ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.11.2020

Просмотров: 341

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

78

В Л А С Т Ь ,   П О Л И Т И Ч Е С К И Й   К Л А С С
И РАЗВИТИЕ  (РАЗМЫШЛЕНИЯ
О   С У Б Ъ Е К Т Е   М О Д Е Р Н И З А Ц И И   В   Р О С С И И )

РОССИЯ

  

ВЧЕРА

,  

СЕГОДНЯ

,  

ЗАВТРА

ми

 

законами

 

длинных

 

волн

 

колебаний

 

массовых

 

настроений

 

между

 

привержен

-

ностью

 

общезначимым

 

ценностям

 

и

 

частным

 

интересам

В

 

этой

 

связи

 

следует

принять

 

во

 

внимание

 

тот

 

факт

что

 

общественная

 

жизнь

 

подвержена

 

цикличес

-

ким

 

изменениям

. «

Смена

 

вех

» 

хорошо

 

прослеживается

 

на

 

материале

 

американ

-

ской

 

истории

Известно

сколь

 

разнятся

 

характеристики

 

американцев

данные

А

.

Токвилем

 

в

 

первом

 

и

 

втором

 

томах

 

его

 

знаменитой

 

работы

 «

Демократия

 

в

Америке

», 

хотя

 

между

 

написанием

 

томов

 

прошло

 

лишь

 

пять

 

лет

 (

первый

 

был

написан

 

в

 1835 

г

., 

а

 

второй

 – 

в

 1840 

г

.). 

В

 

первом

 

томе

 

Токвиль

оценивая

американское

 

общество

отмечал

 

энергию

участливость

гражданскую

 

актив

-

ность

 

и

 

приверженность

 

общественным

 

интересам

.  

Если

 

бы

 

американцы

 «

были

вынуждены

 

заниматься

 

лишь

 

своими

 

собственными

 

делами

их

 

жизнь

 

наполо

-

вину

 

потеряла

 

бы

 

смысл

казалась

 

бы

 

им

 

пустой

и

 

они

 

чувствовали

 

бы

 

себя

очень

 

несчастными

»

7

А

 

во

 

втором

 

томе

,  

вышедшем

как

 

было

 

отмечено

всего

пятью

 

годами

 

позже

Токвиль

 

изображает

 

американца

 

слабым

послушным

  

и

бессильным

всецело

 

поглощенным

 

своими

 

частными

 

интересами

: «

Человека

трудно

 

заставить

 

бросить

 

свои

 

дела

 

и

 

действовать

 

в

 

интересах

 

будущего

 

всего

государства

». 

Известный

 

американский

 

историк

 

А

.

Шлезингер

-

мл

., 

сопоставляя

столь

 

разнящиеся

 

характеристики

пришел

 

к

 

выводу

что

 

общественная

 

актив

-

ность

 

и

 

частный

 

интерес

 

существуют

 

в

 

состоянии

 

маятникового

 

движения

 

от

частных

 

забот

 (

корыстолюбие

к

 

общим

 

интересам

 (

патриотизм

). «

Американец

бывает

 

так

 

поглощен

 

частными

 

заботами

как

 

если

 

бы

 

он

 

был

 

абсолютно

 

одинок

в

 

этом

 

мире

а

 

в

 

следующую

 

минуту

как

 

будто

 

забыв

 

о

 

них

он

 

отдается

общему

 

делу

Иногда

 

кажется

что

 

им

 

движет

 

крайнее

 

корыстолюбие

а

 

иногда

 –

беззаветный

 

патриотизм

», – 

эту

 

мысль

 

Токвиля

 

А

.

Шлезингер

-

мл

положил

 

в

основу

 

своей

 

концепции

 

циклов

 

американской

 

истории

определяя

 

цикл

 

как

непрерывное

 

перемещение

 

точки

 

приложения

 

усилий

 

нации

 

между

 

целями

 

об

-

щества

 

и

 

интересами

 

частных

 

лиц

8

.

Концепция

 

Шлезингера

 

стала

 

развитием

 

представленного

 

именами

 

Г

.

Адам

-

са

А

.

Шлезингера

-

ст

., 

А

.

Хиршмана

Г

.

Макклоски

Дж

.

Заллера

 

плодотворного

 

на

-

правления

 

американской

 

политико

-

исторической

 

науки

связанного

 

с

 

изучени

-

ем

 

цикличности

 

американской

 

истории

Шлезингер

-

мл

постулирует

 

автономность

политических

 

и

 

психологических

 

циклов

 

общественной

 

жизни

полагая

что

истоки

 

циклического

 

развития

 

лежат

 

в

 

глубине

 

человеческого

 

естества

Цити

-

руя

 

мысль

 

Эмерсона

 

о

 

том

что

 

политическая

 

жизнь

 

в

 

значительной

 

мере

 

физи

-

ологична

Шлезингер

 

констатировал

что

 

общественное

 

действие

рассчитанное

на

 

долгий

 

период

истощает

 

население

 

эмоционально

. «

Способность

 

нации

 

к

выполнению

 

политических

 

обязательств

требующих

 

от

 

нее

 

высокого

 

напряже

-

ния

ограничена

Природа

 

требует

 

передышки

Люди

 

неспособны

 

более

 

застав

-

лять

 

себя

 

продолжать

 

героические

 

усилия

Они

 

жаждут

 

погрузиться

 

в

 

свои

личные

 

житейские

 

дела

Издерганные

 

постоянными

 

боевыми

 

призывами

исто

-

Untitled-1

02.01.06, 16:29

78


background image

79

РОССИЯ

  

ВЧЕРА

,  

СЕГОДНЯ

,  

ЗАВТРА

В Л А С Т Ь ,   П О Л И Т И Ч Е С К И Й   К Л А С С

И РАЗВИТИЕ (РАЗМЫШЛЕНИЯ

О   С У Б Ъ Е К Т Е   М О Д Е Р Н И З А Ц И И   В   Р О С С И И )

щенные

 

непрерывной

 

общенациональной

 

активностью

разочарованные

 

получен

-

ными

 

результатами

они

 

стремятся

 

к

 

освобождению

 

от

 

взятых

 

обетов

пере

-

дышке

 

для

 

отдыха

 

и

 

восстановления

 

сил

Так

 

сходят

 

на

 

нет

 

публичные

 

акции

,

страсти

идеализм

 

и

 

реформы

Общественные

 

реформы

 

передаются

 

на

 

попече

-

ние

  

невидимой

 

руки

 

рынка

»

9

При

 

этом

 

Шлезингер

 

приходит

 

к

 

выводу

что

следование

 

частным

 

интересам

 

на

 

определенных

 

этапах

 

может

 

быть

 

средством

решения

 

и

 

общественных

 

проблем

В

 

эти

 

периоды

 

политическая

 

деятельность

на

 

классовой

 

и

 

групповой

 

основе

 

затухает

а

 

политическая

 

деятельность

фор

-

мируемая

 

факторами

 

культурного

 

характера

 – 

по

 

этническому

религиозному

,

моральному

 

признаку

по

 

резонам

 

социального

 

статуса

 – 

выходит

 

на

 

первый

план

Поэтому

 

помимо

 

отдыха

период

 

доминирования

 

частных

 

интересов

 – 

это

время

 

консолидации

в

 

рамках

 

которого

 

усваиваются

 

и

 

узакониваются

 

ново

-

введения

 

предшествующего

 

периода

а

 

также

 

накапливаются

 

предпосылки

 

для

будущего

 

рывка

Причинами

 

исчерпания

 

периодов

 

затишья

  

обычно

 

бывает

накопление

 

и

 

обострение

 

противоречий

до

 

поры

 

латентных

: «

Людям

 

надоедают

эгоистические

 

мотивы

 

и

 

перспективы

они

 

устают

 

от

 

погони

 

за

 

материальными

благами

 

в

 

качестве

 

наивысшей

 

цели

Период

 

отдыха

 

от

 

бремени

 

общественных

забот

 

восполняет

 

национальную

 

энергию

подзаряжает

 

батареи

 

нации

Люди

начинают

 

искать

 

в

 

жизни

 

смысл

не

 

замыкаясь

 

на

 

себе

 

самих

Они

 

спрашивают

,

не

 

что

 

их

 

страна

 

может

 

сделать

 

для

 

них

а

 

что

 

они

 

могут

 

сделать

 

для

 

своей

страны

Они

 

готовы

 

к

 

звуку

 

боевой

 

трубы

»

10

Шлезингер

 

проследил

как

 

перио

-

ды

 

общественного

 

подъема

 (

первые

 

два

 

десятилетия

 

ХХ

 

в

., 

связанные

 

в

 

имена

-

ми

 

Т

.

Рузвельта

 

и

 

В

.

Вильсона

; 30-

е

 

годы

 – 

Ф

.

Д

.

Рузвельт

 

и

 

его

 «

новый

 

курс

»;

Г

.

Трумэн

 

и

 

его

 «

справедливый

 

курс

»; 60-

е

 

годы

 – 

Дж

.

Кеннеди

 

и

 «

новые

 

гори

-

зонты

»; 

Л

.

Джонсон

 

и

 «

великое

 

общество

»)  

всякий

 

раз

 

сменялись

 

ощутимыми

спадами

подъем

 

начала

 

века

 

сменился

 

Великой

 

депрессией

в

 50-

е

 

годы

 

период

президентства

 

Д

.

Эйзенхауэра

 

обеспечил

 

необходимую

 

паузу

 

после

 

напряжения

30-

х

 

и

 40-

х

 

годов

а

 

подъем

 

общественной

 

активности

 

в

 60-

е

 

годы

 

впоследствии

сменился

 

в

 

конце

 70-

х

 

движением

 

маятника

 

общественных

 

настроений

 

в

 

пользу

частного

 

интереса

получившего

 

мощное

 

воплощение

 

в

 

консервативной

 

револю

-

ции

 

Р

.

Рейгана

.

П о л и т и ч е с к а я   с у б ъ е к т н о с т ь   с о в р е м е н н о й   м о н о а р х и и

В

 

современной

 

России

 

по

 

итогам

 

избирательного

 

цикла

 2003–2004 

гг

мож

-

но

 

говорить

 

об

 

оформлении

 

моноцентрического

 

политического

 

режима

который

можно

 

определить

 

как

 

моноархию

в

 

рамках

 

которого

 

действует

 

один

 

субъект

 –

президент

остальные

  

участники

 

политического

 

процесса

 

предстают

 

в

 

качестве

акторов

.

 

Ядром

 

моноархии

 

является

как

 

это

 

и

 

принято

политический

 

орган

 –

квази

-

ЦК

 

КПСС

 

в

 

лице

 

администрации

 

президента

Генеральная

 

тенденция

 

зак

-

Untitled-1

02.01.06, 16:29

79


background image

80

В Л А С Т Ь ,   П О Л И Т И Ч Е С К И Й   К Л А С С
И РАЗВИТИЕ  (РАЗМЫШЛЕНИЯ
О   С У Б Ъ Е К Т Е   М О Д Е Р Н И З А Ц И И   В   Р О С С И И )

РОССИЯ

  

ВЧЕРА

,  

СЕГОДНЯ

,  

ЗАВТРА

лючается

 

в

 

реконструкции

 

формальных

 

элементов

 

советской

 

политической

 

сис

-

темы

в

 

том

 

числе

 

свойственной

 

советской

 

системе

 

высокой

 

степени

 

централи

-

зации

 

концентрации

 

политических

 

ресурсов

.

При

 

этом

 

снижение

 

и

 

утрата

 

политической

 

субъектности

 

превращает

 

не

только

 

отдельных

 

участников

но

 

целые

 

политические

 

институты

 

в

 «

приводные

ремни

» 

федеральной

 

исполнительной

 

власти

Прежде

 

всего

это

 

касается

 

парла

-

мента

11

Принцип

 

разделения

 

властей

 

приобретает

 

все

 

более

 

условный

 

характер

.

По

 

итогам

 

выборов

 2003 

г

исполнительная

 

власть

 

получила

 

фактически

 

пол

-

ный

 

контроль

 

над

 

парламентом

 (

ранее

 

он

 

был

 

относительным

). 

Главное

 

в

 

том

,

что

 

парламент

 

как

 

орган

 

представительной

 

власти

 

теряет

 

свою

 

репрезентатив

-

ную

 

природу

Иначе

 

говоря

репрезентативное

 

правление

 

заменяется

 

правлени

-

ем

 

посредством

 

репрезентаций

12

Сегодня

 

Дума

 – 

это

  

не

 

столько

 

Верховный

Совет

 

СССР

 

при

 

ЦК

 

КПСС

а

как

 

заметил

 

один

 

из

 

экспертов

отдел

 

производ

-

ственной

 

гимнастики

 

при

 

администрации

 

президента

где

 «

вожатые

 

звездо

-

чек

» – 

кураторы

 

подразделений

 

крупнейшей

 

партийной

 

фракции

 – 

языком

мимики

 

и

 

жестов

 

показывают

 

своим

 «

октябрятам

», 

как

 

нужно

 «

правильно

»

голосовать

.

Что

 

касается

 

правительства

другого

 

важного

 

политического

 

института

то

термин

 «

техническое

 

правительство

» 

в

 

переводе

 

с

 

новояза

 

означает

 

приводной

ремень

 

в

 

системе

 

власти

По

 

аналогии

 

с

 

советской

 

эпохой

 

новое

 

правительст

-

во

 – 

это

 

Совмин

 

при

 

ЦК

 

КПСС

.

Тезис

 

о

 

снижении

 

субъектности

 

применим

 

к

 

еще

 

одному

 

важному

 

полити

-

ческому

 

институту

 

современного

 

общества

 – 

политическим

 

партиям

Сегодня

очевиден

 

кризис

 

системы

 

партийно

-

политического

 

представительства

И

 

если

до

 

парламентских

 

выборов

 2003 

г

реальной

 

была

 

конкуренция

 

различных

 

вари

-

антов

 

партийных

 

систем

 (

и

 

двухпартийной

и

 

многопартийной

), 

то

 

по

 

итогам

выборов

 

мы

 

получили

 

де

-

факто

 

полутора

-

партийную

 

политическую

 

систему

.

Процессы

 

партийно

-

политического

 

структурирования

 

сегодня

 

вызывают

 

в

 

па

-

мяти

 

старый

 

анекдот

 

о

 

военном

 

заводе

перешедшем

 

на

 

производство

 

колясок

:

сколько

 

колясок

 

ни

 

выпускай

они

 

все

 

равно

 

напоминают

 

пулемет

Иначе

 

гово

-

ря

сколько

 

партий

 

ни

 

создавай

все

 

равно

 

получается

 

КПСС

Один

 

из

 

иност

-

ранных

 

журналистов

аккредитованных

 

в

 

Москве

 

в

 30-

е

 

годы

писал

: «

Режим

,

укомплектованный

 

бывшими

 

политзаключенными

знает

 

только

 

одну

 

форму

правления

 

и

 

никогда

 

не

 

слышал

 

о

 

другом

 

месте

 

для

 

оппозиции

кроме

 

Сибири

».

А

 

Михаилу

 

Томскому

 

приписывают

 

фразу

 

о

 

том

что

 

в

 

СССР

 

может

 

быть

сколько

 

угодно

 

партий

 

при

 

одном

 

условии

что

 

одна

 

у

 

власти

а

 

другие

 – 

в

тюрьме

.

Однако

 

при

 

всей

 

справедливости

 

тезиса

 

об

 

однопартийной

 

советской

 

сис

-

теме

он

 

не

 

совсем

 

точен

Хотя

 

многопартийности

 

не

 

было

у

 

нас

 

была

 

много

-

подъездность

Международный

 

и

 

организационный

 

отделы

 

ЦК

 

КПСС

 

размеща

-

Untitled-1

02.01.06, 16:29

80


background image

81

РОССИЯ

  

ВЧЕРА

,  

СЕГОДНЯ

,  

ЗАВТРА

В Л А С Т Ь ,   П О Л И Т И Ч Е С К И Й   К Л А С С

И РАЗВИТИЕ (РАЗМЫШЛЕНИЯ

О   С У Б Ъ Е К Т Е   М О Д Е Р Н И З А Ц И И   В   Р О С С И И )

лись

 

не

 

просто

 

в

 

разных

 

подъездах

 

здания

 

на

 

Старой

 

площади

но

 

и

 

враждовали

с

 

такой

 

силой

что

 

меркла

 

межпартийная

 

борьба

 

в

 

западных

 

демократиях

В

эпоху

 

перестройки

 

многоподъездность

 

расцвела

 

в

 

рамках

 

одного

 

подъезда

пото

-

му

 

что

 

в

 

одном

 

и

 

том

 

же

 

подъезде

 

находились

 

кабинеты

 

Е

.

Лигач

¸

ва

 

и

 

А

.

Яков

-

лева

которые

 

возглавляли

 

подотделы

 

одного

 

и

 

того

 

же

 

идеологического

 

отдела

ЦК

 

КПСС

Иначе

 

говоря

в

 

рамках

 

однопартийной

 

системы

 

конкурировали

различные

 

партии

 

власти

Именно

 

эта

 

модель

 

многоподъездности

 

воспроизво

-

дится

 

у

 

нас

 

и

 

сегодня

 (

кстати

здание

 

все

 

то

 

же

на

 

Старой

 

площади

). 

Как

 

здесь

не

 

вспомнить

 

В

.

О

.

Ключевского

который

 

писал

что

 

в

 

России

 

не

 

было

 

борьбы

партий

а

 

была

 

борьба

 

учреждений

Это

 

суждение

 

очень

 

точно

 

характеризует

современную

 

ситуацию

когда

 

одно

 

крыло

 

кремлевской

 

бюрократии

 

в

 

ходе

 

пар

-

ламентских

 

выборов

 

курирует

 

блок

 «

Родина

», 

другое

 

крыло

 – 

Народную

 

партию

,

а

 

все

 

вместе

 

поддерживают

 «

Единую

 

Россию

». 

Примеры

 «

внутривидовой

» 

борьбы

федеральной

 

бюрократии

 

дают

 

также

 

региональные

 

выборы

на

 

которых

 

разные

кандидаты

 

представляют

 

различные

 

фракции

 

кремлевской

 

бюрократии

.

Таким

 

образом

с

 

моей

 

точки

 

зрения

речь

 

идет

 

о

 

моноцентрическом

 

поли

-

тическом

 

режиме

Собственно

что

 

подразумевает

 

этот

 

термин

Это

 

означает

возвышение

 

одной

 

группировки

аффилированной

 

с

 

государственной

 

властью

 

и

преимущественно

 

питерской

 

по

 

персональному

 

составу

При

 

этом

 

моноцент

-

ризм

 

не

 

означает

 

монолитности

 

власти

борьба

 

кланов

 

за

 

доступ

 

к

 

эксклюзив

-

ным

 

ресурсам

 

продолжается

Однако

и

 

это

 

я

 

хочу

 

особенно

 

подчеркнуть

моно

-

центризм

 

и

 

афилляция

 

с

 

государством

 

в

 

качестве

 

ключевых

 

характеристик

режима

 

не

 

означают

 

возвышения

 

государства

 

(

в

 

данном

 

случае

 

концепт

 

госу

-

дарства

 

используется

 

не

 

как

 

синоним

 

совокупности

 

политических

 

институтов

и

тем

 

более

не

 

в

 

качестве

  

репрессивной

 

машины

а

 

как

 

инструмент

 

достиже

-

ния

 

общего

 

блага

). 

В

 

этом

 

контексте

 

моноцентризм

 

не

 

означает

 

государствоцен

-

тризм

это

 

даже

 

не

 

кремлецентризм

а

используя

 

удачное

 

выражение

 

И

.

Диски

-

на

, – 

питероцентризм

Питероцентризм

 – 

не

 

синоним

 

централизма

а

 

апофеоз

партикуляризма

т

.

е

доминирования

 

частных

 

интересов

а

 

не

 

общегосударствен

-

ных

Таким

 

образом

существующий

 

режим

 

характеризуется

 

противоречивой

ситуацией

интересы

полномочия

 

и

 

функции

 

бюрократии

 

гипертрофированы

а

интересы

полномочия

 

и

 

функции

 

государства

 

незначительны

 

даже

 

по

 

сравне

-

нию

 

с

 

такими

 

деэтатизированными

 

государствами

как

 

США

 

и

 

Великобрита

-

ния

Например

присутствие

 

российского

 

государства

 

в

 

экономике

 

ниже

чем

соответствующие

 

показатели

 

в

 

Европе

.

Известно

что

 

роль

 

государства

 

в

 

экономике

 

является

 

одним

 

из

 

наиболее

дискутируемых

 

вопросов

Наибольшее

 

распространение

 

в

 

российской

 

полити

-

ческой

 

публицистике

 

получила

 

точка

 

зрения

 

на

 

государство

 

как

 

на

 

априори

неэффективного

 

экономического

 

собственника

 

и

 

актора

Это

 

далеко

 

не

 

всегда

соответствует

 

действительности

Для

 

наиболее

 

развитых

 

стран

 

характерны

 

ак

-

Untitled-1

02.01.06, 16:30

81


background image

82

В Л А С Т Ь ,   П О Л И Т И Ч Е С К И Й   К Л А С С
И РАЗВИТИЕ  (РАЗМЫШЛЕНИЯ
О   С У Б Ъ Е К Т Е   М О Д Е Р Н И З А Ц И И   В   Р О С С И И )

РОССИЯ

  

ВЧЕРА

,  

СЕГОДНЯ

,  

ЗАВТРА

тивная

 

экономическая

 

политика

 

государства

  

и

 

относительно

 

высокая

 

доля

госрасходов

 

в

 

ВВП

В

 

России

 

эта

 

доля

 

составляет

 

около

 20–21% 

от

 

ВВП

 (

ВВП

 –

400 

млрд

долл

., 

бюджет

 – 80 

млрд

.), 

тогда

 

как

 

в

 

США

 – 26–29% 

от

 

ВВП

,

причем

 

без

 

учета

 

затрат

 

федеральной

 

контрактной

 

корпорации

которые

 

состав

-

ляют

 

больше

 

триллиона

 

долларов

использующиеся

 

для

 

государственных

 

заку

-

пок

 

НИОКР

всех

 

космических

 

национальных

 

программ

 

и

 

т

.

п

Они

 

проходят

вне

 

федерального

 

бюджета

соответственно

 

не

 

учитываются

 

в

 

этой

 

доле

хотя

это

 

косвенные

 

расходы

 

государства

поддерживающие

 

инновационное

 

развитие

.

В

 

Японии

 

в

 

долю

 

госрасходов

которые

 

значительно

 

превышают

 40% 

от

 

ВВП

не

включают

  

программу

 

государственных

 

займов

 

и

 

инвестиций

превышающую

 

по

объему

 

размер

 

бюджета

и

 

направленную

 

исключительно

 

на

 

финансирование

модернизации

развитие

 

инфраструктуры

Например

насыпные

 

аэропорты

 

и

 

даже

торгово

-

социальные

 

центры

 

в

 

японских

 

городах

 

строятся

 

за

 

счет

 

денег

 

из

 

госу

-

дарственных

 

банков

 

развития

берущих

 

свои

 

средства

 

из

 

государственной

 

про

-

граммы

 FILP, 

государственных

 

займов

 

и

 

инвестиций

которые

 

в

 

свою

 

очередь

берут

 

их

 

из

 

почтовых

 

государственных

 

сбережений

 

населения

В

 

Китае

 

доля

госрасходов

 18% – 

меньше

 

чем

 

в

 

России

но

 

в

 

Китае

 

в

 

эту

 

сумму

 

не

 

включают

-

ся

 

огромные

 

средства

 

государственных

 

банков

 

развития

составляющие

 

порядка

60% 

бюджета

 

и

 

финансирующие

 

ту

 

же

 

самую

 

инфраструктуру

Таким

 

образом

,

роль

 

российского

 

государства

 

в

 

экономике

 

существенно

 

ниже

чем

 

в

 

крупней

-

ших

 

зарубежных

 

странах

.

Конечно

было

 

бы

 

неправомерно

 

в

 

роли

 

субъекта

 

модернизации

 

на

 

постин

-

дустриальной

 

стадии

 

видеть

 

исключительно

 

государство

Но

 

очевидно

что

 

без

активной

 

государственной

 

политики

 

осуществить

 

модернизационные

 

задачи

невозможно

Поэтому

 

сегодня

 

в

 

России

 

активная

 

государственная

 

политика

востребована

 

не

 

только

 

в

 

силу

 

традиции

но

 

и

 

вследствие

 

ее

 

дефицита

 

по

сравнению

 

с

 

другими

 

индустриально

 

развитыми

 

странами

.

Итак

проблемная

 

ситуация

 

определена

 

тем

что

 

роль

 

государства

 

незначи

-

тельна

а

 

роль

 

бюрократии

 

гипертрофирована

При

 

этом

 

бюрократия

 

использует

рычаги

 

государства

 

для

 

достижения

 

партикулярных

 

целей

Это

в

 

частности

,

находит

 

отражение

 

в

 

такой

 

ключевой

 

сфере

как

 

отношения

 

власти

 

и

 

бизнеса

.

Несколько

 

слов

 

об

 

этом

.

Тема

 

отношений

 

государства

 

и

 

бизнеса

 

в

 

течение

 2003–2005 

гг

., 

в

 

том

числе

 

в

 

связи

 

с

 

делом

 «

ЮКОСА

» 

обросла

 

многочисленными

 

комментариями

.

Наиболее

 

распространенным

 

стал

 

тезис

 

о

 

массированном

 

наступлении

 

государ

-

ства

 

на

 

бизнес

Однако

 

ситуация

 

не

 

столь

 

однозначна

С

 

одной

 

стороны

уже

первые

 

месяцы

 

правления

 

президента

 

В

.

Путина

 

были

 

ознаменованы

 

давлением

на

 

бизнес

Первыми

 

пали

 

империи

 

В

.

Гусинского

 

и

 

Б

.

Березовского

Впослед

-

ствии

 

объектом

 «

равноудаления

» 

стал

 

ЮКОС

Это

 

дает

 

основание

 

для

 

выводов

относительно

 

политики

 

государства

 

по

 

отношению

 

к

 

крупному

 

бизнесу

Но

Untitled-1

02.01.06, 16:30

82