресурсам
продолжается
.
Однако
,
и
это
я
хочу
особенно
подчеркнуть
,
моно
-
центризм
и
афилляция
с
государством
в
качестве
ключевых
характеристик
режима
не
означают
возвышения
государства
(
в
данном
случае
концепт
госу
-
дарства
используется
не
как
синоним
совокупности
политических
институтов
и
,
тем
более
,
не
в
качестве
репрессивной
машины
,
а
как
инструмент
достиже
-
ния
общего
блага
).
В
этом
контексте
моноцентризм
не
означает
государствоцен
-
тризм
,
это
даже
не
кремлецентризм
,
а
,
используя
удачное
выражение
И
.
Диски
-
на
, –
питероцентризм
.
Питероцентризм
–
не
синоним
централизма
,
а
апофеоз
партикуляризма
,
т
.
е
.
доминирования
частных
интересов
,
а
не
общегосударствен
-
ных
.
Таким
образом
,
существующий
режим
характеризуется
противоречивой
ситуацией
:
интересы
,
полномочия
и
функции
бюрократии
гипертрофированы
,
а
интересы
,
полномочия
и
функции
государства
незначительны
даже
по
сравне
-
нию
с
такими
деэтатизированными
государствами
,
как
США
и
Великобрита
-
ния
.
Например
,
присутствие
российского
государства
в
экономике
ниже
,
чем
соответствующие
показатели
в
Европе
.
Известно
,
что
роль
государства
в
экономике
является
одним
из
наиболее
дискутируемых
вопросов
.
Наибольшее
распространение
в
российской
полити
-
ческой
публицистике
получила
точка
зрения
на
государство
как
на
априори
неэффективного
экономического
собственника
и
актора
.
Это
далеко
не
всегда
соответствует
действительности
.
Для
наиболее
развитых
стран
характерны
ак
-
Untitled-1
02.01.06, 16:30
81
82
В Л А С Т Ь , П О Л И Т И Ч Е С К И Й К Л А С С
И РАЗВИТИЕ (РАЗМЫШЛЕНИЯ
О С У Б Ъ Е К Т Е М О Д Е Р Н И З А Ц И И В Р О С С И И )
РОССИЯ
ВЧЕРА
,
СЕГОДНЯ
,
ЗАВТРА
тивная
экономическая
политика
государства
и
относительно
высокая
доля
госрасходов
в
ВВП
.
В
России
эта
доля
составляет
около
20–21%
от
ВВП
(
ВВП
–
400
млрд
.
долл
.,
бюджет
– 80
млрд
.),
тогда
как
в
США
– 26–29%
от
ВВП
,
причем
без
учета
затрат
федеральной
контрактной
корпорации
,
которые
состав
-
ляют
больше
триллиона
долларов
,
использующиеся
для
государственных
заку
-
пок
НИОКР
,
всех
космических
национальных
программ
и
т
.
п
.
Они
проходят
вне
федерального
бюджета
,
соответственно
не
учитываются
в
этой
доле
,
хотя
это
косвенные
расходы
государства
,
поддерживающие
инновационное
развитие
.
В
Японии
в
долю
госрасходов
,
которые
значительно
превышают
40%
от
ВВП
,
не
включают
программу
государственных
займов
и
инвестиций
,
превышающую
по
объему
размер
бюджета
,
и
направленную
исключительно
на
финансирование
модернизации
,
развитие
инфраструктуры
.
Например
,
насыпные
аэропорты
и
даже
торгово
-
социальные
центры
в
японских
городах
строятся
за
счет
денег
из
госу
-
дарственных
банков
развития
,
берущих
свои
средства
из
государственной
про
-
граммы
FILP,
государственных
займов
и
инвестиций
,
которые
в
свою
очередь
берут
их
из
почтовых
государственных
сбережений
населения
.
В
Китае
доля
госрасходов
18% –
меньше
чем
в
России
,
но
в
Китае
в
эту
сумму
не
включают
-
ся
огромные
средства
государственных
банков
развития
,
составляющие
порядка
60%
бюджета
и
финансирующие
ту
же
самую
инфраструктуру
.
Таким
образом
,
роль
российского
государства
в
экономике
существенно
ниже
,
чем
в
крупней
-
ших
зарубежных
странах
.
Конечно
,
было
бы
неправомерно
в
роли
субъекта
модернизации
на
постин
-
дустриальной
стадии
видеть
исключительно
государство
.
Но
очевидно
,
что
без
активной
государственной
политики
осуществить
модернизационные
задачи
невозможно
.
Поэтому
сегодня
в
России
активная
государственная
политика
востребована
не
только
в
силу
традиции
,
но
и
вследствие
ее
дефицита
по
сравнению
с
другими
индустриально
развитыми
странами
.
Итак
,
проблемная
ситуация
определена
тем
,
что
роль
государства
незначи
-
тельна
,
а
роль
бюрократии
гипертрофирована
.
При
этом
бюрократия
использует
рычаги
государства
для
достижения
партикулярных
целей
.
Это
,
в
частности
,
находит
отражение
в
такой
ключевой
сфере
,
как
отношения
власти
и
бизнеса
.
Несколько
слов
об
этом
.
Тема
отношений
государства
и
бизнеса
в
течение
2003–2005
гг
.,
в
том
числе
в
связи
с
делом
«
ЮКОСА
»
обросла
многочисленными
комментариями
.
Наиболее
распространенным
стал
тезис
о
массированном
наступлении
государ
-
ства
на
бизнес
.
Однако
ситуация
не
столь
однозначна
.
С
одной
стороны
,
уже
первые
месяцы
правления
президента
В
.
Путина
были
ознаменованы
давлением
на
бизнес
.
Первыми
пали
империи
В
.
Гусинского
и
Б
.
Березовского
.
Впослед
-
ствии
объектом
«
равноудаления
»
стал
ЮКОС
.
Это
дает
основание
для
выводов
относительно
политики
государства
по
отношению
к
крупному
бизнесу
.
Но
Untitled-1
02.01.06, 16:30
82